- Преподавателю
- Школьному психологу
- Разработка урока Развитие внимания (4 класс)
Разработка урока Развитие внимания (4 класс)
Раздел | Школьному психологу |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Урбанович Л.Я. |
Дата | 21.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок развития внимания
МБОУ г. Иркутска СОШ №24 4В класс
Психолог Урбанович Л. Я.
Тема Развитие внимания.
Цель. Учить выделять основные свойства внимания.
Упражнять в определении видов внимания.
Развивать способность к самосознанию, саморегуляции.
Оборудование.
-
Таблички для построения «домика внимания»:
восприятие, память, воображение, мышление - речь, внимание.
-
Раздать текст о лебеде.
-
Спокойная музыка.
-
«Клякса»
-
Карточки с результатами тестирования на внимание за декабрь 2002 года.
-
Методика для самостоятельной диагностики внимания.
Ход урока.
Сообщение темы. Сегодня на уроке мы будем развивать внимание.
I.Повторение
-
Актуализация знаний.
- На прошлом уроке вы познакомились с основными свойствами внимания. Перечислите их - объем, устойчивость, сосредоточенность, переключение, распределение.
-
- Как вы понимаете объем? Устойчивость? Сосредоточенность? Переключение? Распределение?
-
- Если бы вы решили представить познавательные способности в виде дома, где бы вы определили место вниманию? Постройте. Один у доски.
Итак.
- Успешной основой деятельности, познавательной деятельности, является внимание.
-
Закрепление пройденного.
- Посмотрите карточку с диагностикой вашего внимания. Это декабрьский результат. Сейчас вы займетесь диагностикой внимания самостоятельно. Ведь у вас были развивающие уроки. Посмотрим, улучшились ли результаты.
-
Самостоятельная работа - разобрать текст о лебеде.
- Прочтите внимательно и исправьте все неточности, ошибки.
- Поставьте цифру, сколько вы нашли ошибок.
10-9 ошибок - высокий уровень внимания,
8-7 ошибок - средний уровень внимания,
6-5 ошибок - низкий уровень внимания.
- Прочтите вслух.
Итак.
Сейчас вы использовали свойства внимания, которые позволили вам справиться с поставленной задачей.
Какое внимание было задействовано? (Зрительное, слуховое, моторное.)
А еще какое вы знаете? (Вкусовое, обонятельное.)
-
Виды внимания.
Произвольное и непроизвольное внимание.
- Если вы получили задание, удержали его в памяти и правильно выполнили, как называется такое внимание? (Произвольное, активное.)
- А что еще произошло, когда вы работали? (Играла музыка.) Вы это отметили? (Да, я не просила.) Как называется такое внимание? (Непроизвольное, пассивное.)
- Когда вы трудились над текстом, какой познавательный процесс был задействован? (Мышление.)
- А приятная музыка, сопровождавшая вашу работу, разбудила что? (Эмоции, чувства)
Вывод
Значит, мы можем говорить о произвольном и непроизвольном внимании, эмоциональном внимании и интеллектуальном внимании.
Показываю жест Т (время).
- Скажите, а то чем вы занимались, работая с текстом, было важно для вас, актуально? (Да, это развивает свойства внимания)
Итак
Так вот, ребята, есть еще два вида внимания. Это - опосредованное и непосредственное внимание (важное и язык жестов).
Вывод
- Перечислите виды внимания:
-
Произвольное и непроизвольное.
-
Эмоциональное и интеллектуальное.
-
Опосредованное и непосредственное.
- И это все важно для полноты, обогащенности внимания.
-
Физзарядка. Четыре стихии:
Воздух. (Руки вверх)
Огонь. (Вращение руками.)
Вода. (Руки перед собой.)
Земля. (Опустить руки.)
-
Работа над новым материалом. Развивающие упражнения. Связь внимания с другими познавательными процессами.
-
«Клякса». (Воображение, восприятие.)
-
- Это волшебная клякса. Посмотри внимательно, что ты видишь в ней?
Итак.
Оказывается все кляксы особенные. Внимание не только луч света - прожектор, но и монтажник, собирает из кирпичиков восприятия целые блоки и конструкции - творческим способом (воображение) - созданием новизны.
-
«Белый медведь» (мышление)
- Закройте глаза. Сосредоточьтесь. Представьте белого медведя. Держите образ. А теперь забудьте. Получается? Нет? Не думайте о белом медведе. Не можете? Тогда думайте о голубом крокодиле, крылатом жирафе, зеленой собаке. Забыли о медведе?
Итак
Одно сосредоточение может быть погашено только другим. Сосредоточиться - рассредоточиться помогает при напряженной умственной работе.
-
Вживание в представления.
Внимательно посмотрите на часы. Представьте - вы часы. Расскажите, что вы чувствуете. Итак. Я - часы.
Вывод.
Ни один познавательный процесс без произвольного внимания не протекает. Значит, внимание является тем фундаментом, на котором строится вся познавательная деятельность.
-
Ребята, к нам на урок пришли гости. Смотрите, да ведь это - внимание.
Внимание: Я есть - внимание. Что это? «Внимание, внимание и еще раз внимание!»
Я вижу все - как вертится Земля,
Как небо обручается с рекой,
И будущего минные поля,
И сны твои с потерянной строкой.
За сумраком сумрак, за звездами - звезды,
За жизнью, наверное, смерть,
А сбиться с дороги так просто, так просто,
Как в зеркало посмотреть…
Позвольте представить 5 верных друзей, 5 свойств внимания:
-
Устойчивость.
-
Переключаемость.
-
Объем.
-
Сосредоточенность.
-
Распределение.
Объем: Вкус неба: птица и звезда.
Вкус бытия: звезда и птица
С одной из родственных планет…
Устойчивость: Всяк облик поначалу сниться,
Потом творится.
Сосредоточенность: …Много лет
Душа уламывает тело
Отдаться. Медленное дело.
Переключаемость: В последний миг придет ответ…
Кто сам себе не удивится,
Тому не стоило родиться.
Распределение: Хоть и под стать велосипед,
Не мускулы вращают спицы,
А превращение планет
В действительность….
Ученик (Вниманию): Сколько свободы,
О сколько в тебе свободы!
Как ты делаешь все из свободы,
Как меня делаешь?
(Стихи В. Леви) - философские стихи известного психолога.
-
Итог.
Есть ли ответ? Да, есть. Это свобода выбора. Хочешь быть успешным - развивай внимание.
«Человек невнимательный не годен для жизни на этом свете» - сказал один известный человек.
Страшно подумать, сколько великих идей и открытий погибло только из - за недостатка внимания. Не говоря уж о людях…
Вы теперь будете бережно обращаться с Божьим даром - жизнью. Развитое внимание позволит вам стать людьми востребованными, успешными, творческими.
Итак, что такое внимание?
Это способность сосредоточиться на важном для меня, подключив познавательные процессы: восприятие, память, воображение, мышление, речь.
Какие свойства внимания вы знаете?
Какие виды внимания вы знаете?
-
Рисование своего состояния.
Нарисуй четыре сердца, не отрывая руки. Прислушайся к себе и дополни этот рисунок, так чтобы было соответствие с твоим состоянием.
Вам понравился урок? Благодарю. Вы были внимательны и работа с вами доставила мне, как всегда, большую радость.