Программа Программа психологического содействия социальной адаптации и профессионального становления учащихся

Раздел Школьному психологу
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Департамент образования Иркутской области




ОГОУ НПО Профессиональное училище №14












Программа психологического содействия социальной адаптации

и профессионального становления учащихся





Составила:

педагог-психолог ПУ № 14

Царева Е.Г.













Иркутск

2008



Пояснительная записка.

Современный специалист - это не только квалифицирован­ный работник, но и личность, обладающая способностью быст­ро адаптироваться к требованиям рынка труда, мобильностью, навыками самопрезентации, с толерантным отношением к ок­ружающим, способностью самореализации в профессии.

Проблема качества подготовки выпускников учреждений профессионального образования была актуальной во все време­на. В последние годы она особенно обострилась, чему есть оп­ределенное объяснение: несоответствие государственных обра­зовательных стандартов требованиям современного рынка труда; необратимый переход от единообразия учреждений профобразования, учебных планов и учебных программ к разнообра­зию, при котором ответственность за качество образования не­сут не только органы управления образованием федерального или регионального уровней, но и образовательные учреждения; последовательное смещение принятия решений в сфере образо­вания в регионы и, следовательно, возрастание роли социаль­ного диалога между профессиональными образовательными учреждениями и работодателями.

В условиях начального профессионального обучения у большинства учащихся возникает ряд трудностей, преодоление которых происходит не всегда успешно. Прежде всего, трудности связаны с новой ситуацией обучения, меняющимися условиями, что требует повышения уровня самостоятельности, отработанных навыков самоорганизации в умственном труде при обучении и овладении выбранной профессией.

Наряду с учащимися из общеобразовательных школ, с сохранным интеллектом, в группе обучаются учащиеся из социальных приютов, детских домом, домов- интернатов, коррекционных школ VIII вида, с различными отклонениями в развитии.

В связи с социально - экономическими преобразованиями в обществе, в условиях рыночной экономики не всегда позволяют, людям данной категории, трудоустроится в соответствии с полученной профессией.

Не имея достаточного социального опыта, они не всегда могут найти себе работу и становятся тяжким бременем для общества и источником таких социальных зол, как преступность, тунеядство, бродяжничество.

Программа Программа психологического содействия социальной адаптации и профессионального становления учащихсяПоэтому в процессе профессиональной подготовки особое значение приобретает социальная адаптация, которая направлена на создание и обеспечение взаимосвязи учащихся с обществом, формирование его социального статуса и способности к самостоятельной жизни, включение в окружающую и трудовую среду, формирование социально трудовой лабильности, способности быстро приспосабливаться к новым обстоятельствам, находить адекватные способы разрешения проблем как в личной, так и трудовой деятельности. Опираясь на свой жизненный опыт и знания, полученные в ПУ, учащиеся и выпускники смогут принимать решения в сложных жизненных ситуациях.

В соответствии с этим цель программы: Содействовать формированию у учащихся важнейших социальных навыков и профессионально важных компетенций, способствующих успешной социальной и профессиональной адаптации в социуме.

Задачи программы:

- обучить навыками коммуникативного общения, эмоциональной и поведенческой саморегуляции, психологического анализа ситуаций;

- развивать способности самостоятельно определять цели своей жизни, способности к самопроекции себя в будущее;

- научить учащихся анализировать свои возможности и преодолевать трудности, противостоять непредвиденным жизненным ситуациям:

- способствовать развитию у учащихся желания работать над собой, видеть свои сильные и слабые стороны, формировать собственную культуру самопознания, саморазвития и самовоспитания.

- вооружить учащихся системой понятий и представлений, необходимых для психологического анализа своей личности, группы, социально- психологических ситуаций;

Принципы работы:

  • Доверие и сотрудничество: такие отношения не ущем­ляют чувства взрослости учащихся, позволяют эффек­тивно влиять на повышение уровня их нравственной вос­питанности;

  • Активность и самостоятельность учащихся: участ­ники вовлекаются в специально разработанные действия. Многие оценки и суждения должны исходить, по возмож­ности, не от психолога, а от самих учащихся. Выбор и постанов­ка задач самовоспитания должны осознаваться как их собственные желания и действия, совершаемые с помощью психолога. Собственные выбор и решения явля­ются гарантией того, что учащиеся будут им следовать и не откажутся от них при первой же трудности;

  • Исследовательская творческая позиция: в ходе занятий учащиеся осознают, открывают идеи, закономерности, уже известные в психологии, а также, что еще более важ­но, свои личные ресурсы, возможности и особенности;

  • Диалогичность: продуктивная работа возможна лишь в ситуации диалога - форме общения, при которой обща­ющиеся воспринимаются как равные собеседники с пра­вом на собственную позицию, на свою систему ценностей, индивидуальный способ восприятия мира. Это такое общение, при котором учитываются интересы других участников, а также их чувства, эмоции, переживания. Диалог невозможен без взаимного принятия. Реализа­ция этого принципа создает атмосферу безопас­ности, открытости, доверия;

  • Объективация (осознание) поведения: в процессе занятий поведение участников переводится с импульсивного на объективированный уровень. Универсальным средством объективации поведения является обратная связь;

Методы и формы работы:

- игровые тренинги и упражнения;

- лекции, беседы, диспуты;

- диагностика.

Ожидаемые результаты:

Успешная социальная и профессиональная адаптация выпускников в социуме.

Эффективность программы:

Объективно проверить эффективность проведенной работы достаточно сложно. Ибо только жизненный путь каждого учащегося в дальнейшем покажет, насколько полезными были эти занятия.

Эффективность программы можно оценить по результатам анкетирования и оценивается она экспертами - социальными педагогами, ИПР, теми взрослыми, кто хорошо знаком с жизнью учащихся, - в виде беседы, опроса по шкалам анкеты.

Социальная адаптация рассматривается в широком смысле и включает в нее различные стороны жизни. Это и позволит оценить успешность самостоятельного функционирования выпускников.

Эффективность социальной адаптации оценивается по 13 критериям, включающим в себя учебную, бытовую, трудовую, социально-психологическую, собственно социальную адаптацию. Каждый критерий оценивается в баллах от 0 до 3, в зависимости от успешности адаптации. Общий критерий адаптированности представляет собой среднее арифметическое всех тринадцати оценок. При его значении в пределах от 2,5 до 3 постулировался высокий уровень социальной адаптации, при значениях 2-2,4 средний уровень адаптации, в пределах от 1,5 до 2 диагностируется проблемная адаптация и ниже 1.4 - дезадаптация (анкета прилагается).

Методологической основой программы являются:

1. Основные концепции социализации личности: адаптивная (Дж. Дьюи , В. Кукартц), ролевая (Э.Дюркгейм, Дж. Мид), критическая (Ж.Пиаже, Л. Колберг), социального научения (А. Бандура, У. Бронфенбреннер), психоаналитическая - (З.Фрейд, Э.Эриксон), Психодинамическая (К.Левин, Ф. Хайдер),

2. Теории: социальной компетенции (В. Слота), стресса и копинга (Р. Лазаруса).

3.Теории профессионального становления личности (Л.С.Выготского, А.Н. Леотьева, Д.Б. Эльконина. П.К.Анохина).

Структура программы

Исходя из целей и задач, программа включает в себя два взаимосвязанных блока - теоретический и практический, которые могут использоваться не только вместе, но и каждый самостоятельно, в зависимости от ситуации, потребностей учащихся и самого ведущего.

Теоретический блок содержит минимально необходимые сведе­ния, которые дают возможность получения учащимися знаний в наиболее значимых и важных для них областях.

Теоретический блок состоит из 3-х разделов:

- I. Раздел « Человек и общество»

- II. Раздел « Человек и семья»

- III. Раздел « Человек и труд»

Тематический план


№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Форма и методы работы

Раздел 1. Человек и общество

1

Общение людей

2

Беседа

2

Я- личность, индивидуальность.

2

Лекторий с элементами игры.

4

Конфликт и способы его преодоления

2

Беседа с элементами игры.

5

Вредные привычки и их воздействия

4

Беседа. Лекция. Игровые упражнения

6

ВИЧ-инфекция /СПИД. Пути заражении и профилактика заболевания.

4

Беседа. Лекция. Игровые упражнения

7

Самооценка. Самохарактеристика.

2

Беседа с элементами игры. Диагностика.

Раздел 2 Психология семейных отношений

8

Роль семь в обществе и жизни человека

2

Лекция-обсуждение.

9

Права и обязанности членов семьи

2

Лекция-обсуждение

10

Психологические особенности добрачных отношений.

4

Лекторий с элементами игры.

11

Порядок рождения в родной семье и влияние этого фактора на формирование индивидуальных качеств личности.

4

Беседа с элементами игры.

12

Условия готовности к браку.

2

Лекция-обсуждение

13

Факторы, способствующие укреплению семейных отношений.

2

Лекция-обсуждение

14

ИППП, репродуктивное здоровье.

2

Лекция - обсуждение

15

Роль матери и отца в социализации детей.

2

Лекция-обсуждение

16

Конфликты в семье и их причины

2

Беседа с элементами игры.

17

Бюджет семьи

2

Беседа.

18

Семейная экономика

2

Беседа.

Раздел 3 Человек и труд

19

Поиск работы. Трудоустройство.

6

Информационный лекторий

20

Трудовые отношения.

6

Информационный лекторий


34










Содержание теоретической части программы


Раздел 1. «Человек и общество».

Занятие 1. Общение людей.

Общение формальное, неформальное, деловое. Способы общения. Модели взаимоотношений: старшие и млад­шие; девушки и юноши; соседи; друзья; пассажиры в транспорте; общение в трудовом коллективе. Социальные нормы и правила.

Черты характера, необходимые для полноценного общения. Тактичность и сдержанность. Искренность. Принципиальность. Доброжелательность.

Культура общения. Умение слушать человека, уважение его взглядов, мыслей, способность и стремление понимать мысли и переживания другого человека, прощать его недостатки.

Конфликтные ситуации, возникающие в процессе общения, возможные способы их разрешения.

Занятие 2. Я - личность.

Отношение к себе как специфическая образующая самосознания, как важный внутренний фактор формирования полноценности личности, обеспечивающий ее целостность и единство. Первичные и вторичные качества личности

Занятие 3. Конфликт и способы его преодоления.

Чувства, которые мы переживаем. Способы преодоления отри­цательных чувств. Понятие о конфликтах: внутриличностные, межличностные, деловые. Способы разрешения конфликтов

Занятие 4. Вредные привычки и их воздействия.

Причины возникновения вредны» привычек. Реакция орга­низма на воздействия алкоголя, никотина, наркотических средств. Социальные последствия вредных привычек. Наследственность. Способы борьбы с вредными привычками. Значение здорового образа жизни.

Программа Программа психологического содействия социальной адаптации и профессионального становления учащихся Занятие 5. ВИЧ- инфекция / СПИД. Пути заражении и профилактики заболевания.

ВИЧ-инфекция, пути заражения. Что нужно знать о возмож­ных и невозможных способах передачи ВИЧ-инфекции. Послед­ствия заболевания. Можно ли общаться с больными СПИДом? Правила общения.

Занятие 6. Самооценка. Самохарактеристика.

Критерии самооценки. Нужно ли себя менять и почему? Спо­собности. Самовоспитание. Самореализация. Объективное и субъ­ективное в самохарактеристике.

Учащиеся должны иметь представление:

  • о культуре общения;

  • о способах общения с различными людьми;

  • о понятиях «личность», «индивидуальность», «самовоспитание», «саморазвитие», «самосознание»;

  • об этапах развития коллектива;

  • о возможных причинах конфликтов;

  • о проявлениях агрессии.

Учащиеся должны знать:

  • нормы и правила поведения;

  • способы преодоления отрицательных чувств;

  • варианты выхода из конфликтной ситуации;

  • ситуации и обстоятельства, ведущие к преступлению;

  • преимущества здорового образа жизни.

Учащиеся должны уметь:

  • правильно вести себя с различными людьми;

  • правильно выбирать стратегию выхода из конфликтных ситуа­ций;

  • адекватно оценивать свои качества и способности.

Раздел 2. «Человек и семья».

Занятие 7. Роль семьи в обществе и жизни человека.

Семья - ячейка общества. Состав семьи. Основы семейных отношений. Семейные традиции. Организация досуга и отдыха в семье.

Занятие 8. Права и обязанности членов семьи.

Распределение и выполнение домашних обязанностей. Обя­занности детей по отношению к родителям. Обязанности роди­телей по отношению к детям. Причины сиротства.

Занятие 9. Психологические особенности добрачных отношений.

Особенности юношеской романтической любви. Идеал и идеализация человека; их различение. Умение различать любовь и другие чувства - симпатию, интерес, влюбленность, увлечение, влечение. Соотношение дружбы и любви.

Необходимость беречь взаимное чувство, не оскорблять его капризами, самолюбием, недоверием, требованием "доказательств"; уметь выразить свое чувство в уважении, внимании, верности, тактичном предпочтении своего любимого (любимой) всем другим. Счастливая пора юности, ее красота и неповторимость. Знакомство с друзьями, близкими, родителями любимого (любимой) как знак уважения к ним, серьезного отношения к выбору будущего супруга (супруги).

Занятие 10. Порядок рождения в родной семье и влияние этого фактора на формирование индивидуальных качеств личности.

Влияние пола и порядка рождения человека на его свойства :личностные качества; супружеские и родительско-детские отношения; взаимоотношения с друзьями; отношение к карьере.

Занятие 11. Условия готовности к браку.

Брачный возраст. Осознание молодыми людьми того, что они берут на себя определенные обязательства друг перед другом, ответственность за будущую семью, будущих детей. Понимание духовно-нравственной и правовой основы брака. Мотивы вступления в брак: любовь, желание создать семью, вырастить и воспитать детей как ведущие мотивы заключения брака.

Занятие 12. Факторы, способствующие укреплению семейных отношений.

Любовь. Долг. Ответственность друг за друга. Внутрисемейная солидарность. Откровенность, отзывчивость, тактичность и самообладание. Взаимопонимание. Умение уступать. Возможность создания положительного климата в семье, как при сходстве, так и при различии темпераментов и характеров супругов.

Занятие 13. ИППП, репродуктивное здоровье.

Этиология. Признаки. Последствия. Значение целомудрия для здоровья будущего потомства. Законы наследственности. Влияние предшествовавших половых связей на потомство.

Занятие 14. Роль матери и отца в социализации детей.

Материнская любовь: внутриутробный период, после-родовой период. Безусловность материнской любви. Отсутствие материнской любви. Кризисные моменты в жизни отца: материальный, временной, психологический, сексуальный Особенности взаимоотношений отец-ребенок. Влияние отца на качества личности дочери и сына. Упр. "Качества отца"

Занятие 15. Конфликты в семье и их причины.

Морально-этические нормы взаимоотношений в семье. Воспи­тание детей. Взаимосвязь социальных проблем общества и кон­фликтов в семье. Возможные выходы из конфликтных ситуаций.

Занятие 16. Бюджет семьи.

Источники семейного бюджета. Необходимые ежемесячные платежи. Квартплата, плата за электроэнергию и телефон. Запол­нение бланков. Подсчет доли коммунальных платежей от бюд­жета семьи. Последствия неоплаты коммунальных услуг.

Занятие 17. Семейная экономия. Сбережения, способы экономии.

Распределение семейного бюджета, постоянные ежемесячные расходы, затраты на лечение и сохранение здоровья, на одежду, обувь, мебель, ремонт жилья и др. Соотношение доходов и расходов. Бережливость в отличие от скупости, расточительности.

Учащиеся должны иметь представление:

  • о роли семьи в обществе;

  • о взаимодействии социальных и семенных проблем;

  • о семейных традициях.

Учащиеся должны знать:

  • основы семейных взаимоотношений;

  • состав семьи;

  • права и обязанности членов семьи;

  • об особенностях добрачных отношений

  • причины конфликтов и способы разрешения конфликтных ситуаций;

  • источники семейного бюджета;

  • необходимые ежемесячные платежи;

  • последствия неуплаты коммунальных услуг;

  • назначение сбережений;

  • способы экономии.

Учащиеся должны уметь:

  • планировать расходы на месяц;

  • заполнять бланки и квитанции:

Тема 3. Человек и труд.

Занятие 18. Рынок труда и его требования. Причины безработицы.

Рынок труда в России. Изменение требований рынка труда. Образование. Профессия (специальность). Возможные условия труда и характер работы. Причины безработицы. Условия призна­ния гражданина безработным. Возможности выпускника учи­лища в трудоустройстве

Занятие 19. Поиск работы. Трудоустройство.

Варианты поиска работы. Объявления о вакансиях в газетах и на информационных стендах. Служба занятости. Различия между государственной и коммерческой службой занятости. Порядок обращения в службу занятости. Желаемая работа. Резюме.Собеседование. Трудо­устройство. Прием на работу, необходимые документы. Трудовая книжка.

Занятие 20. Трудовые отношения.

Знакомство с ТК РФ. Продолжительность рабочего времени. Порядок выплаты заработной платы. Соблюдение трудовой дис­циплины и правил техники безопасности. Условия пруда. Порядок увольнения. Право на отпуск. Виды отпусков. Порядок оформле­ния отпуска, больничного листа, отгула.

Учащиеся должны иметь представление:

  • рынке труда.;

  • причинах безработицы;

  • ТК РФ.

Учащиеся должны знать:

  • требования рынка труда;

  • варианты поиска работы;

  • названия газет, публикующих объявления о вакансиях;

  • порядок обращения в службу занятости;

  • условия признания гражданина безработным;

  • перечень документов при трудоустройстве;

  • продолжительность рабочего времени, порядок выплаты зара­ботной платы;

  • порядок оформления отпуска, больничного листа.

  • Учащиеся должны уметь:

  • выбирать варианты поиска работы;

  • оценивать свои трудовые и профессиональные возможности при поиске работы;

  • оформлять необходимые документы для приема на работу;

оценивать правильность записей в трудовой книжке.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Программа Программа психологического содействия социальной адаптации и профессионального становления учащихсяБратченкоС. Л. Гуманистическая психология как одно из направлений движения за ненасилие. - СПб., 1999.

  2. Бачков И. Школьный психолог.

  3. Гольдштейн А. П., Спрафкин Р. П. Развитие навыков подростка. 1999.

  4. Программа Программа психологического содействия социальной адаптации и профессионального становления учащихсяДанилова В. Как стать собой. - Харьков, 1994.

  5. Зимбардо Ф. Застенчивость (что это такое и как с ней справляться). -СПб.: Питер Пресс, 1995.

  6. Игры - обучение, тренинг, досуг.../Под ред. В. В. Петрусинского. - М.: Новая школа, 1994.

  7. Кривцова С. В. и др. Подросток на перекрестке эпох. - М.: Генезис, 1997.-288 с.

  8. Мастеров Б. М. Психология саморазвития: психотехника риска и пра­вила безопасности. - Рига: ПЦ «Эксперимент», 1996.


  1. Мэнделл Дж. Г., Дамон Л. Групповая психотерапевтическая работа с детьми, пережившими сексуальное насилие. - М.,1999.

  2. Оклендер В. Окна в мир ребенка. - М., 1997. - 336 с.

  3. Пезешкиан X. Торговец и попугай. Восточные истории в позитивной психотерапии. - СПб.: Издательский Фонд Бахай «Единение», 1995.

  4. Пезешкиан X. Основы позитивной психотерапии. -Архангельск, 1993. -116 с.

  5. Прутченков А. С. Грудное восхождение к себе. Методические разра­ботки и сценарии занятий социально-психологических тренингов. - М.: Рос­сийское педагогическое агентство, 1995. - 140 с.

  6. Психогимнастика в тренинге. Под ред. Н. Ю. Хрящевой.-СПб.: «Речь», 2000.

  7. Реньге В. Психотехническая подготовка учителей за рубежом. Обзор литературы США 60-70-х годов. Московский психотерапевтический журнал. 1993, №2, апрель-июнь. С. 131-158.

  8. Роджерс К Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М., 1994.

  9. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. - М.: Прогресс, 1990. - 368 с. Самоукина Н. В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. - М.: Новая школа, 1995.

  10. Сатир В. Вы и ваша семья. - М., 2000.

  11. СидоренкоЕ. В. Терапия и тренинг по А. Адлеру. -СПб.: Речь, 2000.

  12. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. - М.: Генезис, 1999

  13. Соломин И. Л. Рисуночная методика «Мой жизненный путь». - СПб


  1. Травникова Н. Г. Психологическая адаптация выпускников детского дома. Дис. насоиск. уч. ст. канд. психол. наук. - СПб., 1999.

  2. Федотова Н. А. (Романова). Тренинг эффективного общения руково­дителей (рукопись). - 1995.

  3. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: В 4 т. - М.: Генезис, 1998. - Т. 1. - 160 с. Т. 2. -160 с. Т. 3 - 160 с. Т. 4

  4. Хухлаева О. В. Лесенка радости. - М., 1998.

  5. Ялом И. Теория и практика групповой психотерапии. -СПб., 2000.

  6. Бадхен А., Ганина И., Певзнер М., Соловейчек М., Тимошенков П. и др.преподаватели Международной школы консультирования, психотерапии и ве­дения групп при институте психотерапии и консультирования «Гармония»,1997-2000 гг.

  7. Тренинг развития жизненных целей . Под ред. Е.Г. Трошиной.С-П., 2007

  8. Г.Э. Бреслав. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. С-П.2004


© 2010-2022