Конспект Познавательные универсальные действия

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1.ПАСПОРТ (общая характеристика)

УНИВЕРСАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ


Обучающийся должен обладать способностью формирования научной картины мира


СМЫСЛОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ УУД:

(описание)

Познавательное развитие - развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью; овладение методологией познания, стратегиями и способами познания и учения; развитие репрезентативного, символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексия.

Место и значимость универсального учебного действия в результате образования выпускника ОУ средней школы.

Значимость данного УУД определяется следующими обстоятельствами:

  • вызовами современной системы образования РФ (Концепция 2020; «Наша новая школа»; проект нового Закона об образовании и др.);

  • усиление образовательных стандартов и их ориентация на результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов;

  • процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетенции;

  • формирование у учащихся научной картины мира;

  • повышение мотивации и эффективности учебной деятельности.

  • Реализация потребностей обучающихся в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителе и т.д.

Планируемые уровни сформированности универсального учебного действия у обучающихся лицея

Компоненты

Уровни каждого компонента УУД

Результаты

сформированности

каждого уровня УУД

Информационный

Базовый

Знает:

  • Самостоятельно выделяет и формулирует познавательную цель;

  • Осуществляет поиск и выделяет необходимую информацию;

  • Применяет методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

  • Осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной и письменной форме;

  • Структурирует знания;

  • Понимает цель чтения и осмысливает прочитанное;

  • Извлекает необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров;

  • Выбирает наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • Определяет основную и второстепенную информацию;

  • умение хранить, защищать, передавать и обрабатывать информацию.

Продвинутый

Знает:

  • умение систематизировать информацию по заданным признакам;

  • критически оценить и интерпретировать информацию;

  • Самостоятельно создаёт алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

  • Осуществляет рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности;

  • Моделирует преобразование объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

  • Преобразует модель с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область

Деятельностный

Базовый

Умеет:

  • владение навыками исследовательской деятельности;

  • определение целей и задач;

  • планирование проведения исследования;

  • формулирование гипотез и плана их проверки;

  • осуществление наблюдений и экспериментов;

  • умение строить логическое доказательство;

Продвинутый

Умеет:

  • использование количественных и качественных методов обработки и анализа полученных данных;

  • построение доказательств в отношении выдвинутых гипотез и формулирование выводов;

  • представление результатов исследования в заданном формате, составление текста отчѐта и презентации с использованием информационных и коммуникационных технологий;

Творческий

Базовый

Владеет:

  • навыками проектной деятельности;

  • умение использовать, создавать и преобразовывать различные символьные записи, схемы и модели для решения познавательных и учебных задач в различных предметных областях, исследовательской и проектной деятельности;

  • планирование проектных работ и выбор необходимого инструментария;

  • инновационными технологиями;

  • инновационным воображением;

  • технологией анализа инновационной деятельности;

Продвинутый

Владеет:

  • Создавать инновационные проекты;

  • Презентовать инновационную деятельность

2. ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УУД


  1. Календарный график (этапы) и возможные траектории формирования данного УУД у обучающегося лицея при освоении ОП среднего образования

Компоненты образовательной среды, участвующие в формировании УУД (дисциплины, курсы по выбору и др.)

Дисциплины/Курсы/полугодия обучения

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

1.

1 пол.

2 пол.

1 пол.

2

пол.

1 пол.

2 пол.

1 пол

2 пол.

1 пол.

2 пол.

2.











3.











4.











5.











6.











7.











8.











9.











10.












  1. Формы итоговой аттестации сформированности данного универсального учебного действия и необходимые оценочные средства

[ Приводятся основные типы оценочных заданий, с помощью которых обучающийся сможет продемонстрировать достигнутый уровень сформированности данного универсального учебного действия ]

Компоненты



Уровни каждого компонента УУД






Формы текущего, рубежного и итогового контроля




Оценочные средства

и образовательные продукты

Информационный

Базовый


  • Традиционные формы контроля (тестирование, собеседование на зачете, письменные контрольные работы).

Оценочные средства:

Тест, проверочная работа, контрольная работа, срез знаний

Образовательный продукт:

Сообщение, доклад, реферат

Продвинутый

- Ролевые, деловые игры

- Работа в малых группах сотрудничества

Оценочные средства:

Срез знаний

Образовательный продукт:

Карточки с заданиями, разработанные самими учащимися


Деятельностный

Базовый


  • урок-мастерская - место индивидуальной коррекции действий учащихся

  • урок-презентация - место предъявления достижений учащихся (результатов их самостоятельной домашней работы)

Оценочные средства:

Тест, срез

Образовательный продукт:

Презентация

Продвинутый


  • Инновационная лаборатория;

  • Создание курсовых работ;

  • Участие в конкурсах и олимпиадах

  • Участие в НПК

Оценочные средства:

Критерии оценки рассматриваются в соответствие с поставленными целями и задачами инновационного продукта

Образовательный продукт:

Курсовая работа, исследовательская работа

Творческий

Базовый


  • Разработка инновационных проектов;

  • Наблюдение и анализ деятельности школьника

Оценочные средства:

Критерии оценки моделирования инновационного процесса (креативная организация, работа в команде и др.).

Образовательный продукт:

Инновация - процесс

Продвинутый


  • Создание инновационного проекта;

  • Представление инновационного проекта;

Оценочные средства:

Критерии оценки рассматриваются в соответствие с поставленными целями и задачами инновационного продукта

Образовательный продукт:

Инновация - продукт (разработка компьютерных учебных пособий, выполненных самими школьниками по определенной теме).


  1. Основные пути, методы и технологии формирования данного универсального учебного действия у обучающегося лицея при освоении ОП среднего образования.

[ Компьютерные симуляции, психологические и иные тренинги, ролевые и деловые игры, ситуации, кейсы и др. ]

Компоненты компетенции

Уровни

каждого

компонента УУД

Методы и технологии формирования

данного УУД

Информационный

Базовый


  • Технология сотрудничества

  • Выполнение письменных работ (доклады и сообщения, аналитические и рефлексивные эссе).

Продвинутый


  • Деловые игры

  • Технологии работы в группе

Деятельностный

Базовый


  • Модераторские семинары

  • Дидактические мастерские

  • Технология полного усвоения

Продвинутый


  • Инновационные лаборатории

  • Участие в конкурсах, олимпиадах и НПК

  • Технология критического мышления

Творческий

Базовый


  • Участие в реализации инновационных проектов

  • Технология проблемного обучения

Продвинутый


  • Разработка инновационных проектов

  • Мастер-класс

  • Технология проблемного обучения

  • Технология развивающего обучения


  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение программы формирования у обучающихся данного универсального учебного действия при освоении ОП среднего образования

[ Приводится характерное только для данного универсального учебного действия учебно-методическое и информационное обеспечение, необходимое при освоении ОП среднего образования ]

Компоненты

Целевая аудитория



Литература:

Интернет-ресурсы:

Информационный, Деятельностный, Творческий


Родители, педагоги

Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли/ система заданий А.Г. Асмолов,О.А. Каробанова.- М.: Просвещение, 2010 Серия: Стандарты второго поколения

festival.1september.ru

Учительский журнал онлайн teacherjournal.ru

pedgazeta.ru

nsportal.ru/

burmak2.edu.yar.ru

openclass.ru

Педагоги, методисты

К вопросу о развитии универсальных учебных действий / А. И. Балашова, Н. А. Ермолова, А. Ф. Потылицына // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. - № 5. - С. 69-73.

Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны / О. А. Карабанова
// Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - № 2. - С. 11-12.

Е.О. Иванова, И.М. Осмоловская Теория обучения в информационном обществе .- М.: Просвещение, 2011 Серия: работаем по новым стандартам

С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская Развитие критического мышления на уроке .- М.: Просвещение, 2011 Серия: работаем по новым стандартам

festival.1september.ru

Учительский журнал онлайн teacherjournal.ru

pedgazeta.ru

nsportal.ru/

burmak2.edu.yar.ru

openclass.ru

future4you.ru

proshkolu.ruКонспект Познавательные универсальные действия


  1. Условия, необходимые для успешного формирования у обучающихся только данного универсального учебного действия при освоении ОП среднего образования

[ Приводятся характерные только для данного универсального учебного действия условия, необходимые для успешного формирования у обучающихся данного УУД при освоении ОП среднего образования ]


  • создание условий для возникновения вопросов и проблем у учащихся (стимулирование творческого звена мыслительного процесса);

  • рефлексия мыслительного процесса, достижение высокого уровня понимания решения;

  • обеспечение эмоционального благополучия детей;

  • удовлетворение познавательной потребности;

  • развитие способностей к самоуправлению своей деятельностью - рефлексивной саморегуляции;

  • дифференциация и индивидуализация содержания обучения;

  • дифференциация и индивидуализация помощи учителя учащимся.



© 2010-2022