- Преподавателю
- Школьному психологу
- Речь к семинару Профессиональное самоопределение в рамках реализации ФГОС
Речь к семинару Профессиональное самоопределение в рамках реализации ФГОС
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Селищева Е.А. |
Дата | 19.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Программа Профессиональное и личностное самоопределение школьников разработана для учащихся 9 классов при нагрузке: 1 час в неделю (всего 17 учебных часов). Программа построена на основе методического материала Г.В. Резапкиной (в основном диагностический материал).
Основной целью курса является формирование у учащихся готовности к осознанному личностному и профессиональному самоопределению.
Структура программы Профессиональное и личностное самоопределение школьников опирается на известную общую схему профессионального выбора. Это ХОЧУ, МОГУ и НАДО.
Слагаемые успеха
Хочу - мои интересы
Могу - мои способности
Надо - востребованность профессии, рынок труда
Т.е. первые две категории - это то, что я знаю о себе, третья - то, что я знаю о мире профессий.
По этой схеме и построен разработанный нами курс: 8 занятий - изучение своих индивидуальных особенностей, 7 занятий - изучение мира профессий; также итоговые занятия.
Тема 1. Знакомство с программой курса «Профессиональное и личностное самоопределение школьников». Стратегия выбора профессии
Тема 2. Темперамент и выбор профессии
Тема 3. Характер и выбор профессии
Тема 4. Эмоциональность и выбор профессии
Тема 5. Конфликтность и выбор профессии
Тема 6. Интересы и выбор профессии
Тема 7,8. Способности и выбор профессии
Тема 9. Мой профессиональный профиль
Тема 10. Классификация профессий
Тема 11. Профессия, специальность, должность
Тема 12. Пути получения профессии
Тема 13. Ошибки в выборе профессий
Тема 14. Профессия и здоровье
Тема 15. Интернет как помощник на пути профессионального и личностного самоопределения
Тема 16. Моя профориентационная карта
Тема 17. Итоговое занятие
Стандарт основного общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника. «Портрет выпускника основной школы»: ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы (это основная цель)
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:
ФГОС
Реализация
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, способность ставить цели и строить жизненные планы,
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению возможны при условии, что они знают свои личностные особенности: интересы, способности.
Это реализуется в 1 половине программы. Каждое занятие состоит из небольшой ознакомительной части по изучаемому предмету (характер, темперамент и т.д.), диагностики, направленной на выявление характерных особенностей каждого учащегося, а также обсуждения и размышления учащихся о том, как связаны те или иные характеристики с определенными типами профессий.
Знание своих индивидуальных особенностей побуждает учащихся к целенаправленной познавательной деятельности, способности ставить цели и строить жизненные планы,
метапредметным, включающим построение индивидуальной образовательной траектории на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
а также формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции);
построение индивидуальной образовательной траектории возможно при условии профилизации, которая подразумевает как составление профильных классов (при необходимости) либо индивидуального плана учащегося с учетом выбранного профиля.
Это происходит на 9 занятии, когда мы строим профессиональную карту учащегося по результатам диагностики такими методиками
- Определение типа будущей профессии (Е.А. Климова)
- Определение профессиональных склонностей
-Определение профессионального типа личности
- Эрудит
- Профиль
- Тип темперамента (Айзенка)
- Эмоциональный интеллект
Тема 15. Интернет как помощник на пути профессионального и личностного самоопределения
предметным, включающим усвоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области.
-умение соотносить свои индивидуальные особенности с профессиями
-умение ориентироваться в мире профессий
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования должна быть направлена на
- формирование у обучающихся мотивации к труду, потребности к приобретению профессии;
- овладение способами и приёмами поиска информации, связанной с профессиональным образованием и профессиональной деятельностью, поиском вакансий на рынке труда и работой служб занятости населения;
ИКТ, Ярмарки вакансий
- развитие собственных представлений о перспективах своего профессионального образования и будущей профессиональной деятельности;
Тема 10. Классификация профессий
Тема 11. Профессия, специальность, должность
Тема 12. Пути получения профессии
Тема 13. Ошибки в выборе профессий
Тема 14. Профессия и здоровье
приобретение практического опыта, соответствующего интересам и способностям обучающихся;
Мастерславль
- использование средств психолого-педагогической поддержки обучающихся и развитие консультационной помощи в их профессиональной ориентации, включающей диагностику профессиональных склонностей и профессионального потенциала обучающихся, их способностей и компетенций, необходимых для продолжения образования и выбора профессии (в том числе компьютерного профессионального тестирования);
Осуществляется на основе разработанной программы, которая является общей и содержит основные ступени выбора профессии, а также индивидуальных консультаций, которые организовываются по запросу после прохождения курса профессионального и личностного самоопределения