- Преподавателю
- Школьному психологу
- Тренинг профилактики наркомании у подростков
Тренинг профилактики наркомании у подростков
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Горохова Е.С. |
Дата | 18.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тренинг профилактики наркомании у подростков.
Главная отличительная черта профилактики наркотической зависимости - разъяснение подросткам не столько медицинских последствий употребления ПАВ, о которых подростки в общих чертах осведомлены, сколько последствий социальных. Для подростков особенно актуально мнение не медицинских экспертов, но их возрастного окружения, являющегося референтной группой в этот период. Наиболее эффективным методом профилактической работы являются в указанном контексте тренинговые занятия.
Цель тренинга: обозначить проблемы, связанные с наркоманией и предупреждение первого употребления наркотиков и других психоактивных веществ.
Задачи тренинга:
-
повышение уровня информированности детей о проблеме наркомании;
-
изменение отношения детей к наркомании;
-
умение сказать "Нет наркотикам";
-
формирование мотивации к сохранению здоровья.
План тренинга:
Знакомство.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами будем общаться в непринужденной обстановке. Я прошу вас сейчас подумать как бы вы хотели чтобы вас называли, какое имя для вас наиболее комфортно, напзовите их.
Правила работы в группе:
-
Говорящего может прервать только ведущий, никто из участников не перебивает говорящего товарища;
-
Желающий высказаться поднимает руку и отвечает, когда ему позволяет ведущий;
-
Не давать оценок другим участникам;
-
Вся личная информация, сообщённая на тренинге, является закрытой;
-
Право пропустить ход с предупреждением.
Актуализация проблемы
- Для того, чтобы мы могли оценить ваш уровень информированности проблемы наркомании, предлагаю побеседовать. Скажите, пожалуйста:
- Существует ли проблема наркомании в нашем обществе?
- Сталкивались ли вы или ваши друзья, знакомые, близкие люди с этой проблемой?
- Что вы чувствовали, когда столкнулись с этой проблемой?
- Насколько это явление опасно для подростков и молодежи?
- Если эта проблема не будет решена в ближайшее время, как она повлияет на общество в целом?
- Знаете ли вы людей, которые погибли от передозировки?
Наркотики это что? (Ответы детей).
- Это яд!
- Но почему? - это знают не все.
Потому что все яды подчиняются определенным законам.
- Что такое закон?
Если я уроню ручку - она летит куда - вниз - это закон притяжения - закон природы.
Когда яд попадает в тело человека - наступает активность.
Алкоголь оказывает то же действие, это разрешенный государством наркотик. Когда организм получает активность - человеку это нравится и он еще удваивает это состояние. А это приводит к обратному состоянию, т.е. наступает вялость (сил больше у организма нет).
Человек в поиске активности еще удваивает дозировку. И это приводит к следующему состоянию, это - сон. Но это не настоящий, а наркотический сон (он не восстанавливает, это не отдых). Также действует и алкоголь.
- Давайте сравним 2 машины - сначала новые, но отношение разное, и значит состояние этих машин со временем будет разным. Также и люди, если употреблять яд, то он разрушит тело и организм. Также примерно действуют табак, кофеин; они разрушают организм.
- Что нужно человеку, чтобы не свернуть с правильного пути?
- Все что нужно человеку - это цель - (красный цвет), тогда наркотики не нужны.
Достигнув одной цели - надо ставить другую.
- А, теперь, на базе данной информации и своего опыта вы должны в группах охарактеризовать подростка. Это личностные качества, которые не дадут ему стать наркоманом. Представитель выйдет и запишет. Если качества совпадают, то записывают только новые.
- Итак, подводим итог.
- целеустремленность;
- самоуважение;
- активность;
- дружелюбность;
- юмор;
- спортивность;
Конечно, это все правильно, и каждому надо стремиться иметь такое качество как «свободолюбие».
Сейчас мы с вами попробуем на себе чувство когда нами манипулируют.
Игра «Марионетки»
Цель: определить, что может чувствовать человек, когда им кто-то управляет, когда он не свободен.
Участники должны разбиться по три человека. Каждой тройке дается задание: два участника должны играть роль кукловода - полностью управлять всеми движениями куклы-марионетки, один из участников играет роль куклы. Каждый участник должен побывать в роли куклы. Для каждой тройки расставляются два стула на расстоянии 1,5-3 метра. Цель «кукловодов» -перевести «куклу» с одного стула на другой. При этом человек, который играет «куклу», не должен сопротивляться тому, что с ним делают «кукловоды». Очень важно, чтобы на месте «куклы» побывал каждый участник.
После завершения игры происходит обсуждение, игравшим предлагается ответить на вопросы:
•Что вы чувствовали, когда были в роли «куклы»?
• Понравилось ли вам это чувство, комфортно ли вам было?
• Хотелось ли что-либо сделать самому?
Игра «Отказ»
Цель: дать возможность участникам овладеть навыками уверенного поведения, аргументационного отказа в ситуации выбора.
Работа так же проводится в микрогруппах, каждой из которых предлагается одна из ситуаций:
-
Одноклассник (сосед, лидер двора) просит оставить какие-то вещи у тебя дома.
-
Одноклассник (сосед, лидер двора) предлагает попробовать наркотик «за компанию».
-
Одноклассник (сосед, лидер двора) просит отвезти какую-то вещь незнакомому тебе человеку.
-
Одноклассник (сосед, лидер двора) просит разрешения приготовить наркотик у тебя дома.
Задание подгруппам: в течение семи минут придумать как можно больше аргументов для отказа в этой ситуации. После этого каждая подгруппа «проигрывает» свою ситуацию перед остальными участниками. Один играет роль - «уговаривающего, другой - «отказывающегося». Ведущий предлагает использовать в каждой ситуации три стиля отказа: уверенный, агрессивный, неуверенный.
- Для того, чтобы подвести итог мы должны с вами в группах выпустить "Антинаркотический плакат". Дети рисуют в микрогруппах плакаты. Затем презентуют свои работы.
«Вверх по радуге»
Цель: расслабление и снижение эмоционального напряжения.
Ведущий предлагает упражнение, которое позволит немного отдохнуть и расслабиться. Учащихся просят встать, закрыть глаза, сделать глубокий вздох и представить, что вместе с этим вдохом они забираются вверх по радуге, а выдыхая, съезжают с нее, как с горки. Упражнение повторяется 3 раза. После этого желающие делятся впечатлениями, затем упражнение повторяется еще раз с открытыми глазами.
Заключительное слово:
Я желаю вам здоровья и взаимопонимания, так как человек может влиять на поведение окружающих. Волны от камешка, брошенного в воду, могут дойти до самого дальнего берега.
Я желаю вам счастья. Но знайте, что Дорога к счастью - это скоростное шоссе для тех, кто знает, где находятся обочины.
Водитель - это ВЫ.
Счастливого пути, ребята!
Спасибо.