- Преподавателю
- Школьному психологу
- Программа «Психология общения»
Программа «Психология общения»
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Смокотина Т.А. |
Дата | 09.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ автономное ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ среднего ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТОМСКИЙ механико-технологический техникум»
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Психология общения
Томск - 2014
Программа учебной дисциплины «Психология общения» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессиям НПО
Организация-разработчик: ОГАОУ СПО «ТМТТ» г. Томск
Разработчик: Смокотина Татьяна Анатольевна, педагог-психолог
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
-
условия реализации программы учебной дисциплины
11
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
13
-
паспорт примерной ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Психология общения»
-
Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям НПО
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном образовании при профессиональной подготовке по профессиям НПО, при реализации основной профессиональной образовательной программы по профессиям НПО
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина «Психология общения» относится к общепрофессиональному циклу.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- выражать собственную точку зрения и аргументировать ее в корректной форме;
- рефлексировать собственное состояние, опыт, поведение;
- проявлять терпимость к другому мнению и позициям;
- работать в группе и с другими людьми;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные виды, функции и средства общения;
- социально-психологические особенности личности;
- психологические аспекты семейных отношений;
- особенности поведения в конфликтных ситуациях;
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 40 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 30 часов;
самостоятельной работы обучающегося 10 часов
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
40
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
30
в том числе:
практические занятия
8
контрольные работы
4
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
10
Итоговая аттестация в форме контрольной работы
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины Психология общения
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень усвоения
Раздел 1.
Психология личности
20
Тема 1.1.
Понятие личности в психологии.
Содержание учебного материала
2
1
Соотношение базовых понятий: индивид, личность, субъект, индивидуальность. Основные факторы, предпосылки и движущие силы психического развития личности.
1
2
Потребности, мотивы, мировоззрение, установки личности. Иерархия потребностей по А. Маслоу.
1
Самостоятельная работа обучающихся
Написать сочинение-эссе на тему: «Личностью не рождаются…»
1
Тема 1.2.
Коммуникация в межличностном общении.
Содержание учебного материала
2
1
Особенности коммуникации в межличностном общении. Модель коммуникативного процесса. Барьеры коммуникации.
1
2
Сущность социального восприятия (перцепции). Функции и механизмы социального восприятия. Эффекты восприятия.
1
Практические работы:
-
Психологические упражнения на развитие навыков коммуникативной компетентности.
-
Упражнения на распознавание ошибочных стереотипов мышления, накладывающих отпечаток на восприятие.
2
Тема 1.3.
Достоинство человека.
Содержание учебного материала
2
1
Раскрыть значение самоуважения, чувства собственного достоинства для жизнедеятельности человека. Изменения понятия достоинства в истории человечества. Достоинство, гордость, гордыня.
2
Практические работы:
-
Тест на определение уровня самооценки.
-
Тест П. Якубовской «Умение различать уверенное, неуверенное и агрессивное поведение».
-
Психологические упражнения на формирование навыков уверенного поведения.
2
Самостоятельная работа обучающихся
Найти притчи, поговорки, пословицы про достоинство человека, уважение, гордость, гордыню, смирение.
1
Тема 1.4.
Свобода личности как родовая характеристика человека.
Содержание учебного материала
2
1
Сущность свободы. Осознание аспектов свободы (мысли, слова, духа, воли и т.д.) и их неразрывная связь с ответственностью. Знакомство обучающихся с понятием свободы в представлении некоторых философов и психологов. Проблема свободного выбора.
2
Практическая работа
Психологические упражнения на осознание собственных границ свободы.
2
Самостоятельная работа
Анализ предложенных жизненных ситуаций с позиции категорий свободы выбора и ответственности.
2
Тема 1.5.
Счастье и смысл жизни.
Содержание учебного материала
1
1
Различные представления о счастье. Темное и светлое мировосприятие. Счастье и смысл жизни.
1
Самостоятельная работа обучающихся
Сочинение-размышление на тему: «Для меня счастье - это...»
2
Контрольная работа по пройденным темам
1
Раздел 2. Психология семейных отношений
10
Тема 2.1.
Психологические аспекты семейных отношений.
Содержание учебного материала
1
1
Рассмотреть некоторые из проблем, возникающих на ранних этапах существования семьи. Слагаемые отношений между мужчиной и женщиной. Проанализировать факторы, влияющие на стабильность брака.
1
Практическая работа
Методика «РОП»: роли, ожидания и притязания в браке.
1
Самостоятельная работа обучающихся
Написать реферат по теме: «Позитивное воспитание».
2
Тема 2.2.
Функции семьи. Стили семейного воспитания.
Содержание учебного материала
2
1
Познакомить обучающихся с функциями и задачами семьи. Изучить стили гармоничного и негармоничного воспитания.
1
2
Дать представление о психологических проблемах родителей в семьях с негармоничным стилем воспитания. Расширить понимание собственных ожиданий от брака.
1
Тема 2.3.
Любовь и уважение.
Содержание учебного материала
2
1
Показать взаимосвязь понятий любви и уважения. Познакомить с высказываниями о любви выдающихся людей. Дать представление о различных видах и сторонах любви.
2
Практическая работа
Дискуссия между обучающимися на тему любви и уважения.
1
Контрольная работа по пройденным темам
1
Раздел 3. Конструктивное
Преодоление конфликтов
10
Тема 3.1.
Конфликт. Стили поведения в конфликте.
Содержание учебного материала
2
1
Познакомить обучающихся с понятием конфликт. Дать представление о различных стилях разрешения конфликта. Углубить самопонимание путем выявления своего собственного стиля, характерного для поведения в конфликте.
2
Тема 3.2.
Управление конфликтом.
Содержание учебного материала
1
1
Рассмотреть способы конструктивного поведения в конфликте, методы управления конфликтом. Роль эмоций в динамике конфликта. Развить навыки творческого разрешения конфликтных ситуаций.
1
Практическая работа
-
Тест Томаса на определение ведущего стиля поведения в конфликте.
-
Проигрывание ситуаций с использованием разных стилей поведения для развития коммуникативной компетентности.
2
Самостоятельная работа обучающихся
Описать и проанализировать межличностный, межгрупповой конфликт по предложенной схеме (участники или сторона конфликта, причина возникновения конфликта, повод, интересы, стратегии поведения).
2
Итоговая контрольная по пройденным темам
1
Всего
40
3. условия реализации программы дисциплины
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличие учебного кабинета «Психология общения».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся-30;
- рабочее место преподавателя-1;
- магнитная доска или флип-чарт;
- комплект учебно-наглядных пособий «Психология общения»;
- подборка видеосюжетов по курсу «Психология общения»;
- канцтовары (бумага формата А4, маркеры, фломастеры);
- учебно-дидактический материал;
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением, мультимедиапроектор, экран;
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
-
Крысько В.Г. Социальная психология. ЗАО Издательский дом «Питер», 2005.
-
Батаршев А.В. Психология личности и общения. М., 2004.
-
Ефимова Н.С. Психология взаимопонимания: психологический практикум. СПб, 2004.
-
Методы практической социальной психологии: диагностика, консультирование, тренинги. М., 2004.
-
Ойстер К. Социальная психология групп. СПб, 2004.
-
Подгурецки Ю. Социальная коммуникация. М., 2004.
-
Соснин В.А., Красникова Е.А. Социальная психология. М., 2004.
-
Пономаренко Л.П. Основы психология для старшеклассников: Пособие для педагога: в 2 ч. - М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2001. - ч.1. Основы психологии: 10 кл.
Интернет ресурсы:
syntone.ru/library books/cont
ido.rudn.ru/ffec/rlangr11.hti
otherreferats.allbest.ru/culture/ooo
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений - демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков.
Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения практических занятий и тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, рефератов.
Обучение по учебной дисциплине завершается промежуточной аттестацией в форме контрольной работы, которую проводит экзаменационная комиссия. В состав экзаменационной комиссии могут входить представители общественных организаций обучающихся.
Формы и методы промежуточной аттестации и текущего контроля по учебной дисциплине доводятся до сведения обучающихся не позднее начала двух месяцев от начала обучения по основной профессиональной образовательной программе.
Для промежуточной аттестации и текущего контроля образовательными учреждениями создаются фонды оценочных средств (ФОС).
ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям оценки результатов подготовки (таблица 4.1).
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица 4.2).
Таблица 4.1.
Раздел (тема) учебной дисциплины
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения
Тема 1.3
Достоинство человека
Тема 1.4.
Свобода личности как родовая характеристика человека.
Тема 1.5.
Счастье и смысл жизни.
Тема 2.1. Психологические аспекты семейных отношений.
Тема 2.3.
Любовь и уважение.
выражать собственную точку зрения и аргументировать ее в корректной форме
Вид: текущий
Форма: практическая работа
Метод: структурированное наблюдение на практической работе
Средства: карта наблюдения
Тема 1.1.
Понятие личности в психологии
Тема 1.2.
Коммуникация в межличностном общении.
Тема 1.3.
Достоинство человека.
Тема 1.4.
Свобода личности как родовая характеристика человека.
Тема 1.5.
Счастье и смысл жизни.
Тема 2.3.
Любовь и уважение.
рефлексировать собственное состояние, опыт, поведение
Вид: текущий
Форма: практическая работа
Метод: структурированное наблюдение на практической работе
Средства: карта наблюдения
Тема 1.3.
Достоинство человека
Тема 1.4.
Свобода личности как родовая характеристика человека.
Тема 2.1.
Психологические аспекты семейных отношений.
Тема 2.3.
Любовь и уважение.
проявлять терпимость к другому мнению и позициям
Вид: текущий
Форма: практическая работа
Метод: структурированное наблюдение на практической работе
Средства: карта наблюдения
Тема 1.2.
Коммуникация в межличностном общении.
Тема 1.3.
Достоинство человека.
Тема 1.4.
Свобода личности как родовая характеристика человека.
Тема 2.3.
Любовь и уважение.
Тема 3.2.
Управление конфликтом.
работать в группе и с другими людьми.
Вид: текущий
Форма: практическая работа
Метод: структурированное наблюдение на практической работе
Средства: карта наблюдения
Знания
Тема 1.2.
Коммуникация в межличностном общении.
основные виды, функции и средства общения
Вид: текущий
Форма: контрольная работа
Метод: тестовый
Средства: тестовые задания
Тема 1.1.
Понятие личности в психологии.
Тема 1.3.
Достоинство человека.
Тема 1.4.
Свобода личности как родовая характеристика человека.
Тема 1.5.
Счастье и смысл жизни.
социально-психологические особенности личности
Вид: текущий
Форма: контрольная работа
Метод: тестовый
Средства: тестовые задания
Тема 2.1.
Психологические аспекты семейных отношений.
Тема 2.2.
Функции семьи. Стили семейного воспитания.
Тема 2.3.
Любовь и уважение.
психологические аспекты семейных отношений
Вид: текущий
Форма: контрольная работа
Метод: тестовый
Средства: тестовые задания
Тема 3.1.
Конфликт. Стили поведения в конфликте.
Тема 3.2.
Управление конфликтом.
особенности поведения в конфликтных ситуациях
Вид: текущий
Форма: контрольная работа
Метод: тестовый
Средства: тестовые задания
Учебная дисциплина (умения + знания)
Промежуточная аттестация:
Вид: итоговый
Форма: дифференцированный зачет
Метод: тестирование
Средства: тест
Таблица 4.2.
Процент результативности (правильных ответов)
Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений
балл (отметка)
вербальный аналог
90 ÷ 100
5
отлично
80 ÷ 89
4
хорошо
70 ÷ 79
3
удовлетворительно
менее 70
2
не удовлетворительно
На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений экзаменационной комиссией определяется интегральная оценка уровня подготовки по учебной дисциплине.
5