Речь к семинару Профессиональное самоопределение в рамках реализации ФГОС

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа Профессиональное и личностное самоопределение школьников разработана для учащихся 9 классов при нагрузке: 1 час в неделю (всего 17 учебных часов). Программа построена на основе методического материала Г.В. Резапкиной (в основном диагностический материал).

Основной целью курса является формирование у учащихся готовности к осознанному личностному и профессиональному самоопределению.

Структура программы Профессиональное и личностное самоопределение школьников опирается на известную общую схему профессионального выбора. Это ХОЧУ, МОГУ и НАДО.

Слагаемые успеха

Речь к семинару Профессиональное самоопределение в рамках реализации ФГОС

Хочу - мои интересы

Могу - мои способности

Надо - востребованность профессии, рынок труда

Т.е. первые две категории - это то, что я знаю о себе, третья - то, что я знаю о мире профессий.

По этой схеме и построен разработанный нами курс: 8 занятий - изучение своих индивидуальных особенностей, 7 занятий - изучение мира профессий; также итоговые занятия.

Тема 1. Знакомство с программой курса «Профессиональное и личностное самоопределение школьников». Стратегия выбора профессии

Тема 2. Темперамент и выбор профессии

Тема 3. Характер и выбор профессии

Тема 4. Эмоциональность и выбор профессии

Тема 5. Конфликтность и выбор профессии

Тема 6. Интересы и выбор профессии

Тема 7,8. Способности и выбор профессии

Тема 9. Мой профессиональный профиль

Тема 10. Классификация профессий

Тема 11. Профессия, специальность, должность

Тема 12. Пути получения профессии

Тема 13. Ошибки в выборе профессий

Тема 14. Профессия и здоровье

Тема 15. Интернет как помощник на пути профессионального и личностного самоопределения

Тема 16. Моя профориентационная карта

Тема 17. Итоговое занятие

Стандарт основного общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника. «Портрет выпускника основной школы»: ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы (это основная цель)

Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:

ФГОС

Реализация

личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, способность ставить цели и строить жизненные планы,

готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению возможны при условии, что они знают свои личностные особенности: интересы, способности.

Это реализуется в 1 половине программы. Каждое занятие состоит из небольшой ознакомительной части по изучаемому предмету (характер, темперамент и т.д.), диагностики, направленной на выявление характерных особенностей каждого учащегося, а также обсуждения и размышления учащихся о том, как связаны те или иные характеристики с определенными типами профессий.

Знание своих индивидуальных особенностей побуждает учащихся к целенаправленной познавательной деятельности, способности ставить цели и строить жизненные планы,

метапредметным, включающим построение индивидуальной образовательной траектории на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;




а также формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции);

построение индивидуальной образовательной траектории возможно при условии профилизации, которая подразумевает как составление профильных классов (при необходимости) либо индивидуального плана учащегося с учетом выбранного профиля.

Это происходит на 9 занятии, когда мы строим профессиональную карту учащегося по результатам диагностики такими методиками

- Определение типа будущей профессии (Е.А. Климова)

- Определение профессиональных склонностей

-Определение профессионального типа личности

- Эрудит

- Профиль

- Тип темперамента (Айзенка)

- Эмоциональный интеллект

Тема 15. Интернет как помощник на пути профессионального и личностного самоопределения

предметным, включающим усвоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области.

-умение соотносить свои индивидуальные особенности с профессиями

-умение ориентироваться в мире профессий

Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования должна быть направлена на

- формирование у обучающихся мотивации к труду, потребности к приобретению профессии;

- овладение способами и приёмами поиска информации, связанной с профессиональным образованием и профессиональной деятельностью, поиском вакансий на рынке труда и работой служб занятости населения;

ИКТ, Ярмарки вакансий

- развитие собственных представлений о перспективах своего профессионального образования и будущей профессиональной деятельности;

Тема 10. Классификация профессий

Тема 11. Профессия, специальность, должность

Тема 12. Пути получения профессии

Тема 13. Ошибки в выборе профессий

Тема 14. Профессия и здоровье

приобретение практического опыта, соответствующего интересам и способностям обучающихся;

Мастерславль

- использование средств психолого-педагогической поддержки обучающихся и развитие консультационной помощи в их профессиональной ориентации, включающей диагностику профессиональных склонностей и профессионального потенциала обучающихся, их способностей и компетенций, необходимых для продолжения образования и выбора профессии (в том числе компьютерного профессионального тестирования);

Осуществляется на основе разработанной программы, которая является общей и содержит основные ступени выбора профессии, а также индивидуальных консультаций, которые организовываются по запросу после прохождения курса профессионального и личностного самоопределения


© 2010-2022