- Преподавателю
- Школьному психологу
- Программа Программа психологического содействия социальной адаптации и профессионального становления учащихся
Программа Программа психологического содействия социальной адаптации и профессионального становления учащихся
Раздел | Школьному психологу |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Царёва Е.Г. |
Дата | 25.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
Департамент образования Иркутской области
ОГОУ НПО Профессиональное училище №14
Программа психологического содействия социальной адаптации
и профессионального становления учащихся
Составила:
педагог-психолог ПУ № 14
Царева Е.Г.
Иркутск
2008
Пояснительная записка.
Современный специалист - это не только квалифицированный работник, но и личность, обладающая способностью быстро адаптироваться к требованиям рынка труда, мобильностью, навыками самопрезентации, с толерантным отношением к окружающим, способностью самореализации в профессии.
Проблема качества подготовки выпускников учреждений профессионального образования была актуальной во все времена. В последние годы она особенно обострилась, чему есть определенное объяснение: несоответствие государственных образовательных стандартов требованиям современного рынка труда; необратимый переход от единообразия учреждений профобразования, учебных планов и учебных программ к разнообразию, при котором ответственность за качество образования несут не только органы управления образованием федерального или регионального уровней, но и образовательные учреждения; последовательное смещение принятия решений в сфере образования в регионы и, следовательно, возрастание роли социального диалога между профессиональными образовательными учреждениями и работодателями.
В условиях начального профессионального обучения у большинства учащихся возникает ряд трудностей, преодоление которых происходит не всегда успешно. Прежде всего, трудности связаны с новой ситуацией обучения, меняющимися условиями, что требует повышения уровня самостоятельности, отработанных навыков самоорганизации в умственном труде при обучении и овладении выбранной профессией.
Наряду с учащимися из общеобразовательных школ, с сохранным интеллектом, в группе обучаются учащиеся из социальных приютов, детских домом, домов- интернатов, коррекционных школ VIII вида, с различными отклонениями в развитии.
В связи с социально - экономическими преобразованиями в обществе, в условиях рыночной экономики не всегда позволяют, людям данной категории, трудоустроится в соответствии с полученной профессией.
Не имея достаточного социального опыта, они не всегда могут найти себе работу и становятся тяжким бременем для общества и источником таких социальных зол, как преступность, тунеядство, бродяжничество.
Поэтому в процессе профессиональной подготовки особое значение приобретает социальная адаптация, которая направлена на создание и обеспечение взаимосвязи учащихся с обществом, формирование его социального статуса и способности к самостоятельной жизни, включение в окружающую и трудовую среду, формирование социально трудовой лабильности, способности быстро приспосабливаться к новым обстоятельствам, находить адекватные способы разрешения проблем как в личной, так и трудовой деятельности. Опираясь на свой жизненный опыт и знания, полученные в ПУ, учащиеся и выпускники смогут принимать решения в сложных жизненных ситуациях.
В соответствии с этим цель программы: Содействовать формированию у учащихся важнейших социальных навыков и профессионально важных компетенций, способствующих успешной социальной и профессиональной адаптации в социуме.
Задачи программы:
- обучить навыками коммуникативного общения, эмоциональной и поведенческой саморегуляции, психологического анализа ситуаций;
- развивать способности самостоятельно определять цели своей жизни, способности к самопроекции себя в будущее;
- научить учащихся анализировать свои возможности и преодолевать трудности, противостоять непредвиденным жизненным ситуациям:
- способствовать развитию у учащихся желания работать над собой, видеть свои сильные и слабые стороны, формировать собственную культуру самопознания, саморазвития и самовоспитания.
- вооружить учащихся системой понятий и представлений, необходимых для психологического анализа своей личности, группы, социально- психологических ситуаций;
Принципы работы:
-
Доверие и сотрудничество: такие отношения не ущемляют чувства взрослости учащихся, позволяют эффективно влиять на повышение уровня их нравственной воспитанности;
-
Активность и самостоятельность учащихся: участники вовлекаются в специально разработанные действия. Многие оценки и суждения должны исходить, по возможности, не от психолога, а от самих учащихся. Выбор и постановка задач самовоспитания должны осознаваться как их собственные желания и действия, совершаемые с помощью психолога. Собственные выбор и решения являются гарантией того, что учащиеся будут им следовать и не откажутся от них при первой же трудности;
-
Исследовательская творческая позиция: в ходе занятий учащиеся осознают, открывают идеи, закономерности, уже известные в психологии, а также, что еще более важно, свои личные ресурсы, возможности и особенности;
-
Диалогичность: продуктивная работа возможна лишь в ситуации диалога - форме общения, при которой общающиеся воспринимаются как равные собеседники с правом на собственную позицию, на свою систему ценностей, индивидуальный способ восприятия мира. Это такое общение, при котором учитываются интересы других участников, а также их чувства, эмоции, переживания. Диалог невозможен без взаимного принятия. Реализация этого принципа создает атмосферу безопасности, открытости, доверия;
-
Объективация (осознание) поведения: в процессе занятий поведение участников переводится с импульсивного на объективированный уровень. Универсальным средством объективации поведения является обратная связь;
Методы и формы работы:
- игровые тренинги и упражнения;
- лекции, беседы, диспуты;
- диагностика.
Ожидаемые результаты:
Успешная социальная и профессиональная адаптация выпускников в социуме.
Эффективность программы:
Объективно проверить эффективность проведенной работы достаточно сложно. Ибо только жизненный путь каждого учащегося в дальнейшем покажет, насколько полезными были эти занятия.
Эффективность программы можно оценить по результатам анкетирования и оценивается она экспертами - социальными педагогами, ИПР, теми взрослыми, кто хорошо знаком с жизнью учащихся, - в виде беседы, опроса по шкалам анкеты.
Социальная адаптация рассматривается в широком смысле и включает в нее различные стороны жизни. Это и позволит оценить успешность самостоятельного функционирования выпускников.
Эффективность социальной адаптации оценивается по 13 критериям, включающим в себя учебную, бытовую, трудовую, социально-психологическую, собственно социальную адаптацию. Каждый критерий оценивается в баллах от 0 до 3, в зависимости от успешности адаптации. Общий критерий адаптированности представляет собой среднее арифметическое всех тринадцати оценок. При его значении в пределах от 2,5 до 3 постулировался высокий уровень социальной адаптации, при значениях 2-2,4 средний уровень адаптации, в пределах от 1,5 до 2 диагностируется проблемная адаптация и ниже 1.4 - дезадаптация (анкета прилагается).
Методологической основой программы являются:
1. Основные концепции социализации личности: адаптивная (Дж. Дьюи , В. Кукартц), ролевая (Э.Дюркгейм, Дж. Мид), критическая (Ж.Пиаже, Л. Колберг), социального научения (А. Бандура, У. Бронфенбреннер), психоаналитическая - (З.Фрейд, Э.Эриксон), Психодинамическая (К.Левин, Ф. Хайдер),
2. Теории: социальной компетенции (В. Слота), стресса и копинга (Р. Лазаруса).
3.Теории профессионального становления личности (Л.С.Выготского, А.Н. Леотьева, Д.Б. Эльконина. П.К.Анохина).
Структура программы
Исходя из целей и задач, программа включает в себя два взаимосвязанных блока - теоретический и практический, которые могут использоваться не только вместе, но и каждый самостоятельно, в зависимости от ситуации, потребностей учащихся и самого ведущего.
Теоретический блок содержит минимально необходимые сведения, которые дают возможность получения учащимися знаний в наиболее значимых и важных для них областях.
Теоретический блок состоит из 3-х разделов:
- I. Раздел « Человек и общество»
- II. Раздел « Человек и семья»
- III. Раздел « Человек и труд»
Тематический план
№ п/п
Тема занятия
Количество часов
Форма и методы работы
Раздел 1. Человек и общество
1
Общение людей
2
Беседа
2
Я- личность, индивидуальность.
2
Лекторий с элементами игры.
4
Конфликт и способы его преодоления
2
Беседа с элементами игры.
5
Вредные привычки и их воздействия
4
Беседа. Лекция. Игровые упражнения
6
ВИЧ-инфекция /СПИД. Пути заражении и профилактика заболевания.
4
Беседа. Лекция. Игровые упражнения
7
Самооценка. Самохарактеристика.
2
Беседа с элементами игры. Диагностика.
Раздел 2 Психология семейных отношений
8
Роль семь в обществе и жизни человека
2
Лекция-обсуждение.
9
Права и обязанности членов семьи
2
Лекция-обсуждение
10
Психологические особенности добрачных отношений.
4
Лекторий с элементами игры.
11
Порядок рождения в родной семье и влияние этого фактора на формирование индивидуальных качеств личности.
4
Беседа с элементами игры.
12
Условия готовности к браку.
2
Лекция-обсуждение
13
Факторы, способствующие укреплению семейных отношений.
2
Лекция-обсуждение
14
ИППП, репродуктивное здоровье.
2
Лекция - обсуждение
15
Роль матери и отца в социализации детей.
2
Лекция-обсуждение
16
Конфликты в семье и их причины
2
Беседа с элементами игры.
17
Бюджет семьи
2
Беседа.
18
Семейная экономика
2
Беседа.
Раздел 3 Человек и труд
19
Поиск работы. Трудоустройство.
6
Информационный лекторий
20
Трудовые отношения.
6
Информационный лекторий
34
Содержание теоретической части программы
Раздел 1. «Человек и общество».
Занятие 1. Общение людей.
Общение формальное, неформальное, деловое. Способы общения. Модели взаимоотношений: старшие и младшие; девушки и юноши; соседи; друзья; пассажиры в транспорте; общение в трудовом коллективе. Социальные нормы и правила.
Черты характера, необходимые для полноценного общения. Тактичность и сдержанность. Искренность. Принципиальность. Доброжелательность.
Культура общения. Умение слушать человека, уважение его взглядов, мыслей, способность и стремление понимать мысли и переживания другого человека, прощать его недостатки.
Конфликтные ситуации, возникающие в процессе общения, возможные способы их разрешения.
Занятие 2. Я - личность.
Отношение к себе как специфическая образующая самосознания, как важный внутренний фактор формирования полноценности личности, обеспечивающий ее целостность и единство. Первичные и вторичные качества личности
Занятие 3. Конфликт и способы его преодоления.
Чувства, которые мы переживаем. Способы преодоления отрицательных чувств. Понятие о конфликтах: внутриличностные, межличностные, деловые. Способы разрешения конфликтов
Занятие 4. Вредные привычки и их воздействия.
Причины возникновения вредны» привычек. Реакция организма на воздействия алкоголя, никотина, наркотических средств. Социальные последствия вредных привычек. Наследственность. Способы борьбы с вредными привычками. Значение здорового образа жизни.
Занятие 5. ВИЧ- инфекция / СПИД. Пути заражении и профилактики заболевания.
ВИЧ-инфекция, пути заражения. Что нужно знать о возможных и невозможных способах передачи ВИЧ-инфекции. Последствия заболевания. Можно ли общаться с больными СПИДом? Правила общения.
Занятие 6. Самооценка. Самохарактеристика.
Критерии самооценки. Нужно ли себя менять и почему? Способности. Самовоспитание. Самореализация. Объективное и субъективное в самохарактеристике.
Учащиеся должны иметь представление:
-
о культуре общения;
-
о способах общения с различными людьми;
-
о понятиях «личность», «индивидуальность», «самовоспитание», «саморазвитие», «самосознание»;
-
об этапах развития коллектива;
-
о возможных причинах конфликтов;
-
о проявлениях агрессии.
Учащиеся должны знать:
-
нормы и правила поведения;
-
способы преодоления отрицательных чувств;
-
варианты выхода из конфликтной ситуации;
-
ситуации и обстоятельства, ведущие к преступлению;
-
преимущества здорового образа жизни.
Учащиеся должны уметь:
-
правильно вести себя с различными людьми;
-
правильно выбирать стратегию выхода из конфликтных ситуаций;
-
адекватно оценивать свои качества и способности.
Раздел 2. «Человек и семья».
Занятие 7. Роль семьи в обществе и жизни человека.
Семья - ячейка общества. Состав семьи. Основы семейных отношений. Семейные традиции. Организация досуга и отдыха в семье.
Занятие 8. Права и обязанности членов семьи.
Распределение и выполнение домашних обязанностей. Обязанности детей по отношению к родителям. Обязанности родителей по отношению к детям. Причины сиротства.
Занятие 9. Психологические особенности добрачных отношений.
Особенности юношеской романтической любви. Идеал и идеализация человека; их различение. Умение различать любовь и другие чувства - симпатию, интерес, влюбленность, увлечение, влечение. Соотношение дружбы и любви.
Необходимость беречь взаимное чувство, не оскорблять его капризами, самолюбием, недоверием, требованием "доказательств"; уметь выразить свое чувство в уважении, внимании, верности, тактичном предпочтении своего любимого (любимой) всем другим. Счастливая пора юности, ее красота и неповторимость. Знакомство с друзьями, близкими, родителями любимого (любимой) как знак уважения к ним, серьезного отношения к выбору будущего супруга (супруги).
Занятие 10. Порядок рождения в родной семье и влияние этого фактора на формирование индивидуальных качеств личности.
Влияние пола и порядка рождения человека на его свойства :личностные качества; супружеские и родительско-детские отношения; взаимоотношения с друзьями; отношение к карьере.
Занятие 11. Условия готовности к браку.
Брачный возраст. Осознание молодыми людьми того, что они берут на себя определенные обязательства друг перед другом, ответственность за будущую семью, будущих детей. Понимание духовно-нравственной и правовой основы брака. Мотивы вступления в брак: любовь, желание создать семью, вырастить и воспитать детей как ведущие мотивы заключения брака.
Занятие 12. Факторы, способствующие укреплению семейных отношений.
Любовь. Долг. Ответственность друг за друга. Внутрисемейная солидарность. Откровенность, отзывчивость, тактичность и самообладание. Взаимопонимание. Умение уступать. Возможность создания положительного климата в семье, как при сходстве, так и при различии темпераментов и характеров супругов.
Занятие 13. ИППП, репродуктивное здоровье.
Этиология. Признаки. Последствия. Значение целомудрия для здоровья будущего потомства. Законы наследственности. Влияние предшествовавших половых связей на потомство.
Занятие 14. Роль матери и отца в социализации детей.
Материнская любовь: внутриутробный период, после-родовой период. Безусловность материнской любви. Отсутствие материнской любви. Кризисные моменты в жизни отца: материальный, временной, психологический, сексуальный Особенности взаимоотношений отец-ребенок. Влияние отца на качества личности дочери и сына. Упр. "Качества отца"
Занятие 15. Конфликты в семье и их причины.
Морально-этические нормы взаимоотношений в семье. Воспитание детей. Взаимосвязь социальных проблем общества и конфликтов в семье. Возможные выходы из конфликтных ситуаций.
Занятие 16. Бюджет семьи.
Источники семейного бюджета. Необходимые ежемесячные платежи. Квартплата, плата за электроэнергию и телефон. Заполнение бланков. Подсчет доли коммунальных платежей от бюджета семьи. Последствия неоплаты коммунальных услуг.
Занятие 17. Семейная экономия. Сбережения, способы экономии.
Распределение семейного бюджета, постоянные ежемесячные расходы, затраты на лечение и сохранение здоровья, на одежду, обувь, мебель, ремонт жилья и др. Соотношение доходов и расходов. Бережливость в отличие от скупости, расточительности.
Учащиеся должны иметь представление:
-
о роли семьи в обществе;
-
о взаимодействии социальных и семенных проблем;
-
о семейных традициях.
Учащиеся должны знать:
-
основы семейных взаимоотношений;
-
состав семьи;
-
права и обязанности членов семьи;
-
об особенностях добрачных отношений
-
причины конфликтов и способы разрешения конфликтных ситуаций;
-
источники семейного бюджета;
-
необходимые ежемесячные платежи;
-
последствия неуплаты коммунальных услуг;
-
назначение сбережений;
-
способы экономии.
Учащиеся должны уметь:
-
планировать расходы на месяц;
-
заполнять бланки и квитанции:
Тема 3. Человек и труд.
Занятие 18. Рынок труда и его требования. Причины безработицы.
Рынок труда в России. Изменение требований рынка труда. Образование. Профессия (специальность). Возможные условия труда и характер работы. Причины безработицы. Условия признания гражданина безработным. Возможности выпускника училища в трудоустройстве
Занятие 19. Поиск работы. Трудоустройство.
Варианты поиска работы. Объявления о вакансиях в газетах и на информационных стендах. Служба занятости. Различия между государственной и коммерческой службой занятости. Порядок обращения в службу занятости. Желаемая работа. Резюме.Собеседование. Трудоустройство. Прием на работу, необходимые документы. Трудовая книжка.
Занятие 20. Трудовые отношения.
Знакомство с ТК РФ. Продолжительность рабочего времени. Порядок выплаты заработной платы. Соблюдение трудовой дисциплины и правил техники безопасности. Условия пруда. Порядок увольнения. Право на отпуск. Виды отпусков. Порядок оформления отпуска, больничного листа, отгула.
Учащиеся должны иметь представление:
-
рынке труда.;
-
причинах безработицы;
-
ТК РФ.
Учащиеся должны знать:
-
требования рынка труда;
-
варианты поиска работы;
-
названия газет, публикующих объявления о вакансиях;
-
порядок обращения в службу занятости;
-
условия признания гражданина безработным;
-
перечень документов при трудоустройстве;
-
продолжительность рабочего времени, порядок выплаты заработной платы;
-
порядок оформления отпуска, больничного листа.
-
Учащиеся должны уметь:
-
выбирать варианты поиска работы;
-
оценивать свои трудовые и профессиональные возможности при поиске работы;
-
оформлять необходимые документы для приема на работу;
оценивать правильность записей в трудовой книжке.
ЛИТЕРАТУРА
-
БратченкоС. Л. Гуманистическая психология как одно из направлений движения за ненасилие. - СПб., 1999.
-
Бачков И. Школьный психолог.
-
Гольдштейн А. П., Спрафкин Р. П. Развитие навыков подростка. 1999.
-
Данилова В. Как стать собой. - Харьков, 1994.
-
Зимбардо Ф. Застенчивость (что это такое и как с ней справляться). -СПб.: Питер Пресс, 1995.
-
Игры - обучение, тренинг, досуг.../Под ред. В. В. Петрусинского. - М.: Новая школа, 1994.
-
Кривцова С. В. и др. Подросток на перекрестке эпох. - М.: Генезис, 1997.-288 с.
-
Мастеров Б. М. Психология саморазвития: психотехника риска и правила безопасности. - Рига: ПЦ «Эксперимент», 1996.
-
Мэнделл Дж. Г., Дамон Л. Групповая психотерапевтическая работа с детьми, пережившими сексуальное насилие. - М.,1999.
-
Оклендер В. Окна в мир ребенка. - М., 1997. - 336 с.
-
Пезешкиан X. Торговец и попугай. Восточные истории в позитивной психотерапии. - СПб.: Издательский Фонд Бахай «Единение», 1995.
-
Пезешкиан X. Основы позитивной психотерапии. -Архангельск, 1993. -116 с.
-
Прутченков А. С. Грудное восхождение к себе. Методические разработки и сценарии занятий социально-психологических тренингов. - М.: Российское педагогическое агентство, 1995. - 140 с.
-
Психогимнастика в тренинге. Под ред. Н. Ю. Хрящевой.-СПб.: «Речь», 2000.
-
Реньге В. Психотехническая подготовка учителей за рубежом. Обзор литературы США 60-70-х годов. Московский психотерапевтический журнал. 1993, №2, апрель-июнь. С. 131-158.
-
Роджерс К Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М., 1994.
-
Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. - М.: Прогресс, 1990. - 368 с. Самоукина Н. В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. - М.: Новая школа, 1995.
-
Сатир В. Вы и ваша семья. - М., 2000.
-
СидоренкоЕ. В. Терапия и тренинг по А. Адлеру. -СПб.: Речь, 2000.
-
Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. - М.: Генезис, 1999
-
Соломин И. Л. Рисуночная методика «Мой жизненный путь». - СПб
-
Травникова Н. Г. Психологическая адаптация выпускников детского дома. Дис. насоиск. уч. ст. канд. психол. наук. - СПб., 1999.
-
Федотова Н. А. (Романова). Тренинг эффективного общения руководителей (рукопись). - 1995.
-
Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: В 4 т. - М.: Генезис, 1998. - Т. 1. - 160 с. Т. 2. -160 с. Т. 3 - 160 с. Т. 4
-
Хухлаева О. В. Лесенка радости. - М., 1998.
-
Ялом И. Теория и практика групповой психотерапии. -СПб., 2000.
-
Бадхен А., Ганина И., Певзнер М., Соловейчек М., Тимошенков П. и др.преподаватели Международной школы консультирования, психотерапии и ведения групп при институте психотерапии и консультирования «Гармония»,1997-2000 гг.
-
Тренинг развития жизненных целей . Под ред. Е.Г. Трошиной.С-П., 2007
-
Г.Э. Бреслав. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. С-П.2004