Статья Использование компьютерных технологий в процессе формирования здоровьесберегающей компетенции учащихся

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование компьютерных технологий в процессе формирования здоровьесберегающей компетенции учащихся


Современные информационные компьютерные технологии (ИКТ) все больше внедряются в различные сферы жизни, становятся неотъемлемой частью современного образования. Использование ИКТ открывает широкие возможности в практической деятельности психолога по формированию здоровьесберегающей компетенции учащихся. Это и огромный интерес детей и подростков ко всему, что связано с компьютерами, и широкие мультимедийные возможности, и возможности учитывать индивидуальные особенности каждого участника программы (индивидуальный темп деятельности, ведущую репрезентативную систему). Использование компьютерных лицензионных дисков облегчает работу и высвобождает огромное количество времени, затрачиваемого на обработку данных, которое можно распределить на другие сферы деятельности, связанные с профилактикой употребления психоактивных веществ, с формированием активной позиции учащихся, направленной на ведение здорового образа жизни.

Недостаточная информированность подростков по вопросам употребления психоактивных веществ (ПАВ) - актуальная проблема. Первые пробы алкоголя, наркотиков, табака часто связаны у подростков с желанием узнать, какое воздействие эти вещества окажут на их организм. Искаженная информация о неблагоприятных последствиях употребления ПАВ порождает в подростковой среде массу мифов и легенд о безвредности однократного употребления ПАВ, пользе наркотиков, популярности в обществе. Взгляды несовершеннолетних на злоупотребление психоактивными веществами и его профилактику заслуживают особого внимания. Дети и подростки - это объект профилактических усилий взрослых, и необходимо знать, в каких направлениях проводить профилактическую работу.

Рассмотрим возможности применения ИКТ в работе психолога по профилактике употребления психоактивных веществ среди детей и подростков. Информационно-профилактическая программа «Сталкер» (разработана центром «Аматея», адаптирована к условиям работы образовательного учреждения) предназначена для работы с детьми и подростками 10-18 лет. Программа направлена на формирование устойчивой жизненной позиции, предотвращающей вовлечение подростков в потребление наркотиков, алкоголя и табака.

Работа с группой подростков на протяжении всего курса строится на принципах полного доверительного отношения, развития внутренней мотивации, искренности, готовности решать личностные проблемы, желании выражать свои чувства, эмоции, эмпатичной поддержке участников, активном вовлечении в работу группы.

Программа состоит из 12 занятий, форма работы - групповая. Для дифференцированного подхода в программе имеются 2 варианта: для работы с детьми среднего возраста (10-14 лет) и старшего возраста (14-18 лет). Занятия программы «Сталкер» сгруппированы по 10 темам: «Стрессы», «Вовлечение в потребление наркотиков», «Зависимые состояния», «Воздействие наркотиков», «Влияние на личность», «Отказ от наркотиков», «Алкоголь», «Курение», «Психический комфорт». Каждая из тем включает в себя три типа опросника: средний возраст, старший возраст и ситуации.

Перед началом работы с программой «Сталкер» целесообразно проводить вводное занятие, целью которого является знакомство с группой, информирование группы по основным вопросам программы «Сталкер», формирование мотивации к групповой работе.

Школьникам сообщается, что им предстоит пройти цикл занятий, которые будут затрагивать темы алкоголя, курения, наркотиков, их влияние на личность, возникновение зависимости, причины развития стресса и способов его преодоления. Занятия также помогут научиться противостоять давлению группы, отстаивать свою независимость, формировать установку на здоровый образ жизни.

«При подготовке к занятиям следует избегать использования материалов, позволяющих оправдать употребление наркотиков и алкоголя, содержащих иллюстрации или инсценировки, из которых подростки могут почерпнуть информацию о том, как достать, изготовить или употреблять наркотики, в которых в качестве образца для подражания изображаются выздоравливающие наркоманы или алкоголики, которые утверждают, что употребление психоактивных веществ - это личное дело каждого [1].

После вводного занятия подростки приступают непосредственно к занятиям.

Проведение комплексной работы по всем темам «позволит сформировать у детей полное представление о проблеме употребления психоактивных веществ, выработать установку на непринятие употребления наркотиков, сформировать навыки поддержания благоприятного психоэмоционального состояния, выработать оптимальные поведенческие стратегии в различных ситуациях» [1].

После проведения работы по программе «Сталкер» с детьми среднего возраста желательно повторное проведение работы с ними в старшем возрасте.

Таким образом, программу «Сталкер» можно рассматривать как профилактическую программу, формирующую здоровьесберегающую компетенцию учащихся и как психологическую программу сопровождения развития подростков.

Литература.

1. Зубова Н.А. Сталкер профилактика наркозависимости: методическое пособие / Н.А. Зубова, С.М. Тихомирова. - Спб.: Научно-производственная фирма «Амалтея», 2003.


© 2010-2022