Разработка урока Развитие внимания (4 класс)

Раздел Школьному психологу
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок развития внимания

МБОУ г. Иркутска СОШ №24 4В класс

Психолог Урбанович Л. Я.

Тема Развитие внимания.

Цель. Учить выделять основные свойства внимания.

Упражнять в определении видов внимания.

Развивать способность к самосознанию, саморегуляции.

Оборудование.

  1. Таблички для построения «домика внимания»:

восприятие, память, воображение, мышление - речь, внимание.

  1. Раздать текст о лебеде.

  2. Спокойная музыка.

  3. «Клякса»

  4. Карточки с результатами тестирования на внимание за декабрь 2002 года.

  5. Методика для самостоятельной диагностики внимания.

Ход урока.

Сообщение темы. Сегодня на уроке мы будем развивать внимание.

I.Повторение

  1. Актуализация знаний.

- На прошлом уроке вы познакомились с основными свойствами внимания. Перечислите их - объем, устойчивость, сосредоточенность, переключение, распределение.

  1. - Как вы понимаете объем? Устойчивость? Сосредоточенность? Переключение? Распределение?

  2. - Если бы вы решили представить познавательные способности в виде дома, где бы вы определили место вниманию? Постройте. Один у доски.

Итак.

- Успешной основой деятельности, познавательной деятельности, является внимание.

  1. Закрепление пройденного.

- Посмотрите карточку с диагностикой вашего внимания. Это декабрьский результат. Сейчас вы займетесь диагностикой внимания самостоятельно. Ведь у вас были развивающие уроки. Посмотрим, улучшились ли результаты.

  1. Самостоятельная работа - разобрать текст о лебеде.

- Прочтите внимательно и исправьте все неточности, ошибки.

- Поставьте цифру, сколько вы нашли ошибок.

10-9 ошибок - высокий уровень внимания,

8-7 ошибок - средний уровень внимания,

6-5 ошибок - низкий уровень внимания.

- Прочтите вслух.

Итак.

Сейчас вы использовали свойства внимания, которые позволили вам справиться с поставленной задачей.

Какое внимание было задействовано? (Зрительное, слуховое, моторное.)

А еще какое вы знаете? (Вкусовое, обонятельное.)

  1. Виды внимания.

Произвольное и непроизвольное внимание.

- Если вы получили задание, удержали его в памяти и правильно выполнили, как называется такое внимание? (Произвольное, активное.)

- А что еще произошло, когда вы работали? (Играла музыка.) Вы это отметили? (Да, я не просила.) Как называется такое внимание? (Непроизвольное, пассивное.)

- Когда вы трудились над текстом, какой познавательный процесс был задействован? (Мышление.)

- А приятная музыка, сопровождавшая вашу работу, разбудила что? (Эмоции, чувства)

Вывод

Значит, мы можем говорить о произвольном и непроизвольном внимании, эмоциональном внимании и интеллектуальном внимании.

Показываю жест Т (время).

- Скажите, а то чем вы занимались, работая с текстом, было важно для вас, актуально? (Да, это развивает свойства внимания)

Итак

Так вот, ребята, есть еще два вида внимания. Это - опосредованное и непосредственное внимание (важное и язык жестов).

Вывод

- Перечислите виды внимания:

  • Произвольное и непроизвольное.

  • Эмоциональное и интеллектуальное.

  • Опосредованное и непосредственное.

- И это все важно для полноты, обогащенности внимания.

  1. Физзарядка. Четыре стихии:

Воздух. (Руки вверх)

Огонь. (Вращение руками.)

Вода. (Руки перед собой.)

Земля. (Опустить руки.)

  1. Работа над новым материалом. Развивающие упражнения. Связь внимания с другими познавательными процессами.

    1. «Клякса». (Воображение, восприятие.)

- Это волшебная клякса. Посмотри внимательно, что ты видишь в ней?

Итак.

Оказывается все кляксы особенные. Внимание не только луч света - прожектор, но и монтажник, собирает из кирпичиков восприятия целые блоки и конструкции - творческим способом (воображение) - созданием новизны.

  1. «Белый медведь» (мышление)

- Закройте глаза. Сосредоточьтесь. Представьте белого медведя. Держите образ. А теперь забудьте. Получается? Нет? Не думайте о белом медведе. Не можете? Тогда думайте о голубом крокодиле, крылатом жирафе, зеленой собаке. Забыли о медведе?

Итак

Одно сосредоточение может быть погашено только другим. Сосредоточиться - рассредоточиться помогает при напряженной умственной работе.

  1. Вживание в представления.

Внимательно посмотрите на часы. Представьте - вы часы. Расскажите, что вы чувствуете. Итак. Я - часы.

Вывод.

Ни один познавательный процесс без произвольного внимания не протекает. Значит, внимание является тем фундаментом, на котором строится вся познавательная деятельность.

  1. Ребята, к нам на урок пришли гости. Смотрите, да ведь это - внимание.

Внимание: Я есть - внимание. Что это? «Внимание, внимание и еще раз внимание!»

Я вижу все - как вертится Земля,

Как небо обручается с рекой,

И будущего минные поля,

И сны твои с потерянной строкой.

За сумраком сумрак, за звездами - звезды,

За жизнью, наверное, смерть,

А сбиться с дороги так просто, так просто,

Как в зеркало посмотреть…

Позвольте представить 5 верных друзей, 5 свойств внимания:

  • Устойчивость.

  • Переключаемость.

  • Объем.

  • Сосредоточенность.

  • Распределение.

Объем: Вкус неба: птица и звезда.

Вкус бытия: звезда и птица

С одной из родственных планет…

Устойчивость: Всяк облик поначалу сниться,

Потом творится.

Сосредоточенность: …Много лет

Душа уламывает тело

Отдаться. Медленное дело.

Переключаемость: В последний миг придет ответ…

Кто сам себе не удивится,

Тому не стоило родиться.

Распределение: Хоть и под стать велосипед,

Не мускулы вращают спицы,

А превращение планет

В действительность….

Ученик (Вниманию): Сколько свободы,

О сколько в тебе свободы!

Как ты делаешь все из свободы,

Как меня делаешь?

(Стихи В. Леви) - философские стихи известного психолога.

  1. Итог.

Есть ли ответ? Да, есть. Это свобода выбора. Хочешь быть успешным - развивай внимание.

«Человек невнимательный не годен для жизни на этом свете» - сказал один известный человек.

Страшно подумать, сколько великих идей и открытий погибло только из - за недостатка внимания. Не говоря уж о людях…

Вы теперь будете бережно обращаться с Божьим даром - жизнью. Развитое внимание позволит вам стать людьми востребованными, успешными, творческими.

Итак, что такое внимание?

Это способность сосредоточиться на важном для меня, подключив познавательные процессы: восприятие, память, воображение, мышление, речь.

Какие свойства внимания вы знаете?

Какие виды внимания вы знаете?

  1. Рисование своего состояния.

Нарисуй четыре сердца, не отрывая руки. Прислушайся к себе и дополни этот рисунок, так чтобы было соответствие с твоим состоянием.

Вам понравился урок? Благодарю. Вы были внимательны и работа с вами доставила мне, как всегда, большую радость.

© 2010-2022