Статья на тему Профессиональный выбор старшеклассника

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья на тему Профессиональный выбор старшеклассника


ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР СТАРШЕКЛАССНИКА

Никакой ветер не будет попутным, если не знаешь, куда плыть.

Сенека

Профессия человека отражает образ его жизни. Если человек занимается любимым делом, то он чувствует удовлетворение, понимает степень самореализации. Но необходимо знать, что каждая профессия имеет свою специфику (профессиональные требования к личности, характерологические особенности). Когда старшеклассник мечтает стать врачом, инженером, летчиком или политиком, он видит только внешний показатель профессии: престиж, уровень заработной платы, обращает внимание на внешний облик представителей той или иной профессии. Меньше всего ребята знают о психологической характеристике представителей разных профессий и , конечно же, не берут во внимание свои личные качества, просто потому , что они не знает об этом.

Старшеклассник не знает о том, что в летчики отбирают людей с холерическим типом темперамента, потому, что в этой профессии требуется повышенная концентрация внимания, а также много энергии и способность быстро восстанавливаться.

Он не знает, что инженеры, водители, саперы - это сангвиники ( они уравновешенные, рассудительные). Он не представляет то, что есть определенные специфические требования, которыми необходимо обладать, чтобы гармонично войти в выбранную профессию и реализовать себя.

Поэтому старшеклассников необходимо знакомить с особенностями и спецификой требований к различным профессиям.

В «Северо-Енисейском детско-юношеском центре» с января 2016 реализуется профориентационная деятельность по психолого-педагогическому сопровождению старшеклассников в личностном и профессиональном самоопределении. Потому, что данная работа очень актуальна. Старшеклассники уже с 9 класса выбирает профильные занятия. Иногда для них этот выбор становится затруднительным, т.к. не соотносит свои интересы со своими способностями. Здесь главную роль играет психолог. Психологическое сопровождение способствует формированию профессионального целеполагания.

На своих занятиях педагог-психолог является неким спутником, который помогает старшекласснику сделать самостоятельный, правильный выбор профессии. Выбор является осознанным лишь в том случае, если окончательное решение о выборе профессии является результатом длительного процесса, в ходе которого старшеклассник осознает необходимость подготовки к выбору профессии. Учится оценивать свои возможности, накапливает профессиональные и личностные знания, на основе которых формируется самооценка. Изучает мир профессионального труда, и только тогда принимает решение о выборе профессии.

Педагог-психолог ДЮЦ выстраивает свою деятельность по следующим направлениям:

- Профориентационное психологическое просвещение (информированность старшеклассников о мире профессий, о необходимых навыках, умениях) - это информационная пропаганда общественно значимых профессий, а также знакомство с теми профессиями, которые появились недавно на рынке труда. Психолог знакомит старшеклассников с ВУЗами, которые обучают специалистов, с ролью рекрутинговых агентств, которые помогают трудоустроиться.

- Изучение психолого-физиологических особенностей старшеклассников (личностные особенности, интересы, склонности, способности, профессиональные намерения, темперамент). Данная психодиагностика знакомит каждого со своими индивидуальными особенностями и той сферой деятельности, где эти особенности можно применить.

Педагог-психолог ДЮЦ проводит групповые профориентационные занятия через игровые тренинговые упражнения. Такая форма работы эффективно активизируют старшеклассников, давая представления о будущем. Формирует стремление к самостоятельному выбору профессии. Учитывая полученные знаний о себе, своих способностях и перспективах развития старшеклассник уверенно делает свой профессиональный выбор.

В этот важный профориентационный период родителям необходимо поддерживать своих детей. Не переносить на детей свои нереализованные мечты. А помогать сделать именной самостоятельный выбор, найти такую сферу деятельности, где способности ребенка могли бы реализоваться в полной мере.

Важно понимать, что современный мир быстро меняется, с появлением новых потребностей общества появляются новые технологии, рождающие новые профессии. Но существуют вечные профессии, которые никогда не потеряют своей актуальности (врач, учитель, строитель). Например, консультанты рекрутингового агентства считают, что к 2020 году к востребованным специальностям будут относиться: специалисты инновационной области, IT-специалисты, а также специалисты, которые исследуют мозг человека. Остро будут востребованы сотрудники технических специальностей различного уровня, а также квалифицированные профессиональные кадры рабочих специальностей (слесари, электрики, газосварщики, бульдозеристы). Поэтому необходимо помогать ребенку профопределиться «на берегу». Желаю Вам попутного ветра.

Педагог-психолог ДЮЦ Касицина Н.В.


© 2010-2022