Семинар Соматические и физические дискомфортные состояния учащихся

Соматические и физические дискомфортные состояния учащихся.      Согласно статьи 51 Закона РФ «ОБ образовании» образовательное учреждение должно создавать условия гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся. В последние годы уровень заболевания школьников заметно повышается. ПО официальным данным Минздрава России, число здоровых подростков едва достигает 10 %. Причинами снижения здоровья являются: переутомление в школе, интенсивность образовательного процесса, чрезмерные учебные нагрузки.      Кроме того, интенсивное обучение некоторым предме...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Соматические и физические дискомфортные состояния учащихся.

Согласно статьи 51 Закона РФ «ОБ образовании» образовательное учреждение должно создавать условия гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся. В последние годы уровень заболевания школьников заметно повышается. ПО официальным данным Минздрава России, число здоровых подростков едва достигает 10 %. Причинами снижения здоровья являются: переутомление в школе, интенсивность образовательного процесса, чрезмерные учебные нагрузки.

Кроме того, интенсивное обучение некоторым предметам предъявляет определенные требования к снятию психического напряжения. Дети более чувствительны, чем взрослые, и, как следствие, они оказываются более не защищенными, чаще испытывают тревогу и беспокойство. Мир воспринимается как враждебный, затрудняются контакты с окружающими, что не редко приводит к заниженной самооценке. Сталкиваясь с массой трудностей, дети становятся неуверенными в своих силах, снижается познавательная мотивация, возникают проблемы со здоровьем. В результате этого у школьников возникают дезадаптационные состояния.

Дискомфортные (дезадаптационные)состояния учащихся- переодически возникающие психофизиологические состояния, отражающие недостаток адаптационных ресурсов организма учащихся, вызывающих у них дискомфортные ощущения и снижение эффективности обучения

Дети с дезадаптационными состояниями

часто отвечают не по существу, не могут выделять главное;

долго переживают неудачи в течение урока;

с трудом настраиваются на занятия после физкультуры, перемены, подвижной игры;

при неожиданном вопросе учителя часто теряются, но, если дать время на обдумывание, могут ответить хорошо;

долго выполняют любое задание, часто отвлекаясь;

требуют к себе постоянного внимания со стороны учителя;

по малейшему поводу отвлекаются от выполнения задания;

с трудом усаживаются для выполнения домашнего задания;

заметно не любят урок, томятся, оживают только напеременах;

не умеют прилагать усилия, если что-то не получается, прекращают работу, ищут какие-то оправдания;

почти никогда не отвечают правильно, если вопрос поставлен нестандартно, если требуется проявить сообразительность;

после объяснения учителя с трудом выполняют аналогичные задания; затрудняются применять ранее усвоенные понятия, не имеют навыков.

Соматический дискомфорт

Он проявляется легким недомоганием школьника. Чаще это несильные головные боли, легкое подташнивание, отрыжка, неприятный привкус во рту, тяжесть в желудке, неприятные ощущения и урчание в животе, обусловленное метеоризмом, насморк и кашель как проявления простуды, резь в глазах, кожный зуд в результате аллергических реакций... Обеспокоенный своими неприятными ощущениями школьник отвлекается от урока, не может сосредоточиться, быстро утомляется и иногда вынуждает учителя поступать авторитарно.

Причины этих состояний кроются вне школы. В числе основных - неправильное питание (по всем параметрам: составу, количеству, качеству, условиям и времени приема пищи, регулярности и так далее); десинхроноз - постоянные нарушения привычного, правильного ритма жизни («сбой внутренних часов»); недосыпание, столь частое у школьников; физическое переутомление от занятий спортом, увлечение рок-музыкой, пристрастие к просмотру видеофильмов, компьютерным играм и тому подобное, а также другие нарушения здорового образа жизни и функциональные расстройства невротического генеза. У старшеклассников к подобным состояниям иногда приводит чрезмерно интенсивная сексуальная активность, в том числе занятия онанизмом.

Однако списывать вину за эти состояния только на семью или плохую медицину было бы ошибкой. Примерно в 20-40% случаев причины этих состояний связаны со школой. Чаще всего это несоблюдение правил питания учащихся в школе (отсутствие горячего питания, плохая организация приема пищи, «коммерческий» ассортимент продуктов питания и напитков в буфете), что приводит сначала к соматическому дискомфорту, а в последующем к клинически выраженным заболеваниям желудочно-кишечного тракта: гастриту, язве желудка и двенадцатиперстной кишки, холециститу, панкреатиту.

Причиной простуженного состояния учащихся может быть несоблюдение температурного режима в классах и в школе, сквозняки, нарушения гигиенических требований к проведению уроков физкультуры. Причиной першения в горле, периодического покашливания может быть не только простуда, но и сухость воздуха в классах. Жалобы отдельных школьников на резь в глазах часто связаны с напряжением зрения на уроках (например, у учащихся, которым прописаны очки, но они их не носят), с неправильным выбором парты (места в классе) и с вредной привычкой тереть глаза грязными руками.

Если учитель своевременно обратит внимание на эти проявления у своих воспитанников, особенно тех, кто безответственно относится к своему здоровью, беспечных, с низким уровнем культуры и интеллекта, живущих в неблагополучных семьях и тому подобное, он поможет им уберечься от развития в последующем многих тяжелых заболеваний. При значительном числе учащихся, пребывающих на уроках в подобном состоянии, необходимо провести специальные медико-педагогические и гигиенические исследования.

Физический дискомфорт

Физический дискомфорт проявляется на уроках в беспокоящих ребенка мышечных ощущениях: чаще в спине, в ногах, в области затылка, в невозможности принять статическую позу, которая была бы удобна. Заметна нехарактерная для данного ученика непоседливость, верчение за партой, кряхтение, жалобы на неприятные ощущения в теле и т.п. После проведения физкультминутки эти проявления могут исчезнуть, но вскоре возникнуть вновь.

Одна из причин данных состояний - длительное пребывание в неудобной позе («отсидел!»), боль в мышцах после физической нагрузки при редких занятиях спортом, проявления остеохондроза, а также психологические реакции на дистресс и фрустрацию («мышечные зажимы» при авторитарном стиле работы учителей, напряжении, тревоге, страхе, подавляемой агрессивности).

Особое внимание следует уделить другой возможной причине этих состояния - гиподинамии, актуальной проблеме всех развитых стран мира. В современных условиях жизни организм городских школьников все чаще недополучает необходимую физическую нагрузку. Особенно это касается подростков, увлекающихся компьютерными играми и Интернетом, видеопросмотрами, много читающих. Как ни странно, но гиподинамия все чаще диагностируется и у сельских подростков, если им не приходится далеко ходить в школу или помогать родителям в сельхозработах.

Два урока физкультуры в неделю не компенсируют дефицита физической нагрузки. Даже трех уроков физкультуры явно не хватает для удовлетворения биологической потребности растущего организма в движении. Для школьников занятия физическими упражнениями должны занимать восемь-двенадцать часов в неделю.

При поступлении детей в школу одним из факторов, препятствующих нормальному протеканию адаптации к новым условиям, является снижение двигательной активности почти наполовину. Теперь 80-85% дневного времени дети проводят в сидячем положении. Младшие школьники проводят в подвижных играх, беге, ходьбе не более 20% времени суток, хотя именно для них характерна плохая переносимость статических нагрузок: их организм более адаптирован к кратковременным динамическим нагрузкам.

Складывается парадоксальная ситуация: для успешного усвоения учебной программы ребенку необходима повышенная умственная работоспособность, а снижение двигательной активности, необходимость длительное время находиться в статическом положении, наоборот, приводят к ухудшению снабжения мозга кислородом, замедлению процессов восстановления, снижению работоспособности.

С гиподинамией связывают повышенный риск сердечно-сосудистых заболеваний, сахарного диабета, нарушений обмена веществ, ожирения, расстройств эндокринной системы и опорно-двигательного аппарата. При недостаточной физической нагрузке прогрессирует снижение способности эритроцитов переносить кислород к мышцам, тканям, головному мозгу. Для растущего организма это чревато нарушениями развития, снижением интеллектуальной продуктивности, ухудшением памяти и т.п. Ребенок становится более вялым и раздражительным, эмоционально неустойчивым, не способным к концентрации усилий - как физических, так и умственных. Это отражается и на показателях физического развития, особенно заметных на уроках физкультуры, в турпоходах. После окончания школы мальчики, страдавшие гиподинамией, с трудом адаптируются к армейской службе, имеют ограничения в выборе профессии. У девочек возникают проблемы при родах. Общий уровень здоровья у таких молодых людей заметно ниже, чем у получавших достаточную, гармоничную физическую нагрузку.

Другие проявления физического дискомфорта школьников - их повышенная двигательная активность на уроке. Опытным учителям такие проявления хорошо знакомы, а молодых педагогов постоянная повышенная активность учащихся часто побуждает предпринимать меры, которые редко дают желаемые результаты. Причины этого состояния не столько в «педагогической запущенности», сколько в нейрофизиологических проблемах ребенка, имеющих органическую природу. У педагогов, психологов и врачей всего мира рост числа детей, которым ставят диагноз «гиперкинетический синдром», или «синдром дефицита внимания с гиперактивностью», вызывает большую тревогу.

Такие дети не могут сидеть на одном месте, они неорганизованны, их поведенческие реакции часто парадоксальны. Им не хватает санкционированных форм двигательной активности на уроках физкультуры и переменах, и они невольно пытаются компенсировать недостаток движений на каждом уроке. Если в среднем число локомоторных движений составляет 800-1300 в час, то у таких детей может достигать 5000 движений в час. Чем хуже организован двигательный режим, тем больше движений совершает школьник на уроках. Он как бы «бегает под партой», делая до 35 движений в минуту. Для таких детей также характерны невозможность сконцентрировать внимание, импульсивность, рассеянность, вспыльчивость, изменчивость настроения и плохая успеваемость.

В различных странах этот синдром диагностируется у разного числа детей: от 1% в Англии, до 20% в США. Эпидемиологическими исследованиями, проведенными сотрудниками ММА имени И.М. Сеченова, установлено, что распространенность синдрома дефицита внимания с гиперактивностью среди школьников России составляет 28%.

Данные состояния могут быть обусловлены и более серьезными причинами органического характера, но это уже компетенция врачей. В подобных случаях степень выраженности синдрома может вызвать необходимость перевода ребенка в специальное учебное заведение. В общеобразовательных же школах обучаются дети с доклиническими проявлениями синдрома, и учитель должен помочь им справиться с труднорегулируемым побуждением постоянно двигаться, с невозможностью хотя бы на протяжении урока оставаться спокойными.

Основные "школьные" факторы, негативно воздействующие на здоровье учащихся

Активно обсуждаемые и изучаемые:

перегрузка учебных программ, интенсификация учебного процесса;

несовершенство учебных программ и технологий;

авторитарный стиль преподавания;

отсутствие индивидуального подхода к учащимся;

использование преимущественно обучающих технологий, в ущерб воспитательным;

недостаток двигательной активности учащихся;

неправильное питание учащихся;

несоблюдение гигиенических требований в организации образовательного процесса;

недостаточное финансирование школы.

дидактогенная организация образовательного процесса;

недостаточная психологическая культура учебно-воспитательного процесса;

недостаточная компетентность педагогов в вопросах здоровья, здоровьесберегающих технологий;

низкий уровень культуры здоровья учащихся, их неграмотность в вопросах здоровья;

слабое использование технологий, дающих учащимся опыт «успеха» и «радости», необходимый для поддержания психологического здоровья и эффективной социально-психологической адаптации в самостоятельной жизни;

неблагополучное состояние здоровья учителей;

недостаточное развитие у учителей личностных качеств, необходимых для реализации здоровьесберегающих технологий (толерантности, доброжелательности, чувства юмора и др.).

Педагогические факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на здоровье учащихся:

стрессовая тактика авторитарной педагогики; интенсификация учебного процесса, т.е. увеличение темпа и объема учебной нагрузки;

несоответствие технологий обучения возрастным особенностям учащихся;

несоблюдение элементарных физико-гигиенических требований к организации учебного процесса;

отсутствие у учащихся элементарных знаний о том, как стать здоровым.

Причины, вызывающие утомление учащихся

профессиональные ошибки и низкий уровень компетенции учителей;

негативные особенности традиционной системы школьного обучения;

перегруженность школьных учебных программ и интенсификация учебного процесса;

переполненность классов учащимися (более 20 человек) затрудняющая индивидуализацию учебно-воспитательного процесса;

несоблюдение гигиенических условий в школе и классах; нарушения организационно-педагогических требований к проведению образовательного процесса и т.п.

Признаки переутомления

Резкое и длительное снижение умственной и физической работоспособности, снижение памяти и внимания;

Расстройства невротического характера (нарушение сна, чувство страха, плаксивость, раздражительность и т.п.);

Стойкие изменения регуляции вегетативных функций (аритмия, вегетососудистая дистония, различные функциональные расстройства);

Снижение иммунитета.

Причины переутомления

учебные перегрузки, т.е. необходимость в ограниченное время изучить, усвоить, запомнить значительный объем информации из разных областей знаний, что превышает возможности детского организма, если не вводить его в форсированный режим деятельности, т.е. в состояние психофизиологического перенапряжения;

невозможность (или ограниченные возможности) индивидуализировать интенсивность и качественные характеристики учебной нагрузки на учащегося с учетом его индивидуальных особенностей, способностей, возможностей, состояния здоровья;

неоптимально составленное расписание уроков, постоянно усиливающее утомление школьников к концу рабочего дня, рабочей недели;

недостаточная продолжительность перемен, во время которых не происходит полноценного восстановления работоспособности школьников; обучение во вторую смену, что особенно часто вызывает состояния переутомления у учащихся пятых классов и школьников, относящихся к типу «жаворонков».

Чтобы предотвротить проявления соматических дискомфортных состояний необходимо устранить основные школьные и педагогические факторы, негативно воздействующие на здоровье учащихся. Здоровье - дело не только личное, но и общественное



© 2010-2022