Коррекция поведения подростков

Воспитание и перевоспитание трудных  подростков является  одной из многочисленных проблем, выдвинутых изменениями, происходящими сегодня в нашем обществе. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост подростковой преступности, наркомании, прослеживается тенденция к росту числа подростков с отклоняющимся поведением. Ослаблена воспитательная функция большинства семей, все усилия которых направлены на выживание, на поиски заработка. Без целенаправленного педагогического воздействия результат стихийного формирования личности и поведения подростка непредсказуем.
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Коррекция поведения подростков

с рассогласованными личностными отношениями


Луцюк Наталья Ивановна,

педагог-психолог КГБОУ НПО «ПУ № 105»

Воспитание и перевоспитание трудных подростков является одной
из многочисленных проблем, выдвинутых изменениями, происходящими сегодня в нашем обществе. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост подростковой преступности, наркомании, прослеживается тенденция к росту числа подростков с отклоняющимся поведением.

Ослаблена воспитательная функция большинства семей, все усилия которых направлены на выживание, на поиски заработка. Без целенаправленного педагогического воздействия результат стихийного формирования личности и поведения подростка непредсказуем.

Важнейшей задачей, стоящей на современном этапе перед социально-психологической службой профессионального училища № 105, является решение проблемы организации эффективной работы по профилактике
и коррекции отклоняющегося поведения обучающихся.

В целях поиска путей коррекции поведения подростков, чья трудновоспитуемость обусловлена рассогласованием личностных отношений, мною проведено социально-психологическое исследование трудновоспитуемых подростков. В качестве испытуемых выступали 28 обучающихся первого
и второго курсов училища, состоящие на различных видах учета, как на городском, так и на внутриучилищном уровне, и обучающиеся группы «норма» в количестве 56 человек, поведение которых четко укладывалось в рамки законопослушного и общепринятого.

Задачи проведенного исследования:

- обозначить трудновоспитуемых подростков с рассогласованием личностных отношений;

- выявить связь между трудновоспитуемостью и рассогласованностью представлений подростка о себе;

- определить задачи и методы коррекционной работы
с трудновоспитуемыми подростками, у которых выявлено рассогласование личностных отношений с учетом психологических механизмов рассогласованности личностных отношений;

- наметить пути коррекции.

Среди отобранных трудновоспитуемых было важно выявить,
чье сопротивление педагогическим воздействиям обусловлено рассогласованием личностных отношений в значимых для подростка сферах отношения (к себе, к другим, к собственной деятельности). Формат данной статьи позволяет остановиться на анализе результатов одной сферы - отношении подростка к самому себе.

Чтобы выявить степень адекватного отношения подростка к самому себе, была определена самооценка подростка по некоторым значимым для него качествам личности. Далее эта самооценка сопоставлялась с оценкой личности подростка его одногруппниками по этим же качествам. Это позволило выявлять рассогласование и степень его выраженности.

Значимые для подростка положительные качества определялись экспериментально. Обучающиеся указывали качества, присущие настоящему другу, подчеркивали наиболее важные из них. Из подчеркнутых качеств выбирали качества, которые они сами хотели бы иметь или уже имели.

Качества, занявшие первые десять мест по частоте упоминаний, были отобраны для составления анкеты, которая применялась, чтобы выявить адекватность самооценки и оценки подростком значимых для него качеств личности. При составлении этой анкеты порядок предъявления качеств был случайным, чтобы избежать вероятного влияния убывания значимости для подростка свойств личности на качество оценивания.

Полученные данные были подвергнуты качественному
и количественному анализу с привлечением современных статистических методов.

Анализ экспериментальных данных, полученных с помощью анкеты, выявляющей самооценку и оценку подростком значимых для него качеств личности, показал, что существуют значительные расхождения между самооценкой подростков и оценкой его качеств одногруппниками.

Среди испытуемых были выделены такие группы:

1. Подростки, которые по всем качествам ставят себе заниженные оценки.

2. Подростки, которые по всем качествам ставят себе завышенные оценки.

3. Подростки, которые оценивают эти качества адекватно.

Распределение трудновоспитуемых подростков и подростков группы «норма»
в соответствии с самооценкой значимых качеств личности (в %)


Группы подростков, выделенные в соответствии с самооценкой

Трудновоспитуемые подростки

Подростки группы «норма»

По всем качествам ставят себе завышенные оценки

73

30

По всем качествам ставят себе заниженные оценки

16

12

Оценивают свои качества адекватно

11

58

Всего

100

100

Как видно из таблицы, по степени адекватности в оценке качеств подростки группы «норма» значительно превышают трудновоспитуемых подростков. Это можно объяснить, во-первых, более высоким уровнем развития самосознания подростков группы «норма». Известно, что трудновоспитуемые обучающиеся обычно гораздо хуже социально адаптированы, часто
не в состоянии сами разобраться в своих поступках. Во-вторых, необходимость оценивать себя является для многих трудных подростков аффектогенной ситуацией, в результате чего познавательный компонент отношения к себе может оказаться как бы блокированным отрицательными эмоциональными переживаниями. Здесь могут быть задействованы защитные механизмы личности, побуждающие подростка ставить себе высокие оценки качеств, которыми он на самом деле не обладает. Трудновоспитуемые подростки, которые по всем качествам ставят себе завышенные оценки, преобладают
в своей группе. Их количество более чем 2,5 раза больше, чем в группе «норма».

Итак, существуют расхождения между оценкой подростком своих личностных качеств и оценкой этих качеств группой, причем такая неадекватность в большей степени свойственна именно трудновоспитуемым подросткам (расхождение оценок направлено в основном в сторону переоценки себя).

Существуют ли среди значимых для подростков качеств такие качества, отсутствие которых у трудных подростков подтверждаются в самооценках
и оценках групп. Существуют ли качества, в оценке которых подростки наиболее неадекватны? Рассмотрение этих вопросов позволяло судить о связи трудновоспитуемости с определенными качествами личности подростка.

Для выяснения этих вопросов было обращено внимание на то, сколько подростков группы трудновоспитуемых и сколько подростков группы «норма» указывают на отсутствие у себя того или иного качества и сколько раз отсутствие этого качества отмечено объективно по всей группе трудновоспитуемых подростков и по всей группе «норма»:

Количество мнений об отсутствии качества

Отзывчивый

Честный

Смелый

Умный

Веселый

Сильный

Трудолюбивый

Справедливый

Надежный и верный друг

Выполняет все обещания

По самооценке

7,2

5,5

5,5

6,2

8,8

7,2

8,8

8,8

5,5

18,8

По оценке одноклассников

54,6

64,6

47,9

51,2

24

14

42

64,6

59,6

67,9

Величина расхождения мнений

47,4

59,1

42,4

45

15,2

6,8

33,2

55,8

54,1

49,1

Оказалось, что лишь незначительное число подростков группы трудновоспитуемых указывают на отсутствие у себя тех или иных положительных качеств.

Обращает на себя внимание резкое расхождение самооценки и оценки качеств одногруппниками. Экспериментальные данные (%), полученные по подросткам группы «норма», коренным образом отличаются от результатов трудновоспитуемых подростков:

Количество мнений об отсутствии качества

Отзывчивый

Честный

Смелый

Умный

Веселый

Сильный

Трудолюбивый

Справедливый

Надежный и верный друг

Выполняет все обещания

По самооценке

10

0

0

5

5

35

12,5

5

5

20

По оценке одноклассников

0

0

5

0

5

30

0

0

5

5

Величина расхождения мнений

10

0

5

5

0

5

12,5

5

0

15

Здесь мы видим, во-первых, все расхождения мнений между объективной и субъективной оценкой качеств направлены в сторону неярко выраженной недооценки подростком группы «нормы». Во-вторых, обращает внимание относительно малая величина расхождения мнений. Недооценка своих положительных качеств обычными подростками выражена не ярко (во всяком случае, в 5-6 раз меньше, чем переоценка трудновоспитуемыми подростками своих положительных качеств). Следовательно, субъективная оценка своих положительных качеств обычными подростками должна быть признана критичной, но адекватной.

Неадекватность в оценке своей личности не осознается трудновоспитуемым подростком. Негативное отношение трудновоспитуемых подростков к социально одобряемым нормам поведения обусловлено не тем, что он не согласен с их содержанием, а тем, что подросток сам не соответствует им.

Существует тесная связь между трудновоспитуемостью
и рассогласованностью в отношении подростка к себе. Анализ результатов проведенного исследования показал, что рассогласованность подростков может стать причиной их трудновоспитуемости. Исходя из этого, в своей практической деятельности коррекцию поведения трудновоспитуемого подростка социально-психологическая служба осуществляет через нейтрализацию рассогласованности его личностных отношений с помощью применения системы специально организованных педагогических воздействий в ходе учебно-воспитательного процесса в профессиональном училище № 105.

Главная задача коррекционной работы с трудным подростком - это его социальное самоопределение, которое зависит от организации двух условий:

1. Обеспечение включенности трудного подростка в реальные социальные отношения.

2. Самореализация подростков в процессе социального взаимодействия, т.е. предоставление возможности трудному подростку более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими.

Для успешной коррекционной работы я ищу наиболее эффективные методы и средства воздействия на каждого отдельного подростка или группы обучающихся с нарушением поведения вследствие рассогласованности личностных отношений. Выявляю природу психологических трудностей конкретного подростка и действенные психологические механизмы, выбираю соответствующие данному индивидуальному случаю способ и метод работы. Незаменима при этом экокарта трудновоспитуемого (разработка Джин Фелтон, Дорис Стэг, Шэрон Миллер). Полная оценка полученной информации помогает понять, какие проблемы есть в окружении подростка. В процессе коррекционной работы решаю следующие задачи: научить подростков осознаванию собственных потребностей, формированию адекватной самооценки, обучаю способам целенаправленного поведения, внутреннего самоконтроля и сдерживания негативных импульсов, формированию позитивной моральной позиции, жизненных перспектив и планирования будущего.

Изучение личностных отношений подростков к себе и применение системы психологических воздействий, способствующих коррекции трудновоспитуемости, вызванной рассогласованием личностных отношений, позволили сделать следующее обобщение:

- у трудновоспитуемых с рассогласованием личностных отношений неадекватная самооценка, неадекватный уровень притязаний, низкая мотивация достижений;

- в отношении трудных подростков к себе существует неадекватность осознания своих личностных качеств, которая проявляется в резком рассогласовании между оценкой качеств личности подростка одногруппниками и его самооценкой; это расхождение у абсолютного большинства трудновоспитуемых направлено в сторону переоценки себя;

- рассогласованность отношений в сфере отношении к себе составляет сущность нарушения личных отношений подростка; личностная значимость этой сферы отношений может быть настолько велика для подростка, что рассогласованность отношений даже в одной сфере представляет собой конфликт, способствующий отклонениям в поведении;

- для повышения эффективности воспитательных воздействий необходимо знать внутренние причины трудновоспитуемости подростка; результаты проведенного исследования показали, что одной из причин может выступать рассогласование личностных отношений к себе.

Взрослея, подростки тянутся к самостоятельности. Но социального опыта, многих практических умений, необходимых сил и способностей еще нет. Назревает конфликт между пониманием норм поведения
и их выполнением, чувствами и разумом, планами и возможностями. Разрыв между познанием мира и самопознанием лишает подростка возможности саморегуляции и самовоспитания. Интересы гаснут, безответственность преобладает, праздный образ жизни торжествует. Необходима деятельность, направленная на самопознание и самоопределение, формирование потребности в постоянном самовоспитании, активное приобщение к труду, достижение личных и общественных целей. Таким образом, главное усилие для этого - высокая культура общения и педагогический такт учителя, долготерпие и вера в силы подростка.

Информационные источники

  1. Абрамова Г.С. Практическая психология. 3-е изд. - М., 2005.

  2. Алмазов Б.И. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних, 1986.

  3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.,1978.

  4. Змановская Е.В. Девиантология. М., 2003.

  5. Иванов В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы// Социально-политический журнал, 1995, № 2.

  6. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. М., 2009.

  7. Матвеев В.Ф., Лебедев А.В. Особенности отношения дезадаптированных подростков к личностным качествам людей// Вопросы психологии. М., 1984, № 3.

  8. Патаки Ф. Некоторые проблемы отклоняющегося (девиантного) поведения //Психологический журнал. Т. 8.1987, № 4.

  9. Раттер М. Помощь трудным детям. М., 1987.

  10. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. М., 2001.

  11. Фетискин Н.П. Психология девиантного поведения: диагностика и методы профилактики. М., Кострома, 3003.

  12. Шилова Т.А. Психодиагностика и коррекция детей с отклонениями в поведении. М., 2004.

  13. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. М., 2007.




© 2010-2022