- Преподавателю
- Школьному психологу
- Разработка занятия просветительского тренинга Противодействие вовлечению в секты
Разработка занятия просветительского тренинга Противодействие вовлечению в секты
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Шемякин Н.В. |
Дата | 16.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок №
Цель (урока) просветительского тренинга: предотвратить вовлечение молодых людей к участию в тоталитарных и деструктивных культах (сектах)
Задачи:
1. Обосновать реальность существующей проблемы и ее угрозу для каждого
2. Исследовать разнообразие тоталитарных культов
3. Выделить механизмы вовлечения в секты и методы контроля сознания
4. Доказать необходимость и возможность борьбы с сектами любого
направления
5. Научить критически относиться к поклонению и идеологии секты
6. Способствовать разработке методов противодействия контроля сознания и вовлечения
7. Содействовать формированию четкой гражданской позиции
Ход урока
Просветительский тренинг "Антисектик"
Разработал практический психолог ОШ № 1 г. Енакиево
Шемякин Николай Валериевич
Программа антисектик включает в себя 15 упражнений и 4 информационных сообщения общее время проведения около 4ч
Введение
Актуальность
Наше время совсем не случайно многими культурологами и представителями общественных наук именуется эпохой расцвета тоталитарных сект. Во всех развитых странах мира ежегодно нарастает осознание крайней необходимости предоставления эффективного противодействия все растущему деструктивному влиянию всевозможных "гуру" и "вестников".
Если к вам на улице подойдет улыбающийся молодой человек и попросит у вас минутку внимания, чтобы продать вам какую-нибудь щетку для мытья машин или затянуть вас в туристическую фирму, в этом случае ответить отказом легко и просто. Гораздо сложнее, если прохожий интересуется вашей верой в Бога и приглашает на семинары для изучения Библии: соглашаясь, вы, сами того не ведая, отдаете себя во власть мошенников от религии. Ниже приведена классификация сект:
Секты псевдохристианской направленности
Культы, основанные на "Новом откровении"
Оккультное движение "New age"
Общины неоязыческого пользы
Мистические ультраправые организации
Магические учения
Культы сатанистской направленности
Коммерческие культы
Описание упражнений
Определение проблемы
Упражнение 1 Нестандартное знакомство
Цель упражнения
• Введение в тему
• Актуализация собственного опыта
Описание упражнения
Давайте познакомимся , назовите свое имя и название секты о которой вы имеете представление
(для предотвращения некорректной вмешательству желательно спрашивать об источнике информации, чтобы не обидеть чувства участников)
Также следует предложить такие вопросы
• Кто сам был
• У кого родственники или близкие друзья
• Кто знает про учение и идеи
• Кто знает про нанесенный вред психике, социальному положению, кошельку и т. п
Обсуждение (вопрос)
Итак почти все уже сталкивались с такой проблемой, но мало кто знает о реальный вред, нанесенный участием, а ваши друзья родственники были лучше вас осведомлены в этом вопросе?
Для чего мы провели знакомство в такой форме?
Упражнение 2 ожидания от занятия
Цель упражнения
• Вербализация присутствующими того, что они ожидают от занятия
• Активизация всех участников
Описание упражнения . Работа по кругу. Что именно вы ожидаете от занятия ? о чем вы хотели бы узнать прежде всего?
Надеемся, что упражнения помогут нам осуществить наши пожелания.
Примечание ответы записываются на листах бумаги
Упражнение 3 определение проблемы
Описание упражнения проводится в форме мозгового штурма
Тренер предлагает группе подумать и высказать свои мнения по вопросу «какие ассоциации у вас возникают при словах секта культ» Все ответы фиксируются на бумаге.
Информационное сообщение «группа риска»
Секты оперировали в прошлом и оперируют в настоящее время прежде всего обещаниями исполнения надежд на лучшую жизнь; удовлетворения стремления к гармоническому существованию и, наконец, обещанием спасения души после смерти.
Зависимый тип личности.
Из семей с гиперопекой.
Из неполных семей.
Лица из асоциальных семей.
Лица с ограниченными физическими возможностями.
Психические негативные последствия пребывания сознания личности под культовым контролем включают:
1. Крайнее нарушение личностной идентичности (радикальные изменения личности).
2. Диссоциирующие ("плавающие") состояния, возвращающие по механизму триггера к воспоминаниям о культовой жизни.
3. Приступы паники и тревожности.
4. Депрессия.
5. Расстройства, связанные с посттравматическим стрессом (ПТСР).
6. Замедленное психологическое развитие, потеря психологической силы.
7. Чувство вины.
8. Страх.
9. Потеря доверия: боязнь близости и обязательств, что приводит к проблемам в отношениях с окружающими и с трудоустройством.
10. Духовное насилие.
11. Потеря свободной воли и контроля над своей жизнью.
12. Развитие зависимости и возвращение к поведению, подобному детский (регресс в инфантильность).
13. Потеря спонтанности, непосредственности, непринужденности и чувства юмора.
14. Неспособность образовать близкие дружественные отношения вне или культом наслаждаться гибкими, непринужденными связями.
15. Недобровольно, де-факто - рабство эксплуатация.
16. Потеря автономии, ослабление способности самостоятельно принимать решения и выносить критические суждения
Социальные проблемы:
1. Преследования и угрозы со стороны культа.
2. Потеря друзей, что огорчает, семьи.
Возрастные и половые особенности.
Чем моложе человек, тем больше он подвержен влияниям, ибо воспринимает окружение как обучающую среду.
Сама собой напрашивается гипотеза: главной причиной, которая приводит людей в сектантские сообщества, оказывается семейная неустроенность, что вполне естественно в эпоху разрушения социального института семьи.
Исследование проблемы
Упражнение 4 мозговой штурм
Описание упражнения
Тренер предлагает группе подумать и высказать свои мнения и замечания по вопросу «кто больше всего рискует попасть в ряды сектантов в т.ч. экономических».
Все ответы фиксируются на бумаге.
Список сокращается до 6-7 пунктов см. упражнение 5 , и выводится понятие восприимчивость (восприимчивость)
Упражнение 5 «зри в корень» (истинные причины)
Цель упражнения
• Анализ причин привлечения каждой из групп риска
• Мотивы участия
Описание упражнения Для выполнения упражнения необходимо объединить участников в 6 малых групп , выдать бумагу и маркеры, если надо (зависит от упражнения и подготовки участников) на каждую группу выдать распечатку приложении. Тренер предлагает каждой из групп по 8 минут попробовать воссоздать причины и мотивы вступления в сект в т.ч. скрытые одной из групп риска
• Экономические деприванты
• Родственники сектантов
• Одинокие люди
• Неполные и асоциальные семьи
• Люди со стрессом (смерть близкого человека и др.)
• Кризисные состояния
Что ограничивает их выбор, как они воспринимают ситуацию выбора, есть ли он в них.
Презентация результатов работы каждой из групп
Обсуждение (вопрос)
• Насколько близкие вам мотивы участия насколько вы их понимаете
• Есть ли у вас знакомые которых можно было бы отнести к одной из групп
Упражнение 6 «альтернатива где ее взять»
Цель упражнения
• Утверждение в сознании возможности выбора
• Активизация критического мышления
Описание упражнения
Для выполнения упражнения необходимо оставить существующие малые группы. Тренер предлагает группам обменяться наработками, сделанными во время выполнения упражнения 5. и предложить на каждую написанную причину возможное альтернативное решение., другие средства удовлетворения указанных проблем.
Презентация результатов работы каждой из групп
Обсуждение (вопрос)
• Насколько конструктивные и реальные советы
• Легко ли вам наблюдать за проблемой со стороны
• Если ты внутри проблемы кто поможет
Упражнение 7 «черный ящик»
Цель упражнения
• Выявление и анализ неконструктивных представлений участников о сущности сект
• Анализ деятельности сект в т.ч. коммерческих
Описание упражнения тренер предлагает участникам ознакомиться с информацией о деятельности тоталитарных культов и сект. Для чего необходимо объединить участников в 3 группы для изучения материалов, после того, как группы ознакомятся с информацией по одному участнику из каждой группы переходит к другой и знакомит ее с материалами своей группы., после этого еще по одному участнику переходит к следующей группе и «преподает» свой материал.
Обсуждение (вопрос)
• Почему мы выбрали такую форму работы
• Какую интересную и новую информацию вы получили от выполнения данного упражнения
• Что для вас было неожиданностью
Упражнение 8 «риск не благородное дело» (мозговой штурм)
Описание упражнения
Тренер предлагает группе подумать и высказать свои мнения относительно вопроса«, который существует риск попадания до тоталитарного культа секты в т.ч. коммерческой ?»
Все ответы фиксируются на ватмане
Обсуждение (вопрос)
• Почему продолжают поступать ?
• Что получают ?
• Стоит ли оно того ?
• Почему не пользуются альтернативными решениями ?
Упражнение 9 «дивиденды » (или кто получит проценты)
Цель упражнения
• Дать возможность увидеть проблему со стороны пользы
• Оценить истинные мотивы и фальшь организаторов сект в т.ч. коммерческих
Описание упражнения ролевая игра.
Для выполнения упражнения необходимо объединить участников в 4 малых группы, выдать бумагу и маркеры, если надо (зависит от упражнения и подготовки участников) на каждую группу выдать распечатку приложении. Тренер предлагает каждой из групп попробовать за 5 минут посмотреть на проблему глазами «главных действующих лиц» и дать оценку выгоды от привлечения нового члена к участию в секте для них самих.
• Гуру (председатель)
• Вербовщик и сектанты
• Жертва
• Родственники
Презентация наработок участников
Обсуждение (вопрос)
• Одинаковую пользу получают участники
• За чей счет идет улучшение жизни
• Кто страдает больше всего
Информационное сообщение
является ли секта тоталитарной.
Вот ряд таких правил:
1. Есть ли в секте иерархия? Армейский принцип "начальник - подчиненный" должен вызывать опасения.
2. Есть ли материальные требования к членам секты? Обязательность, а не добровольность пожертвований является плохим признаком.
3. Существует ли в секте принуждение? Обязательное исполнение заповедей и ритуалов, когда вам это не нравится, является признаком тоталитарности.
4. Какими стали отношения с окружающими? Появление признаков нетерпимости и раздражительности показывает, что выбранный путь неправильный.
5. Уважаються ли в секте права личности? Особенно опасно, когда возникают требования сменить работу или семейное положение.
6. К чему призывают руководители секты? Скорый конец света, насильственная смена общественного строя несомненно должны насторожить.
Урок №
Цель (урока) просветительского тренинга: предотвратить вовлечение молодых людей к участию в тоталитарных и деструктивных культах (сектах)
Задачи:
1. Обосновать реальность существующей проблемы и ее угрозу для каждого
2. Исследовать разнообразие тоталитарных культов
3. Выделить механизмы вовлечения в секты и методы контроля сознания
4. Доказать необходимость и возможность борьбы с сектами любого
направления
5. Научить критически относиться к поклонению и идеологии секты
6. Способствовать разработке методов противодействия контроля сознания и вовлечения
7. Содействовать формированию четкой гражданской позиции
Ход урока
Просветительский тренинг "Антисектик" (продолжение)
Упражнение 10 «универсальная идея»
Цель упражнения
• Усвоение знаний о признаках сект и тоталитарных культов
• Избавление от стереотипов
Описание упражнения ролевая игра. Для выполнения упражнения необходимо объединить участников в 2 малых группы, выдать бумагу и маркеры, если надо (зависит от упражнения и подготовки участников) на каждую группу выдать распечатку приложении. Тренер предлагает участникам ознакомиться с информацией по идеологии тоталитарных культов и сект и определить в сжатом виде универсальную идею. (желательно подвести к мысли, что универсальная идея сект лишь дополняет несовершенство и неустроенность нашего общества)
Презентация наработок
Обсуждение (вопрос)
• Что отражает универсальная идея сект ?
• На чем основывается успех этой идеи ?
• Действительно ли участие в секте может принести пользу?
• Какую черту/ слабость секта эксплуатирует в своей деятельности
Информационное сообщение «Охота, или как не стать добычей»
Для вербовки последователей используются разнообразные методы психологического влияния. Ф. Зимбардо и М. Лайппе в своей книге "Психология изменения установок и социальное влияние" приводят их перечень, типичный для большинства деструктивных культов и тоталитарных сект:
1. Технология "Step by step", вызывают все более и более существенные уступки: "приходи к нам - проведи у нас выходные - останься еще на недельку - отдай нам свои деньги".
2. Новичка постоянно уверяют, что принятие идеологии секты наилучшим образом решит любые его личные проблемы.
3. Сила групповой динамики.
4. Отсутствие возможности или протестовать спорить: новичка постоянно пичкают новой и новой информацией, занимают различными мероприятиями, он никогда не остается наедине с собственными мыслями.
5. Позитивное подкрепление: улыбки, вкусная пища, внимание и забота, что отводятся гостю общины и т.п.
Опасность заключается в том, что описанные психологические манипуляции происходят незаметно и членами секты не распознается. У новичков складывается впечатление о спонтанности своих эмоций, добровольности поведения. Все психологические изменения интерпретируются ими как признаки "духовного выздоровления"
"Бомбардировка любовью" обычно проводятся в наилучших психологических условиях - вдали от семьи, от друзей, от искушений. Особенно сильный эффект достигается, когда теплый прием сочетается с красотой окружающей природы. В этом случае отказаться от повторного визита бывает очень сложно.
Рассказ бывшего саентолога: "Мы никогда не обращались к больным, беднякам, подонкам общества. У них - больной дух и они не годятся для выполнения миссии. Нам говорили, что ими мы будем заниматься позже. Прежде всего , следовало набрать энергичных людей".
Когда вербуемые считаются готовими они могут быть приглашены в "духовную дискуссионную группу", тот же самый вербовщик может пригласить другого «клиента», интересующегося психологией, на "семинар по человеческому потенциалу".
Упражнение 11 «за что боролись на то и напоролись»
Цель упражнения
• Иллюстрация возможных следствий участия для человека, его семьи и общества
• Выработки гражданской позиции в отношении проблемы
Описание упражнения ролевая игра.
Для выполнения упражнения необходимо объединить участников в 3 малых группы, выдать бумагу и маркеры, на каждую группу выдать лист с записанными ролями.
Тренер предлагает участникам посмотреть на проблему глазами жертвы, семьи жертвы, и общества, и высказать позицию которую они занимают, выразить их мнение относительно следствия участия в сектах в т.ч. коммерческих. Все ответы в виде таблиц и списков представляются группе.
Обсуждение (вопрос)
• Какую позицию занимают секты в жизни
• Помогают ли они решать проблемы людям и что с этого имеют
• Что происходит с проблемой, которую хочет решить человек
Пути преодоления проблемы
Упражнение 12 «мозговой штурм SOS»
Описание упражнения
Тренер предлагает группе подумать и высказать свои мнения и рекомендации по вопросу «какая помощь нужна жертве» прежде всего и в дальнейшем.
Все ответы фиксируются на бумаге.
Упражнение 13 «эксперт»
Цель упражнения
• Выработка рекомендаций для людей, попавших под влияние тоталитарных культов
• Экспериментирование с полученной информацией
Описание упражнения ролевая игра.
Для выполнения упражнения необходимо объединить участников в 4 малых группы, выдать бумагу и маркеры, если надо (зависит от упражнения и подготовки участников) на каждую группу выдать распечатку приложении с описанием определенной ситуации.
Тренер предлагает каждой группе подумать и высказать свои мнения и рекомендации по предложенной ситуации (можно использовать материалы упражнения 12)
Обсуждение (вопрос)
• Согласны ли вы с рекомендациями ваших коллег есть дополнения ?
• К чему могут привести отношения с культами и сектами ?
• Какие чувства у вас вызвало это задание ?
Упражнение 14 «копилка мудрости»
Цель упражнения
• Суммировать полученные знания
• Проверка позиции участников
Описание упражнения тренер предлагает участникам выработать «справочник», в котором указали бы необходимую информацию о типологии, методов привлечения, универсальных идей, выгоды, способов контроля, риска для человека и общества сект в т.ч. коммерческих. Также советы и возможные альтернативные решения проблем.
Обсуждение (вопрос)
• Для чего это нужно
• Чувствуете ли вы собственную ответственность за своих близких
• Как это может им помочь ?
Упражнение 15 «итоги»
Чувства участников, их ожидания оправдались ли они. Как менялось мнение о теме занятия. Наблюдения над тем, как постепенно проблема с далекой превратилась в свою и возможную. Тренер спрашивает как теперь участники ответили бы «вербовщику» или жертве.
Приложения
Приложение к упражнению 5
• Экономические деприванты
• Родственники сектантов
• Одинокие люди
• Неполные и асоциальные семьи
• Люди со стрессом (смерть близкого человека и др.)
• Кризисные состояния
Приложение к упражнению 13 «эксперт»
на каждую группу выдать распечатку приложения с описанием определенной ситуации.
(можно выбирать в зависимости от количества участников)
Светлана 27 лет. Разведена, имеет трех малолетних детей, образование среднее. устроилась работать уборщицей. " сегодня мне нечем накормить детей, нет никого рядом, кто бы мне помог, хотя бы морально..." коллега по работе пригласила посетить собрание секты С.Ы. "у нас все понимают и помогают друг другу, проведи с нами выходные и ты поймешь что ты не одна....."
Люба 20 лет. Родилась в семье баптистов, была первым ребенком, фактически не училась закончила 9 классов потому что нянчила младших детей в семье 14. никогда не смотрела телевизор, не ходила на вечеринки и тд. Сейчас не работает , замужем ждет 6 ребенка. О выходе из секты не думает.
Алексею предложили работать в солидной фирме консультантом. При этом заработок зависит не только от проданного, но и от привлечения новых членов. Должен постоянно посещать собрания где презентуют новые товары которые можно продавать, тренинги где учат техникам оболванивания покупателей, и как заманивать новых членов. Постоянно напоминают « не спи зарабатывай, продавай, привлекай, только тот кто продает хороший человек» присваивают новые звания «золотой директор, платиновый» и тому подобное.
Михаил 18 лет. Учится в техникуме. Познакомился с компанией, которая занималась мелким воровством, гоп-стопом и тд. Под их влиянием пошел на собрание секты "Белое братство", стал активным членом. Порвал все связи с семьей, бросил учебу, стал красться из дома вещи, все деньги отдавал на пользу братства.. участвует в коллективных преступлениях, однако преступлением свои действия не считает. Вполне доверяет лидеру.
Александр 30 лет. Женат детей двое. Работает начальником отдела. Материально обеспечен. Относится к технической элиты. Стал чувствовать обыденность жизни неполноту. Стал искать компанию по интересам, чтобы развлечься. Случайно в интернете нашел информацию о братство "южный крест" пошел на встречу. Во время инсинуации принимал участие в оргиях, попробовал всяческие извращения, для закрепления статуса поступил коллективный преступление. Многократно принимал участие в жертвоприношениях. Добивается продвижения в иерархии.
Татьяна 19 лет. Закончила школу с золотой медалью, поехала учиться в столицу, учится в институте. В общежитии подруги по комнате предложили посмотреть выступление с участием действительного мага Вуду. После концерта ей сказали, что теперь ее душа принадлежит этому магу и она должна ему повиноваться. Она была вынуждена пойти на новые сборы где ее окончательно сделали членом этой секты, под угрозой расправы с ней и ее родственниками.