Взаимодействие с педагогами и классным руководителем

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Введение.

Интерес к практической психологии в настоящее время велик и не случаен и связан с тем, что общество, хоть и очень медленно, поворачивается лицом к человеку, начинает ценить инициативу, свободу мысли, активность, самостоятельность своих граждан. Это происходит не только потому, что развитая личность несёт в себе большой заряд творческой активности и большую возможность полезной отдачи, что выгодно обществу, но и потому, что происходит постепенное осознание ценности человека, как таково, постепенное укрепление гуманистической позиции, заключающаяся в том, что каждый человек, эго развитее, его самоопределение и самоощущение в мире - главная цель общества, основное оправдание его существования. В связи с этим ключевой задачей системы образования в нашей стране становиться воспитание развитого свободно мыслящего, творчески относящегося к жизни человека, что связано с личностно заинтересованным со стороны взрослых индивидуальным подходом к каждому ребёнку.

Психолог в обыденном сознании часто воспринимается как человек, видящий других «насквозь». Более того, от него ждут не просто человеческого, а профессионального умения справляться с любой житейской ситуацией, улаживать конфликты оказывать помощь и поддержку. А уж от школьного психолога вообще ожидают чуда: сейчас мы ему всех наших двоечников и хулиганов сплавим, он у них там, в мозгах покопается, свои таинственные отвёрточки возьмёт, подкрутит нужные винтики и станут они у нас как шелковые. Но психологи не Боги. Разочаруются восторженные, привыкнут разочаровавшиеся, пройдёт ощущение сверхмогущества и сверхответственности, за ним придёт, а потом исчезнет чувство сплоченности и беспомощности. Всё станет на свои места и останется просто работа.

Основной целью психологической службы образования является (по И.В. Дубровиной) обеспечение психического и психологического здоровья детей дошкольного и школьного возрастов. А «основу психического здоровья составляет полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах онтогенеза» ( 14, стр.39)

Забота о психологическом здоровье предполагает внимание к внутреннему миру ребенка : к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам, способностям и знаниям, его отношению к себе, сверстникам, взрослым, к окружающему миру, происходящим семейным и общественным событиям, к жизни, как таковой. Психологическое здоровье предполагает здоровье психическое. (И.В.Дубровина)

Основными задачами психологической службы И.В.Дубровина называет следующее!

  1. Реализация в работе с детьми возможности, резервов развития каждого возраста.

  2. Развитие индивидуальных особенностей детей - интересов, способностей, склонностей, чувств, отношений, увлечений, жизненных планов и др.

  3. Создание благоприятного для развития ребенка психологического климата, который определяется, с одной стороны, организацией продуктивного общение детей со взрослыми и сверстниками, с другой- созданием для каждого ребенка ан всех этапах онтогенеза ситуаций успеха в той деятельности, которая является для него личностно значимой.

  4. Оказания своевременной психологической помощи и поддержки, как детям, так и их родителям, воспитателям, педагогам.

( 14, стр.43)

. Школьный же психолог, участвуя в приеме ребенка в 1-ый класс, пытается понять его прошлое, определить уровень его психологической зрелости, представить перспективу дальнейшего поступательного движения, его психического развития и становления личности.

При профессионально грамотном решении задач психологической службы и дошкольный, и школьный психолог занимаются в основном психопрофилактической работой. Но если на одной из возрастных ступеней нормальные условия развития ребенка нарушаются, на последующей ступени приходится основное внимание сосредоточивать на коррекции и проводить специальную развивающую работу. Именно взаимодействие специалистов- психологов, работающих с детьми разного возраста, составляет основу перспективного направления деятельности психологической службы. Перспективное направление, по существу, защищает( обеспечивает) право каждого родившегося человека на полноценное психическое и духовное развитие ( стр.46)

Основными видами деятельности детского психолога является:психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическое консультирование, психологическая диагностика, психологическая коррекция.

Психологическое просвещение.

Психологическое просвещение- это приобщение педагогов, родителей и детей к психологическим знаниям и включает в себя:

1. Знакомство педагогов и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психологического развития ребенка.

2. Популяризация и разъяснение результатов новейших психологических исследований.

3. Формирование потребности в психологических знаниях, желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности.

4. Знакомство учащихся с основами самопознания, самовоспитания.

5. Достижение понимания необходимости практической психологии и работы психолога в детском учебно- воспитательном учреждении.

Формы психологического просвещения: лекции, беседы, семинары, выставки, подборки литературы и пр.


Психологическая профилактика.


Психопрофилактика- это специальный вид деятельности психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного и школьного детства.


Психологическая профилактика предполагает:

1. Ответственность за соблюдение в образовательном учреждении психологических условий, необходимых для полноценного психического развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе.

2. Своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в его интеллектуальном и эмоциональном развитии, его поведении и отношениях.

3. Предупреждение возможных осложнений в связи с переходом детей на следующую возрастную ступень.

В психопрофилактике инициатива целиком и полностью исходит от самого психолога. Можем сказать, что здесь мы наблюдаем самозапрос в чистом виде. Психолог сам предусматривает на основе своих знаний то, о чем можно предупредить, что можно изменить,посоветовать, чтобы создать благоприятные условия для обучения и воспитания.

Психологическая консультация.


Специфика психологического консультирования в детских садах, школах заключается в том, что оно сосредотачивается на решении профессиональных проблем. В процессе консультации рассматривается только то, что имеет отношение к решению главной задачи психологической службы образования,- максимально содействовать психическому и личностному развитию личности каждого школьника.

Консультации проводятся для педагогов, администрации образовательного учреждения, учащихся, родителей: они могут быть индивидуальными или групповыми. Психологический смысл консультации состоит в том, чтобы помочь человеку самому решить возникшую проблему. Психологическую консультацию мы проводим тогда, когда к нам пришли с проблемой, т.е. проблема уже имеется, предупреждать ее появление уже поздно, нужно оказывать помощь.

Позиция психолога в ходе консультации.


Реализация психологом таких позиций как судья или защитник запрещена. По мнению Н.Самоукиной наиболее приемлемы для психолога следующие позиции:

  1. Психолог- нейтральный советчик. Психолог выслушивает клиента и в конце беседы, основываясь на профессиональных знаниях, опыте и интуиции, высказывает совет или рекомендации.

  2. Психолог- программист. После рассказа клиента разрабатывает программу возможных способов воздействия на самого клиента или его проблемную ситуацию с целью изменения его отношений или регулирования ситуации в целом.

  3. Психолог- слушатель. Иногда на консультацию приходят просто поговорить с хорошим и умным человеком.

  4. Психолог - «зеркало». Клиент нуждается в том, чтобы другой человек, отстраненный и не включенный в его проблемную ситуацию, объяснил, что происходит, нарисовал для него объективное отображение событий, помог понять его роль в этих событиях, а также позиции людей, связанных с ним и влияющих на него.

  5. Психолог- «катализатор». Клиент все понимает, спокойно, объективно и разумно оценивает свое участие в развитии болезненных, сложных и проблемных событиях в своей жизни и… ничего не делает. В подобных обстоятельствах задача психолога- ненасильственно « запустить процесс» : создать толчек к активизации его отношения к ситуации к началу его деятельности. ( 17,стр.42-44)

Психологическая диагностика.


Задача психодиагностики- дать информацию об индивидуально- психических особенностях детей, которая была бы полезна им самим и тем, кто с ними работает, - учителям, родителям.

Психодиагностика в образовательном учреждении должна быть тесно связана с педагогической проблематикой, в этом ее основной смысл.

Задачи психолого- педагогической диагностики.

1. Контроль динамики психического развития детей и коррекция развития с целью создания оптимальных возможностей и условий развития для слабых и сильных учащихся, а также установления правильного направления развития детей, обнаруживающих особые способности.

2. Сравнительный анализ развивающего эффекта различных систем воспитания и обучения с целью выработки рекомендаций для повышения их развивающих функций.

Психологическая коррекция.

Данный вид деятельности предполагает активное воздействие специалистов на процесс формирования личности и сохранение индивидуальности детей. Особое место в данном направлении занимает совместная деятельность специалистов по разработке коррекционных программ совместно с другими специалистами- дефектологами, логопедами, медицинскими работниками, социальными педагогами- в процессе обучения и воспитания.

В любой конкретной ситуации каждый вид работы может быть основным в зависимости от той проблемы, которую решает психолог, и от специфики того учреждения, где он работает.


Школьный психолог. Каким его хотят видеть?


Почти все исследователи, работающие в области практической психологии, отмечают роль личности самого психолога. Ширина и глубина, а также правильность психологического заключения является не только функцией удачно подобранных и валидных психологических методов, но и до определенной степени результатом успешного личного взаимодействия психолога с ребенком, которое требует терпения, находчивости, умения контролировать свое поведение, способности вызывать положительное отношение к себе, чувство симпатии и доверия. Психолог должен развивать в себе, по мнению И.В.Дубровиной, особое состояние эмпатического со-переживания с установками, чувствами, опытом и поведением другого человека.

А.М.Прихожан говорит о том, что « от психолога неправомерно ждать волшебно быстрых изменений в жизни учащихся, а то и всей школы, но и психологам свойственно считать, что они легко внедрят свои подходы и изменят отношения.» Она спорит с мнением, что урок психологии- это только ситуация развития психических функций, критика была направлена на неэтичность проведения на уроках небольших исследований, с последующим обсуждением результатов.

Таким образом, психологическая служба образования- интегральное явление, представляющее собой единство четырех его составляющих, или аспектов,- научного, прикладного, практического и организационного. Главной целью деятельности, которой является психическое и психологическое здоровье детей дошкольного и школьного возраста. Основным средством достижение этой цели является создание и соблюдение психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка.

Структурная организация работы психолога.


Деятельность психолога направлена на психологическое сопровождение ребенка с дошкольного возраста до ранней юности. В отличие от психологической поддержки, сопровождение- это особый способ помощи ребенку в преодолении актуальных для него проблем развития. Особенность способа заключается в том, что ребенку помогают принять решение, но за ним остаются и сам выбор, и

ответственность за него. Смысл сопровождения состоит в том, чтобы научить ребенка решать свои проблемы самостоятельно. Ребенок- целостное существо, поэтому сопровождение должно быть комплексной работой многих специалистов. Важно именно помогать решать проблемы, а не просто диагностировать их и давать отдельные советы. Мы предлагаем идти с ребенком вместе, заниматься профилактикой, а не «тушить пожары». Поэтому сопровождение должно быть непрерывно. И, наконец, самое главное- это приоритет интересов ребенка. Психолог должен всегда стоять на его стороне, даже если он сам источник своих бед. Ребенок должен иметь гарантию своей защищенности.

Работа с учащимися.

Главная забота психолога в школе- защита интересов детей.

Каким же образом организуется работа психолога с детьми? Учитывая принцип сопровождения, мы интересуемся психологическим развитием детей начиная с дошкольного возраста. Особо хочется сказать о практике диагностики психологической готовности ребенка к обучению в школе. Диагностика психологической готовности ребенка к школе является комплексной.

1. Для диагностики устойчивости и продуктивности внимания используется корректурная проба ( бланк корректурной пробы, приложение 2).

2. Изучение процесса произвольного запоминания - по «Методике 10 слов».

3. Степень психосоциальной зрелости диагностируется по тестовой беседе, предложенной С.А.Банковым.

4. Умственное и речевое развитие:

- методика « Мышление и речь», которая включает понимание грамматических конструкций ребенком, умение выполнять словесные поручения, изменять существительные по числу, распределять картинки в логической последовательности и составлять по ним рассказ.

  • методика « Образование представления» ( собирание разрезных картинок ) - методика « Анализ образца» ( Е.А.Бугрименко, А.Л.Венгер, стр.8-13)

5. Мелкая моторика движений ( упражнение « Езда по дорожке», тест Керна- Йирасека- срисовывание группы точек, фразы из трех слов).

6. Диагностика мотивации обучения ( Е.А.Бугрименко, А.Л.Венгер, стр.46-48)

После диагностики обязательно хвалим ребенка за приложенные усилия, говорим, что мы будем ждать его в школе 1 сентября,т.к. он справился со всеми заданиями, таким образом, мы создаем положительную установку на ситуацию обучения, формируем учебную мотивацию. В корректной форме ей сообщаются результаты, рекомендации по коррекции выявленных недостатков психического развития. Обобщенные результаты диагностики всей группы детей доводятся до сведения воспитателей и заведующей ДОУ, даются рекомендации по коррекции имеющихся недостатков, планируется работа по предупреждению возникновения тех же проблем у будущих первоклассников.

С учителем проводится беседа по результатам диагностики, прогнозируется дальнейшая ситуация развития обследуемых детей, обсуждаются методы обучения и воспитания данной группы детей. На собрании родителей будущих первоклассников психолог выступает с лекцией « Ваш ребенок- ученик».

Так же комплексная диагностика психологической готовности детей к обучению в среднем звене школы проводится в четвертых классах .

Конечно же диагностика не проводится сама по себе. Обязательно ведется коррекционная работа, психотерапевтическая помощь и поддержка детей. Результаты диагностики доводятся до сведения самих учащихся, по необходимости до родителей, педагогов, администрации, но здесь обязателен учет этических принципов работы психолога.

Можно описывать многие аспекты деятельности психолога.

В объединении обучаются дети в возрасте 6-10 лет. Занятия проводятся групповые в форме бесед, тренингов, экскурсий, аутотренингов, творчесикх игр, свободного и тематического рисования. Данный курс обучения основан на учете особенностей психического развития детей младшего школьного возраста, целями которого являются:

1. Ознакомление детей с понятиями общей психологии, способами развития высших психических функций, обучение навыкам саморегуляции способом психологической разгрузки.

2. Развитие познавательных процессов ( памяти, внимания, мышления, творческого воображения), эмоционально- волевой сферы и пространственно- временных представлений, мелкой моторики руки, навыков конструктивного общения, формирование позитивного отношению к своему «Я» через общение со сверстниками.

3. Воспитание у детей уважительного отношения к себе и окружающим, терпимости ко мнению другого, чувства собственного достоинства, социально- приемлемых качеств личности.

Содержание первого года обучения включает в себя два раздела: первый направлен на формирование психологического здоровья младших школьников, на успешность обучения; второй направлен на развитие познавательной, эмоциональ- волевой сферы, пространственных представлений, моторике руки.

Содержание второго года обучения включает развитие познавательных процессов, психомоторики, различных видов ощущений, произвольность движений.

Содержание третьего года обучения включает в себя обучение детей коммуникативным навыкам.

Занятия проводятся в неформальной обстановке, в игровой форме. Положительный эмоциональный фон занятий способствует раскованности детей, раскрытию психологических возможностей учащихся, желанию научиться выполнять предлагаемые задания.

Данная программа составлена на основе следующих программ: Н.Локалова « Уроки психологического развития»; Н.Слободняк « Уроки общения для младших подростков»; О.В.Хухлаева « Хочу быть успешным», « Лесенка радости»; Н.В.Пилипко «Приглашение в мир общения».

Таким образом, работа психолога с учащимися строится в соответствии с основными нормативными документами, является целенаправленной, систематической, проводимой в соответствии с целями и задачами данного учебного заведения.


Взаимодействие психолога и педагога.


Одним из сложных и мало разработанных направлений деятельности школьного психолога является работа с педагогами. В практической психологии не достаточно методов для выстраивания эффективных профессиональных взаимоотношений с педагогом. В исследовательской парадигме проведен анализ структуры педагогической деятельности(И.А.Зимняя, А.К.Маркова, Л.М.Митина) и ее функций ( Н.В.Кузьмина, В.А.Сластенин) , изучены качества личности педагога (Н.А.Аминов, Е.И.Рогов, Ю.Н.Кулюдкин, А.А.Реан), описаны стили педагогического общения и факторы, влияющие на него( В.А.Кан- Калик), типология личности педагога. (Е.И.Рогов, Вачков).

Н.Самоукина предлагает организовать психологическую подготовку школьного учителя следующим образом:

1. Знания по психологии учителю не нужны, т.к. они будут мешать в работе учителя. Если учитель начнет размышлять о том, что такое память и как она развивается у детей определенного возраста, он не сможет организовать урок по запоминанию нужного учебного материала.

2. Учителю нужен личный опыт практической работы: как войти в класс и поприветствовать учащихся, в какой форме организовать их опрос, как увлечь ребят новым учебным материалом, с какой интонацией голоса и каким выражением лица высказать порицание ученику, как оценить действие школьника, как сбросить усталость после рабочего дня.

3. Психотехнический опыт практической работы передать учителю не возможно ни в вузе, ни где-то еще. Такой опыт нарабатывается самим учителем и закрепляется в его сенсомоторной, эмоциональной, интеллектуальной системах.

4.Получить психотехнический опыт учитель может только в условиях практического включения и действования в конкретных педагогических ситуациях. Для того чтобы накопление опыта работы не происходило путем « проб и ошибок», когда страдают как ученики, так и сам учитель необходимо специально организовывать практические занятия, моделирующие типовые педагогические ситуации,т.е. учитель нуждается в педагогическом тренинге(17, стр. 122)

Сейчас много говорят о том, что психолога для системы образования нужно готовить особым образом, в том числе передавая им серьезные, глубокие педагогические знания, проще сегодня тем, кто имеет в истории собственного развития педагогическое образование. По крайней мере они знакомы с методикой преподавания предметов определенного цикла, с общими законами построения урока, азами дидактики. Сегодня чаще к психологу обращаются директора школ с такими запросами, как: участие в выработке концепции школы, модернизация организационной структуры внутришкольного самоуправления, развитие профессионального мастерства и психологической компетенции педагогов.

Психолог и педагог существенно различаются по своим профессиональным позициям. Так, отношение учителя к ученику- обучающее, контролирующее, воздействующее, а у психолога- понимающее, помогающее. Содержанием профессиональных знаний учителя являются: общепедагогические знания, методика преподавания школьных предметов, а у психолога- общепсихологические знания, индивидуально- психологические и возрастные особенности учащихся, методы коррекции, консультирования, психодиагностики и т.д. однако указанные различия не должны препятствовать их конструктивному сотрудничеству. Первый шаг навстречу учителю обязан сделать именно психолог.

Профессионально- ориентированные, деловые взаимоотношения психолога и учителя могут быть углублены и окрашены эмоционально- личностными оттенками. Психолог должен стараться быть принятым в педагогическом коллективе, иметь с учителями доброжелательные и в определенной мере доверительные отношения.

Это совсем не означает, что со всеми учителями надо дружить и иметь личные отношения. В каждом учителе за « фасадом» его профессионального поведения необходимо увидеть « просто человека», с его личностными, семейными и социальными проблемами.

Какой бы маленькой ни была школа психологу очень трудно увидеть каждого ребенка, вовремя помочь ему. Поэтому я считаю необходимым расширить знания учителя в области педагогической психологии.

Следующие способы расширить знания учителя в области педагогической психологии:

1. Психологическое просвещение учителей проходило в форме лекций, бесед на педагогических советах школы, методических объединениях.

2. Участие учителей начальных классов в проведении коррекционных психологических занятий ( это позволит учителю овладеть методами и приемами психологической работы, раскрыть более полно личность ребенка и учителя и на этой основе улучшить их взаимодействие, и как результат- повысить успеваемость учащихся).

3. Учителя также присутствовали при проведении некоторых видов диагностики (многие из них могут психологически грамотно провести диагностику уровня развития психических процессов, интерпретировать результаты проективных методик: « Моя семья», « Школа зверей» и т.д. )

  1. Учителя обучались способам снятия накопившееся эмоциональное и мышечное напряжение и своего, и учащихся.

В настоящее время можно организовать групповые психологические занятия ( тренинги), на которых педагоги получат возможность увидеть самого себя со стороны, проигрывая и обсуждая ситуации, в которых моделируется профессиональная деятельность учителя, получат возможность проанализировать и обновить свой профессиональный опыт, отработать навыки понимания индивидуальных особенностей учащихся, положительного принятия различных форм их самовыражения и самоутверждения, научатся менять манеру общения с детьми, родителями, коллегами.

Психолог обязательно работает с родителями детей. Он встречается с ними индивидуально и на родительских собраниях, приобщает их к психологическим знаниям о ребенке. Очень важно помочь взрослым осознать, что воспитание ребенка теснейшим образом связано с проблемами их собственной личности. Необходимо обеспечивать классных руководителей материалами для проведения родительских собраний( анкеты, тесты, литература, общие результаты диагностик).

Содержание и формы психологической работы совместно с классным руководителем.


Школьная психологическая служба может оказать неоценимую помощь классному руководителю в работе с классом по трем направлениям:

  • Психологическое просвещение учащихся класса и их родителей;

  • Психолого-педагогическая диагностика;

  • Коррекционная работа с классным коллективом и учащимися.

Организуя работу с уч-ся, кл.руководитель обязан получить определенную информацию у школьного психолога.

Специалист может помочь классному руководителю исследовать следующие аспекты личности ученика:

  • Учебную мотивацию;

  • Отношение к своей семье (например, с помощью теста «Моя семья»);

  • Уровень интеллекта;

  • Интересы;

  • Общие и специальные способности;

  • Нравственные приоритеты;

  • Профессиональные интересы и потребности и т. д.

Классный руководитель должен помнить важное нравственное правило: любая информация об ученике, использованная не тактично и не профессионально, может привести к печальным последствиям и вызвать глубокую депрессию ученика.

Для более успешного сотрудничества психолога и классного руководителя необходимо четко определить возможное содержание психологической работы с учащимися разных возрастов и соответствующие диагностические методики.

Такой план имеет следующую форму.









5 класс

Понятия: личность, интерес, характер, мотив, ученический коллектив, взаимодействие, сплоченность, одноклассник, друг, лидер.

Методы изучения:

1.Социометрия (в начале и конце года).

2.»Авторитет класса» (индивидуальная и классная творческая работа).

3.Мои «можно» и мои «нельзя» (сочинение-размышление).


6 класс

Понятия: поступок, поведение, подростковый возраст, ответственность, самостоятельность, общение, коммуникация, социум, социальная роль, личность.

Методы изучения:

1.Референтометрия (в начале и конце года).

2.Круг моего общения (рисунок-проекция).

3.»Моя рабочая неделя» (мини-исследование).


7 класс

Понятия: психологическая атмосфера в коллективе, коллектив, комфорт и дискомфорт, конфликт, компромисс, социум, социальная роль, личность.

Методы изучения:

  1. Социометрия (в начале и конце года).

  2. Метод незаконченных предложений (нравственные проблемы).

  3. «Горы и долины» (интерактивная игра).

  4. САН (самочувствие, активность, настроение).


8 класс

Понятия: достоинство, недостаток, ценность, потребность, нравственность, интеллект, совесть, уважение, честность, сочувствие, содействие, творчество.

Методы изучения:

1.Мои корни (творческие проекты).

2.Нравственные ценности.

3.»За» и «против» творческой личности (игра).

4.Нравственная «начинка» человека (защита проектов).


9 класс

Понятия: индивидуальность, уникальность, идентификация, самореализация, самокритичность, самоуважение, одиночество, свобода, взаимопонимание, открытость, закрытость.

Методы изучения:

1.Карта интересов (по Климову).

2.Круг жизни (интерактивная игра).

3.Метод незаконченных предложений (открытость - закрытость).

4.Изучение психологического комфорта ученического коллектива.




10 класс

Понятия: целеустремленность, профессиональные интересы, самоопределение, саморазвитие, креативность, инициатива, активность, пассивность «Я» - идеальное, «Я» - реальное.

Методы изучения:

1.КОС (изучение способностей).

2.Креативность. Что за этим словом? (создание проектов)

3.Автобиография.

4.Сочинение-размышление «Что значит «человек состоялся?»

11 класс

Понятия: профессиональные интересы, профессиональные самоопределение, самореализация, самокритичность, ответственность, мировоззрение, саморегуляция.

Методы изучения:

1.Письмо из будущего.

2.Мой профессиональный выбор. (Незаконченные предложения)

3.Программа-минимум и программа-максимум моей жизни (интерактивная игра).

Школьный психолог помогает классному руководителю в психологическом просвещении учащихся класса и их родителей. Этот процесс он осуществляет с классным руководителем через систему:

  • Тематических классных часов;

  • Индивидуальных и тематических консультаций;

  • Тренингов общения;

  • Кружков;

  • Родительских собраний;

  • Уроков психологической культуры;

  • Психологических газет.

Диагностические исследования коллектива психолог проводит самостоятельно и знакомит классного руководителя с полученными результатами.

Школьный психолог совместно с классным руководителем должен уделить большое внимание коррекционной работе в классном коллективе.

Вслед за диагностикой должна идти серьезная и целенаправленная коррекционная работа.

Проведение коррекционной работы. По результатам исследования он может провести классный час или «Урок психологии по волнующей проблеме». Исходя из накопленного материала, он строит план работы с учащимися класса и их родителями по изученной проблеме. С этой целью он организует для учащихся класса, которым это необходимо, Коррекционные занятия, например, по тренировке памяти. Эти занятия психолог может организовать сам или привлечь кл. руководителя, или учителей предметников.

Проблема учебных умений и психических свойств личности ученика может стать частью родительского собрания. Родители, у которых дети испытывают затруднения с запоминанием и воспроизведением учебного материала, могут быть приглашены на тематическую консультацию к психологу, в ходе которой он даст рекомендации по организации помощи ребенку в семье. Такие же рекомендации психолог должен разработать эти рекомендации в урочной деятельности.

Большим подспорьем могут быть и газеты психологической службы, в которой можно помещать различные задания по тренировке памяти, внимания, мышления, небольшие тесты, упражнения.

Проведение конкурсов. Большой интерес вызывают у учащихся конкурсы интеллектуалов, которые объявляются психологической службой школы. Конкурсные задания публикуются в газете психологической службы, ребята выполняют предложенные задания индивидуально или всем классом. Психолог подводит итоги, объявляет результаты в классе на встрече с учащимися или на родительском собрании.

Такое сотрудничество психолога и классного руководителя помогает учащимся продвигаться вперед в своем развитии. Дети не испытывают затруднений в общении с психологом, не боятся прихода психолога в класс, а классный руководитель понимает, что диагностика - лишь вспомогательное средство в руках психолога, основная деятельность психолога в классном коллективе начинается после диагностики.

Помощь классному руководителю. Однако психолог должен работать не только с учащимися, но и с классными руководителями. Как провести интерактивную игру, социометрию, тренинг интеллектуальных умений - этому и многому может научить школьный психолог классного руководителя, если с душой и ответственно относится к порученному делу.

Работа с проблемными детьми. В конце каждой учебной четверти и в конце года классный руководитель и школьный психолог должны иметь возможность обсудить проблемы и успехи отдельных учащихся и всего класса. Для того, чтобы сотрудничество получилось, можно предложить классному руководителю заполнить такую таблицу:

Проблемные дети

Ф.И.

Проблемы

Успехи

Какие меры предпринимать

1ч.

2ч.

3ч.

4ч.

1ч.

2ч.

3ч.

4ч.



Такую таблицу заполняют психолог и классный руководитель совместно, анализируя результативность общих усилий. Таблица помогает проанализировать силу воспитательного воздействия различных мер и внеклассных мероприятий, в которые был вовлечен ребенком.

Организация психологического кружка. Во многом может помочь ученикам класса участие в работе кружка «Юный психолог». Можно предложить отдельным учащимся позаниматься в таком кружке или ребята могут стать его членами по собственной инициативе. Спустя какое-то время уже не только психолог, но и ребята - члены кружка могут помочь классному руководителю организовать в классе интересные и необходимые внеклассные мероприятия психологической направленности.

Заключение.

Психолог как личность и профессионал.

Многообразие форм и методов работы, постоянное общение с людьми разного возраста, социального положения, культуры, профессии и пр.предполагает постоянную работу психолога по саморазвитию таких профессионально- личностных качеств, как стремление к познанию себя и других, широта интересов и независимость взглядов, готовность к контактам и умение их поддерживать, умение эмоционально притягивать к себе людей, умение сохранять эмоциональное самообладание при общении, повышенное чувство ответственности за свои действия, интеллект, осознание границ своей профессиональной компетентности, понимание и признание уникальности каждого человека, умение думать о последствиях своих слов, дел, поступков и пр. Иными словами, психолог- это умный, доброжелательный и обаятельный человек, работающий в сложнейшей профессиональной области.

Достижение достаточно высокой компетентности психолога возможно лишь за счет углубленного психологического образования и самообразования. Это процесс трудоемкий и длительный, практический и трудоемкий. А максимум практически не достижим, как линия горизонта. К нему можно только стремиться, причем всю жизнь.

Здесь хочется особо сказать об организации районных методических объединений психологов. Несколько раз в год мы выезжаем в школы района, где наши психологи проводят семинары. В целях профилактики появления « синдрома сгорания» наши заседания проводятся в форме тренингов, где мы повышаем мастерство в этом виде деятельности, знакомимся с новыми тренинговыми упражнениями, можем снять психологическую и эмоциональную нагрузку. Обязательно мы обсуждаем успехи и трудности в работе, обмениваемся опытом, литературой, знакомим друг друга с материалами, полученными на курсах повышения квалификации. Такое тесное общение, основанное на личностных контактах коллег, позволяет двигаться к вершинам мастерства.

Таким образом, человек, занимающийся детской практической психологией, помимо профессиональных знаний, умений, навыков, должен обладать определенными личностными качествами такими, как чувство ответственности, эмпатия, способность эмоционально притягивать людей, трудолюбие и т.д.

© 2010-2022