Программа «Психология общения»

Данная программа учебной дисциплины «Психология общения» является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям НПО и может быть использована в дополнительном образовании при профессиональной подготовке по профессиям НПО. Цель программы - актуализация личностного потенциала обучающихся, формирование мотивации к самопознанию и изучению человеческих взаимоотношений. Программа способствует развитию умений выражать собственную точку зрения и аргументировать ее в корректной форме, рефлексировать собственное состояние, опыт, поведение, проявлять терпимость к другому мнению и позициям.
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ автономное ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ среднего ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТОМСКИЙ механико-технологический техникум»












ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



Психология общения




























Томск - 2014

Программа учебной дисциплины «Психология общения» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессиям НПО

Организация-разработчик: ОГАОУ СПО «ТМТТ» г. Томск

Разработчик: Смокотина Татьяна Анатольевна, педагог-психолог


СОДЕРЖАНИЕ



стр.


  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


6

  1. условия реализации программы учебной дисциплины


11

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

13


  1. паспорт примерной ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Психология общения»



  1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям НПО

Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном образовании при профессиональной подготовке по профессиям НПО, при реализации основной профессиональной образовательной программы по профессиям НПО

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина «Психология общения» относится к общепрофессиональному циклу.

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- выражать собственную точку зрения и аргументировать ее в корректной форме;

- рефлексировать собственное состояние, опыт, поведение;

- проявлять терпимость к другому мнению и позициям;

- работать в группе и с другими людьми;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- основные виды, функции и средства общения;

- социально-психологические особенности личности;

- психологические аспекты семейных отношений;

- особенности поведения в конфликтных ситуациях;

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 40 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 30 часов;

самостоятельной работы обучающегося 10 часов




2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

40

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

30

в том числе:


практические занятия

8

контрольные работы

4

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

10

Итоговая аттестация в форме контрольной работы

2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины Психология общения


Наименование разделов и тем


Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся



Объем часов



Уровень усвоения

Раздел 1.

Психология личности



20



Тема 1.1.

Понятие личности в психологии.


Содержание учебного материала

2

1

Соотношение базовых понятий: индивид, личность, субъект, индивидуальность. Основные факторы, предпосылки и движущие силы психического развития личности.


1




2

Потребности, мотивы, мировоззрение, установки личности. Иерархия потребностей по А. Маслоу.

1


Самостоятельная работа обучающихся

Написать сочинение-эссе на тему: «Личностью не рождаются…»


1



Тема 1.2.

Коммуникация в межличностном общении.

Содержание учебного материала

2


1

Особенности коммуникации в межличностном общении. Модель коммуникативного процесса. Барьеры коммуникации.


1



2

Сущность социального восприятия (перцепции). Функции и механизмы социального восприятия. Эффекты восприятия.

1


Практические работы:

  1. Психологические упражнения на развитие навыков коммуникативной компетентности.

  2. Упражнения на распознавание ошибочных стереотипов мышления, накладывающих отпечаток на восприятие.

2







Тема 1.3.

Достоинство человека.


Содержание учебного материала

2

1

Раскрыть значение самоуважения, чувства собственного достоинства для жизнедеятельности человека. Изменения понятия достоинства в истории человечества. Достоинство, гордость, гордыня.


2



Практические работы:

  1. Тест на определение уровня самооценки.

  2. Тест П. Якубовской «Умение различать уверенное, неуверенное и агрессивное поведение».

  3. Психологические упражнения на формирование навыков уверенного поведения.




2

Самостоятельная работа обучающихся

Найти притчи, поговорки, пословицы про достоинство человека, уважение, гордость, гордыню, смирение.

1



Тема 1.4.

Свобода личности как родовая характеристика человека.


Содержание учебного материала

2


1

Сущность свободы. Осознание аспектов свободы (мысли, слова, духа, воли и т.д.) и их неразрывная связь с ответственностью. Знакомство обучающихся с понятием свободы в представлении некоторых философов и психологов. Проблема свободного выбора.



2




Практическая работа

Психологические упражнения на осознание собственных границ свободы.

2



Самостоятельная работа

Анализ предложенных жизненных ситуаций с позиции категорий свободы выбора и ответственности.

2



Тема 1.5.

Счастье и смысл жизни.


Содержание учебного материала


1


1

Различные представления о счастье. Темное и светлое мировосприятие. Счастье и смысл жизни.



1




Самостоятельная работа обучающихся

Сочинение-размышление на тему: «Для меня счастье - это...»

2


Контрольная работа по пройденным темам

1


Раздел 2. Психология семейных отношений



10



Тема 2.1.

Психологические аспекты семейных отношений.

Содержание учебного материала


1


1

Рассмотреть некоторые из проблем, возникающих на ранних этапах существования семьи. Слагаемые отношений между мужчиной и женщиной. Проанализировать факторы, влияющие на стабильность брака.



1




Практическая работа

Методика «РОП»: роли, ожидания и притязания в браке.

1


Самостоятельная работа обучающихся

Написать реферат по теме: «Позитивное воспитание».

2



Тема 2.2.

Функции семьи. Стили семейного воспитания.

Содержание учебного материала

2


1

Познакомить обучающихся с функциями и задачами семьи. Изучить стили гармоничного и негармоничного воспитания.

1


2

Дать представление о психологических проблемах родителей в семьях с негармоничным стилем воспитания. Расширить понимание собственных ожиданий от брака.

1



Тема 2.3.

Любовь и уважение.

Содержание учебного материала


2


1

Показать взаимосвязь понятий любви и уважения. Познакомить с высказываниями о любви выдающихся людей. Дать представление о различных видах и сторонах любви.



2




Практическая работа

Дискуссия между обучающимися на тему любви и уважения.



1


Контрольная работа по пройденным темам


1


Раздел 3. Конструктивное

Преодоление конфликтов



10



Тема 3.1.

Конфликт. Стили поведения в конфликте.

Содержание учебного материала


2


1

Познакомить обучающихся с понятием конфликт. Дать представление о различных стилях разрешения конфликта. Углубить самопонимание путем выявления своего собственного стиля, характерного для поведения в конфликте.



2




Тема 3.2.

Управление конфликтом.

Содержание учебного материала


1


1

Рассмотреть способы конструктивного поведения в конфликте, методы управления конфликтом. Роль эмоций в динамике конфликта. Развить навыки творческого разрешения конфликтных ситуаций.



1




Практическая работа

  1. Тест Томаса на определение ведущего стиля поведения в конфликте.

  2. Проигрывание ситуаций с использованием разных стилей поведения для развития коммуникативной компетентности.

2


Самостоятельная работа обучающихся

Описать и проанализировать межличностный, межгрупповой конфликт по предложенной схеме (участники или сторона конфликта, причина возникновения конфликта, повод, интересы, стратегии поведения).

2


Итоговая контрольная по пройденным темам

1



Всего

40


3. условия реализации программы дисциплины

3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличие учебного кабинета «Психология общения».

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся-30;

- рабочее место преподавателя-1;

- магнитная доска или флип-чарт;

- комплект учебно-наглядных пособий «Психология общения»;

- подборка видеосюжетов по курсу «Психология общения»;

- канцтовары (бумага формата А4, маркеры, фломастеры);

- учебно-дидактический материал;

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением, мультимедиапроектор, экран;

3.2 Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

  1. Крысько В.Г. Социальная психология. ЗАО Издательский дом «Питер», 2005.

  2. Батаршев А.В. Психология личности и общения. М., 2004.

  3. Ефимова Н.С. Психология взаимопонимания: психологический практикум. СПб, 2004.

  4. Методы практической социальной психологии: диагностика, консультирование, тренинги. М., 2004.

  5. Ойстер К. Социальная психология групп. СПб, 2004.

  6. Подгурецки Ю. Социальная коммуникация. М., 2004.

  7. Соснин В.А., Красникова Е.А. Социальная психология. М., 2004.

  8. Пономаренко Л.П. Основы психология для старшеклассников: Пособие для педагога: в 2 ч. - М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2001. - ч.1. Основы психологии: 10 кл.

Интернет ресурсы:

syntone.ru/library books/cont

ido.rudn.ru/ffec/rlangr11.hti

otherreferats.allbest.ru/culture/ooo

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений - демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков.

Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения практических занятий и тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, рефератов.

Обучение по учебной дисциплине завершается промежуточной аттестацией в форме контрольной работы, которую проводит экзаменационная комиссия. В состав экзаменационной комиссии могут входить представители общественных организаций обучающихся.

Формы и методы промежуточной аттестации и текущего контроля по учебной дисциплине доводятся до сведения обучающихся не позднее начала двух месяцев от начала обучения по основной профессиональной образовательной программе.

Для промежуточной аттестации и текущего контроля образовательными учреждениями создаются фонды оценочных средств (ФОС).

ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям оценки результатов подготовки (таблица 4.1).

Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица 4.2).

Таблица 4.1.

Раздел (тема) учебной дисциплины

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения

Тема 1.3

Достоинство человека

Тема 1.4.

Свобода личности как родовая характеристика человека.

Тема 1.5.

Счастье и смысл жизни.

Тема 2.1. Психологические аспекты семейных отношений.

Тема 2.3.

Любовь и уважение.

выражать собственную точку зрения и аргументировать ее в корректной форме

Вид: текущий

Форма: практическая работа

Метод: структурированное наблюдение на практической работе

Средства: карта наблюдения

Тема 1.1.

Понятие личности в психологии

Тема 1.2.

Коммуникация в межличностном общении.

Тема 1.3.

Достоинство человека.

Тема 1.4.

Свобода личности как родовая характеристика человека.

Тема 1.5.

Счастье и смысл жизни.

Тема 2.3.

Любовь и уважение.


рефлексировать собственное состояние, опыт, поведение

Вид: текущий

Форма: практическая работа

Метод: структурированное наблюдение на практической работе

Средства: карта наблюдения

Тема 1.3.

Достоинство человека

Тема 1.4.

Свобода личности как родовая характеристика человека.

Тема 2.1.

Психологические аспекты семейных отношений.

Тема 2.3.

Любовь и уважение.


проявлять терпимость к другому мнению и позициям

Вид: текущий

Форма: практическая работа

Метод: структурированное наблюдение на практической работе

Средства: карта наблюдения

Тема 1.2.

Коммуникация в межличностном общении.

Тема 1.3.

Достоинство человека.

Тема 1.4.

Свобода личности как родовая характеристика человека.

Тема 2.3.

Любовь и уважение.

Тема 3.2.

Управление конфликтом.


работать в группе и с другими людьми.

Вид: текущий

Форма: практическая работа

Метод: структурированное наблюдение на практической работе

Средства: карта наблюдения

Знания

Тема 1.2.

Коммуникация в межличностном общении.

основные виды, функции и средства общения

Вид: текущий

Форма: контрольная работа

Метод: тестовый

Средства: тестовые задания

Тема 1.1.

Понятие личности в психологии.

Тема 1.3.

Достоинство человека.

Тема 1.4.

Свобода личности как родовая характеристика человека.

Тема 1.5.

Счастье и смысл жизни.


социально-психологические особенности личности

Вид: текущий

Форма: контрольная работа

Метод: тестовый

Средства: тестовые задания

Тема 2.1.

Психологические аспекты семейных отношений.

Тема 2.2.

Функции семьи. Стили семейного воспитания.

Тема 2.3.

Любовь и уважение.

психологические аспекты семейных отношений

Вид: текущий

Форма: контрольная работа

Метод: тестовый

Средства: тестовые задания

Тема 3.1.

Конфликт. Стили поведения в конфликте.

Тема 3.2.

Управление конфликтом.

особенности поведения в конфликтных ситуациях

Вид: текущий

Форма: контрольная работа

Метод: тестовый

Средства: тестовые задания

Учебная дисциплина (умения + знания)

Промежуточная аттестация:

Вид: итоговый

Форма: дифференцированный зачет

Метод: тестирование

Средства: тест

Таблица 4.2.

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

5

отлично

80 ÷ 89

4

хорошо

70 ÷ 79

3

удовлетворительно

менее 70

2

не удовлетворительно

На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений экзаменационной комиссией определяется интегральная оценка уровня подготовки по учебной дисциплине.


5

© 2010-2022