Разработка занятия просветительского тренинга Противодействие вовлечению в секты

Данная разработка основана на разработанном мною ранее (2007г) Тренинге "АНТИСЕКТИК". Данная разработка представляет собой усеченный вариант этого тренинга. Тренинг может быть использован психологом с небольшим опытом тренинговой работы. Особенно актуально для регионов с повышенной активностью вербовщиков. Также существует полный вариант тренинга с исчерпывающими вспомогательными материалами, то есть не требует от тренера дополнительного изучения проблемы, "взял и провел".
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Урок №

Цель (урока) просветительского тренинга: предотвратить вовлечение молодых людей к участию в тоталитарных и деструктивных культах (сектах)

Задачи:

1. Обосновать реальность существующей проблемы и ее угрозу для каждого

2. Исследовать разнообразие тоталитарных культов

3. Выделить механизмы вовлечения в секты и методы контроля сознания

4. Доказать необходимость и возможность борьбы с сектами любого

направления

5. Научить критически относиться к поклонению и идеологии секты

6. Способствовать разработке методов противодействия контроля сознания и вовлечения

7. Содействовать формированию четкой гражданской позиции



Ход урока

Просветительский тренинг "Антисектик"

Разработал практический психолог ОШ № 1 г. Енакиево

Шемякин Николай Валериевич

Программа антисектик включает в себя 15 упражнений и 4 информационных сообщения общее время проведения около 4ч

Введение

Актуальность

Наше время совсем не случайно многими культурологами и представителями общественных наук именуется эпохой расцвета тоталитарных сект. Во всех развитых странах мира ежегодно нарастает осознание крайней необходимости предоставления эффективного противодействия все растущему деструктивному влиянию всевозможных "гуру" и "вестников".

Если к вам на улице подойдет улыбающийся молодой человек и попросит у вас минутку внимания, чтобы продать вам какую-нибудь щетку для мытья машин или затянуть вас в туристическую фирму, в этом случае ответить отказом легко и просто. Гораздо сложнее, если прохожий интересуется вашей верой в Бога и приглашает на семинары для изучения Библии: соглашаясь, вы, сами того не ведая, отдаете себя во власть мошенников от религии. Ниже приведена классификация сект:

Секты псевдохристианской направленности

Культы, основанные на "Новом откровении"

Оккультное движение "New age"

Общины неоязыческого пользы

Мистические ультраправые организации

Магические учения

Культы сатанистской направленности

Коммерческие культы

Описание упражнений


Определение проблемы

Упражнение 1 Нестандартное знакомство

Цель упражнения

• Введение в тему

• Актуализация собственного опыта

Описание упражнения

Давайте познакомимся , назовите свое имя и название секты о которой вы имеете представление

(для предотвращения некорректной вмешательству желательно спрашивать об источнике информации, чтобы не обидеть чувства участников)

Также следует предложить такие вопросы

• Кто сам был

• У кого родственники или близкие друзья

• Кто знает про учение и идеи

• Кто знает про нанесенный вред психике, социальному положению, кошельку и т. п

Обсуждение (вопрос)

Итак почти все уже сталкивались с такой проблемой, но мало кто знает о реальный вред, нанесенный участием, а ваши друзья родственники были лучше вас осведомлены в этом вопросе?

Для чего мы провели знакомство в такой форме?

Упражнение 2 ожидания от занятия

Цель упражнения

• Вербализация присутствующими того, что они ожидают от занятия

• Активизация всех участников

Описание упражнения . Работа по кругу. Что именно вы ожидаете от занятия ? о чем вы хотели бы узнать прежде всего?

Надеемся, что упражнения помогут нам осуществить наши пожелания.

Примечание ответы записываются на листах бумаги

Упражнение 3 определение проблемы

Описание упражнения проводится в форме мозгового штурма

Тренер предлагает группе подумать и высказать свои мнения по вопросу «какие ассоциации у вас возникают при словах секта культ» Все ответы фиксируются на бумаге.

Информационное сообщение «группа риска»

Секты оперировали в прошлом и оперируют в настоящее время прежде всего обещаниями исполнения надежд на лучшую жизнь; удовлетворения стремления к гармоническому существованию и, наконец, обещанием спасения души после смерти.

Зависимый тип личности.

Из семей с гиперопекой.

Из неполных семей.

Лица из асоциальных семей.

Лица с ограниченными физическими возможностями.

Психические негативные последствия пребывания сознания личности под культовым контролем включают:

1. Крайнее нарушение личностной идентичности (радикальные изменения личности).

2. Диссоциирующие ("плавающие") состояния, возвращающие по механизму триггера к воспоминаниям о культовой жизни.

3. Приступы паники и тревожности.

4. Депрессия.

5. Расстройства, связанные с посттравматическим стрессом (ПТСР).

6. Замедленное психологическое развитие, потеря психологической силы.

7. Чувство вины.

8. Страх.

9. Потеря доверия: боязнь близости и обязательств, что приводит к проблемам в отношениях с окружающими и с трудоустройством.

10. Духовное насилие.

11. Потеря свободной воли и контроля над своей жизнью.

12. Развитие зависимости и возвращение к поведению, подобному детский (регресс в инфантильность).

13. Потеря спонтанности, непосредственности, непринужденности и чувства юмора.

14. Неспособность образовать близкие дружественные отношения вне или культом наслаждаться гибкими, непринужденными связями.

15. Недобровольно, де-факто - рабство эксплуатация.

16. Потеря автономии, ослабление способности самостоятельно принимать решения и выносить критические суждения

Социальные проблемы:

1. Преследования и угрозы со стороны культа.

2. Потеря друзей, что огорчает, семьи.

Возрастные и половые особенности.

Чем моложе человек, тем больше он подвержен влияниям, ибо воспринимает окружение как обучающую среду.

Сама собой напрашивается гипотеза: главной причиной, которая приводит людей в сектантские сообщества, оказывается семейная неустроенность, что вполне естественно в эпоху разрушения социального института семьи.


Исследование проблемы

Упражнение 4 мозговой штурм

Описание упражнения

Тренер предлагает группе подумать и высказать свои мнения и замечания по вопросу «кто больше всего рискует попасть в ряды сектантов в т.ч. экономических».

Все ответы фиксируются на бумаге.

Список сокращается до 6-7 пунктов см. упражнение 5 , и выводится понятие восприимчивость (восприимчивость)

Упражнение 5 «зри в корень» (истинные причины)

Цель упражнения

• Анализ причин привлечения каждой из групп риска

• Мотивы участия

Описание упражнения Для выполнения упражнения необходимо объединить участников в 6 малых групп , выдать бумагу и маркеры, если надо (зависит от упражнения и подготовки участников) на каждую группу выдать распечатку приложении. Тренер предлагает каждой из групп по 8 минут попробовать воссоздать причины и мотивы вступления в сект в т.ч. скрытые одной из групп риска

• Экономические деприванты

• Родственники сектантов

• Одинокие люди

• Неполные и асоциальные семьи

• Люди со стрессом (смерть близкого человека и др.)

• Кризисные состояния

Что ограничивает их выбор, как они воспринимают ситуацию выбора, есть ли он в них.

Презентация результатов работы каждой из групп

Обсуждение (вопрос)

• Насколько близкие вам мотивы участия насколько вы их понимаете

• Есть ли у вас знакомые которых можно было бы отнести к одной из групп

Упражнение 6 «альтернатива где ее взять»

Цель упражнения

• Утверждение в сознании возможности выбора

• Активизация критического мышления

Описание упражнения

Для выполнения упражнения необходимо оставить существующие малые группы. Тренер предлагает группам обменяться наработками, сделанными во время выполнения упражнения 5. и предложить на каждую написанную причину возможное альтернативное решение., другие средства удовлетворения указанных проблем.

Презентация результатов работы каждой из групп

Обсуждение (вопрос)

• Насколько конструктивные и реальные советы

• Легко ли вам наблюдать за проблемой со стороны

• Если ты внутри проблемы кто поможет

Упражнение 7 «черный ящик»

Цель упражнения

• Выявление и анализ неконструктивных представлений участников о сущности сект

• Анализ деятельности сект в т.ч. коммерческих

Описание упражнения тренер предлагает участникам ознакомиться с информацией о деятельности тоталитарных культов и сект. Для чего необходимо объединить участников в 3 группы для изучения материалов, после того, как группы ознакомятся с информацией по одному участнику из каждой группы переходит к другой и знакомит ее с материалами своей группы., после этого еще по одному участнику переходит к следующей группе и «преподает» свой материал.

Обсуждение (вопрос)

• Почему мы выбрали такую форму работы

• Какую интересную и новую информацию вы получили от выполнения данного упражнения

• Что для вас было неожиданностью

Упражнение 8 «риск не благородное дело» (мозговой штурм)

Описание упражнения

Тренер предлагает группе подумать и высказать свои мнения относительно вопроса«, который существует риск попадания до тоталитарного культа секты в т.ч. коммерческой ?»

Все ответы фиксируются на ватмане

Обсуждение (вопрос)

• Почему продолжают поступать ?

• Что получают ?

• Стоит ли оно того ?

• Почему не пользуются альтернативными решениями ?

Упражнение 9 «дивиденды » (или кто получит проценты)

Цель упражнения

• Дать возможность увидеть проблему со стороны пользы

• Оценить истинные мотивы и фальшь организаторов сект в т.ч. коммерческих

Описание упражнения ролевая игра.

Для выполнения упражнения необходимо объединить участников в 4 малых группы, выдать бумагу и маркеры, если надо (зависит от упражнения и подготовки участников) на каждую группу выдать распечатку приложении. Тренер предлагает каждой из групп попробовать за 5 минут посмотреть на проблему глазами «главных действующих лиц» и дать оценку выгоды от привлечения нового члена к участию в секте для них самих.

• Гуру (председатель)

• Вербовщик и сектанты

• Жертва

• Родственники

Презентация наработок участников

Обсуждение (вопрос)

• Одинаковую пользу получают участники

• За чей счет идет улучшение жизни

• Кто страдает больше всего

Информационное сообщение

является ли секта тоталитарной.

Вот ряд таких правил:

1. Есть ли в секте иерархия? Армейский принцип "начальник - подчиненный" должен вызывать опасения.

2. Есть ли материальные требования к членам секты? Обязательность, а не добровольность пожертвований является плохим признаком.

3. Существует ли в секте принуждение? Обязательное исполнение заповедей и ритуалов, когда вам это не нравится, является признаком тоталитарности.

4. Какими стали отношения с окружающими? Появление признаков нетерпимости и раздражительности показывает, что выбранный путь неправильный.

5. Уважаються ли в секте права личности? Особенно опасно, когда возникают требования сменить работу или семейное положение.

6. К чему призывают руководители секты? Скорый конец света, насильственная смена общественного строя несомненно должны насторожить.


Урок №

Цель (урока) просветительского тренинга: предотвратить вовлечение молодых людей к участию в тоталитарных и деструктивных культах (сектах)

Задачи:

1. Обосновать реальность существующей проблемы и ее угрозу для каждого

2. Исследовать разнообразие тоталитарных культов

3. Выделить механизмы вовлечения в секты и методы контроля сознания

4. Доказать необходимость и возможность борьбы с сектами любого

направления

5. Научить критически относиться к поклонению и идеологии секты

6. Способствовать разработке методов противодействия контроля сознания и вовлечения

7. Содействовать формированию четкой гражданской позиции



Ход урока

Просветительский тренинг "Антисектик" (продолжение)

Упражнение 10 «универсальная идея»

Цель упражнения

• Усвоение знаний о признаках сект и тоталитарных культов

• Избавление от стереотипов

Описание упражнения ролевая игра. Для выполнения упражнения необходимо объединить участников в 2 малых группы, выдать бумагу и маркеры, если надо (зависит от упражнения и подготовки участников) на каждую группу выдать распечатку приложении. Тренер предлагает участникам ознакомиться с информацией по идеологии тоталитарных культов и сект и определить в сжатом виде универсальную идею. (желательно подвести к мысли, что универсальная идея сект лишь дополняет несовершенство и неустроенность нашего общества)

Презентация наработок

Обсуждение (вопрос)

• Что отражает универсальная идея сект ?

• На чем основывается успех этой идеи ?

• Действительно ли участие в секте может принести пользу?

• Какую черту/ слабость секта эксплуатирует в своей деятельности

Информационное сообщение «Охота, или как не стать добычей»

Для вербовки последователей используются разнообразные методы психологического влияния. Ф. Зимбардо и М. Лайппе в своей книге "Психология изменения установок и социальное влияние" приводят их перечень, типичный для большинства деструктивных культов и тоталитарных сект:

1. Технология "Step by step", вызывают все более и более существенные уступки: "приходи к нам - проведи у нас выходные - останься еще на недельку - отдай нам свои деньги".

2. Новичка постоянно уверяют, что принятие идеологии секты наилучшим образом решит любые его личные проблемы.

3. Сила групповой динамики.

4. Отсутствие возможности или протестовать спорить: новичка постоянно пичкают новой и новой информацией, занимают различными мероприятиями, он никогда не остается наедине с собственными мыслями.

5. Позитивное подкрепление: улыбки, вкусная пища, внимание и забота, что отводятся гостю общины и т.п.

Опасность заключается в том, что описанные психологические манипуляции происходят незаметно и членами секты не распознается. У новичков складывается впечатление о спонтанности своих эмоций, добровольности поведения. Все психологические изменения интерпретируются ими как признаки "духовного выздоровления"

"Бомбардировка любовью" обычно проводятся в наилучших психологических условиях - вдали от семьи, от друзей, от искушений. Особенно сильный эффект достигается, когда теплый прием сочетается с красотой окружающей природы. В этом случае отказаться от повторного визита бывает очень сложно.

Рассказ бывшего саентолога: "Мы никогда не обращались к больным, беднякам, подонкам общества. У них - больной дух и они не годятся для выполнения миссии. Нам говорили, что ими мы будем заниматься позже. Прежде всего , следовало набрать энергичных людей".

Когда вербуемые считаются готовими они могут быть приглашены в "духовную дискуссионную группу", тот же самый вербовщик может пригласить другого «клиента», интересующегося психологией, на "семинар по человеческому потенциалу".

Упражнение 11 «за что боролись на то и напоролись»

Цель упражнения

• Иллюстрация возможных следствий участия для человека, его семьи и общества

• Выработки гражданской позиции в отношении проблемы

Описание упражнения ролевая игра.

Для выполнения упражнения необходимо объединить участников в 3 малых группы, выдать бумагу и маркеры, на каждую группу выдать лист с записанными ролями.

Тренер предлагает участникам посмотреть на проблему глазами жертвы, семьи жертвы, и общества, и высказать позицию которую они занимают, выразить их мнение относительно следствия участия в сектах в т.ч. коммерческих. Все ответы в виде таблиц и списков представляются группе.

Обсуждение (вопрос)

• Какую позицию занимают секты в жизни

• Помогают ли они решать проблемы людям и что с этого имеют

• Что происходит с проблемой, которую хочет решить человек


Пути преодоления проблемы

Упражнение 12 «мозговой штурм SOS»

Описание упражнения

Тренер предлагает группе подумать и высказать свои мнения и рекомендации по вопросу «какая помощь нужна жертве» прежде всего и в дальнейшем.

Все ответы фиксируются на бумаге.

Упражнение 13 «эксперт»

Цель упражнения

• Выработка рекомендаций для людей, попавших под влияние тоталитарных культов

• Экспериментирование с полученной информацией

Описание упражнения ролевая игра.

Для выполнения упражнения необходимо объединить участников в 4 малых группы, выдать бумагу и маркеры, если надо (зависит от упражнения и подготовки участников) на каждую группу выдать распечатку приложении с описанием определенной ситуации.

Тренер предлагает каждой группе подумать и высказать свои мнения и рекомендации по предложенной ситуации (можно использовать материалы упражнения 12)

Обсуждение (вопрос)

• Согласны ли вы с рекомендациями ваших коллег есть дополнения ?

• К чему могут привести отношения с культами и сектами ?

• Какие чувства у вас вызвало это задание ?

Упражнение 14 «копилка мудрости»

Цель упражнения

• Суммировать полученные знания

• Проверка позиции участников

Описание упражнения тренер предлагает участникам выработать «справочник», в котором указали бы необходимую информацию о типологии, методов привлечения, универсальных идей, выгоды, способов контроля, риска для человека и общества сект в т.ч. коммерческих. Также советы и возможные альтернативные решения проблем.

Обсуждение (вопрос)

• Для чего это нужно

• Чувствуете ли вы собственную ответственность за своих близких

• Как это может им помочь ?

Упражнение 15 «итоги»

Чувства участников, их ожидания оправдались ли они. Как менялось мнение о теме занятия. Наблюдения над тем, как постепенно проблема с далекой превратилась в свою и возможную. Тренер спрашивает как теперь участники ответили бы «вербовщику» или жертве.


Приложения

Приложение к упражнению 5

• Экономические деприванты

• Родственники сектантов

• Одинокие люди

• Неполные и асоциальные семьи

• Люди со стрессом (смерть близкого человека и др.)

• Кризисные состояния


Приложение к упражнению 13 «эксперт»

на каждую группу выдать распечатку приложения с описанием определенной ситуации.

(можно выбирать в зависимости от количества участников)

Светлана 27 лет. Разведена, имеет трех малолетних детей, образование среднее. устроилась работать уборщицей. " сегодня мне нечем накормить детей, нет никого рядом, кто бы мне помог, хотя бы морально..." коллега по работе пригласила посетить собрание секты С.Ы. "у нас все понимают и помогают друг другу, проведи с нами выходные и ты поймешь что ты не одна....."

Люба 20 лет. Родилась в семье баптистов, была первым ребенком, фактически не училась закончила 9 классов потому что нянчила младших детей в семье 14. никогда не смотрела телевизор, не ходила на вечеринки и тд. Сейчас не работает , замужем ждет 6 ребенка. О выходе из секты не думает.

Алексею предложили работать в солидной фирме консультантом. При этом заработок зависит не только от проданного, но и от привлечения новых членов. Должен постоянно посещать собрания где презентуют новые товары которые можно продавать, тренинги где учат техникам оболванивания покупателей, и как заманивать новых членов. Постоянно напоминают « не спи зарабатывай, продавай, привлекай, только тот кто продает хороший человек» присваивают новые звания «золотой директор, платиновый» и тому подобное.

Михаил 18 лет. Учится в техникуме. Познакомился с компанией, которая занималась мелким воровством, гоп-стопом и тд. Под их влиянием пошел на собрание секты "Белое братство", стал активным членом. Порвал все связи с семьей, бросил учебу, стал красться из дома вещи, все деньги отдавал на пользу братства.. участвует в коллективных преступлениях, однако преступлением свои действия не считает. Вполне доверяет лидеру.

Александр 30 лет. Женат детей двое. Работает начальником отдела. Материально обеспечен. Относится к технической элиты. Стал чувствовать обыденность жизни неполноту. Стал искать компанию по интересам, чтобы развлечься. Случайно в интернете нашел информацию о братство "южный крест" пошел на встречу. Во время инсинуации принимал участие в оргиях, попробовал всяческие извращения, для закрепления статуса поступил коллективный преступление. Многократно принимал участие в жертвоприношениях. Добивается продвижения в иерархии.

Татьяна 19 лет. Закончила школу с золотой медалью, поехала учиться в столицу, учится в институте. В общежитии подруги по комнате предложили посмотреть выступление с участием действительного мага Вуду. После концерта ей сказали, что теперь ее душа принадлежит этому магу и она должна ему повиноваться. Она была вынуждена пойти на новые сборы где ее окончательно сделали членом этой секты, под угрозой расправы с ней и ее родственниками.


© 2010-2022