Учёт психологических особенностей школьников как фактор развития современного урока

Почему так происходит: учитель старательно готовится к уроку, подбирает интересный материал, ожидая от ребят внимательности, активного включения в процесс познания, а на деле происходит всё по-другому. Учитель выбивается из сил, чтобы дети усвоили изучаемый материал, но кроме равнодушия, скуки в глазах учеников ничего нет. А ещё некоторые из школьников постоянно отвлекаются, мешая вести занятие. Может быть и иначе: ребята активны, тема урока их заинтересовала, а домашнее задание выполнено не у в...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учёт психологических особенностей школьников

как фактор развития современного урока.


Ильина О.Н.. педагог-психолог

МКОУ «СОШ №4» г. Карабаш

Почему так происходит: учитель старательно готовится к уроку, подбирает интересный материал, ожидая от ребят внимательности, активного включения в процесс познания, а на деле происходит всё по-другому. Учитель выбивается из сил, чтобы дети усвоили изучаемый материал, но кроме равнодушия, скуки в глазах учеников ничего нет. А ещё некоторые из школьников постоянно отвлекаются, мешая вести занятие. Может быть и иначе: ребята активны, тема урока их заинтересовала, а домашнее задание выполнено не у всех и результаты контрольной работы говорят о том, что учебный материал усвоен не полностью, прочные знания по предмету отсутствуют. А впереди экзамен… Разве об этом мечтал учитель? Что он чувствует, кроме обиды на детей, неудовлетворённости, желания бросить школу и искать другую работу?

Почему при одинаковой подаче материала одни дети всё понимают «с первого раза», легко справляются с заданием, а другие и с повторного объяснения не могут усвоить тему урока, отвлекаются, не выполняют, на взгляд учителя, элементарных заданий? Дело не только в воспитании, самоконтроле, школьной мотивации, интеллектуальном развитии учеников. Речь идёт об индивидуальном подходе к детям в учебно-воспитательном процессе. На страницах педагогической литературы множество призывов и даже требований строить педагогический процесс с учётом индивидуальных особенностей детей. К индивидуальным особенностям относятся: особенности восприятия, памяти, мышления, воображения, склонностей, способностей, темперамента, характера личности. Проблема состоит в том, что иной учитель не берёт в расчёт не только индивидуальные, но даже половые особенности детей. Учёт индивидуальных особенностей составляет основу индивидуального подхода. Если индивидуальный подход и существует в школьной педагогике, то чаще всего он относится к «трудным» детям, так как их поведение мешает учителям, классным руководителям, настораживает администрацию. Вот и занимается учитель одним или двумя учениками, а времени на остальных не хватает, хотя это не означает, что «тихие», «спокойные», «послушные» ученики не нуждаются в индивидуальном подходе к ним. Таким образом, существует проблема учёта психологических особенностей школьников.

Многие педагоги и психологи, которые изучают психологические особенности детей, призывают учитывать их в воспитательном и образовательном процессе. А.Г. Асмолов отметил, что «образование - способ развития личности, а не накачка её информацией». Ещё в начале двадцатого века русский психолог А.П. Нечаев пытался построить педагогику на данных психологии. Его собственные исследования связаны с проблемой памяти и индивидуальных различий. Русский анатом, педагог и психолог Лесгафт П.Ф. разработал концепцию «школьных типов», в основу которых легли наблюдения над различиями в поведении детей по отношению к процессу обучения, сверстникам, взрослым. В семидесятые годы двадцатого века М.С. Бернштейн исследовал индивидуальный характер усвоения и индивидуализацию обучения. Известный детский психолог Л.А. Венгер создал теорию восприятия ребёнка («Воспитание и обучение», 1969). Доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО И.В. Дубровина специализируется в области возрастной и педагогической психологии, и один из её трудов носит название «Об индивидуальных особенностях школьников». Один из ближайших учеников Б.М. Теплова, доктор психологических наук, профессор, исследователь в области возрастных и индивидуальных особенностей, Лейтес Н.С. рассматривал общие умственные способности с позиций индивидуального стиля деятельности и представил содержательный анализ трёх школьных возрастов. Он показал связь своеобразия интеллекта с типом нервной системы, а также рассмотрел проблему соотношения возрастного и индивидуального в способностях школьника («Вопросы психологии», 1985, №1). Над индивидуальным подходом к учащимся в процессе учебно-воспитательной работы трудилась Е.П. Ересь, создатель кафедры психологии Белорусского государственного университета. Под руководством К.Н. Корнилова они также провели исследование темперамента у школьников.

Д.А. Белухин разработал курс «Основы личностно-ориентированной педагогики», который требует строить педагогический процесс с учётом индивидуальных особенностей детей, ориентируясь на свойства характера, темперамента школьников, особенности психического развития девочек и мальчиков.

Бесспорно, учителю начальных классов легче осуществлять образовательный процесс с учётом индивидуальных особенностей, чем учителю- предметнику, который обучает большое количество детей разных возрастов. Но, если в школе есть педагог- психолог, то любой учитель может обратиться к нему за помощью. Будет проведена необходимая диагностика и составлена характеристика как отдельного ученика, так и всего класса.

Начнём с того, что девочки во многом отличаются от мальчиков и это нельзя оставлять без внимания. Здесь не требуется никакой диагностики. Различия между мальчиками и девочками заметны задолго до полового созревания. Для девочек в центре их внимания находятся взаимоотношения между людьми, предметы одежды и быта. Они более, чем мальчики склонны к проявлениям заботы, критике воспитательного характера. Мальчики более склонны к преобразованию действительности и окружения. В их преобразовательной деятельности присутствуют как конструктивные ( построить), так и деструктивные (сломать) тенденции. Девочки более внушаемы, но менее решительны. Внешне поведение мальчиков более шумное и их нарушения порядка в классе заметны. Но по существу девочки не уступают мальчикам в количестве нарушений, т. е. Общая активность одинакова, но девочки выделяются исполнительностью. Словарный запас к мальчиков больше, так как круг их интересов шире. Тенденция к преобразующей деятельности у мальчиков влияет на их учебные интересы. Так для них большей частью приоритетны физика, история, география, физкультура, технология, в то время, как девочки предпочитают литературу, иностранный язык, некоторые разделы домоводства. Речь мальчиков наполнена словами, передающими действия, и если она эмоциональна, то мальчики с помощью междометий и активной жестикуляции могут передать достаточный объём информации. Девочки склонны к предметно- оценочной речи, где преобладают имена существительные и прилагательные, отрицания и утверждения. В их речи прилагательные несут на себе основное содержание оценки. Девочки более аккуратны, добросовестны, терпеливы, наблюдательны. При решении математической задачи их прежде всего интересует приложение этой задачи к жизненной ситуации. Мальчиков в решении задач интересует сам факт решения, его абстрактный смысл, так как у мальчиков больше развито именно абстрактное мышление. Рассказ девочек содержит подробности и эмоциональное оценивание, в то время как мальчики дают более сжатое изложение, опуская подробности, придерживаясь основного содержания.

Учитель допускает ошибку, поручая ответственное дело только девочкам. Поощряя старательность девочек, создавая у них положительные эмоции, педагог старается всячески подавить шумливость, неаккуратность, излишнюю энергичность мальчиков. Таким образом, в мальчиках как бы закладывается программа тихой, пассивной жизнедеятельности (лишь бы сидел тихо и не мешал никому на уроке), а в девочках - программа активной общественной деятельности. Дело доходит до того, что большинство старших подростков и юношей ни на уроках, ни во внеурочных школьных делах себя никак не проявляют, в то время, как они же блещут на сценах и соревнованиях, но выступают не за свою школу, а за те учреждения дополнительного образования, которые дают им возможность раскрыть себя.

Все учителя, что у каждого человека есть врождённые особенности, которые накладывают отпечаток на деятельность, способы поведения и общения. Это темперамент. Темперамент сказывается и на учёбе школьника, что следует принимать во внимание учителю на уроке. Сангвиники более успешны, если работа требует частого перехода от одного рода занятий к другому, оперативности в принятии решений, а однообразие, регламентированность деятельности приводит к быстрому утомлению. Они подвижны, активны на уроках, быстро могут поднять руку и ответить на вопрос учителя, конечно, могут допустить ошибки, но значительно реже, чем торопыги холерики. Им для успешного выполнения лучше давать задания, на выполнение которых не уходит много времени, а усидчивость и аккуратность у холериков можно выработать, предлагая кратковременные задания, требующие высокой точности. Флегматики, вызванные отвечать, замедленно реагируют на вопрос и может создаться впечатление, что они не знают урока или прослушали вопрос. Нужно терпение, нельзя торопить флегматика с ответом. Пока он готовится, можно пообщаться с классом, дать кому- то индивидуальное задание и т.д. Важно быть внимательным к очень чувствительному, тревожному и легко ранимому меланхолику, по отношению к нему неуместны ни шутка, ни ирония. Нельзя требовать от меланхолика быстрого ответа по только что пройденному материалу, зато он может великолепно выполнить домашнюю работу творческого характера. Обязательно следует учитывать, что с заданием «на время» успешнее справятся сангвиник и холерик, а флегматик сделает меньший объём, но допустит и меньше ошибок, нежели холерик.

Лучше уживаются противоположные типы: возбудимый холерик и спокойный флегматик, а также печальный меланхолик и жизнерадостный сангвиник- они как бы дополняют друг друга. Удачная работа и дружеские отношения могут быть у людей одного типа темперамента, кроме холериков (два холерика часто ссорятся из- за взаимной несдержанности). Наиболее универсальные партнёры-

Флегматики, так как их устраивает любой темперамент, кроме собственного. Если учитель даёт задание для работы в паре, не помешает учитывать особенности типов темперамента. Педагог допускает ошибку, если на уроке подстраивает деятельность детей по свой тип темперамента, например, учитель - холерик требует от всех детей немедленного ответа и быстрой работы. В такой ситуации учащимся очень трудно, результаты их снижаются.

Большое значение в усвоении знаний имеют особенности восприятия информации учащимися. У детей выделяют три типа восприятия: визуальный, аудиальный, кинестетический. Определить, к какому типу относится человек, можно с помощью наблюдения. Когда что- то вспоминает или представляет визуал, поднимает глаза вверх, аудиал смотрит прямо, а кинестетик опускает глаза вниз. Визуал в общении соблюдает дистанцию, часто смотрит на собеседника, любит порядок на столе, соблюдает порядок в своей комнате. У него красивый, аккуратный почерк. Мало отвлекается на шум. Хорошо помнит, что видел. С трудом запоминает словесные инструкции (переспрашивает), при этом - хороший рассказчик, говорит быстро. Визуалу лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, так как новую для него информацию он лучше воспринимает зрительно. Он организован, наблюдателен. Имеет живую, образную фантазию. Для ребёнка с визуальным типом восприятия важен зрительный контакт с учителем. Чисто слуховую информацию он может не понять.

Аудиал - это слушатель. При чтении и письме шевелит губами, проговаривая слова. Может хорошо имитировать речь других людей, звуки природы, хорошо декламирует. Легко отвлекается, особенно на шум. Легко повторяет услышанное, чувствителен к интонации. В учебной деятельности предпочитает счёт и письмо. Задумавшись, разговаривает сам с собой. Говорит ритмически, речь неспешна. В группе часто бывает самым разговорчивым, любит дискуссии. Ученик аудиал во время объяснения может не смотреть на учителя, а только слушать. Чтобы привлечь внимание аудиала, нужно обратиться к нему со словами. Окрик или повышенный тон может вызвать у такого ученика стресс. А если он к тому же меланхолик…

Кинестетик - это деятель. При общении стоит близко к собеседнику, может часто до него дотрагиваться. Для него характерна живая мимика, выраженная жестикуляция, много движений. Кинестетик разговаривает медленно, несколько монотонно. На его столе, в комнате возможен беспорядок. У кинестетика часто бывает неряшливый почерк. Он любит вертеть в руках какой - нибудь предмет. Незнакомую вещь ему важно потрогать, пощупать, покрутить в руках, ощупать его фактуру, вес и форму. Ученик с кинестетическим типом восприятия чувствителен к эмоциональным методам обучения, он лучше овладевает знаниями через практические задания. Отвечает на физическое поощрение. В начальной школе долго не может избавиться от привычки водить при чтении пальцем по строчкам. Хорошо помнит общее впечатление о событии. Прежде, чем ответить, ученик - кинестетик долго смотрит в окно, себе под ноги, как бы нащупывает мысль. Легче всего привлечь его внимание, просто прикоснувшись к нему, например, похлопать по плечу. Кинестетики любят гримасничать, кроме того, они эмоциональны и обидчивы. У них наблюдается раннее физическое развитие.

Будет неправильно, если объяснение новой темы будет подаваться только в одной системе восприятия информации, которая удобна учителю. Таким образом, урок хорошо усвоят только те ребята, в чьей системе восприятия подавался учебный материал.

Используя знания о психологических особенностях мальчиков и девочек, типах темпераментов, особенностях восприятия информации, можно добиться хороших результатов в обучении и воспитании детей. Это известно многим педагогам, но проблема учёта индивидуальных особенностей в образовательном процессе все равно остаётся, так как одно дело просто знать, а другое - применять на практике, что требует немалых усилий со стороны учителя. Используя нужную информацию, учитель сможет «достучаться» до каждого ребёнка, успеваемость будет выше, усилится интерес детей к изучаемому предмету, а педагог получит удовлетворение от своей работы.

Список используемой литературы.

  1. Асмолов А.Г. Культурно - историческая психология и конструирование миров. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2010.

  2. Белухин Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2012.

  3. Лейтес Н.С. Возрастная одарённость и индивидуальные различия. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2010.

5


© 2010-2022