Проект Психологическое сопровождение образовательного процесса

Обновление педагогического процесса в образовательном учреждении предъявляет новые требования не только к содержанию образования, но и психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, психолого-педагогической компетентности педагогов. Становление новой системы дошкольного образования требует радикального переосмысления сложившегося подхода к профессиональной деятельности педагога. Современному детскому саду нужен педагог, способный в ходе р...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Российская Федерация Иркутская область

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 40»

муниципального образования города Братска

___________________________________________________________________________________ 665717,Иркутская область, г. Братск, ул. Подбельского 10 «б» Телефон,факс (3953) 41-36-88








Проект

«ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»




Разработчик проекта:

педагог-психолог МБДОУ «ДСОВ № 40»

Кочубей Инесса Равильевна.












г.Братск, 2014г.




Паспорт проекта

Основания для разработки проекта

  1. Повышение требований к профессиональному уровню педагога и качеству образовательных услуг в соответствии с принятием «Закона об образовании».

  2. Реализация «Требований к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования» (п.3.2. ФГОС ДО)

  3. Высокий процент педагогов с небольшим стажем работы с ДОУ и низким уровнем квалификации.

Потенциальные заказчики и потребители

Администрация ДОУ, педагоги, родители детей, посещающих ДОУ

Рабочее название проекта

«Психологическое сопровождение образовательного процесса»

Автор проекта

Педагог-психолог МБДОУ «ДСОВ № 40» Кочубей Инесса Равильевна

Ведущая идея проекта

Обеспечение психолого-педагогических условий реализации ООП ДО в соответствии современным требованиям образования.

Цель

Разработка комплексной системы психологического сопровождения образовательной деятельности ДОУ

Задачи

  1. Анализ психолого-педагогических условий реализации ООП ДО

  2. Разработка системы психологического сопровождения образовательного процесса

  3. Организация деятельности по апробации комплекса психологического сопровождения

  4. Рефлексия эффективности реализации комплексной системы психологического сопровождения образовательной деятельности ДОУ

Целевая аудитория

Администрация, педагоги, воспитанники ДОУ и их родители.

Новизна проекта

  1. Создание единого психолого-педагогического пространства образовательного процесса

  2. Ориентиры на поддержку индивидуальности и инициативы детей

  3. Оказание своевременной психологической поддержки педагогических работников и родителей по вопросам оптимизации психологических условий реализации ООП ДО

Ожидаемые эффекты и результаты

  1. Оптимизации психологических условий реализации ООП ДО

  2. Повышение психологической компетентности педагогов (в процентном соотношении)

  3. Положительная динамика социально-психологического климата

  4. Повышение качества образовательных услуг через индивидуализацию образовательного процесса

Возможные риски

  • Текучесть педагогических кадров;

  • Невысокая мотивация педагогов для совершенствования профессиональных компетенций;

  • Поглощение текущей работой - распределение приоритетной деятельности

Жизненный цикл проекта

Сентябрь 2014-декабрь 2016 гг.

Аннотация. Проект предполагает разработку комплексной системы психологического сопровождения образовательной деятельности ДОУ. Проект направлен на оптимизацию психологических условий реализации ООП ДО и повышение психологической компетентности педагогов, способствующих повышению качества предоставляемых ДОУ образовательных услуг. Продукция, изданная в ходе реализации проекта, может быть использована в практике дошкольных образовательных учреждений.

Название проекта:

«Психологическое сопровождение образовательного процесса»

Тип проекта:

● По содержанию: психолого-педагогический.

● По количеству участников проекта: групповой.

● По времени проведения: долгосрочный.

● По характеру контактов: в рамках ДОУ.

Срок реализации: сентябрь 2014 - декабрь 2016 года

Разработчик проекта: педагог-психолог МБДОУ «ДСОВ № 40» Кочубей Инесса Равильевна

Воспитание значит питание способностей ребенка, а не создание тех новых способностей, которых в нем нет. (Джузеппе Мадзини)

Подавляющее множество детей подает добрые надежды; если все это с возрастом угасает, ясно, что повинна в этом не природа, а воспитание. (Квинтилиан)


Обоснование проекта

Процесс стандартизации социальных, в том числе образовательных систем - общемировая тенденция. Современное состояние образования - реформирование. Изменения претерпевают все ступени: дошкольная, школьная, средняя и высшая профессиональная. Образование становится приоритетным направлением государственной политики. Процесс стандартизации частично коснулся и системы дошкольного образования. Модернизация образования предъявляет повышенные требования к качеству предоставляемых ДОУ образовательных услуг и уровню профессиональной компетентности педагогов.

В Федеральном законе «Об образовании» в Российской Федерации №273 - ФЗ определены основные обязанности педагогических работников (ст.48, п.1), в том числе: «…1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне… 5) применять педагогически обоснованные формы, методы (методики) обучения и воспитания, обеспечивающие высокое качество образовательного процесса… 7) систематически повышать свою квалификацию, профессиональный уровень…»

Любое обновление педагогического процесса в образовательном учреждении предъявляет новые требования не только к содержанию образования, но и психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, психолого-педагогической компетентности педагогов. Эти стратегические направления должны развиваться параллельно. Становление новой системы дошкольного образования требует радикального переосмысления сложившегося подхода к профессиональной деятельности педагога. Современному детскому саду нужен педагог, способный в ходе реализации ООП ДО создавать следующие психолого-педагогические условия:

«…1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;

3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности…» (ФГОС ДО п. 3.2.1)

«…Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагающие:

1) обеспечение эмоционального благополучия через:

непосредственное общение с каждым ребенком;

уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через:

создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);

3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях:

создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;

развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;

развитие умения детей работать в группе сверстников;

4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка), через:

создание условий для овладения культурными средствами деятельности;

организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;

поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;

оценку индивидуального развития детей;

5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи…» (ФГОС ДО, п. 3.2.5.).

В таких условиях особое значение придаётся состоянию профессиональной деятельности, уровню психологической компетентности педагогов.

Профессиональная компетентность педагога - это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры. В качестве одной из важнейших составляющих профкомпетентности является способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности.

Определим понятия: профессионализм, компетентность, компетенция.

Профессионализм - высокая подготовленность к выполнению задач профессиональной деятельности (psihotesti.ru/gloss/tag/professionalizm/) Необходимой составляющей профессионализма человека является профессиональная компетентность.

Н.Хомский, И.А.Зимняя и Ломакина Г.Р. определяют компетентность в самом широком смысле как «способность практически реализовать свою компетенцию, то есть способность к осмыслению, анализу, синтезу и использованию имеющихся теоретических знаний в процессе практического осуществления педагогической деятельности» (Ломакина Г.Р.)

Рассматривая компетентность как личностную характеристику, а компетенцию как совокупность конкретных профессиональных качеств, авторы: Н. А.. Кочетова, Т. В. Комардина, С. В. Шапошникова, Н. Н. Гладышева к основным составляющим профессиональной компетентности педагога ДОУ относят в том числе следующие компетенции:

  1. Компетенция в установлении контактов с родителями.

  2. Компетентность в выстраивании индивидуального образовательного маршрута воспитанников.

Формирование профессиональной педагогической компетентности - процесс, продолжающийся на протяжении всего профессионального пути. Задача психологической службы - разработать и реализовать эффективные формы взаимодействия с педагогом на разных этапах его профессионального становления и развития, способствующие развитию профессиональной психологической компетентности, способствующей эффективной деятельности в условиях модернизации образования.

Цель проекта: Разработка комплексной системы психологического сопровождения образовательной деятельности ДОУ

Задачи:

  1. Анализ психолого-педагогических условий реализации ООП ДО

  2. Разработка системы психологического сопровождения образовательного процесса

  3. Организация деятельности по апробации комплекса психологического сопровождения

  4. Рефлексия эффективности реализации комплексной системы психологического сопровождения образовательной деятельности ДОУ.

Новизна проекта:

  1. Создание единого психолого-педагогического пространства образовательного процесса

  2. Ориентиры на поддержку индивидуальности и инициативы детей

  3. Оказание своевременной психологической поддержки педагогических работников и родителей по вопросам оптимизации психологических условий реализации ООП ДО

Ожидаемые результаты:

  1. Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ.

  2. Улучшение психологического микроклимата в ДОУ

  3. Индивидуализация образовательного процесса.

  4. Повышение качества предоставляемых образовательных услуг.

Возможные риски, ограничения:

  1. Текучесть педагогических кадров;

  2. Невысокая мотивация педагогов для совершенствования профессиональных компетенций;

  3. Поглощение текущей работой - распределение приоритетной деятельности.

Условия, обеспечивающие успешность проекта:

  • индивидуальный подход к развитию профессионального потенциала педагогов;

  • комплексная система консультативных и практических мероприятий, направленных на повышение психологической компетентности педагогов;

  • заинтересованность сторон - участников проекта;

  • создание психологически комфортной образовательной среды;

  • отслеживание динамики деятельности психологического сопровождения.






Дорожная карта проекта

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1 этап

Констатирующий этап

Цель: изучение сформированности профессиональных компетенций и готовности к самосовершенствованию педагогов ДОУ.

1

Локальный анализ исходной проблемы и её сопоставление с социальной политикой государства, изучение нормативной базы

Октябрь-ноябрь 2014

Старший воспитатель

Педагог-психолог

2

Разработка нормативной базы проекта (локальные акты)

Октябрь - ноябрь 2014

Заведующий ДОУ

Старший воспитатель

3

Определение показателей результатов психологического сопровождения

ноябрь 2014

Психологическая служба ДОУ

4

Изучение профессионально-личностных особенностей педагогов

ноябрь 2014

Психологическая служба ДОУ

5

Самооценка состояния профессионально-педагогической компетентности

Ноябрь 2014

Педагоги

Психологическая служба ДОУ

6

Анализ условий реализации проекта

Ноябрь 2014

Педагог-психолог

7

Контентная разработка проекта «Психологическое сопровождение образовательного процесса»

Ноябрь 2014, январь 2015

Проектная группа

2 этап

Формирующий этап

Цель: внедрение в практику ДОУ системы психологического сопровождения образовательного процесса


1

Подготовка педагогов к активизации профессиональной мобильности (социально-личностный компонент):

  • практикум «Приёмы и техники. Стимулирующие самоактуализацию личности»;

  • корпоративный тренинг командообразования «Таверна», «Здесь будет город-сад»;

  • семинар-практикум «Использование коммуникативных техник общения в ситуациях публичного выступления»;

  • тренинг «Пропедевтика профессиональной депривации педагогов»

Январь - май 2015

Педагог - психолог

Старшие воспитатели

Психологическая служба ДОУ

2

Развитие инструментальных педагогических компетенций (профессионально-образовательный компонент)

  • постоянно действующий семинар «Перестройка образовательного процесса в соответствии с ФГОС дошкольного образования»: «Основные направления развития ребенка дошкольного возраста», «Игра как ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста», «Построение образовательной деятельности в области зоны ближайшего развития», «Социально развитие дошкольника»;

  • тематические консультации по вопросам образования и воспитания детей: «Современная социокультурная ситуация развития ребенка», «Педагогические условия успешного интеллектуального развития ребенка», «Методы знакомства детей с социальным миром», «Здоровьесберегающие технологии», «Проектный метод в работе с детьми»,

  • обмен опытом: через внутренние конкурсы, сообщения из опыта работы, взаимопросмотры, мастер-классы, ярмарки идей;

  • организационно-деятельностные игры (имитационные, деловые, игровые…);

  • супервизии, изучение и анализ практических ситуаций;

  • формирование рефлексивных навыков (на основе самоанализа педагогической деятельности);

  • оказание адресной методической и психологической помощи педагогам;

  • разработка банка методических пособий для организации совместных мероприятий с детьми и родителями.

В течении всего периода

Старшие воспитатели

Психологическая служба ДОУ

Педагоги ДОУ

3

Деятельность творческой группы психологической службы ДОУ

  • педагогическое наставничество;

  • практические занятия;

  • разработка и утверждение методических разработок

  • разработка индивидуально-ориентированных программ развития и сопровождения детей

В течении всего периода

Психологическая служба ДОУ

4

Укрепление сотрудничества с родителями по вопросам развития и образования детей

  • Семинары-практикумы

  • Консультативная помощь

  • Организация системы просвещения

В течении всего периода

Психологическая служба ДОУ

4

Создание конкурентной среды ДОУ:

  • тренинг личностного роста и профессионального роста «Создание уникального имиджа педагога»;

  • конкурс нетрадиционных консультаций;

В течении всего периода

Старшие воспитатели

Психологическая служба ДОУ

Педагоги ДОУ

5

Создание конкурентной среды со смежными образовательными учреждениями:

  • участие в работе проблемно-творческих групп города;

  • участие в профессиональных конкурсах, научно - практических конференциях;

  • подготовка и организация участия воспитанников в конкурсах и соревнованиях.

В течении всего периода

Старший воспитатель

Психологическая служба ДОУ

6

Распространение опыта

В течении всего периода

Старший воспитатель

3 этап

Контрольно - аналитический этап

Цель: Рефлексия эффективности реализации системы психологического сопровождения

1

Оценка эффективности реализации системы психологического сопровождения

Декабрь 2016

Заведующий ДОУ

Заместитель заведующего по ВМР

2

Обобщение результатов инновационной деятельности, трансляция опыта работы педагогов способствующих развитию самооценки профессиональных качеств.

Декабрь 2016

Заведующий ДОУ

Заместитель заведующего по ВМР


© 2010-2022