- Преподавателю
- Школьному психологу
- Конспект урока по теме: «Человек и его характер»
Конспект урока по теме: «Человек и его характер»
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Моисеева Л.А. |
Дата | 10.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок «Человек и его характер»
Цель урока:
-
Образовательная - знакомство с понятием "характер", его разнообразными чертами и свойствами.
-
Развивающая - навыки и умения формирования своего характера.
-
Воспитательная - помощь учащимся в понимании выражений "жизнь чеканит, отливает характер человека" и "характер накладывает печать на все поступки, мысли и чувства человека".
Высшей целью человеческих стремлений
является высоконравственный характер.
Э. Тельман
Подумай:
-
Что такое характер? Что он «характеризует» в личности? Его роль в жизни и судьбе человека.
В переводе с древнегреческого слово «характер» означает «чеканка», печать». В самом деле, с одной стороны, жизнь чеканит, отливает характер человека, а с другой - характер накладывает печать на все поступки, мысли и чувства человека. Говоря о характере, мы подразумеваем типичные, часто повторяющиеся в поступках и действиях проявления индивидуальных свойств человека, привычные формы его поведения. Трусливый человек может совершить решительный поступок, а вежливый нагрубить. Но всё - таки смелым или грубым мы называем только того человека, для которого такое поведение - типично.
Характер отражает отношение человека к окружающему миру. В системе отношений выделяют несколько групп черт характера, свидетельствующих об отношении человека
К деятельности, к труду (трудолюбие, добросовестность, инициативность, безответственность, халатность, лень, ответственность…).
К людям, коллективу, обществу (общительность - замкнутость, искренность - лицемерие, доброжелательность - зависть, гуманность - человеконенавистничество, равнодушие, чуткость…).
К духовным ценностям, к морали (высоконравственность, увлеченность… ).
К материальным ценностям, к вещам (аккуратность - неряшливость, бережливость - небрежность, экономность - расточительность, щедрость - скупость, ...).
К самому себе (самокритичность - некритичность, требовательность - нетребовательность, гордость - самоунижение, скромность, тщеславие…).
К выбору цели (целеустремленность, прагматизм, рациональность, расчетливость).
Волевые черты характера (волевой - слабохарактерный, мужественный - слабый, выдержанный - вспыльчивый, ...).
Черты характера во многом определяют поведение человека - способы действий в типичных ситуациях. Большое влияние на поведение человека оказывают и его индивидуальные особенности. В зависимости от того, какая из этих особенностей преобладает, в характере человека выделяют интеллектуальные, эмоциональные и волевые черты.
Говоря об интеллектуальных чертах характера, имеют в виду прежде всего сложившиеся качества ума (сообразительность, наблюдательность и др.). В эмоциональных чертах проявляется отношение к явлениям действительности (возбудимость, рассудочность и т. д.), а также преобладающие настроения. Волевые черты характера определяют умение и готовность человека сознательно регулировать свою деятельность, связанную с преодолением трудностей (решительность, целеустремлённость). Всего насчитывается более тысячи черт характера.
Задание № 1
Какие из перечисленных свойств характера вы отмечаете у себя? Какие еще черты характера вы можете в себе отметить? Запишите их.
Задание № 2 «Азбука характера»
А - аккуратность К - У -
Б - бестактность Л - Ф -
В - ворчливость М - Х -
Г - гордость Н - Ц -
Д - дружелюбие О - Ш -
Е - естественность П - Щ -
Ж - жадность Р - Э -
3 - злопамятность С - Ю -
И - искренность Т - Я -
Задание № 3
Запишите в один столбик черты своего характера, которые помогают в жизни, а в другую - те, которые мешают.
Какой столбик оказался больше?
Из мудрых мыслей:
У каждого человека три характера: тот, который ему приписывают, тот, который он сам себе приписывает, и, наконец, тот, который есть в действительности. (В. Гюго)
В любом самом мелком, самом незначительном, самом неприметном нашем поступке уже сказывается весь наш характер; дурак и входит и выходит, и садится и встает с места, и молчит, и двигается иначе, нежели умный человек. (Лабрюйер )
Серьезность - основа характера. (О. Бальзак)
Твердый характер должен сочетаться с гибкостью разума. (Л. Вовенарг)
Характер не родится с человеком, а приобретается им во время воспитания, устанавливаясь окончательно в последующих треволнениях эпохи. (Н.А. Добролюбов)
Характер состоит в способности действовать согласно принципам. (И. Кант)
Характеры людей определяются и формируются их взаимоотношениями. (А. Моруа)
Истинный характер человека проявляется в том, как он развлекается. (Рейнальде)
Проверь себя:
Характер - это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполняемой работе. Характер проявляется в деятельности и общении и включает в себя то, что придает поведению человека специфический, характерный для него оттенок.
Задание № 4 Тест «Каков Ваш характер»
Ответьте «да» или «нет» на следующие вопросы:
-
Уважаете ли Вы дружбу?
-
Привлекает Вас что-то новое?
-
Предпочитаете ли Вы старую одежду новой?
-
Притворяетесь ли довольным безо всякой на то причины?
-
Меняли ли Вы в детстве более трех раз профессию, которую собирались выбрать?
-
Теряете ли уверенность в себе, когда Вам предстоит решить трудную задачу?
-
Коллекционируете ли Вы что-нибудь?
-
Часто ли Вы меняете свои планы в последний момент?
Запишите себе по 1 баллу, если Вы ответили «да» на вопросы 1, 3, 7 и столько же за ответы «нет» на вопросы 2, 4, 5, 6, 8. Затем подсчитайте набранные баллы.
Свыше 6 очков: Вы уравновешенный человек, родителям, учителям, друзьям грех жаловаться на Вас; у Вас легкий, хороший характер.
От 3 до 6 очков: Ваш характер не назовешь легким. Ваше хорошее настроение весьма легко может превратиться в плохое. А это не может не отразиться на работе, семейной жизни, дружеских отношениях; не забывайте, что, только проявляя настойчивость, Вы будете преуспевать в жизни.
Менее 3 очков: почему Вы не верите в свои силы? Нужно больше доверять людям и поискать себе друзей среди тех, кто Вас окружает.
Как формировать свой характер ?
Восточная пословица гласит: "Посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнёшь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу". Для воспитания характера важны хорошие привычки, а их каждый человек может сформировать сам. Привычки возникают, укрепляются и держатся на повторении. Чтобы возникла привычка, должна быть потребность в ней. Привычки именно потому так сильны, что, сформировавшись, становятся потребностью. Как быть с плохими привычками, которые формируются куда легче хороших?
У вас уже есть список черт характера, которые мешают вам жить. Для того, чтобы с ними справиться, нужна сила воли. Сила воли - это способность преодолевать трудности, упорство в достижении цели. Все великие люди обладали мощной силой воли, благодаря которой они добивались успехов в науке, политике, спорте, искусстве.
Итоги урока
1. Как образуется характер человека?
-
Что может сделать сам человек в формировании своего характера?
-
А если характер «плохой», можно ли его изменить?
Вот несколько советов для воспитания характера:
1. "Прогулка". Выйдя из дома, вернуться ровно через час (допустимая ошибка 2 мин). Это упражнение развивает чувство времени и ответственности. Продолжительность прогулки может меняться.
2. "Будильник". После звонка будильника сосчитать до 35 и встать. Каждый день убавлять счет на 5 и через неделю встать на счет "3", Упражнение освоено, если в течение трех недель подряд вы встаете на счет "3".
3. "Зарядка". Начать зарядку с 10 минут. Прибавляя каждый день по 1 минуте довести ее до 17 минут. Упражнение освоено, если 3-4 недели вы регулярно делаете зарядку