Адаптированная рабочая программа Поверь в себя для учащихся 8 класса коррекционной школы VIII вида на 2015-16 уч. год

Адаптированная рабочая программа «Поверь в себя» адресована обучающимся, воспитанникам 8 класса МБС(К)ОУ «С(К)ОШ-И VIII вида поселка Эгвекинота».Актуальность программы. Социально-психологическая реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья – важная задача МБС(К)ОУ «СКОШ-И VIII вида поселка Эгвекинота». Именно в школе сосредоточена не только ин­теллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника. Социализация и своевременное социальное созревание по...
Раздел Школьному психологу
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Адаптированная рабочая программа Поверь в себя для учащихся 8 класса коррекционной школы VIII вида на 2015-16 уч. год.


Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат VIII вида поселка Эгвекинота»





Адаптированная рабочая программа

«ПОВЕРЬ В СЕБЯ»

на 2015-2016 учебный год

8 класс



составитель: Тищенко Т.М

педагог-психолог первой категории


«Принято МО

учителей-предметников

Рекомендована к утверждению

Протокол от

«_____»_________________2015 г.

№ ___________

«УТВЕРЖДАЮ»

директор МБС(К)ОУ

«С(К))Ш-И VIII вида п. Эгвекинота»

____________Т.М. Швыркова

Приказ от

« ____»_____________2015 г.

№ _____________

Срок реализации 1 год

п. Эгвекинот

I. Пояснительная записка



Адаптированная рабочая программа «Поверь в себя» адресована обучающимся, воспитанникам 8 класса МБС(К)ОУ «С(К)ОШ-И VIII вида поселка Эгвекинота».

Актуальность программы. Социально-психологическая реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья - важная задача МБС(К)ОУ «СКОШ-И VIII вида поселка Эгвекинота». Именно в школе сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника. Социализация и своевременное социальное созревание подростка происходит посредством его добровольного и посильного включения в решение проблем более взрослого сообщества.

Но духовно-нравственное развитие становится актуальным для самого подростка лишь тогда, когда оно соединяется с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора.

Значимость программы. Адаптированная рабочая программа «Поверь в себя» направлена на создание воспитательно-образовательного пространства по социальной адаптации подростков, способна помочь обучающимся, воспитанникам осознать свои силы и индивидуальность, почувствовать «вкус» успеха. Занятия по программе способствуют пробуждению интереса и развитию доверия к самому себе, постепенному пониманию своих возможностей, способностей, особенностей характера, развитию доверия к окружающим людям. Обучение носит активный характер, что способствует развитию личностных ресурсов: самооценки, уверенности в себе и в своих возможностях.

Основная идея программы заключается в том, чтобы в процессе занятий не принуждать подростка, не давить на него, а помочь ему стать самим собой, принять и полюбить себя, преодолеть стереотипы, мешающие ему жить радостно и счастливо.

Новизна программы в том, что участники на каждом занятии получают теоретические знания и практический опыт в ходе игрового моделирования ситуаций, позволяющих тренировать жизненные навыки. В результате у них накапливается опыт, который переносится в реальные жизненные ситуации.

Принципы построения программы:

1.Принцип освоения навыков в условиях специально организованной социальной деятельности. Все участники занятий вовлекаются в специально разработанные действия: выполнение упражнений, наблюдение за поведением других, анализ собственных ощущений и переживаний, сравнение собственного видения ситуации с видением других участников группы. Именно социальный опыт ребенка, преобразуемый им в процессе осмысления собственной деятельности в достоверные знания, становится базой для формирования жизненно важных навыков.

2.Принцип максимальной активности в процессе обучения. Этот принцип обеспечивается тем, что все занятия предусматривают максимальный уровень включенности в деятельность каждого участника. Упражнения и задания, включенные в занятия курса, сконструированы таким образом, что позволяют активно участвовать в их выполнении всем участникам группы одновременно. Принцип активности опирается на известную из области экспериментальной психологии идею о том, что человек усваивает 10 % того, что слышит, 50 % того, что видит, 70 % того, что проговаривает, и 90 % того, что делает сам.

3.Принцип максимальной достоверности информации. Этот принцип обеспечивается тем, что средством «извлечения» знаний является собственная деятельность участников группы. Предметом изучения, анализа, осмысления становятся чувства, эмоции, состояния, спровоцированные теми или иными специально организованными действиями участников, «здесь и сейчас».

4.Принцип активной исследовательской позиции каждого участника. Каждое упражнение и задание является поводом для анализа действий и переживаний участников. Здесь педагог предоставляет каждому возможность высказываться, рассуждать.

5.Принцип партнерского общения. Партнерское общение - это общение, при котором каждый участник группы учитывает интересы, эмоции, чувства, переживания тех, с кем общается. Реализация принципа партнерского общения создает в группе атмосферу открытости, доверия, которая позволяет, не боясь ошибок и насмешек, высказывать свое мнение. Этот принцип является наиболее действенным средством формирования навыков «цивилизованного» поведения у подростков.


  1. Общая характеристика программы

В основу адаптированной рабочей программы «Поверь в себя» взята программа навыков уверенного поведения Корепановой Т.А. П «Поверь в себя». (Социальная адаптация учащихся 5-9 классов: программы, планирование, тематические занятия/ авт.-сост. С.А. Радионова, Т.А. Корепанова.-Волгоград: Учитель: ИП Гринин Л.Е. 2014.)

Цель программы:

  • создание условий для развития нравственной, творческой, социально активной личности, способной к самореализации;

  • преодоление барьеров в общении;

  • развитие лучшего понимания себя и других.

Задачи программы:

  • развивать понимание собственной индивидуальности и индивидуальности других людей;

  • формировать позитивное отношение к себе и окружающим;

  • расширять и обогащать коммуникативные навыки для бесконфликтного общения;

  • формировать способность подростков оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу.

Методы и приемы:

  • словесные: рассказ, объяснение, беседа, дискуссии;

  • наглядные: наблюдение, демонстрация;

  • практические: упражнения, тесты, релаксация.

Форма работы: групповые занятия.

  1. Описание места программы в основной образовательной программе учреждения МБС(К)ОУ «С(К)ОШИ VIII вида поселка Эгвекинота»

Данный курс входит в коррекционно-развивающее направление работы педагога-психолога. Срок реализации программы 1 учебный год. Запланировано 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия 40 минут. Количество участников группы- 6 человек. Занятия проводятся во внеурочное время во второй половине дня.

III.Описание ценностных ориентиров содержания программы

Адаптированная рабочая программа составлена с учётом возрастных и психологических особенностей обучающихся, воспитанников 8 класса. Она направлена на формирование социально-значимых качеств личности подростков, необходимых ему для успешной социализации и подготовки к самостоятельной жизни в социуме. Наиболее результативный путь формирования социально-активной личности - последовательное выполнение упражнений программы. В результате у участников накапливается опыт, который переносится из игровой плоскости в реальные жизненные ситуации.

V.Личностные результаты участников

Во время занятий у подростков развивается и укрепляется уверенность в себе, чувство собственного достоинства, пробуждается интерес и доверия к самому себе и к окружающим людям, постепенно приходит понимании своих возможностей, способностей, особенностей характера, формируются межличностные отношения.

Учащиеся должны знать и уметь объяснить понятия: индивид, индивидуальность, личность; общение; неуверенность, страхи; одиночество; позитивные и негативные чувства; уверенное, неуверенное, агрессивное поведение; конфликт, способы выхода из конфликтных ситуаций.

Учащиеся должны уметь: слушать собеседника, высказывать свое мнение, устанавливать контакт с незнакомым человеком, анализировать свои личные качества, пользоваться гимнастикой для снятия напряжения, уметь обратить на себя внимание, говорить комплименты, находить компромиссы в разрешении конфликтной ситуации.

VI. Содержание тем программы «Поверь в себя»


Тема 1. Здравствуйте! Вводное занятие. 1 час.

Теория: программа «Поверь в себя»; группа; принятие правил группы: искренность, конфиденциальность, открытость, правило «здесь и сейчас».

Практика: игры и упражнения на знакомство и сплочение группы: «Принятие правил», «Снежный ком», «Ураган», «Да - нет», «Подарок»; вводное анкетирование.

Оборудование и оснащение: ручки, карандаши, анкеты.

Тема 2. Это я. 2 часа.

Теория: индивид, индивидуальность, личность.

Практика: игры и упражнения на стремление к самопознанию: «Я люблю, я не люблю...», «Ты похож на меня тем, что...»,

«Я отличаюсь от тебя тем, что...», «Мое физическое "я"», «Ладошка», «Свет мой зеркальце, скажи...», «Герб», «Моечная машина».

Оборудование и оснащение: ручки, карандаши, бумага.

Тема 3. Искусство общения. 2 часа.

Теория: общение, невербальное общение, вербальное общение, средства общения.

Практика: игры и упражнения на развитие навыков эффективного общения: «Странный город», «Построиться по росту», «Найди пару», «Разговор через стекло», «Встанем на газету», «Дорисуй картинку», «Передача предметов», «Слепой и поводырь», «Я и мой мир вокруг меня», «Четыре позиции», «Испорченный телефон».

Оборудование и оснащение: ручки, карандаши, краски, кисти, бумага, фломастеры, платочки.

Тема 4. Неуверенность и страхи. 2 часа.

Теория: неуверенность, страхи.

Практика: игры и упражнения на преодоление неуверенности, страхов: «Я так боюсь, а многие этого не боятся», «Я не боюсь, а многие боятся», «Как же ты научился этого не бояться?». Оборудование и оснащение: ручки, карандаши, бумага.

Тема 5. Одиночество. 4 часа.

Теория: межличностные отношения, одиночество.

Практика: игры и упражнения на создание моделей поведения в ситуации одиночества и их оценка: «Одиночество», «Пути из одиночества», «Инвентарь отношений», «Больше - меньше».

Оборудование и оснащение: карточки с заготовленными фразами.

Тема 6. Установление контактов. 2 часа.

Теория: новые знакомства, контакт, места для знакомства.

Практика: игры и упражнения на расширение круга друзей: «Новые знакомства», «Места для знакомства», «Приветствие», «Приветствие без слов», «Сбор фраз для контакта», «Первое обращение», «Темы для беседы».

Оборудование и оснащение: бланки формата А4 с заготовленными фразами, ручки, карандаши, бумага.

Тема 7. Умение вызвать симпатию. 2 часа.

Теория: симпатия, взаимная симпатия, комплимент.

Практика: игры и упражнения на развитие умения вызвать у собеседника симпатию: «Диалог в парах: все хорошее за 100 секунд», «Какая же у меня есть прелестная штучка!», «Какая же у тебя прелестная штучка!», «Как мне здорово это удается!», «Делаем конкретные комплименты», «Делаем общие комплименты», «Что приятно большинству людей», «Вызвать симпатию у группы», сбор ситуаций по теме «Симпатия», «Восстановление отношений», проверка использования навыка «Вызвать симпатию».

Оборудование и оснащение: стол, имитирующий рабочее место учителя, бланки с записями ситуаций.

Тема 8. Открытость и откровенность. 4 часа.

Теория: барьерное взаимодействие, чувства, позитивные чувства, негативные чувства, открытое выражение чувств, неуверенность, агрессивность, аккомодация.

Практика: игры и упражнения на открытое выражение чувств: «Что сложнее?», «Чувства бывают разные», «Отгадай чувство», «Что я сейчас чувствую», «Как это сказать по-русски?», «Чувство плюс поведение».

Оборудование и оснащение: листы ватмана, ручки, карандаши, бумага.

Тема 9. Выражение позитивных чувств. 2 часа.

Теория: позитивные чувства, выражение позитивных чувств. Практика: игры и упражнения на умение выражать позитивные чувства: «Как ты меня порадовал!», сбор ситуаций по теме «Выражение позитивных чувств партнера», «Проверка полученных навыков», сбор ситуаций по теме «Отражение позитивных чувств партнера», проверка полученных навыков.

Оборудование и оснащение: бланки для записи ситуаций (по 3 на каждого участника), ручки, карандаши, бумага.

Тема 10. Выражение негативных чувств. 2 часа.

Теория: негативные чувства, отражение негативных чувств. Практика: игры и упражнения на умение выражать свои желания, на отражение негативных чувств: «Негативные чувства», сбор ситуаций по теме «Выражение негативных чувств», «Проверка полученных навыков», сбор ситуаций по теме «Отражение негативных чувств партнера», проверка полученных навыков.

Оборудование и оснащение: бланки для записи ситуаций (по 3 на каждого участника), ручки, карандаши, бумага.

Тема 11. Уверенность и уверенное поведение. 4 часа.

Теория: уверенность, уверенность в своих силах, уверенное поведение, неуверенное поведение, агрессивное поведение.

Практика: игры и упражнения на развитие навыков уверенного поведения: «Ах, какой ты молодец!..», «Я не уверен в себе, если... », «Я уверен в себе, если...», «Оцени себя», «Свеча», «Доверяющее падение», «Налет орды на отрешенных», «Сила слова», «10 заповедей неудачника», «Копилка хороших поступков», «Аплодисменты по кругу», «Черно-белый камень».

Оборудование и оснащение: ручки, карандаши, бумага, камешки черного и белого цвета.

Тема 12. Уверенность в конфликтных ситуациях. 4 часа.

Теория: конфликт, правила ведения конфликтного разговора.

Практика: игры и упражнения на разрешение конфликта: сбор ситуаций по теме «Конфликтный разговор», ролевая игра, проверка полученных навыков.

Оборудование и оснащение: бланки для записи ситуаций ( по 3 на каждого участника), ручки, карандаши, бумага.

Тема 13. Как сказать «нет». 4 часа.

Теория: уверенное поведение, давление.

Практика: игры и упражнения на развитие навыков уверенного ' и конструктивного поведения в различных жизненных ситуациях: «Барабашки», «Отказ», «Просто скажи "нет"», сбор ситуаций по теме «Конфликтный разговор», ролевая игра «Лицо группы», «Интересное - полезное»; итоговое анкетирование по программе.

Оборудование и оснащение: бланки для записи ситуаций (по 3 на каждого участника); ручки, карандаши, анкеты.


VII. Календарно-тематическое планирование

8 класс


п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

1

Здравствуйте! Вводное занятие.

1

22.09

2

Это я

1

26.09

3

Это я (продолжение)

1

29.09

4

Искусство общения

1

03.10

5

Искусство общения (продолжение)

1

06.10

6

Неуверенность и страхи

1

10.10

7

Неуверенность и страхи (продолжение)

1

13.10

8

Одиночество

1

17.10

9

Одиночество (продолжение)

1

20.10

10

Одиночество (продолжение)

1

24.10

11

Одиночество (продолжение)

1

27.10

12

Установление контактов

1

31.10

13

Установление контактов (продолжение)

1

10.11

14

Умение вызвать симпатию

1

14.11

15

Умение вызвать симпатию (продолжение)

1

17.11

16

Открытость и откровенность

1

21.11

17

Открытость и откровенность (продолжение)

1

24.11

18

Открытость и откровенность (продолжение)

1

28.11

19

Открытость и откровенность (продолжение)

1

01.12

20

Выражение позитивных чувств

1

05.12

21

Выражение позитивных чувств (продолжение)

1

08.12

22

Выражение негативных чувств

1

12.12

23

Выражение негативных чувств (продолжение)

1

15.12

24

Уверенность и уверенное поведение

1

19.12

25

Уверенность и уверенное поведение (продолжение)

1

22.12

26

Уверенность и уверенное поведение (продолжение)

1

26.12

27

Уверенность и уверенное поведение (продолжение)

1

12.01

28

Уверенность в конфликтных ситуациях

1

16.01

29

Уверенность в конфликтных ситуациях (продолжение)

1

19.01

30

Как сказать «нет»

1

23.01

31

Как сказать «нет» (продолжение)

1

26.01

32

Как сказать «нет» (продолжение)

1

30.01

33

Как сказать «нет» (продолжение)

1

02.02

34

Итоговое занятие

1

06.02


VIII. Материально-техническое обеспечение занятий

  • помещение для групповых занятий;

  • ноутбук, экран

  • стулья, столы;

  • ватманы, бумага формата А4;

  • маркеры, простые и цветные карандаши, ручки.


Методическое обеспечение программы

п/п


Тема



Методические разработки

1

Здравствуйте!

Вводное занятие

Наглядно-демонстрационный материал:

  • правила группы;

  • утверждения к упражнению «Да - нет».

Контрольно-диагностические материалы:

  • тест «Насколько вы уверены в себе?»;

  • тест «Умеете ли вы решать свои проблемы?»

2

Это я

Лекционный материал: «Личное обаяние».

Наглядно-демонстрационный материал: определения понятий личности, индивидуальности и индивида

3

Искусство общения

Наглядно-демонстрационный материал:

  • схема «Общение»;

  • таблица «Что можно выразить мимикой?»

4

Неуверенность

и страхи

Лекционный материал: «Неуверенность в себе, страх». Наглядно-демонстрационный материал: определения неуверенности, страха

5



Одиночество

Лекционный материал: «Достаточно ли у меня близких людей?».

Наглядно-демонстрационный материал:

карточки с ключевыми фразами

6

Установление

контактов

Лекционный материал: «Новые знакомства, контакт, места для знакомства».

Наглядно-демонстрационный материал: таблица «Сбор фраз для контакта»

7

Умение вызвать

симпатию

Лекционный материал: «Симпатия, взаимная симпатия, комплимент»

8

Открытость и

откровенность

Лекционный материал:

  • «Барьерное взаимодействие, чувства»;

  • «Позитивные чувства, негативные чувства»; «Открытое выражение чувств»;

  • «Неуверенность, агрессивность, аккомодация».

Наглядно-демонстрационный материал:

  • таблица «Неуверенность и агрессивность в выражении желаний и чувств»;

  • таблица «Чувства»;

  • лист ватмана для оценки категорий чувств

9

Выражение

позитивных

чувств

Лекционный материал: «Позитивные чувства, выражение позитивных чувств».

Наглядно-демонстрационный материал:

  • схема «Выражение позитивных чувств»;

  • схема «Отражение позитивных чувств партнера»

10

Выражение

негативных чувств

Леционный материал:

• «Негативные чувства»;

•«Отражение негативных чувств».

Наглядно-демонстрационный материал:

схема «Выражение негативных чувств»


11

Уверенность и

уверенное поведение

Лекционный материал:

«Психологические особенности уверенной в себе личности»; «Что такое уверенное или неуверенное поведение?»; «Причины неуверенности в себе»; «Коррекция неуверенности в себе»; «Как проявляется неуверенность в себе?»; «Признаки уверенного человека»; «Вера»»; «Уверенное поведение».

Наглядно-демонстрационный материал:

определение уверенности; схема по уверенности; таблица «Различие уверенного, неуверенного и агрессивного поведения»

12

Уверенность

в конфликтных ситуациях

Лекционный материал:

  • «Конфликт»;

  • «Правила ведения конфликтного разговора».

Наглядно-демонстрационный материал:

  • схема «Правила ведения конфликтного разговора»

13

Как сказать «нет»

Лекционный материал:

«Техники антиманипулятивного поведения»; «Примеры проявления неуверенности в себе»; «Как сказать "нет" поделикатнее»;

«Используйте прием "Светофор"».

Контрольно-диагностические материалы:

итоговое анкетирование по программе;

сводная таблица показателей динамики и уровня личностного развития обучающихся.

Раздаточный материал:

  • закладка хорошего настроения;

  • линейка уверенности;

  • памятка «Несколько советов»;

  • памятка «Значение голоса и жестов»






































Литература


  1. Бояринцева, Г. Н. Психологические игры и упражнения (для практических психологов) / Г. Н. Бояринцева. - Пермь, 2002.

  2. Грецов, А. Г. Лучшие упражнения для развития уверенности в себе : учебно-методическое пособие / А. Г. Грецов. - СПб.: СПбНИИ физической культуры, 2006.

  3. Грецов, А. Г. Научись преодолевать конфликты : информационно-методические материалы для подростков / А. Г. Грецов, Е. Г. Попова, Т. А. Бедарева ; под общ. ред. проф. С. П. Ев-1 сеева. - СПб.: СПбНИИ физической культуры, 2008. |

  4. Прутченков, А. С. Школа жизни : методические разработки социально-психологических тренингов / А. С. Прутченков. - 2-е изд., испр. и дополн. - М. : МООДиМ «Новая цивилизация» Педагогическое общество России, 2000.

  5. Ромек, В. Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях / В. Г. Ромек. - СПб.: Речь, 2008.

  6. Социальная адаптация учащихся 5-9 классов: программы, планирование, тематические занятия/ авт.-сост. С.А. Радионова, Т.А. Корепанова.-Волгоград: Учитель: ИП Гринин Л.Е. 2014




© 2010-2022