Программа развивающих занятий в сенсорной комнате для учащихся 1-2 классов

Раздел Школьному психологу
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Репьевская средняя общеобразовательная школа»



Согласовано: Утверждаю:

Зам. директора по ВР Директор

МКОУ «Репьевская СОШ» МКОУ «Репьевская СОШ»

___________ Е.И.Гостева __________С.А.Ельчанинова

развивающих занятий в комнате с сенсорным оборудованием

для учащихся 1 -2 классов

«Сенсорная комната - волшебный мир здоровья»Рабочая программа







Разработана на основе коррекционно-развивающей программы М.В.Крупенькиной, Н.Н.Лазаревой для работы в условиях сенсорной комнаты для детей с различными отклонениями в здоровье «Живут на свете чудеса», а также интернет ресурсов, указанных в конце программы



Педагог-психолог

МКОУ Репьевская СОШ

_____________Е.А.Попова

с.Репьевка

2015 год


Наименование

Программы

Рабочая программа

развивающих занятий в комнате с сенсорным оборудованием - «Мир чудес»

Целевая группа

Для учащихся 1-2 классов, имеющих соматические расстройства и расстройства опорно-двигательного аппарата, дети с ОВЗ

Цель Программы

Профилактика эмоционального напряжения и развитие сенсорных эталонов в условиях сенсорной комнаты у детей младшего возраста. Повышение уровня сенсорного развития детей.

Задачи Программы

1.Восстановление эмоционального комфорта, поддержание стремления ребенка к психологическому здоровью, равновесию, гармонии.

2.Снятие тревоги, создание чувства безопасности, незащищенности.

3.Обучение детей способам обследования предметов: наложению, прикладыванию, ощупыванию, группировке по форме и цвету вокруг образцов-эталонов, а также последовательному описанию формы, выполнению планомерных действий.

4.Развитие восприятия формы, величины, цвета, пространства, движений, целостного образа предметов.

5.Выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, интонацию.

6.Привитие навыков социального поведения.

7.Смягчение эмоционального дискомфорта у детей;

8.Развитие нравственных качеств.

9.Повышение активности и самостоятельности детей.

10. Формирование и коррекция нарушения в общении.

Ожидаемые конечные результаты

-снятие эмоциональной напряженности,

-поддержка положительной самооценки,

-создание позитивного настроя,

-усиление конструктивности поведения, способности выразить словами и осознать основания собственных действий, мыслей, чувств,

-развитие продуктивности и контактности во взаимоотношениях с людьми, в возможности осуществить саморуководство и саморегуляцию, стать целостной личностью: физически и психологически здоровой.

Сроки реализации программы

2015-2016 учебный год

1 раз в неделю



























Пояснительная записка

Мир вокруг нас наполнен красками, звуками, запахами, вкусами, чувствами и находит свое отражение в многообразии свойств отдельных предметов и явлений. Ребенку сложно ориентироваться во внешнем мире, он старается исследовать, познать, изучить все, что его окружает, и только так получает бесценный опыт и необходимые знания о свойствах предметов и явлений.

Для ориентировки во внешнем мире у человека есть органы чувств и специальные психические процессы: ощущение и восприятие. Ребенок, находясь в постоянном взаимодействии с окружающими предметами, изучает их частные свойства и характеристики, постепенно формируя общие представления о понятиях, что создает предпосылки для становления его собственной картины мира.

В процессе исследования внешнего мира, развивающийся в соответствии с возрастными нормами ребенок активно использует все органы чувств. Сбой или нарушенная работа любого анализатора, отвечающего за поступление информации из окружающего мира, приводит к неправильной работе процессов ощущения и восприятия в целом. В то же время, учеными давно установлено, что не только нарушения в работе органов чувств и высших психических функций, но и бедный мир сенсорных ощущений приводит к замедлению темпов психического развития. Таким образом, сенсорная депривация (искусственно обедненная окружающая среда) и нарушения в сенсорно-перцептивной сфере - важные факторы, тормозящие развитие ребенка.

Сохранение и укрепление соматического, психического и психологического здоровья детей - это проблема, которая в последнее время набирает все большую остроту в обществе. Здоровьесбережение становится одним из важных принципов, которые реализуются в современном образовании на всех уровнях, что подтверждается изданием государственных нормативных документов, обязывающих образовательные учреждения «создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников». Забота государства о здоровье подрастающего поколения подтверждается разработкой здоровьесберегающих образовательных технологий, проведением научных и практических исследований, направленных на решение проблем сохранения и восстановления здоровья детей.

Педагогами и психологами подчеркивается значение специально организованного сенсорного воспитания в раннем и дошкольном детстве, которое способствует оптимальному развитию познавательной деятельности ребенка, влияет на успешность школьного обучения, подготавливает ребенка ко всем видам физического и умственного труда. Сенсорное развитие, развитие восприятия и представлений о внешних свойствах вещей имеет большое значение не только в процессе приспособления ребенка к окружающему миру, но и в общем ходе умственного развития.

Применение современных методов оздоровления и здоровьесбережения является необходимой основой в работе с детьми, имеющими заболевания различной этиологии, в том числе и с детьми с ОВЗ. Одной из современных технологий реабилитации детей и взрослых является работа в специально организованном (интерактивном) пространстве сенсорных комнат с применением свето-цвето-звукового оборудования и мягкого наполнения окружающей среды.

Сенсорная комната может использоваться как дополнительный инструмент в коррекционно-развивающей работе с целью повышения эффективности всех мероприятий, направленных на улучшение психологического здоровья, а также как самостоятельное средство развития психических процессов и функций. В сенсорной комнате создаются условия для тренировки процессов торможения, навыков саморегуляции и расслабления. Спокойная обстановка в сочетании с мощным положительным влиянием эффектов сенсорной комнаты: мягкого света, расслабляющей музыки - помогают ребенку максимально расслабиться, успокоиться, ощутить защищенность, почувствовать уверенность в себе, развить навыки общения, расширить круг представлений об окружающем. Пребывание ребенка в новой необычной обстановке сенсорной комнаты позволяет ему раскрепоститься, настроиться на активную деятельность, создает благоприятный эмоциональный фон.

Темная сенсорная комната - целый мир новых впечатлений и ярких эмоций. Специальное оборудование, установленное в сенсорной комнате, воздействует на все органы чувств человека. Лежа в сухом бассейне или на мягких пуфиках, в волнах медленно плывущего света, слушая успокаивающую музыку, ребенок сам становится героем сказки. Ощущение полной безопасности, комфорта, загадочности наилучшим образом способствует гармоничному развитию и коррекции имеющихся проблем. Таким образом, сенсорная комната является многофункциональным комплексом, использование которого способно значительно оптимизировать развитие ребенка.

Цель программы: целенаправленное и системное коррекционно-развивающее воздействие на сенсорно-перцептивную и эмоционально-волевую сферы детей младшего школьного возраста, имеющие хронические заболевания различной этиологии, в том числе дети с ограниченными возможностями здоровья с использованием ресурсов темной сенсорной комнаты.

Задачи программы:

  1. Снимать эмоциональное и мышечное напряжение детей.

  2. Создавать благоприятный психологический климат.

  3. Развивать и корректировать сенсомоторные навыки, стимулировать сенсорную чувствительность и двигательную активность детей.

  4. Развивать и корректировать зрительные, слуховые и тактильные ощущения.

  5. Стимулировать сенсорно-перцептивные процессы.

  6. Развивать и корректировать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, ассоциативность и гибкость мышления, словарный запас речи, воображение) и творческие способности.

  7. Формировать представления об окружающем мире.

  8. Развивать и корректировать умения выражать свои эмоции.

  9. Оптимизировать уровень тревожности.

Целевая группа:

- учащиеся 1-2 классов, имеющих соматические расстройства и расстройства опорно-двигательного аппарата, дети с ОВЗ;

- родители данной категории учащихся;

- педагоги, воспитатели.

При комплектовании группы участников, а также в организации работы педагог-психолог руководствуется следующими принципами:

  • добровольное участие;

  • недирективность позиции взрослого;

  • учет психофизических особенностей детей.

Ожидаемый результат: Данная программа даст возможность ребенку адаптироваться к новым условиям жизни, создаст у него чувство принадлежности к группе, положительного эмоционального фона, дети смогут овладеть определенными коммуникативными навыками, умением понимать свое эмоциональное состояние, научиться распознавать чувства других людей, расширит представления об окружающем мире. Так же должно произойти качественное улучшение в состоянии сенсорно-перцептивной и эмоционально-волевой сфер личности ребенка, что включает в себя: расширение ряда сенсорных эталонов, развитие умения дифференцировать собственные сенсорные ощущения, сравнивать и называть характерные признаки предмета, снижение уровня тревожности.

Общее психофизиологическое развитие.

  • развитие физиологических, возрастных, психоэмоциональных, интеллектуальных и речевых функций;

  • активизация мышления;

  • повышение иммунитета;

  • улучшение соматического здоровья;

  • коррекция эмоционального состояния;

  • активизация деятельности;

  • нормализация сна;

  • развитие мелкой моторики

Эмоциональное развитие.

  • обогащение эмоционального опыта;

  • преодоление страхов; коррекция уровня тревожности и агрессивности;

  • стимуляция приятных и эстетических значимых переживаний;

  • формирование эмоционально спокойного состояния, способствующее снятию негативных эмоций и состояний;

  • формирование коммуникативных навыков у детей;

  • коррекция девиантного поведения;

Речевое развитие.

  • активизация словаря;

  • накопление языковых представлений;

  • формирование способности ребенка к пониманию обращенной к нему и контекстуальной речи;

  • формирование диалогической речи;

  • формирование элементов словесного планирования;

  • формирование монологической речи;

  • формирование способности связно рассказывать, выделяя основную мысль;

  • развитие выразительности речи;

Социальное развитие.

  • формирование личностной ориентации;

  • формирование способностей осознания и переживания успехи-неуспехи, результаты деятельности;

  • проекция общественных взаимодействий;

  • развитие социальных норм поведения;

  • ориентация ребенка на взрослого как на источник социального опыта;

  • развитие умения переносить освоенные навыки в незнакомую ситуацию;

  • осмысление не сложных конструкций, отражающих общественные правила, нормы общения и поведения в обществе;

  • освоению теоретических знаний посредством обогащения чувственного опыта;

  • формирование и развитие творческих способностей;

  • формирование развития самосознания, самоконтроля, способности адекватного отношения к себе и окружающим;

  • формирование правильное поведения в коллективе



Научные, методологические и методические основания программы



Данная программа разработана на основе научно-теоретических положений культурно-исторической парадигмы Л.С. Выготского согласно которой, развитие высших психических функций осуществляется в ходе социального взаимодействия, что означает, что специфические человеческие психические функции обусловлены его социальной природой. Процессы ощущения и восприятия также зависят от условий жизни и качества обучения, в ходе которого, ребенок усваивает общественный опыт, накопленный предшествующими поколениями.

Также при построении программы использовались положения концепции сенсорно-перцептивного развития, разработанные в отечественной педагогике и психологии (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.В.Запорожец, Л.А.Венгер, В.С.Мухина и др.) и зарубежной педагогической практике (Ф. Фребель, М. Монтессори); представления об общих и специфических закономерностях развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья (Л.С. Выготский, В.В. Лебединский, В.И. Лубовский); общие принципы коррекционно-развивающей работы с детьми ограниченными возможностями здоровья (Н.Л. Белопольская, С. Д. Забрамная, Б.В. Зейгарник, В. И. Лубовский, И.И. Мамайчук).

Общую методологическую основу программы составляют общие принципы коррекционно-развивающей работы. При построении программы учитывались принципы составления коррекционно-развивающих программ по Г.В. Бурменской1:

  • Принцип единства диагностики и коррекции. Диагностика, проведенная перед началом занятий по программе, позволяет индивидуально подобрать актуальный уровень сложности заданий для каждого ребенка, чем достигается наибольшая коррекционная эффективность занятий.

  • Деятельностный принцип коррекции. Коррекция и развитие сенсорно-перцептивной сферы ребенка происходит в ходе направляемого психологом взаимодействия ребенка с оборудованием темной сенсорной комнаты. В ходе каждого занятия совершенствуются практические умения и навыки ребенка.

  • Принцип учета возрастных, психологических и индивидуальных особенностей ребенка. В зависимости от возраста детей, их индивидуально-психологических особенностей и уровня развития сенсорно-перцептивной сферы в структуре и содержании занятия производятся изменения. В том числе регулируется уровень сложности и продолжительности занятий, длительность использования интерактивного оборудования темной сенсорной комнаты.

  • Принцип системности развития психологической деятельности. Этот принцип задает необходимость учета в коррекционной работе профилактических и развивающих задач. Системность этих задач отражает взаимосвязанность различных сторон личности и гетерохронность их развития.

  • Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к работе с ребенком. Данный принцип реализуется в ходе индивидуальных консультаций психолога с воспитателями и родителями детей группы.



Структура и содержание программы

Программа включает три этапа:

1. Ознакомительный этап (2 занятия). Цель: знакомство с участниками, создание благоприятного психологического климата, изучение актуального уровня развития сенсорно-перцептивной и эмоционально-волевой сфер участников.

2. Коррекционно-развивающий этап (28 занятий). Цель: коррекция и развитие сенсорно-перцептивной и эмоционально-волевой и познавательной сфер.

На данном этапе занятия условно разделены на 4 блока: тактильный, зрительный, слуховой, блок развития эмоционально-волевой сферы.

Занятия тактильного блока направлены на развитие кожно-кинестетической (общей) чувствительности.

Занятия зрительного блока направлены на развитие зрительного восприятия, так как благодаря зрительному анализатору человек получает до 90% информации из окружающего мира. Самым сильным и наиболее эмоционально окрашенным эффектом обладают цвето-световое оборудование темной сенсорной комнаты. Каждое занятие этого блока направлено на то, чтобы ребенок в игровой форме взаимодействовал с одним-двумя приборами, чтобы избежать чрезмерной сенсорной стимуляции.

Занятия слухового блока направлены на развитие восприятия звуков на слух. У детей с ограниченными возможностями здоровья часто страдает фонематический слух, который во многом предопределяет успешность школьного обучения, поэтому развитие слухового восприятия актуально для данной категории детей.

Занятия блока развития эмоционально-волевой сферы направлены на развитие процессов саморегуляции, развитие способности контролировать свои эмоции, дифференцировать эмоциональные состояния. Эмоции играют важную роль в жизни младших школьников, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее.

В каждом блоке проводятся занятия 2 типов:

  • занятия, направленные на первичное ознакомление детей с различным оборудованием;

  • занятия с элементами сказкотерапии.

Во избежание однообразия, по завершении каждого блока проводится занятие с использованием сказочного сюжета, где использование какого-нибудь тренажёра становится частью сказки. Данные занятия, включающие элементы сказкотерапии, направлены на решение некоторых проблем, характерных для детей дошкольного возраста:

  • трудности, связанные с общением;

  • агрессивное поведение;

  • тревожность и низкая самооценка.

В сказочном сюжете в метафорической форме зашифрована информация о способах преодоления конфликтной ситуации. Сказка заставляет ребенка сопереживать персонажам, в результате чего у него появляются новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт.

Работа со сказкой строится следующим образом: сказку рассказывает ведущий, привлекая детей к ее драматизации, после следует обсуждение сказки. Причем, в обсуждении ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение.

Важным элементом каждого занятия являются упражнения, направленные на обучение навыкам расслабления, снятие мышечного напряжения. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии.

3. Завершающий этап (2 занятия). Цель: выявление динамики развития сенсорно-перцептивной и эмоционально-волевой сфер участников.

Ориентировочная структура занятия:

Вводный этап занятия включает в себя ритуал приветствия, определение эмоционального благополучия детей в начале занятия, целеполагание, создание благоприятного психологического климата в группе.

Коррекционно-развивающий этап занятия может включать в себя активизирующую, основную и релаксационную части, которые состоят из функциональных, глазодвигательных, дыхательных, коммуникативных и т.п. упражнений и релаксации. Педагог-психолог может варьировать части занятия в соответствии с его задачами.

Заключительный этап занятия включает в себя подведение итогов, получение обратной связи, определение эмоционального благополучия детей в конце занятия, ритуал прощания.

  1. Обратная связь проводится в конце каждого занятия (кроме первого и последнего) по следующим вопросам:

  • Что больше всего понравилось на занятии?

  • Что не очень понравилось на занятии?

  • Как вы себя чувствуете, какое настроение?

Работа в рамках реализации программы не требует соблюдения строгого алгоритма занятий, педагог-психолог в темной сенсорной комнате может заменять и варьировать упражнения, что позволит более творчески использовать интерактивное оборудование.

Тематическое планирование занятий

№ п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

Цели занятия

Используемое оборудование

Ознакомительный этап

1.

«Давайте познакомимся»

(первичная диагностика)

1

диагностика зрительного, слухового, тактильного восприятия, состояния эмоционально-волевой сферы перед началом занятий по программе

оборудование для проведения диагностики, бланки методик

2.

«Здравствуй, Волшебная комната»

1

знакомство детей с интерактивной средой темной сенсорной комнаты, формирование заинтересованности детей к работе с оборудованием, установление доверия между психологом и детьми

сухой душ, сенсорная тропа, пузырьковая колонна, пучок фиброоптических волокон, стол для рисования песком, интерактивные модули, потолочное покрытие «Звездное небо», проектор «Релакс», аромоустановка, зеркальный шар.

Коррекционно-развивающий этап

Тактильный блок

3-4

«Мягкий мир»

2

развитие цветовосприятия, тактильных ощущений, фантазии и конструктивных умений, снятие психоэмоционального напряжения

цветные мягкие модули, интерактивные модули, резиновые шары, резиновые кольца, мягкие игрушки

5-6

«Цветные шарики»



2

развитие цветовосприятия, тактильных ощущений, развитие координации движений, снятие эмоционального и мышечного напряжения

Игрушки, сенсорная тропа, резиновые кочки, шары, кольца, фиберволокна, контур «Зигзаг»

7-8

«Вслед за воздушным шаром»

2

развитие тактильных и кинестетических ощущений, расширение словарного запаса, снятие эмоционального напряжения

изображения персонажей сказочной истории (шарик, мальчик и др.), стол для рисования песком, резиновый шар, «волшебный» ящик с набором игрушек (диких животных), зеркальный шар с мотором

Зрительный блок

9-10

«Волшебные превращения»



2

развитие зрительного восприятия, внимания и сосредоточения, двигательной активности детей, развитие коммуникативных навыков снятие психоэмоционального напряжения

проектор «Релакс», игрушки, потолочная панель «Звездное небо», интерактивные модули

11-12

«Веселое настроение»



2

коррекция и развитие зрительного и цветовосприятия, внимания, памяти, произвольной саморегуляции, снятие психоэмоционального напряжения

сухой душ, игрушки, зеркальный шар с мотором и профессиональным источником света, пузырьковая колона

13-14

«Цвета радуги»




2

коррекция и развитие зрительного восприятия, расширение кругозора и обогащение словарного запаса, развитие коммуникативных навыков и коммуникативных поведенческих моделей, развитие умения выражать свои эмоции

предметы для демонстрации сказочной истории (изображение радуги, кисть, разноцветные предметы, мягкая игрушка - заяц), зеркальный шар с мотором и профессиональным источником света, сухой душ, фибероптические волокна

Слуховой блок

15-16

«Чудесные шары»



2

коррекция и развитие слухового и зрительного восприятия, цветовосприятия, создание благоприятного эмоционального климата, развитие мышления и воображения, расширение активного словаря детей

Аромоустановка, диски со звуками природы, проектор «Релакс»

17-18

«Музыкальная шкатулка»

2

коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия, сенсомоторных навыков, развитие внимания, расширение словарного запаса, снятие эмоционального и мышечного напряжения

набор музыкальных игрушек, набор «Узнай звук»

19-20

«Звонкие нотки»


2

коррекция и развитие слухового восприятия, различения звуков на слух, звуковой дифференциации, снятие психоэмоционального напряжения, развитие воображения

набор музыкальных игрушек «Музыкальная шкатулка», «Волшебная палочка» и пр.

Блок коррекции и развития эмоционально-волевой сферы

21-22

«Звездный дождь»


2

снятие эмоционального и мышечного напряжения, создание благоприятного психологического настроя, развитие тактильных ощущений, развитие зрительного и тактильного восприятия, расслабление

пучок фиброоптических волокон с боковым свечением «Звездный дождь», сухой дождь, стол для рисования песком

23-24

«Светящийся аквариум»

2

развитие произвольной саморегуляции, развитие внимания, мышления, воображения, развитие двигательной активности, чувства ритма, снятие психоэмоционального напряжения

детский зеркальный уголок с пузырьковой колонной, игрушки, стол для рисования песком, DVD проигрыватель

25-26

«На лепестке цветка»



2

создание положительного эмоционального фона, коррекция и развитие зрительного восприятия, расширение кругозора, снятие эмоционального и мышечного напряжения, снижение тревожности, повышение самооценки, развитие произвольной саморегуляции.

изображения цветов по количеству детей, массажные ролики по количеству детей, магнитная доска с магнитами, разноцветные шифоновые платки, проектор, профессиональный генератор цветов со звуками природы и ароматами

27-28

«Азбука эмоций»

2

снятие психоэмоционального напряжения, расширение кругозора и активного словаря, обогащение представлений о мире эмоций и развитие умения выражать свои эмоции, развитие коммуникативных навыков и коммуникативных поведенческих моделей.

набор развивающих карточек «Азбука развития эмоций ребёнка» (автор М.Лебедева), зеркальный уголок, пучок фиброоптических волокон

29-30

«Давайте радоваться!»

2

знакомство со способами управления и регуляции настроения, совершенствование умения распознавать свое настроение, уметь рассказывать о нем, развитие коммуникативных навыков, доброжелательности

массажные кочки, сухой душ, массажные кольца, изображения грустных и веселых людей для демонстрации сказочной истории, зеркальный уголок, зеркальный шар, мяч-«гигант»

Завершающий этап

31

«Путешествие по волнам»

1

снятие эмоционального напряжения, развитие общей и мелкой моторики, развитие восприятия разнообразных свойств и предметов, интеграция, полученных в ходе занятий по программе знаний и умений.

детский зеркальный уголок с пузырьковой колонной, проектор, звуки шума моря, льющейся воды, журчания ручья и пр.

32-33

«Наши успехи»

(заключительная диагностика)

2

диагностика зрительного, слухового, тактильного восприятия, состояния эмоционально-волевой сферы после окончания занятий по программе, выявление динамики.

оборудование для проведения диагностики, бланки методик

Итого:

33




Описание используемых методик, технологий, инструментария со ссылкой на источники

Методы и методики, используемые в программе:

  • упражнения на развитие сенсорных процессов;

  • дыхательные упражнения;

  • глазодвигательные упражнения;

  • элементы сказкотерапии и игротерапии;

  • танцедвигательные упражнения;

  • техники релаксации;

  • упражнения, направленные на развитие процессов саморегуляции;

  • элементы массажа и самомассажа;

  • беседа.

В рамках проведения занятий по программе приоритетно реализуется здоровьесберегающая технология, обусловленная особенностями контингента участников. Ориентация программы на личность ребенка, учет индивидуально-психологических особенностей в процессе реализации программы определяет реализацию личностно-ориентированной технологии.

Формы организации коррекционно-развивающего процесса:

  1. Индивидуальная работа.

  2. Групповая работа.

Ограничения и противопоказания на участие в освоении программы



Ограничения и противопоказания к участию в освоении программы обусловлены, в первую очередь, спецификой оборудования темной сенсорной комнаты. Оборудование темной сенсорной комнаты обладает значительной интенсивностью воздействия на психику человека, следовательно, использовать его в общеразвивающей, коррекционно-развивающей и развивающей практике необходимо, выполняя все требования по охране безопасности жизнедеятельности и здоровья тех, кто в ней занимается.

Рекомендации к проведению занятий:

  • перед началом основной работы необходимо познакомить детей с каждым прибором, научить концентрировать на нем внимание, выполнять определенные действия, принимать удобные для занятия и наблюдения позы и т. п.;

  • включение проекторов и введение в занятие различных эффектов, воздействующих на восприятие, должно быть постепенным;

  • нельзя использовать большое количество интерактивных приборов одновременно, а также предлагать для одномоментного восприятия одинаковые по эффекту воздействия приборы;

  • необходимо гармонизировать сочетание включаемых приборов, направленных на развитие или коррекцию различных ощущений. Например, занятие с пузырьковой колонной, установленной на мягкой платформе, может сопровождаться спокойной мелодией.

В силу того, что на занятиях в темной сенсорной комнате применяются различные источники света, звуков, запахов, выделяются некоторые категории детей, с которыми не рекомендуется использовать определенные виды интерактивного оборудования или дозировать их применение.

Перед проведением занятий в темной сенсорной комнате с использованием светового и мерцающего оборудования, а также оборудования, влияющего на вестибулярный аппарат, рекомендуется проконсультироваться с врачом-педиатром, который, изучив анамнез ребенка, список заболеваний сформирует группу детей, которым противопоказана чрезмерная зрительная, слуховая, тактильная стимуляция.

Таким образом, осторожно следует подходить к занятиям в темной сенсорной комнате с детьми, имеющими следующие проблемы:

Астенические проявления. Время пребывания в темной сенсорной комнате для данной категории детей необходимо наращивать от занятия к занятию (от 7 до 15-20 минут).

Коммуникативные нарушения. При работе с детьми, имеющими коммуникативные нарушения, рекомендуется выявить наиболее «приятные» раздражители, создающие эмоциональный комфорт, и постараться ограничиться только ими.

Синдром гиперактивности (синдром двигательной расторможенности). Для занятий с гиперактивными детьми в темной сенсорной комнате необходимо регламентировано использовать аудиовизуальные и тактильные раздражители.

Эпилептический синдром или готовность к эпилепсии. Занятия в темной сенсорной комнате с детьми, страдающими данным заболеванием, проводятся только после консультации с врачом-психоневрологом. Если врач допускает возможность ее применения, то время пребывания в ней строго ограничивается. Звуковые и световые сигналы при этом не должны быть ритмичными. Необходимо отказаться от мелькающих эффектов и не использовать проекторы с мерцающим светом.

Умеренная и тяжелая умственная отсталость. Детям с тяжелой умственной отсталостью не следует предлагать оборудование, которое требует достаточно точного уровня взаимодействия на тактильном уровне.

Психоневрологические заболевания. Нежелательно проводить занятия в темной сенсорной комнате с теми, кто проходит лечение различными психотропными препаратами.

Дополнительной подготовки и внимания требует организация работы в сенсорной комнате со следующими категориями детей:

Дети с нарушением зрения. В ходе занятий опора делается на более сохранные слуховые и тактильные анализаторы. Занятия в темной сенсорной комнате с людьми с нарушенным зрением требуют комплексного взаимодействия педагога-психолога и тифлопедагога.

Дети с нарушением слуха. Использование интерактивного оборудования темной сенсорной комнаты и оборудования, требующего дополнительных пояснений, обуславливает необходимость комплексного взаимодействия педагога-психолога и сурдопедагога.

Формы работы с родителями и учителями.



Тема

Месяц

Контингент

Примечание

1

Кто такие дети с ограниченными возможностями здоровья и как мы им можем помочь…..

Октябрь, Апрель

Учащиеся начальных классов

Выступления на классных часах



2



Организация комплексного сопровождения детей с ОВЗ в системе образования.


Декабрь, Март

Педагоги

МКОУ «Репьевская СОШ»

Лекции

Семинары

Круглый стол


3


Дети-инвалиды и их интеграция в общество с помощью обычных учащихся.


Психологические особенности детей с ОВЗ.





В течение года


Родители учащихся МКОУ «Репьевская СОШ»


Выступления на родительских собраниях

4

Индивидуальные консультации

В течение года

Родители учащихся МКОУ «Репьевская СОШ»

Педагоги, воспитатели




Средства обучения:


Оборудование сенсорной комнаты.

Учебно - наглядные пособия:

  • Литература

  • Игры и игрушки на сенсомоторное развитие детей

Средства ТСО

  • Компьютер

  • Диски с музыкой

  • Аромалампа

  • Ионизаторвоздуха































Список использованной литературы:



  1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 декабря 2010 г. N 2106 г. Москва "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников"

  2. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ. - М.: Айрис-Пресс, 2008. - 160 с.

  3. Жевнеров В.Л. Сенсорная комната - волшебный мир здоровья. Учебно - методическое пособие. - СПб.: Издательство "ХОКА", 2007. - 416 с.

  4. Коррекционно-развивающие программы с использованием специального обоудования для детей и подростков: Методическое пособие / под общей редакцией Е.Е. Чепурных. - М.-Ярославль: Центр «Ресурс», 2002. - 174 с.

  5. Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей. Пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида - М.: Просвещение, 2009.

  6. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. - СПб.: Речь, 2001. - 220 с.

  7. Рубинштейн С. Л.. Основы общей психологии. - СПб., Питер, 2002 - 720 с.

  8. Сенсорная комната. Аннотация и методические рекомендации по использованию / ООО производственно-коммерческая фирма «Альма». - СПб.

  9. Стишенок И.В. Сказкотерапия для решения личных проблем. - СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010. - 141 с.

Интернет ресурсы:

  1. meduniver.com/Medical/Physiology/279.html

  2. psy.1september.ru/article.php?ID=200501113

  3. takzdorovo.ru/profilaktika/obraz-zhizni/kak-zashhitit-zrenie/



1 Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г.В.Бурменская, Е.И.Захарова, О.А.Карабано-ва и др. - 2002. - 416 с.

© 2010-2022