Памятка Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов

Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека.     Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов человека.   Стадии профессионального выгорания Первая  стадия: ¢  приглушаются эмоции, ...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Профессиональное выгорание - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов человека.

Стадии профессионального выгорания

Первая стадия:

  • приглушаются эмоции, сглаживаются острота чувств и свежесть переживаний;

  • исчезают положительные эмоции, появляется отстраненность в отношениях с членами семьи;

  • возникает состояние тревожности, неудовлетворенности.

Вторая стадия:

  • возникают недоразумения с коллегами;

  • появляются антипатия, а затем и вспышки раздражения по отношению к коллегам.

Третья стадия:

  • притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру, человек становится равнодушным;

  • безразличие ко всему.






Качества, помогающие педагогу избежать профессионального выгорания


Во-первых:

  • хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни).

  • высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях.

Во-вторых:

  • опыт успешного преодоления профессионального стресса;

  • способность конструктивно меняться в напряженных условиях;

  • высокая мобильность;

  • открытость;

  • общительность;

  • самостоятельность;

  • стремление опираться на собственные силы.

В-третьих:

  • способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности - как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.

Памятка Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов


Симптомы профессионального выгорания

ПЕРВАЯ ГРУППА

Психофизические симптомы:

  • чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);

  • ощущение эмоционального и физического истощения;

  • снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакция страха на опасную ситуацию);

  • общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии);

  • частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;

  • резкая потеря или резкое увеличение веса;

  • полная или частичная бессонница;

  • постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;

  • одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;

  • заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания.

ВТОРАЯ ГРУППА

Социально-психологические симптомы:

  • безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);

  • повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;

  • частые нервные срывы (вспышки гнева, злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет и др.);

Профилактика профессионального выгорания


  • НЕ скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям возможность обсуждать их вместе с вами.

  • НЕ избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.

  • НЕ позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь.

  • НЕ ожидайте, что тяжелые состояния, характерные для выгорания, уйдут сами по себе.

  • Если не предпринимать мер, они будут посещать вас в течение длительного времени.

  • Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.

  • Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно, говорите о них семье, друзьям и на работе.

  • Постарайтесь сохранять нормальный распорядок вашей жизни, насколько это возможно.

Памятка Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов


  • немотивированный гнев или отказ от общения, уход в себя;

  • постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);

  • чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);

  • чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;

  • общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).

ТРЕТЬЯ ГРУППА

Поведенческие симптомы:

  • ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее все труднее и труднее;

  • сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы);

  • постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает;

  • чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;

  • невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад №69 «Ладушки»








Памятка Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов


ПАМЯТКА

Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов


Подготовила:

Т. М. Базарова

педагог-психолог

МАДОУ детский сад

№69 «Ладушки»




© 2010-2022