- Преподавателю
- Школьному психологу
- Психологические занятия по формированию социальных навыков для учащихся начальной школы
Психологические занятия по формированию социальных навыков для учащихся начальной школы
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Гуссамова Л.Г. |
Дата | 23.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Психологические занятия по формированию социальных навыков для учащихся начальной школы
Моргацкая Д. А.
педагог-психолог МБОУ «СОШ №81» Кировского района г. Казани
В образовательной среде задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важных мест. Известно, что дети с низким уровнем функциональной готовности составляют «группу риска», поэтому очень важно раннее выявление тех детей, которые нуждаются в дополнительном внимании со стороны педагога, родителей и школьного психолога. На сегодняшний день общепризнано, что готовность к школьному обучению - это многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований. В структуре готовности принято выделять следующие компоненты: физическую, интеллектуальную, эмоционально-волевую, личностную и социально-психологическую. Не умоляя важности других критерий готовности к школьному обучению, мы остановимся подробнее на проблемах в социально-психологической сфере. Этот компонент готовности включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителем. Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом и ему необходимо уметь достаточно гибкими способами устанавливать взаимоотношения с другими детьми. Социально-психологическая готовность к школе:
-
Учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний);
-
Умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых);
-
Умение принять учебную задачу (внимательно выслушать, по необходимости уточнить задание);
Развитие школьно-значимых психологических функций:
-
Развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами);
-
Пространственная ориентация, координация движений (умение правильно определять выше-ниже, вперед-назад, слева-справа);
-
Координация в системе глаз-рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ - узор, фигуру - зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг);
-
Развитие логического мышления (способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам);
-
Развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут);
-
Развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом /слово-картинка, слово-ситуация).
Мониторинг нашей школы показывает, что из года в год среди первоклассников 10 - 17% не готовы к школьному обучению. В то же время, на наш взгляд, в течение адаптационного периода психологу целесообразно оставить класс «наедине с учителем» и вмешиваться только в случае когда этот период сильно затягивается, а у некоторых полноценной адаптации так и не происходит. В таких случаях я провожу цикл занятий «Я и мы», который призван оказать детям начальной школы помощь в период адаптации, а так же снизить у них уровень тревожности, а также научить пользоваться поддержкой окружающих, оказывать помощь другим, видеть свои сильные и слабые стороны, принимать себя и совершенствовать.
Вводная часть.
-
Что такое 1-й класс?
-
Мы и наши близкие.
-
Мы и наше настроение - от кого и от чего оно зависит.
-
Мы и наши привычки (Режим дня)
-
Мы и наши привычки (Правила личной гигиены).
-
Мы и наши привычки (Правила рационального питания)
-
Мы. Наши недостатки и наши достоинства
-
Мы. Наши права и обязанности
-
Мы и наш класс
В конце занятий необходимо подчеркнуть, что все участники игры продемонстрировали способность к взаимной поддержке, удачно дополняли друг друга. Взаимовыручка, наверняка, будет помогать вам не только в играх, но и в учебе и в других делах.
После этого проводится рефлексия: участники, сидя в кругу, обсуждают, что понравилось в игре, как удалось справиться с заданиями, какие встретились трудности.
Литература
-
Прутченков А.С. Школа жизни. М., 2000.
-
Битянова М.Р. Организацич психологической работы в школе. М.,2000.
-
Родионов В. А., Я и другие. Тренинг социальных навыков. Ярославль, 2001.
.
Заявка участника конференции
Фамилия, имя, отчество автора (полностью)
Моргацкая Дания Ахмедовна
2.
Город
Казань
3.
Место работы (полное название)
МБОУ «Русско-татарская средняя общеобразовательная школа №81 с углубленным изучением отдельных предметов» Кировского района г. Казани
4.
Ученая степень, должность
-
5.
Контактный телефон
89178689903
6.
Почтовый адрес (с указанием индекса)
420080 Казань, пр.Ибрагимова,, д. 26А, кв. 5
7.
8.
Название доклада (статьи)
«Психологические занятия по формированию социальных навыков для учащихся начальной школы»
9.
Направление
Формирование социально активной личности младшего школьника во внеурочной деятельности.
10.
Форма участия (участие с докладом, публикация материалов без участия)
публикация материалов без участия