Коррекционно-развивающая программа «Разноцветная игра» для детей дошкольного возраста

На развитие личности дошкольника  в социальной среде большое влияние оказывают сложившиеся в ней межчеловече­ские отношения.  При этом очень велико значение лично­стных и профессиональных качеств педагога, направленность его сти­ля общения на сохранение индиви­дуальных особенностей и своеобра­зия личности, развитие способно­стей и удовлетворение образова­тельных потребностей каждого ре­бенка. Достижение позитивных результатов в данном направлении становится возможным  при грамотно выстроенной си...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Аннотация к программе «Разноцветная игра»

На развитие личности дошкольника в социальной среде большое влияние оказывают сложившиеся в ней межчеловеческие отношения. При этом очень велико значение личностных и профессиональных качеств педагога, направленность его стиля общения на сохранение индивидуальных особенностей и своеобразия личности, развитие способностей и удовлетворение образовательных потребностей каждого ребенка. Достижение позитивных результатов в данном направлении становится возможным при грамотно выстроенной системе пошагового методического сопровождения в период внедрения изменений. Существующая традиционная практика ориентирована на усредненный подход к ребенку, при котором он должен усвоить определенный набор знаний, при этом истинные потребности и индивидуальные возможности, как правило, остаются «за кадром». В этом контексте становится очевидной необходимость модернизации методического сопровождения деятельности дошкольного образовательного учреждения. В качестве базового технологического ориентира рассматривается идея формирования основных интегративных качеств ребенка-дошкольника, как основных ориентиров его достижений. Именно такой подход наиболее удачно позволяет реализовать основные принципы, изложенные в логике ФГОС и отчасти решить проблемы, связанные с оптимизацией социального компонента образовательной среды.

Актуальность, перспективность, практическая направленность

На сегодняшний день эффективность решения задач федеральной, региональной и муниципальной образовательной политики в приоритетных блоках дошкольного сегмента (введение Федеральных государственных требований в практику дошкольных образовательных учреждений) напрямую зависит от готовности к готовности к нововведениям педагогических кадров.

С учетом вышеизложенного в 2013 году в МБУ д/с № 45 «Яблонька» г. о. Тольятти была проведена серия психолого-педагогических исследований, которая позволила выявить определенные тенденции в состоянии социального компонента образовательной среды дошкольного образовательного учреждения , а именно:

  • У 55% воспитанников обнаружен средний и низкий уровень сформированности интегративных качеств

  • У 7% воспитанников выявлен низкий уровень умственного развития (диагностическая шкала Е.А. Стребелевой от 21 до 23 баллов)

  • У 2 % воспитанников 4-5 летнего возраста обнаружен недостаточный уровень усвоения основной образовательной программы ДОУ

  • у 50% опрошенных педагогов средних групп имеются затруднения в вопросах организации совместной деятельности взрослого и ребенка 4-5 возраста с учетом ФГТ;

  • предметно-пространственная среда имеет незначительные отклонения в принципах ее построения (учет возрастных особенностей и гендерных отличий детей среднего возраста ( 4-5 лет), трансформированность, полифункциональность, подвижность предметного окружения).

Выявленное в ходе проведенного исследования проблемное поле позволяет предположить, что в социальном компоненте образовательной среды учреждения присутствуют внешние и внутренние факторы, спровоцировавшие негативную ситуацию.

В результате проведения аналитических процедур становится очевидным, что в период модернизации сферы дошкольного образования особое значение приобретает формирование принципиально новой системы психологического сопровождения, предполагающей максимальную ориентацию на конкретные проблемные зоны воспитанников. Обеспечение такого подхода возможно при наличии образовательной психолого-педагогической программы, направленной на формирование и развитие основных психических функций воспитанников 4-5 лет. При подборе программного материала совместной деятельности необходимо учитывать принцип ФГТ (интеграция образовательных областей: физическая культура, социализация, коммуникация, познание): развитие движений и речи, движений и общих представлений, движений и сенсорных представлений, движений и коммуникативных навыков.

Цель программы: обеспечить положительную динамику умственного развития детей 4-5 летнего возраста, приблизить познавательное развитие к диапазону возрастной нормы.

Задачи:

  1. Сформировать интерес и эмоционально - положительное отношение к поисковой деятельности

  2. Развивать познавательную активность в процессе взаимодействия

  3. Развивать основные психические процессы

  • Восприятие

  • Внимание

  • Память

  • Понятийное мышление

  • Активную речь

Адресат: воспитанники 4-5 летнего возраста

Продолжительность курса: 20 часов

Ожидаемые результаты реализации программы

Итоговый результат:

  • увеличение процента воспитанников с оптимальным и достаточным уровнем умственного развития:

  • увеличение процента воспитанников, имеющих высокие показатели сформированности основных интегративных качеств

  • увеличение процента воспитанников 4-5 лет, успешно осваивающих программу МБДОУ

Промежуточный результат:

Увеличение познавательной активности и самостоятельности воспитанников во время ОД

Снижение показателей тревожности и синдрома хронической неуспешности у воспитанников

Сведения о практической апробации программы на базе МБУ д/с № 45 «Яблонька» г.о. Тольятти

Предлагаемая психолого-педагогическая программа была апробирована на протяжении 2012 года в экспериментальном режиме на воспитанниках МБДОУ. Общая выборка составила 28 человек. Отследить результативность проведенной работы позволяют выработанные критерии и индикаторы, представленные в программе.

Одним из критериев результативности внедряемых инноваций является совпадение проектируемых результатов с фактически полученными.

В апреле-мае 2012 года была проведена диагностика умственного развития воспитанников, автор Стребелева и диагностика сформированности интегративных качеств, автор Афонькина.

Проектируемые результаты

Фактические результаты

1. увеличение процента воспитанников с оптимальным и достаточным уровнем умственного развития

96% воспитанников имеют оптимальный уровень умственного развития

  • 2. увеличение процента воспитанников 4-5 лет, успешно осваивающих программу МБДОУ

98% воспитанников успешно освоили образовательную программу в 2012 году


  • 3. увеличение процента воспитанников, имеющих высокие показатели сформированности основных интегративных качеств

(+5% от стартовых значений)

65% воспитанников имеют средний уровень сформированности основных интегративных качеств ( на 8% от плановых показателей)

Проведенный анализ полученных данных позволяет констатировать позитивные изменения по основным показателям результативности программного курса.

Таким образом, зафиксированные результаты позволяют сделать вывод о положительной динамике, а, следовательно, об эффективности данной программы

2. Учебный план программы «Формирование ключевых компетентностей педагогов как условие изменения качества дошкольного образования»

Цель программы: обеспечить позитивную динамику сформированности ключевых компетентностей педагогов средних групп МБУ, как инструмента изменения качества образовательных результатов.

Категория участников: педагоги средних групп МБУ

Срок обучения: 4 часа

Режим занятий*: 2 раза в неделю по 30 минут

№ п/п

Название темы

Всего

часов

Часы

Форма контроля

теоретич.

практич.

I. Методический (профессиональный) модуль

1.

Общие закономерности психического развития детей среднего возраста.

1 час

0, 5 часа

0,5 часа

Анализ выполнения практических упражнений

2.

Особенности развития детей 4-5 лет.

2 часа

0, 5 часа

1,5 часа

Анализ выполнения практических упражнений

4.

Трудные темы в работе с детьми с детьми 4-5 лет

1 час

0,5 часа

0,5 часа

Анкетирование, самоанализ

5.

Организация предметно-пространственной среды

1 час

0,5 часа

0,5 часа

Рефлексия

Итого

4 часа

2 часа

2 часа

Оценка ключевых компетентностей (профессиональная)

Комплексный анализ полученных данных позволяет констатировать позитивные изменения по ключевым показателям результативности программного курса.

С этой целью был проведен опрос среди педагогов (общее количество участников - 6 человек).

Качественно-количественный анализ проведенного опроса показал, что:

  • 60% педагогов считают, что реализованная программа психологом, помогла чувствовать себя уверенно в период введения изменений;

  • большинство педагогов позитивно отзывались о программе в том плане, что она в определенной степени помогла найти решения к возникающим трудностям в профессиональной деятельности;

2. Учебный план программы

Цель программы: обеспечить положительную динамику в развитии ВПФ и речи у воспитанников средних групп

Категория участников: воспитанники средних групп (дети 4-5 лет)

Срок обучения: 20 часов

Режим НОД: 2 раза в неделю

№ п.п

Название темы

Всего часов

Часы

Форма контроля

теорет.

практич.

1

Вводный блок, создание эмоционально -положительного отношения к общению и взаимодействию со взрослым.

0,90

0,30

0,60

Наблюдение за выполнением заданий

2

Основной блок

18,0

2,0

16,0

Анализ выполненных практических упражнений

3

Заключительный блок

0,30

2,40

0,20

Рефлексия

Итого

20,0

2,40

17,20

3. Учебно-тематический план программы

№ п.п

Название темы

Всего часов

Часы

Форма контроля

теорет.

практич.

1





1.1





1.2





1.3





2



2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

2.6

2.7

2.8

2.9

2.10

2.11

2.12

2.13

2.14

2.15

2.16

2.17

2.18

3

Вводный блок создание эмоционально -положительного отношения к общению и взаимодействию со взрослым.

Потребность к совместной деятельности. Эмоциональный контакт.

Целенаправленные движения в пространстве.

«Давайте познакомимся»

Ориентация на звуки окружающей среды.

Зрительное, тактильное, слуховое восприятие.

«Мелодии осеннего леса»

Целостное восприятие.

Двигательные навыки. Согласование движений и действий.

«Осень, осень, в гости просим»

Основное

Мотивация к совместной деятельности.

«Чем богата осень?»

«Ежик и зайка»

«Облака»

«Три медведя»

«Встреча с белочкой»

«Встреча» с лесовичком»

«Зима пришла»

«Путешествие в зимний лес»

«Новогодние игрушки»

«Забавные мышата»

«Приключение в лесу»

«Мои помощники»

«Семейные истории»

«Едем в гости к бабушке»

«Умный мышонок»

«Кошка Мохнушка»

Заключительное

«Сядем рядком-поговорим ладком»



0,90





0,30







0,30





0,30





8,00



0,30

0,30

0,30

0,30

0,30

0,30

0,30

0,30

0,30

0,30

0,30

0,30

0,30

0,30

0,30

0,30

0,30

11,0

0,30





0,10







0,10





0,10





2,40



0,10

0,10

0,10

0,10

0,10

0,10

0,10

0,10

0,10

0,10

0,10

0,10

0,10

0,10

0,10

0,10

0,10

3,00

0,60





0,20







0,20





0,20





5,20



0,20

0,20

0,20

0,20

0,20

0,20

0,20

0,20

0,20

0,20

0,20

0,20

0,20

0,20

0,20

0,20

0,20

6,00

Рефлексия





Анализ выполненных практических упражнений













Анализ выполненных практических упражнений











Рефлексия



© 2010-2022