Занятие по теме Память

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект занятия по теме «ПАМЯТЬ».

(возраст 11 - 14 лет)

Задачи занятия: формировать элементарные знания о познавательных психических процессах и умение анализировать, корректировать процесс их развития; развивать познавательные интересы; воспитывать умение владеть собой и культуру поведения.

Материал: листы А4 с видами памяти для наглядности; карточки с заданиями, материал для проведения опытов; памятка «Как улучшить память?»; листы бумаги, ручки по количеству детей.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Психолог: Здравствуйте ребята. Сегодня мы поговорим о памяти. Мы любим, изучать окружающие нас предметы, а о себе иногда знаем до обидного очень мало. Ведь многим из нас интересно, кто - то в классе вроде не учит ничего, а оценки получает хорошие; а кто - то зубрит, зубрит, и все равно толком ответить ничего не может. Или почему слова любимой песни мы запоминаем сразу же, а стихотворение учим - учим, даже голова начинает болеть?

Часто можно слышать: «Вот у него прекрасная память» или «Все равно забудешь, лучше запиши». Ребята, а как вы считаете, у вас хорошая память? Как вы думаете, много ли может запомнить человек? (ответы детей)

Оказывается, мозг человека может запомнить почти столько же, сколько содержится в памяти среднего по мощности компьютера.

Некто Э. Гаон заучил наизусть 2500 книг, которые прочитал за свою жизнь. Мало того, он мог не задумываясь вспомнить из них любой отрывок и назвать страницу, на которой этот отрывок написан.

А наш замечательный ученый академик С.А. Чаплыгин мог без ошибочно назвать номер телефона, по которому он звонил лет пять назад случайно и всего один раз.

Понятно, что такие способности даны не каждому. Вряд ли мы можем сделать то же самое. Но ведь мы с вами можем развивать свою память и достичь неплохих результатов.

Прежде чем работать над своей памятью, нужно изучить ее. И для начала мы тоже поговорим о том, какой бывает память. ( При название каждого вида памяти вывешивается с соответствующий лист).

  1. ОБРАЗНАЯ - это память на то, что мы видим, слышим, нюхаем, пробуем.

Опыт 1. Зрительная память

Цель: определение объема зрительной памяти.

Материал: карточки по количеству детей, на которых изображена таблица из 16 пустых клеток, расположенных правильным квадратом. Один и тот же квадрат, в котором произвольно отмечены 5 - 8 клеточек (в зависимости от возраста и общего уровня развития детей).

Ход опыта: детям раздаются пустые карточки, затем психолог на 10 секунд показывает заполненный образец. После этого дети воспроизводят образец. Оценивается правильность выполнения задания (норма 5+2).

Примечание: заострить внимание детей на том, что у всех зрительная память развита в достаточной мере (независимо от результата), а у тех, кто не сделал ни одной ошибки, очень хорошая.

Опыт 2.

Цель: определение Слуховая память объема слуховой памяти.

Материал: карточка с цифрами 3 7 9 1 8 6 2 0 4 5.

Ход опыта: детям дается установка: запомнить как можно больше цифр в том порядке, в каком они будут прочитаны. Затем зачитываются все цифры, через 10 секунд дети воспроизводят (норма 5+2).

Опыт 3. Осязательная память

Цель: проверить уровень сформированности тактильной памяти, припоминания и воображения.

Материал: Мешок с набором знакомых детям предметов.

Ход опыта: дети должны одной рукой на ощупь определить предмет, сопровождая свои выводы соответствующими комментариями.

Примечание: при обследовании предмета желательно, чтобы ребенок описывал то, что ощущает, например: «Этот предмет холодный на ощупь, округлой формы, гладкий с одной стороны и ребристый с другой».


  1. ЛОГИЧЕСКАЯ - это память на смысл изложения. Пример: когда мы с вами рассказываем малышам сказку, мы рассказываем ее не слово в слово, а понимаем ее сюжет, то есть что за чем идет, и говорим каждый своими словами.

  2. ДВИГАТЕЛЬНАЯ - это память на движения.

Опыт 4. Двигательная память.

Цель: наглядно показать детям пример двигательной памяти.

Материал: бумага, ручки по количеству детей.

Ход опыта: ребятам предлагается закрыть глаза, и написать на листочке не глядя слово «память».

Примечание: этот опыт обычно вызывает у детей сильное оживление, поэтому нужно подумать, как вернуть их в рабочее состояние.


  1. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ - это память на переживания.

Психолог: Ребята, вы, наверное, заметили, что лучше запоминается то, что нам интересно, понятно. Вы очень быстро запоминаете любимые песни, рассказы друзей и намного хуже то, что задают в школе.

Опыт 5.

Цель: проследить зависимость запоминания от особенностей личности.

Материал: слова для запоминания (любовь, спичка, Встреча, стол, школа, деньги, котельная, болезнь, стена, год, экзамен, мыло, дружба, отвертка, окно, подарок, капуста, урок, труба, кирпич, вода, комната, учебник, шоколад, дождь, память).

Ход опыта: учащиеся прослушивают слова и затем записывают их по памяти в произвольном порядке и в любом количестве. После этого прослушивают 1 - 2 учеников и отмечают, какие слова у них повторяются и почему.

Примечание: нужно подвести ребят к выводу о том, что не все слова запоминаются одинаково хорошо. То, что нам интересно или близко, запоминается лучше.

Психолог: А теперь поработаем с карточками: надо выяснить, какой вид памяти описан в каждой карточке.

КАРТОЧКИ

Русский художник Н.Н. Ге по памяти изобразил абсолютно точно комнату одного из Петерговских дворцов. «Я в голове, в памяти принес домой весь фон картины «Перт1 и Алексей»- с камином, с карнизами, с четырьмя картинами голландской школы, со стульями, с потолком и освещением, - был всего один раз в этой комнате, и был умышленно один раз, чтобы не разбивать впечатления, которое я вынес», - писал об этом художник.

После встречи с Наташей Катя шла по улице и вспоминала тот день, когда Наташа при всем классе рассказала все ее секреты, которые она доверила ей, как подруге. И у нее на глазах опять появились слезы, как и в тот злополучный день.

Один из преподавателей спросил студента: - Вы запомнили, как мы об этом договаривались, ту самую фразу, которую я произнес на прошлом занятии? - Да, конечно, помню,- уверенно сказал студент. - Вы сказали: «Позавчера здесь сел самолет». Преподаватель возразил: - Я предположил, что вы можете что- нибудь забыть, но вы все слова изменили. Я просил запомнить фразу: «Третьего дня здесь приземлился аэроплан»

Сергею, казалось, что он никогда больше не сможет ходить. Ведь не шутка - он три месяца пролежал в больнице после автомобильной аварии. Он боялся, что , как только он встанет на ноги, - тут же упадет. Но ничего такого не случилось. Правда, первые шаги давались с трудом, зато уже через неделю он ходил также хорошо, как и прежде.





Психолог: Итак, мы выяснили, какой бывает память, выяснили особенности вашей памяти.

Теперь обсудим последний вопрос: как улучшить память?


ПАМЯТКА

«КАК УЛУЧШИТЬ ПАМЯТЬ».

  1. Учить нужно всегда с желанием. Никогда не говори: «Я не выучу», говори: «Я могу и хочу это выучить».

  2. Используй все виды памяти: смотри, читай про себя и вслух, черти схемы, таблицы, ищи главную мысль. Опирайся на тот вид памяти, который у тебя лучше развит.

  3. Лучше учись по одному часу семь дней, чем семь часов подряд в один день. Выучи лучше заранее, а накануне только повтори.

  4. Тренируй свою память как мышцы: чем больше ты учишь, тем быстрее и лучше будешь запоминать в дальнейшем.

Психолог: Дорогие ребята, наше занятие подошло к концу.

Подведем итоги: мы выяснили, что такое память. Какой она бывает. Определили возможности своей памяти, разработали советы по улучшению памяти. Вы увидели, что в нашей группе нет детей с плохой памятью.

- Что понравилось на занятии?

- Что не понравилось?

Выставьте оценку нашему занятию, как в школе, по пятибалльной системе.

Выставьте оценку себе, как участнику занятия (на своих рабочих листах анонимно).








Рабочий лист Ф ____________ И___________________ Класс____________

1. Зрительная память.


































Рабочий лист Ф ____________ И___________________ Класс____________

1. Зрительная память.
































Слуховая память ______________________________________________________

3. Двигательная память _____________________________________________


  1. Эмоциональная память__________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

КАРТОЧКИ

Русский художник Н.Н. Ге по памяти изобразил абсолютно точно комнату одного из Петерговских дворцов. «Я в голове, в памяти принес домой весь фон картины «Перт1 и Алексей»- с камином, с карнизами, с четырьмя картинами голландской школы, со стульями, с потолком и освещением, - был всего один раз в этой комнате, и был умышленно один раз, чтобы не разбивать впечатления, которое я вынес», - писал об этом художник.

После встречи с Наташей Катя шла по улице и вспоминала тот день, когда Наташа при всем классе рассказала все ее секреты, которые она доверила ей, как подруге. И у нее на глазах опять появились слезы, как и в тот злополучный день.

Один из преподавателей спросил студента: - Вы запомнили, как мы об этом договаривались, ту самую фразу, которую я произнес на прошлом занятии? - Да, конечно, помню,- уверенно сказал студент. - Вы сказали: «Позавчера здесь сел самолет». Преподаватель возразил: - Я предположил, что вы можете что- нибудь забыть, но вы все слова изменили. Я просил запомнить фразу: «Третьего дня здесь приземлился аэроплан»

Сергею, казалось, что он никогда больше не сможет ходить. Ведь не шутка - он три месяца пролежал в больнице после автомобильной аварии. Он боялся, что , как только он встанет на ноги, - тут же упадет. Но ничего такого не случилось. Правда, первые шаги давались с трудом, зато уже через неделю он ходил также хорошо, как и прежде.


Оцени себя _______________________________________________________

Оцени занятие_________________________________________________

Рабочий лист Ф ____________ И___________________ Класс____________

1. Зрительная память.
































2.Слуховая память ______________________________________________________

3. Двигательная память _____________________________________________


  1. Эмоциональная память__________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Рабочий лист Ф ____________ И___________________ Класс____________

1. Зрительная память.
































2.Слуховая память ______________________________________________________

3. Двигательная память _____________________________________________


  1. Эмоциональная память__________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________




о



о





о














о

о





о








0


0

0





0








о


о

о

о


о


о

о

о

о

о

о



о

о

о

о

о

о

о


о

о

о

о

о

о

о

о


ОБРАЗНАЯ - это память на то, что мы видим, слышим, нюхаем, пробуем.



ЛОГИЧЕСКАЯ - это память на смысл изложения.



ДВИГАТЕЛЬНАЯ - это память на движения.




ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ

- это память на переживания.



© 2010-2022