Годовой план работы педагога-психолога лицея

Годовой пан психолога отражает все направления в работе. Успешно используется в соответствие с циклограммами на четверть и микро планами по каждому виду сопровождения. В ходе использования подобного планирования легко отследить деятельность педагога-психолога и составить анализ по деятельности самому специалисту. Чётко отражены цели и задачи  психолого-педагогического сопровождения на каждой ступени образования. Чётко указано направление, сроки, ожидаемый результат, условия проведения любой деят...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УТВЕРЖДАЮ СОГЛАСОВАННО РАССМОТРЕНО

Директор МБОУ Лицей № 1 Зам. директора по УВР на заседании ___________ В. А. Тютерев _________ М. Б. Захарова городского МО психологов «___» ____________2013г «___» ________2013 г __________Е.Л. Филиппова

Протокол № _____ от

«____» ________2013 г.

ПЛАН РАБОТЫ ПЕДАГОГА- ПСИХОЛОГА

МБОУ Лицей № 1

на 2013-2014 учебный год

Цели психологической службы:

1. Создание единой, целостной системы психолого-педагогической диагностики и коррекции, обеспечивающей взаимодействие всех служб школы в решении проблемы развития и самореализации каждого ребенка.

2. Создание социально-психологических условий для успешного психологического развития детей в ситуациях межличностного взаимодействия и обеспечение психологических условий для охраны здоровья на различных этапах развития личности школьников, их родителей, педагогического коллектива.

3. Организовать систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся, содействующей повышению готовности к самоопределению по предподготовительному (8 классы), подготовительному (9 классы) адаптационному (10 классы) циклам

4. Формирование конструктивной мотивации среди учащихся, педагогов и родителей (позитивных ценностей, ориентации на выполнение социальных требований и самосохранение).

5. Продолжить психолого-педагогическое сопровождение начальных классов по федеральному государственному образовательному стандарту начального образования второго поколения.

6. Координация воспитательных воздействий родителей, учителей, воспитателей, построение учебно-воспитательного процесса с опорой на знание возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Задачи психологической службы:

1. Обеспечить полноценное личностное и интеллектуальное развитие учащихся на каждом возрастном этапе, успешную адаптацию к требованиям обучения при поступлении в 1 класс и переходе на каждую новую ступень школы.

2. Реализация комплекса мероприятий, способствующих психофизическому развитию обучающихся в образовательном процессе с учётом их возрастных особенностей.

3. Реализация комплекса мероприятий, обеспечивающих формирование и развитие психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родительской общественности.

4. Активно участвовать по продвижению национального проекта «Образование»:

  • в работе по внедрению федерального государственного образовательного стандарта начального образования второго поколения;

  • в работе с одаренными детьми, в том числе подготовке к олимпиаде по психологии, научно-практических конференциях и конкурсах;

  • в работе по психолого-педагогическому сопровождению при подготовке к единому государственному экзамену, государственной итоговой аттестации;

  • в информатизации психологической службы образования.

  • систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения.

5. Внедрять модели психолого - педагогического сопровождения профильного обучения.

7. Апробировать на базе школы программы: Тропинка к своему Я в экспериментальных классах, «Путь к успеху» сопровождение подготовки к единому государственному экзамену; программу «Семицветик» с будущими первоклассниками, программу «Психология личности» и «Межличностных отношений» в 11 класс, предпрофильная подготовка (8-9 классы)

8. Содействовать в осуществлении психолого-педагогической поддержки детей с девиантным поведением.

9. Реализовывать комплекс мероприятий, обеспечивающих вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса:

- сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся;

- формирование отношения к здоровью и безопасному образу жизни как к ценности;

- дифференциация и индивидуализация обучения;

- мониторинг возможностей и способностей учащихся, выявление и поддержка одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья;

- формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников;

Поддержка детских объединений, ученического самоуправления.

10.Обеспечение разнообразия уровней психолого-педагогического сопровождения (индивидуальный, групповой, уровень класса, учреждения) и переориентация на новые требования ФГОС.

11.Обеспечение и реализация вариативности форм психологического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная, развивающая работа, просвещение, экспертиза).

12. Консультирование педагогического и медицинского персонала по вопросам, касающимся общих и специфических закономерностей психологического развития детей и подростков.

13. Участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий, проводимой по инициативе органов управления образованием или отдельных образовательных учреждений.

14. Расширять зону просвещения в вопросах педагогики, психологии и воспитания подрастающего поколения через средства массовой информации.

Задачи психолого-педагогического сопровождения на разных ступенях образования:

Дошкольное образование

  • ранняя диагностика и коррекция нарушений в развитии

  • обеспечение готовности к школе.

Начальная школа

  • определение готовности к обучению в школе

  • обеспечение адаптации к школе

  • повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности

  • развитие познавательной и учебной мотивации

  • развитие самостоятельности и самоорганизации

  • поддержка в формировании желания и «умения учиться», развитии творческих способностей.

Основная школа

  • сопровождение перехода в основную школу

  • адаптации к новым условиям обучения

  • поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития

  • помощь в решении личностных проблем и проблем социализации

  • формирование жизненных навыков

  • профилактика неврозов

  • помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками

  • профилактика девиантного поведения, наркозависимости

Старшая школа

  • помощь в профильной ориентации и профессиональном самоопределении

  • поддержка в решении экзистенци­альных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности)

  • развитие временной перспективы, способности к целеполаганию

  • развитие психосоциальной компетентности

  • психологическая подготовка выпускных классов к итоговой аттестации в форме ЕГЭ, ГИА.

Основные виды деятельности психологической службы школы



- диагностика и мониторинг;

- коррекционно-развивающая деятельность;

- консультативная деятельность;

- просветительская деятельность;

- экспертная деятельность;

- организационно-методическая работа.


  1. Организационно-методическая работа

№ п/п

Наименование работы

Сроки проведения

Предполагаемый результат

Условия проведения

6.1

Организационно-методическая работа

Сентябрь 2013

Подготовка тематики лектория для педагогов, материал для проведения консультаций (групповых) для педагогов и родителей (рекомендаций).

Разработка циклограммы работы педагога-психолога на 20132 (по четвертям). Подготовка пакета диагностических методик со школьниками.

Библиотека, Интернет ресурсы

6.2

Просвещение специалистов в области психологии

Участие в работе городского МО согласно плану

В течение года

Стимулирование личностного роста специалиста в области психологии

методические объединения педагогов-психологов

6.3

Разработка индивидуальных и групповых программ коррекционно-развивающей работы с учащимися

В течение года

по запросу

Формирование маршрута коррекционно-развивающей работы со школьниками

6.4

Составление программ по оздоровлению детей в каникулярное время

В течение года

по запросу

Формирование доверительного общения среди детей разновозрастных групп. Обучение детей умению видеть за своими поступками проявления особенностей характера, умению адаптироваться к изменяющимся социальным условиям

6.5

Совещание при директоре

Еженедельно

Систематизация работы на неделю

6.6

Ведение документации:

  • циклограмма;

  • журнал консультаций;

  • журнал диагностической работы;

  • журнал коррекционно-развивающей работы;

ежедневно

постоянно

ежеквартально

Систематическое планирование работы

6.7

Подготовка детей к предметной олимпиаде, КВН по психологии

декабрь

Пропаганда психологических знаний среди учащихся


1.Мониторинг

№ п/п

Наименование работы

Сроки проведения

Ожидаемый результат

Условия проведения

1.1.

Мониторинг выбора профильного класса

Сентябрь 10 классы

Повышение комфортности обучения у учащихся лицея

Групповая диагностика

1.2.

Мониторинг социального психологического здоровья детей 8-11 классов

Январь-Март

Профилактика эмоциональных срывов. Суицидального поведения. Своевременное исключение травмирующих факторов из жизни ребёнка.

Групповая диагностика

1.3.

Мониторинг по образовательному федеральному стандарту второго поколения в 1 классах, 2 классах, 3 классах, 4 класс

Октябрь-апрель

по запросу

Сформированность внутренней позиции школьника

Сформированность самооценки, когнитивного компонента

Сформированность социальных мотивов

Развитие творческого потенциала личности

Анкетирование, диагностика

1.2. Диагностика

1.2.1.

Диагностика готовности к профильному обучению

сентябрь


Отслеживание профессиональных предпочтений учащихся

Индивидуальная диагностика

1.2.2.

Адаптация к обучению в школе 1, 5, 10 -х классов

Сентябрь 10 кл

Октябрь-Ноябрь 5 кл

Ноябрь-Декабрь 1 кл

Выявить детей с проблемами в учебной деятельности, в эмоциональном плане. Разработка плана коррекционно-развивающей работы с детьми

Групповая диагностика

1.2.3.

Диагностическое обследование учеников 5-х классов в момент адаптации к обучению в средней школе

Октябрь 3-4 неделя

Выявление и коррекция трудностей адаптации у детей.

Разработка плана сопровождающей работы в 5-х классах

Групповая диагностика

1.2.4.

Диагностика адаптации учащихся 10-х классов к новым условиям

Сентябрь-октябрь

Анализ сформированности психологических процессов

Групповая диагностика

1.2.5.

Диагностика способностей шестилетних детей

Март-Апрель

Выравнивание стартовых возможностей детей поступающих в школу.

Выявить уровень готовности к обучению в школе.

Групповая диагностика

1.2.6.

Изучение школьной мотивации учащихся 4 кл.

Март-Апрель

Выявление детей «группы риска». Сформированность мотивационных потребностей.

Разработка плана сопровождающей работы в 4-х классах

Групповая диагностика

1.2.7.

Выбор профиля обучения

Апрель- Май

Формирование мотивации выбора профиля обучения в старшем звене

Диагностическое исследование

1.2.8.

Диагностика по запросу администрации, социального педагога, учителей школы (по разным направлениям)

В течение года

Изучение психологического климата в детском, педагогическом коллективах. Получение информации о способностях, интересах детей, взрослых для выработки тактики работы

Индивидуальная диагностика

1.2.9.

Диагностика личности учащихся с проблемами в развитии

В течение года

Выявление детей «группы риска» консультирование узких специалистов, ПМПК

Индивидуальное обследование



2.Проектирование

Коррекционно-развивающая работа

2.1 Групповая коррекция с детьми и подростками

№ п/п

Наименование работы

Сроки проведения

Ожидаемый результат

Условия проведения

2.1.1.

Занятия в первых классах по адаптации к новым условиям учащихся

1 раз в неделю

по запросу

Развитие адаптивных навыков, выявление детей с проблемами в адаптации и развитии в целом

Работа в классах по запросу

2.1.2.


Развивающие занятия с будущими первоклассниками по программе

«Семицветик»

автор: Т. Г. Захарычева

Ноябрь-

Март

по субботам

Системная подготовка детей к школе. Развитие школьно-значимых функций в период подготовки детей к школе. Способствовать развитию у детей старшего дошкольного возраста предпосылкам успешного обучения. Обеспечить детям плавное вхождение в систематическое обучение. Помочь родителям в создании условий, способствующих интенсивному развитию познавательных возможностей старших дошкольников, привлечь их к активному участию в учебно-воспитательном процессе.

Работа в группах

по запросу

2.1.3.

Коррекционно-развивающая программа по федеральному образовательному стандарту второго поколения в 2 классах «Тропинка к своему Я»

Автор: О. В. Хухлаева

(адаптирована психологом школы Т. Г. Захарычевой)

В течение 1 четверти

1 раз в неделю

(по запросу)

Сформированность внутренней позиции школьника. Сформированность самооценки, когнитивного компонента. Сформированность познавательных, социальных, учебных мотивов. Доверие ребёнка, стремлении к контактам, снижение эмоциональной напряжённости, отреагирования и разрядка негативных эмоциональных переживаний, снижении частоты конфликтов и ссор с детьми. Развитие творческого потенциала личности, создании позитивного настроя, усилении конструктивности поведения, способности выразить словами и осознать основания собственных действий, мыслей, чувств, развитии продуктивности и контактности во взаимоотношениях с людьми, в возможности осуществить саморуководство и саморегуляцию, стать целостной личностью: физически и психически здоровой.

Работа в классах по запросу

2.1.4.

Программа коррекционно-развивающих занятий в 1 классах

«Помоги Сереже»

Вторая половина года 1 раз в неделю

(по запросу)

Помочь детям в адаптации к школе, что подразумевает, в частности, развитие эмоциональной регуляции поведения детей, предупреждение и снижение тревожности и страхов, повышение уверенности в себе, преодоление интеллектуальных трудностей при обучении в школе, развитие творческого потенциала каждого ребёнка.

Индивидуальная работа (по запросу)

2.1.5.

Тренинги с учащимися 5 классов на этапе адаптации при переходе в среднее звено школы

1,2 четверть

1 раз в неделю

по запросу

Упрощение процесса адаптации к новым условиям

Формирование положительного образа Я и самооценки, способов эффективного взаимодействия детей.

Работа в классах по запросу

2.1.6.

Занятия с учащимися по подготовке к ГИА, экзаменам в форме ЕГЭ

апрель

Снижение напряжения в ходе сдачи экзаменов

Работа в классах по запросу

2.1.7.

Программа формирования психологического здоровья «Тропинка к своему Я»

в 4 классах

Автор: Хухлаева О.В.

Итоговое занятие

игра «Дорога в пятый класс»

Март-апрель

Помочь детям подготовиться к переходу в среднее звено. Создание социально-психологических и педагогических предпосылок для успешного перехода четвероклассников в среднее звено. Помочь каждому ребёнку осознать свою уникальность и неповторимость.

Сплочение детского коллектива.

Работа в классах по запросу

2.1.8.

Психологическое сопровождение учащихся 4,7,10 кл и педагогов участвующих в мониторинге

В течение года

по запросу

Психологическая поддержка, решение возникающих проблем

Выработка рекомендаций по проблеме по запросу

2.1.9.

Занятия с учащимися 11 кл. по программе «Психология личности»

1 раз в неделю

В течение года

по запросу

Понимание психологии человека и ее значения для самопознания, саморазвития

Выработка навыков эффективного поведения в период подготовки и проведения экзамена.

Овладение способами релаксации и снятия эмоционального и физического напряжения, волевой мобилизации и поддержания рабочего самочувствия.

Подготовка к успешной сдаче ЕГЭ.

Работа в классах по запросу

2.1.10.

Программа «Мой выбор»

Автор:

(адаптирована психологом школы Т. Г. Захарычевой)

1 раз в неделю

В течение года

по запросу

Формирование у учащихся 8 классов готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению. Умение осуществлять выбор профессии и дальнейшего профильного обучения с учетом способностей, возможностей, мотивации.

Работа в классах по запросу

3.Психологическое консультирование

№ п/п

Наименование работы

Сроки проведения

Ожидаемый результат

Условия проведения

3.1.

Консультирование классных руководителей по итогам диагностических исследований

В течение года

Выработка рекомендаций

Школьный класс

3.2.

Индивидуальные консультации с учащимися

В течение года

Выработка рекомендаций

Школьный класс

3.3.

Консультирование с родителями

В течение года

Формирование позитивных отношений в семье, а также к процессу воспитания детей.

Школьный класс

3.4.

Консультирование учащихся

В течение года

Овладение учащимися приемами эффективного взаимодействия с другими людьми, снятие психоэмоционального напряжения

Школьный класс

4. Экспертиза

№ п/п

Наименование работы

Сроки проведения

Ожидаемый результат

Условия проведения

4.1.

Участие в работе психолого-медико-педагогического консилиума по преемственности, Состояние адаптивности учащихся 5-х, 10-х классов.

Ноябрь 2 неделя

Обеспечение успешной адаптации детей при переходе со ступени начального общего образования на основную. Организовать коррекционно-развивающие группы. Разработка рекомендаций для администрации, учителей, социальному педагогу, семьям по взаимодействию с детьми. Разработка индивидуальных коррекционно-развивающих программ.

Школьный класс

4.2.

Участие в работе ПМП консилиума по итогам диагностического исследования детей в 1-х классах

Декабрь

Январь

Разработка общей позиции относительно социально-психологического сопровождения детей. Разработка рекомендаций для педагогов и родителей, индивидуальных программ для детей 1-х классов.

Школьный класс

4.3.

Заседание психолого-медико-педагогического консилиума:

- обследование детей направленных на ПМПК

В течение года

Составление заключения для ПМПК

Библиотека

4.4.

Проведение комплексной психолого-педагогической экспертизы профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий, проводимых по инициативе органов управления образованием или отдельных образовательных учреждений

В течение года

по запросу

Составление протоколов, экспертных заключений

МБОУ СОШ, ДОУ города

Методический кабинет ГУО


5. Просветительская работа

5.1 Проведение групповых консультаций для родителей


5.1.1.

«Адаптация ребенка к новым условиям школьной жизни»

Влияние родителей на позитивную мотивацию и успешность обучения ребенка в школе

В течение года

по запросу

Профилактика дезадаптации учащихся, помощь родителям в период адаптации детей к новым условиям

Групповая работа 1,5,10 классы

5.1.2.

Лекторий для учащихся на тему «Я позитивный и успешный человек»

Октябрь-май

Профилактика суицидального поведения, девиаций в поведении подростков

Групповая работа

5-11 классы

5.1.3.

«Как помочь выпускнику основной школы выбрать профиль обучения»

В течение года

по запросу

Выработка алгоритма оптимального воспитания в семье

Групповая работа

5.1.4.

Подготовка учащихся к олимпиаде

Научно-практической конференции

В течение года

Формирование интереса к психологии

Групповая работа по возрастам

5.1.4.

«Как справиться со стрессом. Подготовка к ЕГЭ и ГИА»

В течение года

Информирование родителей и учащихся с приемами снятия напряжения и тревожности при подготовки к экзаменам.

Разработка рекомендаций для родителей и учителей по психологической подготовке к государственной (итоговой) аттестации выпускников 9, 11 классов.

Групповая работа


5.2 Групповая работа с родителями и педагогами


5.2.1.

Семинар для педагогов

«Особенности одарённых детей»

Ноябрь

по запросу

Освещение проблем и перспектив развития одарённых детей в школе

Групповая работа

5.2.2.

Общегородское родительское собрание «Проблемы современных детей и пути их преодоления »

январь

Просвещение родительской общественности по результатам мониторинга социально-психологического состояния детей.

Групповая работа

5.2.3.

Тренинг родительской эффективности

По запросу в течение года

Отработка навыков конструктивного взаимодействия с детьми лобового возраста. Обсуждение проблем особенностей воспитания детей в семье. Улучшение детско-родительских взаимоотношений.

Групповая работа

5.2.4.

Семинар для педагогов «Особенности подросткового возраста»

Февраль

Профилактика суицидального поведения детей и подростков

Учителя среднего звена


© 2010-2022