- Преподавателю
- Школьному психологу
- Проект Психологическое сопровождение образовательного процесса
Проект Психологическое сопровождение образовательного процесса
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кочубей И.Р. |
Дата | 11.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Российская Федерация Иркутская область
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 40»
муниципального образования города Братска
___________________________________________________________________________________ 665717,Иркутская область, г. Братск, ул. Подбельского 10 «б» Телефон,факс (3953) 41-36-88
Проект
«ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»
Разработчик проекта:
педагог-психолог МБДОУ «ДСОВ № 40»
Кочубей Инесса Равильевна.
г.Братск, 2014г.
Паспорт проекта
Основания для разработки проекта
-
Повышение требований к профессиональному уровню педагога и качеству образовательных услуг в соответствии с принятием «Закона об образовании».
-
Реализация «Требований к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования» (п.3.2. ФГОС ДО)
-
Высокий процент педагогов с небольшим стажем работы с ДОУ и низким уровнем квалификации.
Потенциальные заказчики и потребители
Администрация ДОУ, педагоги, родители детей, посещающих ДОУ
Рабочее название проекта
«Психологическое сопровождение образовательного процесса»
Автор проекта
Педагог-психолог МБДОУ «ДСОВ № 40» Кочубей Инесса Равильевна
Ведущая идея проекта
Обеспечение психолого-педагогических условий реализации ООП ДО в соответствии современным требованиям образования.
Цель
Разработка комплексной системы психологического сопровождения образовательной деятельности ДОУ
Задачи
-
Анализ психолого-педагогических условий реализации ООП ДО
-
Разработка системы психологического сопровождения образовательного процесса
-
Организация деятельности по апробации комплекса психологического сопровождения
-
Рефлексия эффективности реализации комплексной системы психологического сопровождения образовательной деятельности ДОУ
Целевая аудитория
Администрация, педагоги, воспитанники ДОУ и их родители.
Новизна проекта
-
Создание единого психолого-педагогического пространства образовательного процесса
-
Ориентиры на поддержку индивидуальности и инициативы детей
-
Оказание своевременной психологической поддержки педагогических работников и родителей по вопросам оптимизации психологических условий реализации ООП ДО
Ожидаемые эффекты и результаты
-
Оптимизации психологических условий реализации ООП ДО
-
Повышение психологической компетентности педагогов (в процентном соотношении)
-
Положительная динамика социально-психологического климата
-
Повышение качества образовательных услуг через индивидуализацию образовательного процесса
Возможные риски
-
Текучесть педагогических кадров;
-
Невысокая мотивация педагогов для совершенствования профессиональных компетенций;
-
Поглощение текущей работой - распределение приоритетной деятельности
Жизненный цикл проекта
Сентябрь 2014-декабрь 2016 гг.
Аннотация. Проект предполагает разработку комплексной системы психологического сопровождения образовательной деятельности ДОУ. Проект направлен на оптимизацию психологических условий реализации ООП ДО и повышение психологической компетентности педагогов, способствующих повышению качества предоставляемых ДОУ образовательных услуг. Продукция, изданная в ходе реализации проекта, может быть использована в практике дошкольных образовательных учреждений.
Название проекта:
«Психологическое сопровождение образовательного процесса»
Тип проекта:
● По содержанию: психолого-педагогический.
● По количеству участников проекта: групповой.
● По времени проведения: долгосрочный.
● По характеру контактов: в рамках ДОУ.
Срок реализации: сентябрь 2014 - декабрь 2016 года
Разработчик проекта: педагог-психолог МБДОУ «ДСОВ № 40» Кочубей Инесса Равильевна
Воспитание значит питание способностей ребенка, а не создание тех новых способностей, которых в нем нет. (Джузеппе Мадзини)
Подавляющее множество детей подает добрые надежды; если все это с возрастом угасает, ясно, что повинна в этом не природа, а воспитание. (Квинтилиан)
Обоснование проекта
Процесс стандартизации социальных, в том числе образовательных систем - общемировая тенденция. Современное состояние образования - реформирование. Изменения претерпевают все ступени: дошкольная, школьная, средняя и высшая профессиональная. Образование становится приоритетным направлением государственной политики. Процесс стандартизации частично коснулся и системы дошкольного образования. Модернизация образования предъявляет повышенные требования к качеству предоставляемых ДОУ образовательных услуг и уровню профессиональной компетентности педагогов.
В Федеральном законе «Об образовании» в Российской Федерации №273 - ФЗ определены основные обязанности педагогических работников (ст.48, п.1), в том числе: «…1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне… 5) применять педагогически обоснованные формы, методы (методики) обучения и воспитания, обеспечивающие высокое качество образовательного процесса… 7) систематически повышать свою квалификацию, профессиональный уровень…»
Любое обновление педагогического процесса в образовательном учреждении предъявляет новые требования не только к содержанию образования, но и психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, психолого-педагогической компетентности педагогов. Эти стратегические направления должны развиваться параллельно. Становление новой системы дошкольного образования требует радикального переосмысления сложившегося подхода к профессиональной деятельности педагога. Современному детскому саду нужен педагог, способный в ходе реализации ООП ДО создавать следующие психолого-педагогические условия:
«…1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;
3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности…» (ФГОС ДО п. 3.2.1)
«…Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагающие:
1) обеспечение эмоционального благополучия через:
непосредственное общение с каждым ребенком;
уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через:
создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);
3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях:
создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;
развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;
развитие умения детей работать в группе сверстников;
4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка), через:
создание условий для овладения культурными средствами деятельности;
организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;
поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;
оценку индивидуального развития детей;
5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи…» (ФГОС ДО, п. 3.2.5.).
В таких условиях особое значение придаётся состоянию профессиональной деятельности, уровню психологической компетентности педагогов.
Профессиональная компетентность педагога - это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры. В качестве одной из важнейших составляющих профкомпетентности является способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности.
Определим понятия: профессионализм, компетентность, компетенция.
Профессионализм - высокая подготовленность к выполнению задач профессиональной деятельности (psihotesti.ru/gloss/tag/professionalizm/) Необходимой составляющей профессионализма человека является профессиональная компетентность.
Н.Хомский, И.А.Зимняя и Ломакина Г.Р. определяют компетентность в самом широком смысле как «способность практически реализовать свою компетенцию, то есть способность к осмыслению, анализу, синтезу и использованию имеющихся теоретических знаний в процессе практического осуществления педагогической деятельности» (Ломакина Г.Р.)
Рассматривая компетентность как личностную характеристику, а компетенцию как совокупность конкретных профессиональных качеств, авторы: Н. А.. Кочетова, Т. В. Комардина, С. В. Шапошникова, Н. Н. Гладышева к основным составляющим профессиональной компетентности педагога ДОУ относят в том числе следующие компетенции:
-
Компетенция в установлении контактов с родителями.
-
Компетентность в выстраивании индивидуального образовательного маршрута воспитанников.
Формирование профессиональной педагогической компетентности - процесс, продолжающийся на протяжении всего профессионального пути. Задача психологической службы - разработать и реализовать эффективные формы взаимодействия с педагогом на разных этапах его профессионального становления и развития, способствующие развитию профессиональной психологической компетентности, способствующей эффективной деятельности в условиях модернизации образования.
Цель проекта: Разработка комплексной системы психологического сопровождения образовательной деятельности ДОУ
Задачи:
-
Анализ психолого-педагогических условий реализации ООП ДО
-
Разработка системы психологического сопровождения образовательного процесса
-
Организация деятельности по апробации комплекса психологического сопровождения
-
Рефлексия эффективности реализации комплексной системы психологического сопровождения образовательной деятельности ДОУ.
Новизна проекта:
-
Создание единого психолого-педагогического пространства образовательного процесса
-
Ориентиры на поддержку индивидуальности и инициативы детей
-
Оказание своевременной психологической поддержки педагогических работников и родителей по вопросам оптимизации психологических условий реализации ООП ДО
Ожидаемые результаты:
-
Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ.
-
Улучшение психологического микроклимата в ДОУ
-
Индивидуализация образовательного процесса.
-
Повышение качества предоставляемых образовательных услуг.
Возможные риски, ограничения:
-
Текучесть педагогических кадров;
-
Невысокая мотивация педагогов для совершенствования профессиональных компетенций;
-
Поглощение текущей работой - распределение приоритетной деятельности.
Условия, обеспечивающие успешность проекта:
-
индивидуальный подход к развитию профессионального потенциала педагогов;
-
комплексная система консультативных и практических мероприятий, направленных на повышение психологической компетентности педагогов;
-
заинтересованность сторон - участников проекта;
-
создание психологически комфортной образовательной среды;
-
отслеживание динамики деятельности психологического сопровождения.
Дорожная карта проекта
№
Мероприятия
Сроки
Ответственные
1 этап
Констатирующий этап
Цель: изучение сформированности профессиональных компетенций и готовности к самосовершенствованию педагогов ДОУ.
1
Локальный анализ исходной проблемы и её сопоставление с социальной политикой государства, изучение нормативной базы
Октябрь-ноябрь 2014
Старший воспитатель
Педагог-психолог
2
Разработка нормативной базы проекта (локальные акты)
Октябрь - ноябрь 2014
Заведующий ДОУ
Старший воспитатель
3
Определение показателей результатов психологического сопровождения
ноябрь 2014
Психологическая служба ДОУ
4
Изучение профессионально-личностных особенностей педагогов
ноябрь 2014
Психологическая служба ДОУ
5
Самооценка состояния профессионально-педагогической компетентности
Ноябрь 2014
Педагоги
Психологическая служба ДОУ
6
Анализ условий реализации проекта
Ноябрь 2014
Педагог-психолог
7
Контентная разработка проекта «Психологическое сопровождение образовательного процесса»
Ноябрь 2014, январь 2015
Проектная группа
2 этап
Формирующий этап
Цель: внедрение в практику ДОУ системы психологического сопровождения образовательного процесса
1
Подготовка педагогов к активизации профессиональной мобильности (социально-личностный компонент):
-
практикум «Приёмы и техники. Стимулирующие самоактуализацию личности»;
-
корпоративный тренинг командообразования «Таверна», «Здесь будет город-сад»;
-
семинар-практикум «Использование коммуникативных техник общения в ситуациях публичного выступления»;
-
тренинг «Пропедевтика профессиональной депривации педагогов»
Январь - май 2015
Педагог - психолог
Старшие воспитатели
Психологическая служба ДОУ
2
Развитие инструментальных педагогических компетенций (профессионально-образовательный компонент)
-
постоянно действующий семинар «Перестройка образовательного процесса в соответствии с ФГОС дошкольного образования»: «Основные направления развития ребенка дошкольного возраста», «Игра как ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста», «Построение образовательной деятельности в области зоны ближайшего развития», «Социально развитие дошкольника»;
-
тематические консультации по вопросам образования и воспитания детей: «Современная социокультурная ситуация развития ребенка», «Педагогические условия успешного интеллектуального развития ребенка», «Методы знакомства детей с социальным миром», «Здоровьесберегающие технологии», «Проектный метод в работе с детьми»,
-
обмен опытом: через внутренние конкурсы, сообщения из опыта работы, взаимопросмотры, мастер-классы, ярмарки идей;
-
организационно-деятельностные игры (имитационные, деловые, игровые…);
-
супервизии, изучение и анализ практических ситуаций;
-
формирование рефлексивных навыков (на основе самоанализа педагогической деятельности);
-
оказание адресной методической и психологической помощи педагогам;
-
разработка банка методических пособий для организации совместных мероприятий с детьми и родителями.
В течении всего периода
Старшие воспитатели
Психологическая служба ДОУ
Педагоги ДОУ
3
Деятельность творческой группы психологической службы ДОУ
-
педагогическое наставничество;
-
практические занятия;
-
разработка и утверждение методических разработок
-
разработка индивидуально-ориентированных программ развития и сопровождения детей
В течении всего периода
Психологическая служба ДОУ
4
Укрепление сотрудничества с родителями по вопросам развития и образования детей
-
Семинары-практикумы
-
Консультативная помощь
-
Организация системы просвещения
В течении всего периода
Психологическая служба ДОУ
4
Создание конкурентной среды ДОУ:
-
тренинг личностного роста и профессионального роста «Создание уникального имиджа педагога»;
-
конкурс нетрадиционных консультаций;
В течении всего периода
Старшие воспитатели
Психологическая служба ДОУ
Педагоги ДОУ
5
Создание конкурентной среды со смежными образовательными учреждениями:
-
участие в работе проблемно-творческих групп города;
-
участие в профессиональных конкурсах, научно - практических конференциях;
-
подготовка и организация участия воспитанников в конкурсах и соревнованиях.
В течении всего периода
Старший воспитатель
Психологическая служба ДОУ
6
Распространение опыта
В течении всего периода
Старший воспитатель
3 этап
Контрольно - аналитический этап
Цель: Рефлексия эффективности реализации системы психологического сопровождения
1
Оценка эффективности реализации системы психологического сопровождения
Декабрь 2016
Заведующий ДОУ
Заместитель заведующего по ВМР
2
Обобщение результатов инновационной деятельности, трансляция опыта работы педагогов способствующих развитию самооценки профессиональных качеств.
Декабрь 2016
Заведующий ДОУ
Заместитель заведующего по ВМР