Семинар Конфликты в школе

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Семинар «Конфликты в школе»


Школа по сравнению со многими другими учреждениями отличается обилием всевозможных межличностных, групповых, ролевых взаимосвязей, причем порой запутанных, тесно переплетенных и неоднозначных. В обществе кроме школы практически нет других социальных институтов, имеющих столь разнородный по множеству параметров (возрасту, уровню образования, социальному положению, интересам, потребностям, ценностям, авторитетам) и одновременно столь многочисленный контингент. Поэтому многие социальные проблемы и противоречия, характерные для произвольного цивилизованного общества (проблемы отцов и детей, мужского и женского начал, имущих и неимущих, сильных и слабых, ведущих и ведомых) в концентрированном виде сосредотачиваются в школе. Спецификой школы также является преимущественно женский состав педагогического коллектива(70%), относительно низкий уровень зарплат по сравнению с представителями других специальностей, повышенный эмоциональный фон, высокая нервная нагрузка, большие затраты психической энергии, множество стрессогенных факторов и т.д. В 1990 г. Проводилось Всесоюзное социологическое исследование в 24 городах страны, которое показало ущербность социально-психологического самочувствия женщин-педагогов. Сегодня ситуация не изменилась к лучшему. При этом общеизвестно, что большинство личностных проблем учителя серьезно отражается на взаимоотношениях с учащимися и коллегами.

В системе межличностных взаимодействий школы можно выделить следующие основные линии отношений (подсистемы):

«Взрослый - взрослый»:

учитель-учитель

учитель-группа учителей

учитель-родитель

учитель-группа родителей

группа учителей - администрация

родитель-администрация

родитель-группа родителей

группа родителей - администрация

«Взрослый - ребенок»:

Ученик -ученик

Ученик - группа учителей

Группа учеников - учитель

Ученик -родитель

Ученик - администрация

Группа учеников - администрация

Старшеклассник - младший школьник.

«Ребенок-ребенок»:

ученик - ученик

ученик - группа учеников

Следует учитывать, что в школе (как, впрочем, и в семье) все взрослые игры непременно отражаются на детях. Известно множество случаев, когда учителя переносят личную неприязнь к коллеге на его учеников, причем учащимся об этом обычно, становится известно. Это явление стало настолько массовым, что на него просто зачастую не обращают внимания, считая такой перенос отношений естественным, «в порядке вещей». Кроме того, взаимодействия внутри педагогического коллектива могут не столь прямо, а косвенно сказываться на учащихся. К примеру, раздражение, вызванное опытом негативного взаимодействия учителя А и учителя В перед началом урока может отразиться на качестве проведения урока и общей эмоциональной атмосфере в классе.

Во взаимодействиях «ученик - родитель» (точнее, ребенок-школа-родитель) можно проследит следующие варианты отношения родителей к школе и, в целом, к образованию ребенка:

  • Школа права.

Родитель практически полностью приемлет правила игры, установленные учителем и школой, поддерживает все требования педагогов, школьные традиции, оказывает воздействие на ребенка с целью получения лучших отметок, призовых мест в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах. Он никогда не будет критически отзываться об учителе в присутствии ребенка. Такой родитель регулярно посещает родительские собрания, следит за успеваемостью ребенка, эмоционально реагирует на школьные успехи и неудачи, вмешивается в процесс выполнения домашних заданий. Однако в большей степени его волнуют формальные учебные результаты, а не истинные знания и темпы личностного развития. Под влиянием таких родителей дети обычно становятся отличниками или хорошистами (преимущественно в младшем школьном возрасте)

  • «Ученик прав»

Родитель критически оценивает школу, свойственные ей порядки и традиции, стремиться по возможности оградить себя и ребенка от ее притязаний и формального оценивания ученика. При этом он создает условия в семье для разностороннего развития ребенка, приучает к чтению, организует всевозможные поездки, экскурсии, посещения театров и пр.) Такой родитель может игнорировать родительские собрания, критически отзываться об учителях, более спокойно реагирует на негативные отметки школьника, в большей мере интересуется реальными знаниями школьника, уровнем его развития, интеллекта в целом. В общении с ребенком аппелирует в основном к его логике, чувствам и здравому смыслу, убеждает, советует, порицает, поощряет, к наказаниям прибегает довольно редко. Дети в таких семьях достаточно эрудированны, успевают в основном на хорошо и отлично.

  • Школа права, ученик не прав.

Родитель воспринимает школу как храм науки, полностью доверяет учителям, строго отчитывает ребенка за полученные им негативные отметки и дисциплинарные замечания, причиной коих считает нерадивость, леность, несобранность и другие негативные качества самого ученика. Такой родитель обычно не в состоянии помогать ребенку при выполнении домашних заданий, не вмешивается непосредственно в процесс его образования, интересуется формальными результатами. Дети обычно в подобной ситуации не отличаются особыми успехами в обучении и поведении, учатся средне.

  • Школа не права, ученик прав.

Родитель всегда и во всем поддерживает только ребенка, защищает его от наветов учителя, нападок одноклассников, дома создает тепличные условия воспитания. У детей в подобных семьях часто возникают серьезные проблемы во взаимоотношениях с педагогами и сверстниками, учатся они неровно. Отличаются повышенной нервозностью, невнимательностью, быстрой утомляемостью и т.д. Из-за плохой адаптации в традиционной школе родители по возможности отдают детей в частные учебные заведения или переводят на домашнее обучение.

  • Школа не права, ученик не прав.

Родитель недоволен успеваемостью, поведением ребенка, уровнем его воспитанности, во всех неудачах обвиняет школу и ребенка. Он применяет меры физического воздействия. Часто наказывает, оскорбляет ребенка, акцентирует внимание только на негативе, редко хвалит и поощряет. В арсенале средств воспитательных воздействий он отдает предпочтение приказам, угрозам, наставлениям, поучениям, насмешкам, допытываниям и другим неконструктивным поведенческим реакциям. В таких семьях дети либо противодействуют родителям и учителям, либо смеряются со своей ролью «неудачника», «тупицы», «лентяя».

Слово конфликт происходит от латинского конфликтус, что означает столкновение.

Особенности протекания конфликта в школе определяются спецификой самой педагогической ситуации. Педагогическая ситуация представляет собой отдельно взятый момент образовательного процесса, характеризуемый системой всевозможных взаимодействий участников этого процесса. Педагогическую деятельность можно интропретировать как бесконечную непрерывную цепь принятия и реализации решений проблем, возникающих в педагогических ситуациях и осознанных учителем. Существуют различные представления об объекте педагогической деятельности. В традиционной образовательной системе объектом педагогической деятельности является ученик. Поэтому все усилия педагога при разрешении конфликтных ситуаций направлены именно на ученика, представляют собой попытку каким - либо образом изменить его или, по крайней мере, определенным образом повлиять на него.

Возникновение проблем в педагогических ситуациях не случайно, а закономерно и обусловлено наличием целого ряда объективных и субъективных причин. Проблемы, вызванные субъективными причинами, вполне разрешимы в рамках данной образовательной системы. Проблемы, вызванные объективными причинами, присущи данной образовательной системе и в ее рамках не могут быть полностью разрешены, а лишь преобразованы в менее острые, сглажены(например, противоречия между свободой и необходимостью, цельностью личности и множественностью социальных ролей). Таким образом, проблема существует всегда, в любой педагогической ситуации. Но далеко не всегда она приводит к конфликту. Конфликт в школе - это кризисное развитие педагогической ситуации, характеризующееся резким обострением межличностных отношений и ростом внутреннего, психического напряжения участников образовательного процесса. Его решение требует существенного напряжения интеллектуальных, эмоциональных, духовных сил воспитателя и воспитанников. При этом встречаются ситуации, когда игнорирование конфликта, стремление его избежать любыми способами приводит лишь к его затягиванию, осложнению, преобразованию в более тяжелые, трудно разрешимые формы. В таких ситуациях гораздо разумнее дать возможность конфликту вызреть, проявиться в открытой форме с тем, чтобы, управляя его ходом, можно было бы прийти к конструктивному решению проблемы и позитивному результату.

Однако достаточно часто встречаются конфликты (особенно в сфере межличностных отношений), вызванные обычно субъективными причинами, развитие которых абсолютно бесперспективно, приводит лишь к негативным последствиям. Если своевременно предпринять адекватные ситуации действия, то можно избежать нежелательного развития педагогической ситуации.

Объективные причины педагогических конфликтов:

  • Недостаточная степень удовлетворения базисных потребностей ребенка.

  • Противопоставление функционально-ролевых позиций учителя и ученика (задача первого - учить, задача второго - учиться, учитель априорно считается превосходящим ученика умом, знаниями, опытом и наделяется властью над ним).

  • Существенное ограничение степеней свободы (требования жесткой дисциплины, подчинения, отсутствия возможности выбора учителя, предмета, класса, обязательное посещение уроков и т.д.)

  • Различия в представлениях, ценностях, жизненном опыте, принадлежность к разным поколениям (проблема «отцов и детей»).

  • Зависимость ученика от учителя.

  • Необходимость оценивания учащихся учителем.

  • Игнорирование личных проблем учащихся в формализованных образовательных системах.

  • Множественность ролей, которые вынужден играть школьник в силу предъявляемых к нему разных, порой противоположных требований в учебном учреждении, родителями, товарищами, какими-либо другими значимыми людьми.

  • Различие между учебным материалом и явлениями, объектами реальной жизни.

  • Социальная нестабильность и др.

К субъективным причинам относятся:

  • Психологическая несовместимость учителя и ученика.

  • Наличие у учителя или ученика определенных черт характера, определяющих так называемую «конфликтную личность» ( агрессивность, раздражительность, нетактичность, ехидность, самоуверенность, грубость, жесткость, придирчивость, скептицизм и т.д.)

  • Отсутствие коммуникативной культуры у учителя или ученика.

  • Необходимость изучения данного предмета всеми учащимися и отсутствие интереса к нему у конкретного ученика.

  • Несоответствие интеллектуальных, физических возможностей данного ученика и предъявляемых к нему требований.

  • Недостаточная компетентность учителя (отсутствие опыта, глубоких знаний по предмету, готовности к разрешению конфликтов, низкий уровень развития определенных профессиональных способностей)

  • Наличие у учителя или ученика серьезных личных проблем, сильного нервного напряжения, стресса.

  • Чрезмерная загруженность учителя или ученика.

  • Вынужденная бездеятельность ученика.

  • Отсутствие самостоятельности, творческого начала в учебном процессе.

  • Несоответствие самооценки ученика и оценки, данной ему учителем и др.

Особенности взаимодействия учащихся во многом обусловлены возрастом школьников. В младших классах отношения формируются зачастую под влиянием оценок учителя, дети обычно общаются в небольших группках по 2-3 человека, обсуждают вместе текущие дела, играют на переменах, посещают какие-либо кружки и секции. Общение в основном ограничивается рамками школы. Группы, как правило, дифференцированы по половому признаку: девочки дружат с девочками, мальчики с мальчиками. Детям свойственно стремление к подражанию, в большей степени они стремятся внешние атрибуты одежды, речи, поведения учителей и родителей. Мнение учителя авторитетно для младшего школьника. В этом возрасте дети могут проявлять в отношении к сверстникам свои симпатии и антипатии, отзывчивость, сострадание и, напротив, мстительность, жестокость, впадать в состояние гнева и отчаяния. По мнению Зеньковского, детская жестокость в большинстве случаев обусловлена игрой, непониманием чужих страданий.

В подростковых классах обостряется разделение групп общения по признаку пола, общение основывается на обсуждении текущих событий, совместной деятельности, общих увлечениях, интересах, представлениях, симпатиях и антипатиях. К мнению взрослых отношение критичное. В этом возрасте усиливаются стремления школьников к самоутверждению, к признанию другими, взрослости, существенными становятся мнения сверстников, группы. Однако, по мнению Зеньковского, школа противопоставляет одного ребенка другому, и у детей неизбежно возникают антисоциальные чувства, как соревнование, зависть, тщеславие.

Система наград и наказаний, - писал В.В. Зеньковский,- указывает на то, что наша школа, согласно старому рисскому принципу, умеет управлять лишь разделяя и противопоставляя одних другим.

В старших классах потребность в общении является одной из ведущих, формируются смешанные (юноши и девушки) приятельские группы на основе общих интересов, увлечений, ценностных взглядов, ориентаций. В данном возрасте общение становиться также важным каналом информации, растет влияние сверстников, особое значение приобретает эмоциональный контакт со значимыми другими. При этом усиливается потребность в социальной и пространственной автономии. Старшеклассники отстаивают неприкосновенность своего личного пространства, ценят уединение. При этом они значительно чаще людей старшего возраста чувствуют себя непонятыми и одинокими, остро ощущается потребность в дружбе и любви. Средством коммуникации и идентификации становится юношеская мода (одежда, прическа, речь, музыка) сильное влияние оказывает юношеская субкультура. Юность отличается высокой эмоциональностью и в тоже время застенчивостью, сдержанностью в выражении чувств.

Внутриличностный конфликт может принимать различные формы. Одной из наиболее распространенных форм является ролевой конфликт, когда к одному человеку выдвигаются противоречивые требования со стороны значимых других.

К примеру, к школьнику выдвигаются требования, которые он воспринимает как несовместимые: успешно учиться, успешно выполнять домашние задания, исполнять работу по догму, посещать занятия в музыкальной школе, заниматься спортом и т.д. Учителю администрация предъявляет целый ряд профессиональных требований: проводить уроки на высоком уровне, заниматься самообразованием, проводить дополнительные занятия, воспитательные мероприятия, посещать собрания, участвовать в общественной работе, заниматься на курсах- повышения квалификации, посещать семьи учащихся, изучать педагогический опыт, внедрять инновации. При этом в семье к учителю могут выдвигаться иные, практически несовместимые с профессиональными, требования: больше внимания уделять дому, детям, супругу, родителям, получать дополнительные доходы.

Если требования к образованию или к осуществлению своих непосредственных обязанностей не согласуются с личными потребностями или ценностями индивида, то также может возникнуть внутриличностный конфликт. Например, старшеклассник всерьез интересуется языками и литературой, в дальнейшем собирается поступать в ВУЗ по данному профилю, однако обучается в школе с естественнонаучным уклоном. Он вынужден углубленно заниматься физикой, химией, биологией, затрачивать на эти дисциплины временные, интеллектуальные, энергетические ресурсы и при этом существенно меньше времени и сил уделять интересующей его области. Аналогичная ситуация может сложиться и в обычной общеобразовательной школе, если какой-либо учитель существенно завышает требования по своему предмету, дает непосильные домашние задания, занижает отметки, требует знания дополнительного материала, а учащиеся вовсе не намерены тратить все свое время на изучение одной дисциплины.

Конфликт может возникнуть и у преподавателя, если он, к примеру, вынужден максимум времени, интеллектуальных ресурсов, энергии уделять подготовке и проведению учебных занятий и при этом у него практически не остается возможности заниматься семьей, разрешением собственных проблем, самообразованием и самосовершенствованием.

Внутриличностный конфликт может быть обусловлен перегрузкой или недогрузкой (учебной или рабочей). Такой конфликт связан с низкой удовлетворенностью работой, малой уверенностью в себе и организации, стрессом. К примеру, учитель, получающий низкую зарплату, вынужден брать дополнительную нагрузку, что отражается и на качестве его работы, и на состоянии его здоровья, нервной системы.

Причиной внутриличностного конфликта также могут служить противоречия между системой нравственных ценностей индивида и социально поощряемых в данной группе образцами поведения. Например, ученик А участвует в агрессивных играх своих товарищей, т.к. боится остаться в изоляции и стать объектом насмешек, однако внутренне протестует против подобных развлечений. Возможен также иной вариант подобного конфликта, когда в противоречие вступают моральные представления ученика и авторитарный приказ учителя. К примеру учитель требует от ученика назвать имя виновника некого события, осудить другого ученика за совершенный им проступок, критически оценить ответ товарища.

Конфликт между личностью и группой может быть обусловлен тем, что ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности. К примеру, учащиеся данного класса весьма прохладно относятся к процессу образования, довольствуются средними результатами, не всегда выполняют домашние задания, протестуют против больших, по их мнению, заданий. Однако, один из учеников класса серьезно относиться к учебе, выполняет полностью все задания, получает отличные отметки, его ставят в пример другим учащимся. В подобной ситуации может возникнуть конфликт между данным учеником и классом(эффект белой вороны).

Между личностью и группой возникает конфликт в случае, если личность занимает позицию, отличную от позиции группы. Например, большинство учащихся класса решили уйти с урока, а один ученик отказался это делать. Или, напротив, класс настроен на учебу, квалифицированный учитель дает нужную и интересную информацию, однако один из учеников постоянно мешает и вызывает раздражение и неприязнь у остальных учащихся. Конфликт между личностью и группой может быть связан с непониманием мотивов поведения личности, резкими отличиями во взглядах, представлениях, интересах, уровне интеллекта индивида и группы.

К конфликтам данного рода относятся также «адаптационные конфликты». Они возникают между новичками и сложившимися в данной группе правилами и нормами межличностной коммуникации. По мнению Курта Левина пересекая границы новой группы, человек чувствует себя не в своей тарелке и посему становится застенчивым, заторможенным или же заходит в своих действиях слишком далеко

Конфликт между группой и руководителем также относится к данному типу конфликтов. В школьной практике это может быть конфликт между учителем и данным классом.

Отметим три признака межличностного конфликта:

  • Наличие, по крайней мере, двух конфликтующих сторон.

  • Несовместимость поступков

  • Несовместимость отношений.

Пути способы разрешения педагогических конфликтов.

Инициатива в разрешении пед. конфликта обычно принадлежит учителю как организатору взаимодействия с учащимися и более опытному коммуникатору. Различают следующие стратегии поведения учителя в конфликтной ситуации.

  1. Уход от конфликта

Эта стратегия может быть полезна, когда проблема представляется учителю несущественной, недостойной внимания и он предпочитает сберечь время , силы и другие ресурсы на решение более важных , на его взгляд, задач. С другой стороны, уход учителя от конфликта может привести к существенному обострению конфликтной ситуации. Если учитель физически или эмоционально отстраняется от конфликта, игнорирует его, возможно из опасения конфронтации, то он лишает себя возможности влиять на ход развития ситуации.

Следствием его ухода может также оказаться ответный уход учащихся от решения возникшей проблемы , что исключает возможность совместной выработки решения. Иногда своим уходом учитель пытается наказать учащихся и изменить их отношение к конфликту, однако подобные действия редко приводят к позитивным результатам. Существуют различные формы ухода: молчание, демонстративное удаление ученика из класса, отказ от проведения урока, затаенный гнев, депрессия, игнорирование конфликтогенов со стороны учащихся(слов, жестов, действий) переход на сугубо формальные отношения, показное безразличие. Эти стратегии достаточно часто применяется людьми, в том числе и педагогами. В ее основе лежит механизм «вытеснения», описанный в психоанализе.

Аналогично тому, как человек старается вытеснить из сознания все беспокоящее, непонятное, пугающее, вызывающее резко отрицательные эмоции, так и в своей реальной жизни он пытается уйти от необходимости сложной проблемы с непредсказуемыми последствиями, от риска, беспокойства, напряжения.

  1. Противоборство («выиграть-проиграть)

Данная стратегия направлена на удовлетворение исключительно собственный целей и интересов другой стороны. Применение такой стратегии может дать положительные результаты при организации учителем различных конкурсов, соревнований или в случае какой-либо острой ситуации, когда учитель должен навести порядок ради всеобщего благополучия. Однако при разрешении межличностных конфликтов она приводит обычно к негативным последствиям. В этом случае противостояние приобретает деструктивный характер (победа любой ценой). Предпочтение данной стратегии многими учителями объясняется их подсознательным стремлением обезопасить себя (боязнь потерять авторитет, власть над учащимися, проявить слабость). В соответствием с названной стратегией учителями используются следующие тактики: угрозы, запугивания наказаниями, которые будут отменены, если ученики согласятся с требованием учителя, настойчивые убеждения, выставление негативной отметки, задержка ученика после уроков, высмеивание ученика перед другими. Особый интерес представляет чередование тактик по принципу «плохой и хороший полицейский», в этом случае один работник школы(учитель завуч, директор) по отношению к конкретному ученику используются угрозы, резкую критику, различного рода наказания, а другой - напротив, пускает в ход личное обаяние, упрашивает, уговаривает принять выдвинутые условия. Эти две роли могут быть совмещены в одном лице. При реализации данной стратегии следует учитывать, что она редко приводит к долгосрочным результатам. В психоанализе данная стратегия соответствует механизму регрессии, при котором человек переходит на более примитивные уровни в мышлении и поведении(жажда мести, агрессия, стремление к превосходству, к власти над людьми, эгоизм и др.)

  1. Стратегия уступок.

При разрешении конфликта учителя могут использовать в рамках данной стратегии следующие тактики: приспособление, компромисс, статус - кво, привлечение посредника(представителя администрации, родителя, другого учителя или ученика). Для приспособления характерны уступки интересам другой стороны, вплоть до полного подчинения ее требованиям. Уступки могут восприниматься по-разному: как

Демонстрация доброй воли(в этом случае возможны ослабление напряженности в отношениях и перелом ситуации в лучшую сторону) или как проявление слабости(может привести к экскалации конфликта). Данную стратегию обычно используют учителя, которые либо не уверены в собственных силах, либо безразличны по отношению к учащимся и результатам своего труда( так называемый попустительский стиль руководства), либо в крайне острой ситуации стремятся снизить накал страстей.

Компромисс требует определенных навыков ведения переговоров, позволяющий прийти к учету интересов участвующих в конфликте сторон. Для реализации данной стратегии необходимы взаимные уступки участников. В идеале компромисс представляет собой удовлетворение интересов каждой из сторон ровно на половину. Однако в реальной ситуации одна из сторон обычно делает большие уступки по сравнению с другой, что в дальнейшем может привести к новому обострению отношений. Поэтому зачастую компромисс является лишь временным выходом, так как ни одна из сторон не удовлетворена полностью. Часто в качестве компромисса используется так называемый «нулевой вариант», статус -кво, когда конфликтующие стороны возвращаются на исходные позиции, существующие до начала появления острой конфронтации. Использование в качестве посредника представителя администрации редко приносит позитивные плоды в деле урегулирования школьных конфликтов.

  1. Сотрудничество (выиграть-выиграть)

Сотрудничество-удовлетворение интересов обеих сторон. Для сотрудничества характерно стремление к сближению позиций, целей и интересов, необходимы интеллектуальные и эмоциональные усилия сторон, время и другие ресурсы. Наиболее подходящая в данной стратегии формула для учителя: «Не я против них, но я с ними». Преимущество данного подхода состоит в том, что учитель находит наиболее приемлемое для себя и учащихся решение, укрепляя и улучшая тем самым взаимоотношения с учениками. Совместно выработанное решение будет поддержано всеми участниками конфликта. Для реализации данной стратегии необходимо:

  • Определить интересы и потребности всех участников.

  • Предпринять возможные действия по их удовлетворению

  • Признать ценности других, равно как и свои собственные

  • Стремиться к объективности, отделяя проблему от личности

  • Искать творческие неординарные решения.

  • Не щадите проблему, щадите людей.

Стратегия сотрудничества в большей мере соответствует в психоаналитич. Теории механизму сублимации (в широком смысле). Если человек сможет энергию своих негативных эмоций и инстинктивных стремлений(возмущение, гнев, обиду, жажду мести и пр.)направить на поиск и реализацию общих идей, интересов, ценностей, то он достигнет на этом пути максимального эффекта.

Какие же стратегии разрешения конфликтных ситуаций в школе наиболее часто используются учителями?

Арсенал средств, с помощью которых среднестатистический учитель пытается разрешить конфликтные ситуации и воздействовать на учащихся, достаточно постоянен и немногочислен. Еще Т.С. Шацкий, изучая опыт московский учителей, выделили 12 наиболее распространенных высказываний, характеризующих способы словесного воздействия на школьников и дающих представление о последующих действиях учителей: 1)вон 2)домой 3)останься после уроков 4)встань 5)позови родителей 6)не буду заниматься с вами 7)уйду из класса 8)как не стыдно.

Все эти способы воздействия на учащихся в конфликтных ситуациях соответствуют первым двум стратегиям(уход и противоборство). В современной школе ситуация не изменилась и сегодня учителя предпочитают стратегию ухода, противоборства и несколько реже уступок. Стратегия ухода и уступок реализуется обычно так называемых конфликтотерпимых действий(игнорировать проблему, отложить решение, уступить), а стратегия противоборства - при помощи репрессивных действий (негативная оценка учебных результатов или личности ученика в целом, высмеивание, вызов родителей, обсуждение на классном собрании., пед. Совете и прочее).

Таким образом, при разрешении конфликтных ситуаций учитель может предпринять какие-либо из следующих действий:

  • Конфликтогенные (выражение гнева, возмущения, применение наказания, негативная оценка личности, оскорбление ученика, насмешка)

  • Конфликтотерпимые (уход и затягивание решение проблемы, компромиссные действия)

  • Конструктивные действия ( действия по изменению неблагоприятного хода развития ситуации - переключение внимания, легкая ирония, «шаг навстречу», неординарные действия).

Методы разрешения конфликтных ситуаций.

Эвристические методы разрешения педагогических конфликтов.


Каждый учитель в процессе осуществления своей деятельности постоянно оказывается вовлеченным в бесконечную цепь непрерывно меняющихся педагогических ситуаций, от успешного разрешения которых зависит эффективность всего его труда. Значительное психическое напряжение, которое испытывает в особенности начинающий учитель в ходе выполнения своих функций, объясняется в первую очередь необходимостью мобилизации внутренних сил для разрешения часто возникающих конфликтогенных и конфликтных педагогический ситуаций. Если выпускник педагогического вуза не способен ориентироваться во множестве таких ситуаций, если он не представляет возможные способы их разрешения, то, естественно теряется перед ними и начинает действовать старыми, испытанными его прежними учителями «методами», применяя в случае непонимания -многократные повторения, неудовлетворительные отметки. В случае непослушания - административно- репрессивные меры.

Но мир непрерывно меняется, система человеческих взаимоотношений все более усложняется, и прежние стандарты в поведении педагога перестают удовлетворять и его самого, и ученика, их общение и взаимодействие затрудняется, задача развития творческой индивидуальности учащегося практически не решается. В связи с этим все более возрастающее значение приобретает способность педагога применять неожиданные для учащихся, оригинальные способы разрешения возникших проблем в процессе взаимодействия с учениками, направленные не на репрессию, а на восстановление рабочей атмосферы урока.


  • Наиболее известным из эвристических методов является «мозговой штурм» - прием генерирования идей при запрете их критики вначале и с необходимой их критикой в дальнейшем. Метод мозгового штурма - метод коллективного генерирования идей. Он может быть применен к разрешению педагогических конфликтов, обсуждение и анализ которых проводиться в школе группой учителей, учащихся их родителей. Очевидно, что конкретный педагог для разрешения возникшей в данный момент ситуации им воспользоваться не может, реально лишь применение этого метода в ходе последующего анализа сложившейся педагогической ситуации.


  • Метод эвристических вопросов.

Этот метод, известный также, как метод ключевых вопросов. Эвристический вопрос должен стимулировать мысль, но не подсказывать идею решения, в нем должна содержаться минимальная информация. При постановке вопросов необходимо постепенно снижать уровень проблемности; а вопросы должны быть логически взаимосвязаны, интересны поставлены, стимулировать как логические, так и интуитивные процедуры мышления, давать новый, неожиданный взгляд на проблему, выделять этапы ее решения.

При решении педагогических конфликтов методом эвристических вопросов можно воспользоваться следующей процедурой.

1 этап - осознание и анализ конфликтной ситуации:

  • Кто задействован в данном педагогическом конфликте?

  • Каковы цели, установки, интересы и потребности различных участников конфликта?

  • Что неизвестно в установившихся отношениях между участниками?

  • Достаточно ли сведений для определения невыясненных фактов в отношениях между ними?

  • Нет ли среди этих сведений противоречивых?

  • Есть ли в данный момент реальная возможность дополнить имеющиеся сведения об отношениях между участниками, уточнить их?

  • В чем разногласия сторон компенсируют друг друга?

2 -й этап - поиск идеи решения и составление плана решения:

  • Не известна ли какая-нибудь педагогическая ситуация?

  • Можно ли ее воспользоваться в данной педагогической ситуации?

  • Нельзя ли использовать метод ее разрешения?

  • Существует ли возможность изменение хода развития педагогической ситуации и сведения ее к другой, менее напряженной и более благоприятной?

  • Приняты ли во внимание все участники педагогической ситуации и отношения, сложившиеся между ними?

3 - й этап - осуществление плана:

  • Проверены ли факты?

  • Есть ли уверенность в правильности каждого предпринятого шага?

  • Можно ли доказать его правильность?

4 - й этап - контроль и самоконтроль полученного решения:

  • Нельзя ли проверить результат, ход решения?

  • Нельзя ли получить тот же результат иначе?

  • Нельзя ли проверить правдоподобность полученного результата?

  • Нельзя ли в какой-нибудь другой педагогической ситуации использовать полученный результат?

Достоинства метода эвристических вопросов заключается в развитии интуиции, в тренировке использования общей логической схемы для поиска эффективного способа разрешения педагогического конфликта.

Недостатки и ограничения этого метода связаны с тем, что он не позволят найти особо оригинальных идей и, как другие эвристические методы, не гарантирует обсалютного успеха в разрешении педагогического конфликта.

Метод инверсии

Метод инверсии ориентирован на поиск решения творческой задачи в новых неожиданных направлениях, чаще всего противоположным традиционным взглядам и убеждениям. При разрешении этим методом педагогического конфликта необходимо использовать такие противоположные процедуры мышления, как анализ и синтез, логическое и интуитивное, конкретное и абстрактное, разъединение и объединение, конвергенцию (сужение поля поиска), если не удается решить проблему в избранном порядке, попытаться решить ее в обратном порядке.

К примеру, учитель во время объяснения нового материала заметил у одного из учеников карикатуру на самого себя (ситуация пародийности). Его первая неосознанная реакция была возмутиться и наказать насмешника. Однако, совладав со своими негативными эмоциями учитель стал способен контролировать развитие ситуации и смог воспользоваться методом инверсии.. Он принял прямо противоположное первому пришедшему на ум решению и похвалил ученика за продемонстрированные им юмор и художественные способности.

Метод инверсии позволяет развивать диалектику мышления педагогов, отыскать нестандартный выход из казалось, бы безвыходной педагогической ситуации.

Метод эмпатии.

Эмпатия означает отождествление личности одного человека с личностью другого, при котором данный человек пытается мысленно поставить себя в положение другого. В педагогической практике это означает, что педагог отождествляет себя с личностью конкретного ученика. Эта мысленная идентификация позволяет педагогу лучше осознавать цели учащихся их интересы, стремления, и соответственно разумнее и эффективнее разрешать возникшие конфликты.

© 2010-2022