Занятие для педагогов Развитие и коррекция процессов памяти

  Цель: напомнить педагогам основы психологии, а именно о памяти и способах ее развития. Задачи: 1.     Рассмотреть виды памяти. 2.     От чего зависит объем памяти и сохранение информации 3.     Изучить законы памяти и приемы запоминания 4.     Провести диагностику изучения особенностей памяти с педагогами Рекомендуемые  упражнения по развитию памяти для использования на уроках:   Русс.язык - 10 слов, Работа с картинами: Нелепицы, Рассмотри – запомни – ответь на вопросы, Что изменилось, Я полож...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ИШИМБАЙСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА №7 VIII ВИДА















Развитие и коррекция

процессов памяти

(выступление с практическим занятием на спецсеминаре)





Проведено: 27.03.2013г.

педагог-психолог

Набиуллина И.Б.














Ишимбай - 2013г.

Цель: напомнить педагогам основы психологии, а именно о памяти и способах ее развития.

Задачи:

  1. Рассмотреть виды памяти.

  2. От чего зависит объем памяти и сохранение информации

  3. Изучить законы памяти и приемы запоминания

  4. Провести диагностику изучения особенностей памяти с педагогами

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Виды памяти:

- по содержанию психической активности:

1. двигательная

2. образная (зрительная, обонятельная, вкусовая, слуховая, осязательная)

3. эмоциональная

4. словесно-логическая

- по степени волевой регуляции

1. иконическая 0,1 - 0,5 сек

2. кратковременная

3. долговременная

4. оперативная (выполнение операции или части)

5. генетическая

- по продолжительности сохранности материала

1. непроизвольная

2. произвольная

Учеными отмечено, что хорошая память не гарантирует ее обладателю высокого уровня интеллектуального развития(есть описания детей с недостаточным развитием интеллекта, которые хорошо запоминают ряды простых чисел).

Но, все-таки память одно из необходимых условий развития интеллектуальных способностей.

Двигательная память - формирование различных двигательных умений и навыков, отсюда разные уровни навыков письма, трудовой деятельности. Память на движения хорошо развита у спортсменов.

Образная память - ярче проявляется у детей и подростков.

Эмоциональная память - важнейшее условие нравственного развития человека. То, что у человека вызывает эмоциональное переживание, запоминается без особого труда и на более длительный срок.

Двигательная, образная и эмоциональная виды памяти в простейших формах есть у животных. Словесно-логическая - вид памяти специфически человеческий.

2. От чего зависит объем памяти и сохранение информации?

Прочность и полнота запоминания зависят от повторений. Но не от количества, а от того, как они распределены во времени:

Через 30 мин - забываем 40% новой информации

На следующий день - 34%

Через 1 месяц - 21%

Повторять нужно:

1ый раз - сразу после прочтения

2ой раз - через полчаса

3ий раз - через день

4ый раз - через 2 - 3 недели

Сохранение зависит:

  1. От глубины понимания

  2. Значимости информации

  3. Применения усвоенных знаний

  4. Повторения - степени использования

3. Для улучшения памяти и ее тренировки надо знать законы памяти

  1. Для лучшего запоминания необходимо думать, так как память теснейшим образом связана с мышлением.

Важным показателем развития произвольной памяти является не только умение поставить цель запоминания, но и проконтролировать ее выполнение. В основе перехода от непроизвольного к произвольному запоминанию лежит повышение регулирующей роли речи в поведении ребенка.

Пример, комментирование письма, решение примеров.


  1. Интерес к материалу повышает продуктивность запоминания (эмоциональная память).

  2. К предстоящей работе с материалом следует готовиться:

- предварительное чтение на эту тему;

- беседа - что знаем по данной теме, как много? чего не знаем?

  1. Не следует перегружать информацией память за короткий промежуток времени

  2. Не следует учить друг за другом похожие предметы.

Учеными замечено, что лучший способ забыть все только что выученное, - это попытаться тут же запомнить нечто похожее.

Приемы запоминания

  1. Перевод информации на доступный язык, использование эмоционального восприятия.

  2. Для лучшего запоминания сокращать информацию до предела.

  3. Поиск связей между фразами в материале(смысловые, структурные)

Пример, при запоминании бессмысленного ряда цифр большое значение имеет их расположение. Чтобы лучше запомнить число из 7 цифр 7415216 надо записать его так 741 - 52 - 16. Читая текст, можно придать ему определенный ритм, внести эмоции.

  1. Опорные сигналы (м.Шаталова).

(группировка, классификация, схематизация, ассоциации, аналогии, составление плана)

  1. Повторение

  2. Тренировка


4.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ


Проведение заданий с педагогами

Упражнения:

  1. 10 картин

  2. 10 слов

  3. Пары слов, запоминание картинками

  4. Картинка-цвет, картинка-число

  5. Запоминание символов, знаков, букв в сочетании. Допиши то, что было.

  6. Двигательная память: «Снежный ком», Слово и движение, набор двигательных заданий

  7. Я положил в мешок…

  8. Работа с картинами: Нелепицы, Рассмотри - запомни - ответь на вопросы, Что изменилось

  9. Передвижение фишки по сетке

Рекомендуемые упражнения по развитию памяти для использования на уроках:

Русс.язык - 10 слов, Работа с картинами: Нелепицы, Рассмотри - запомни - ответь на вопросы, Что изменилось, Я положил в мешок…

Математика - картинка-число, Запоминание символов, знаков, букв в сочетании. Допиши то, что было, Передвижение фишки по сетке

Биология, география, СБО - Работа с картинами: Нелепицы, Рассмотри - запомни - ответь на вопросы, Что изменилось, Картинка-цвет, Я положил в мешок…,10 картин

История - Работа с картинами, Запоминание символов, знаков, 10 картин

Труд - Запоминание символов, знаков, букв в сочетании. Допиши то, что было., двигательные задания, Передвижение фишки по сетке

Физ-ра, ритмика - «Снежный ком», Слово и движение, набор двигательных заданий

5.Подведение итогов, рефлексия




© 2010-2022