Методические рекомендации Психотехнические игры для учителей

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПСИХОТЕХНИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

Психотехнические игры для учителей направлены на достижение двух основных целей. Во-первых, они способствуют гармонизации внутреннего мира педагога, ослаблению его психической напряжённости, т.е. имеют сугубо психотерапевтические цели. Во-вторых, и это очень важно, они нацелены на развитие внутренних психических сил учителя, расширение его профессионального самосознания. Регулярное выполнение учителем психотехнических игровых упражнений поможет ему правильно ориентироваться в собственных психических состояниях, адекватно оценивать их и эффективно управлять собой для сохранения и укрепления собственного психического здоровья и, как следствие этого, достижения успеха в профессиональной деятельности при сравнительно небольших затратах нервно-психической энергии.

Для занятий психотехническими играми не требуется большого количества времени и специальных помещений. Педагог может практиковать их в перерывах между уроками, на уроках, когда школьники самостоятельно выполняют полученное задание, по дороге домой или на работу.

ИГРЫ-РЕЛАКСАЦИИ.


В любой профессии, изобилующей стрессогенными ситуациями, - а именно к этому разряду профессий относится работа школьного учителя, - важным условием сохранения и укрепления психического здоровья работника выступает его умение вовремя «сбрасывать» напряжение, снимать внутренние «зажимы», расслабляться. В течение 2-5 минут, затраченных на выполнение психотехнических упражнений, учитель сможет снять усталость и обрести состояние внутренней стабильности, свободы, уверенности в себе.

Упражнение «Внутренний луч»

Представьте, что внутри Вашей головы, в верхней её части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и по пути своего движения освещает изнутри все детали лица, шеи, плеч, рук и т.д. тёплым, ровным и расслабляющим светом. По мере движения луча разглаживаются морщины, исчезает напряжение в области затылка, ослабляется складка на лбу, опадают брови, «охлаждаются» глаза, ослабляются зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь. Внутренний луч как бы формирует новую внешность спокойного и освобождённого человека, удовлетворённого собой и своей жизнью, профессией и учениками.

Упражнение выполнять несколько раз и заканчивать словами: «Я стал новым человеком! Я стал молодым и сильным, спокойным и стабильным! Я всё буду делать хорошо!».

Упражнение «Голова»

Одной из наиболее частых жалоб учителей является жалоба на головные боли, тяжесть в затылочной области головы.

Данное упражнение помогает снять неприятные соматические ощущения. Станьте прямо, свободно расправив плечи и откинув голову назад. Постарайтесь почувствовать, в какой части головы локализовано ощущение тяжести. Представьте себе, что на Вас надет громоздкий головной убор, который давит на голову в том месте, в котором Вы чувствуете тяжесть. Мысленно снимите головной убор рукой и выразительно, эмоционально бросьте его на пол. Потрясите головой, расправьте рукой волосы, а затем сбросьте руки вниз, как бы избавляясь от головной боли.

Упражнение «Руки»

У Вас идёт последний урок. Класс занят решением задачи. В классе тишина и Вы можете несколько минут уделить себе. Сядьте на стул, немного вытянув ноги и свесив руки вниз. Постарайтесь представить себе, что энергия усталости «вытекает» из кистей рук в землю, - вот она струится от головы к плечам, перетекает по предплечьям, достигает локтей, устремляется к кистям и через кончики пальцев просачивается вниз, в землю. Вы отчётливо физически ощущаете тёплую тяжесть, скользящую по Вашим рукам. Посидите так минуты 1,5-2, а затем слегка потрясите кистями рук, окончательно избавляясь от своей усталости. Легко, пружинисто встаньте, улыбнитесь, пройдите по классу. Порадуйтесь интересным вопросам, которые задают дети, постарайтесь открыто и с полной готовностью идти им навстречу, отвечая обстоятельно и детально.

Упражнение снимает усталость, способствует установлению психического равновесия, баланса.

Упражнение «Настроение»


Несколько минут назад у Вас закончился неприятный разговор с матерью ученика, постоянно нарушающего дисциплину в классе, прогуливающего уроки, нагрубившего Вам. В беседе с ней Вы говорили о воспитании сына в семье, о необходимости регулярного контроля за выполнением домашних заданий, подчёркивали неправомерность той вседозволенности, которая культивируется, на Ваш взгляд, в семье учащегося. Неожиданно для Вас родительница показала полное неприятие Ваших педагогических рекомендаций, аргументируя это нехваткой времени, занятостью на работе и тем, что «воспитывать должны в школе». В ответ Вы не смогли сдержаться. Ваши установки на спокойное и конструктивное построение беседы были разрушены.

Как снять неприятный осадок после такого разговора?

Возьмите цветные карандаши или мелки и чистый лист бумаги. Расслабленно, левой рукой нарисуйте абстрактный сюжет - линии, цветовые пятна, фигуры. Важно при этом полностью погрузиться в свои переживания, выбрать цвет и провести линии так, как Вам больше хочется, в полном соответствии с Вашим настроением. Попробуйте представить, что Вы переносите Ваше грустное настроение на бумагу, как бы материализуете его. Закончили рисунок? А теперь переверните бумагу и на другой стороне листа напишите

5-7 слов, отражающих Ваше настроение. Долго не думайте, необходимо, чтобы слова возникали без всякого контроля с Вашей стороны.

После этого ещё раз посмотрите на свой рисунок, как бы заново проживая своё состояние, перечитайте слова и с удовольствием, эмоционально разорвите листок, выбросьте в урну.

Вы заметили? Всего 5 минут, а Ваше эмоционально-неприятное состояние уже исчезло, оно перешло в Ваш рисунок и было уничтожено Вами. А теперь идите на урок! Вы хорошо отдохнули!

Упражнение «Резервуар»

В беседе с учащимися, учителем, родителем трудного ребёнка или дома в разговоре со своим ребёнком сыграйте роль «пустой формы», резервуара, в которые ваш собеседник «вливает», «закладывает» свои слова, состояния, мысли, чувства. Постарайтесь достигнуть внутреннего состояния «резервуара»: Вы - форма, Вы не реагируете на внешние воздействия, а только принимаете их в своё внутреннее пространство. Отбросьте свои личные оценки, - Вас как бы нет в реальности, есть только пустая форма!

Когда вы будете уверены, что сформировали внутреннее состояние «резервуара», вступайте в диалог и постарайтесь беспристрастно и нетенденциозно отнестись к своему собеседнику. Это поможет Вам лучше понять его.

Адаптационное упражнение «Психоэнергетический зонтик»


Упражнение проводится в первые минуты после начала урока, а также при необходимости периодически в течение всего урока.

Учитель встаёт перед классом, желательно в центре классной комнаты и в процессе объяснения старается представить, что за счёт его воли и сознания над классом образуется своеобразный «зонтик», плотно накрывающий всех учеников. Цель самого учителя: уверенно, крепко и стабильно держать ручку этого «зонтика» на протяжении всего урока.

Упражнение формирует способность контролировать ситуацию в классе.

Любой человек может столкнуться со сложными вопросами, решение которых либо трудно найти, либо не может быть найдено вообще. Что же делать в таких случаях?

У кого спросить мудрого совета?

Опыт показывает, что лучший советник для себя - Вы сами, точнее Ваше Подсознательное. Как наладить с ним диалог? Как спросить совета у собственного «Я»?

Упражнение «Мудрец»

Сядьте в удобное кресло. Закройте глаза. Выполните релаксационное упражнение № 1 «Внутренний луч». Затем представьте поляну, а на ней - большой развесистый дуб. Под дубом сидит старый мудрец, который может ответить на любой вопрос, какой Вы ему зададите. Сформулируйте в уме свой вопрос. Выслушайте ответ мудреца. Можно ограничиться вопросом

ответом, а можно организовать диалог с мудрецом. За спиной мудреца висит календарь. Прочитайте и запомните дату Вашей беседы.

© 2010-2022