Выступление «Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с осложнённым поведением»

"Описание материала: Работа включает в себя "анализ трудов психологов, исследования среди учащихся своего «трудного класса» в попытке разобраться «как же подобрать ключик к так называемым трудным подросткам». Выступление было подготовлено для обмена опытом на заседании школьного методического объединения классных руководителей. Здесь рассматриваются некоторые объективные и субъективные причины поведения трудных детей, Приведены вытекающие из них рекомендации для работы с подростками в помощь уч...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Кашапова Ильхамия Рашидовна

учитель 1 категории
МБОУ «СОШЩ № 38»

Ново-Савиновского района

г. Казани

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся

с осложнённым поведением

Большинство детей иногда называют «трудными» - особенно, когда они не слушаются или сопротивляются родителям, учителям. Они не просто непослушные или упрямые, мы не всегда понимаем причины, лежащие в основе их поведения. Более того, эти причины кажутся очень запутанными или даже бессмысленными.

Такие дети постоянно ведут себя агрессивно, дерзко и неуважительно. Обычно ребёнок вредит самому себе, и в результате его наказывают, однако наказания не меняют и не улучшают его поведения.

Поведение трудного подростка не всегда можно назвать дерзким или агрессивным. Иногда он, напротив, выглядит вялым, ленивым и безразличным. Кажется, этим детям ничего не помогает, потому что их ничего не волнует.

Но и дерзкие, и апатичные дети и подростки либо не способны, либо не хотят вести себя по-новому, какими бы ни были последствия их поведения. Эти дети не слушают разумных доводов. Они действуют так, что можно подумать, будто они специально вредят себе. Кроме того, создаётся впечатление, что им глубоко безразличны чувства других людей. Следовательно, их поведение способно раздражать - и ещё как. Короче говоря, этим детям, кажется, ничего не помогает.

Столкнувшись с трудными подростками, взрослые обычно сердятся, досадуют и чувствуют полную свою беспомощность. Это отличает трудных подростков от сверстников. Создаётся впечатление, что они не такие, как другие дети.

Слайд2. Коррекционная и педагогическая работа с детьми и подростками с нарушениями поведения должна осуществляться совместно педагогами, психологами, врачами. Для профилактики и терапии нарушений поведения во-первых, необходимо выяснение условий воспитаний ребёнка и психологической атмосферы в семье или другой микросреде, в которой он растет.

Наиболее общей причиной социального характера, как ни странно, является отношение общества к подросткам. Как ни парадоксально, чем больше внимания общество уделяло подросткам и чем больше особых прав им предоставляло, тем острее становилась проблема трудного возраста.

Среди причин психологического и социального характера традиционно выделяют Слайд 3:

Дефекты правового и нравственного сознания;

Содержание потребностей личности;

Особенности характера;

Особенности эмоционально-волевой сферы.

Как правило, трудности в поведении подростка объясняются сочетанием результатов неправильного развития личности и неблагоприятной ситуации, в которой он оказался, а также недостатками воспитания. Слайд 4.

В подростковом возрасте среди наиболее встречающихся Слайд 5 причин девиантного поведения ряд учёных называют незавершённость процесса формирования личности, отрицательное влияние среды и ближайшего окружения, зависимость подростка от требований, норм и ценностей группы, к которой он принадлежит. Кроме того, отклоняющееся от нормы поведение у подростков зачастую является средством самоутверждения, протестом против действительности или требований взрослых.

Следует отметить, что агрессивное противостояние «взрослым» нормам и ценностям и требованиям со стороны взрослых, а также следование нормам и правилам своей группы - наиболее распространённые причины кратковременного трудного поведения. Они же находятся в числе наиболее легко преодолеваемых. Взрослым стоит лишь пересмотреть своё отношение к подросшим детям, и проблема решится сама собой. Проблема молодёжной и подростковой субкультуры и попыток с их стороны отгородиться от влияния взрослых выделялась исследователями во все времена, поскольку она связана с возрастными изменениями подростков. В возрасте 13-17 лет подростки и молодежь очень подвержены влиянию «своих» групп. Так, среди причин, побудивших ребёнка попробовать наркотики, чаще всего называется нежелание отстать от компании, быть как все (31%). То же самое относится к передаче преступного опыта. Это «осуществляется при общении подростков между собой», как считают от 50 до 80% ребят.

Одной из основных причин психологического характера многие исследователи называют низкую самооценку детей, особенно подростков. От самооценки зависят, прежде всего, взаимоотношения человека с окружающими его людьми, его критичность, требовательность к себе, отношения к успехам и неудачам. Расхождения между притязаниями человека и его возможностями ведут к психологическим срывам, повышенной конфликтности подростка, особенно с взрослыми, эмоциональным срывам и т.д. Подросткам, в силу возрастных особенностей в некоторые периоды, присуща неадекватная оценка своих возможностей и собственной ценности как личности. Кроме поведенческих и эмоциональных срывов такая ситуация может приводить к депрессии и, как следствие, нежелание посещать школу, снижению успеваемости, употреблению табака, алкоголя, наркотиков, поиску поддержки среди «сомнительных» друзей иным отклонениям в поведении (опрос 9 б) Слайд 6.

Среди причин социального характера одной из самых распространённых является влияние социального окружения, в котором живёт и развивается ребёнок. Развиваясь в социально неблагополучной среде, подросток усваивает её нормы и ценности. Даже если они противоречат принятым в обществе, для ребёнка они - наиболее правильные, поскольку он не имеет опыта жизни в иной социальной среде.

Причиной может стать и социально-благополучная, но низкая по уровню материального обеспечения среда. Если у ребёнка, воспитанного в такой среде, не сформированы моральные нормы и ценности, навыки самостоятельного планирования жизни, он может преступит принятые в обществе нормы поведения сначала в виде протеста против своих условий жизни, а затем нарушать закон с целью повышения своего уровня жизни (кражи, махинации и т.д.). причиной может стать и социально - и материально благополучная среда. При несформированности моральных норм, отклонениях в развитии, конфликтах с взрослыми ребёнок, воспитывающийся в благополучной атмосфере, может пуститься на «поиски приключений» или найти поддержку в неблагополучной среде и начать следовать её законам и нормам.

Во-вторых, очень важно Слайд 7. найти возможность осуществления психотерапевтического воздействия на семью путём специальных повторяющихся бесед со всеми членами семьи, направленных на нормализацию внутрисемейных взаимоотношений и устранение ошибок воспитания. Семейному воспитанию принадлежит решающая роль в формировании личности и характера ребёнка.

Среди конкретных причин возникновения отклонений в поведении наибольшее значение имеют Слайд 8 проблемы в семье ребёнка: неблагополучие, разлад в семье, педагогическая некомпетентность родителей, нарекания, брань при взаимодействии с членами семьи, наказания по пустякам, непонимание или незнание родителями трудностей детей, алкоголизм родителей, даже сам факт принадлежности к неблагополучной семье.

Перенесение основных усилий по работе с семьёй в школу вряд ли сможет исправить сложившуюся картину, особенно на фоне снижения общего социально-экономического и социокультурного уровня развития общества. Целесообразно было бы создание специальных центров, которые могли бы оказывать семье необходимую психологическую, педагогическую, медицинскую, юридическую помощь, разработка региональных программ по работе с семьёй, широкое использование для этих целей СМИ. Не менее важное значение имеют и Слайд 9 проблемы самого ребёнка: болезни, отставания в учёбе, недостаточная уверенность в себе, одиночество, непонятость другими, а также отдельные эмоциональные и интеллектуальные характеристики подростка: повышенная возбудимость, расторможенность влечений, низкий уровень эмоционально-волевого контроля.

В-третьих, при необходимости создать условия для рациональной психотерапии ребёнка и подростка, тесно смыкающейся с лечебно-педагогической коррекцией.

Для выбора правильных рекомендаций по изменению психологической атмосферы в семье, в целях направленного влияния на поведение ребёнка, важно исходить из учёта психологических отношений в конкретной семье. Необходимо установить, кто из родителей занимает доминирующее психологическое положение в семье, выяснить характер взаимоотношений родителей между собой, психологическое положение данного ребёнка в семье.

Следует использовать и так называемую «социальную терапию» такой семьи Слайд 10 (воспитательная работа с родителями, воздействие через общественность на производстве, направление их на консультацию и лечение в случае подозрения на наличие у них психологического заболевания или зависимости от алкоголя, наркотиков).

При невозможности изменить условия воспитания или устранить травмирующую ребёнка ситуацию, целесообразно провести процедуру изъятия ребёнка из данной неблагополучной среды, возможно на какой-то определённый срок, предназначенный для осознания родителями своих ошибок.

Важным аспектом является также знание педагогами основ психогигиены воспитания в школьном коллективе. Необходимо учитывать психологический микроклимат в естественно складывающихся группировках подростков, взаимоотношение внутри них и между ними. Разумно исходить также из мнения детей друг о друге, учитывать наличие естественных лидеров и другие социально-психологические обстоятельства.

В ходе социологических исследований выявлены различия в ответах представителей мужского и женского пола.

Молодые люди считали, что отклоняющееся от нормы поведения - это такое, за которое можно получить юридическое наказание (80% опрошенных). Неуважение к педагогам, неповиновение, отказ от учебной и трудовой деятельности, конфликты считали нормой, которая обуславливается складывающимися со взрослыми отношениями.

Девушки (75% опрошенных) в качестве критерия отклоняющегося от нормы поведения называли оценку этого поведения взрослыми. Различные виды девиантного поведения могут быть нормой в одной ситуации и отклонением от неё в другой, т.е. фактор взаимоотношения со взрослыми определяется в качестве критерия девиации.

Среди юношей по распространённости видов Слайд 11 девиантного поведения 1 место заняли приём алкоголя и курение в общественных местах;

2 место - нарушение общественного порядка;

3 место - хулиганство;

4 место - токсикомания;

5 место - мелкое воровство.

Оценка распространённости видов девиантного поведения у девушек представляет иную картину:

1 место - нарушение правил режима в школе, прогулы, отказ от выполнения заданий;

2 место - принятие алкоголя и курение в общественных местах;

3 место - проституция;

4 место - употребление наркотических средств

5 место - нарушение общественного порядка.

На вопрос о причинах девиантного поведения ответы распределились следующим образом: Слайд 12

Желание обратить на себя внимание - 10% опрошенных;

Желание завоевать авторитет - 5%;

Отсутствие значительных материальных возможностей родителей - 30%;

Просто так от скуки - 7%;

Масса свободного времени - 42%.

Среди других ответов звучали довольно тревожные мотивы, характеризующие низкий уровень нравственности и культуры детей и подростков, наличие желания любой ценой иметь деньги, без разбора в средствах. Слайд 13 (опрос в 9 б классе 2010 года)

Знание психогигиены воспитания детского коллектива способствует предупреждению конфликтов между группировками детей и отдельными детьми, а также предупреждает возникновение психологических напряжений, связанных с неправильным распределением общественных поручений и другими мероприятиями в коллективе, что очень важно для создания благоприятной психологической атмосферы и снятия возможного эмоционального перенапряжения.

Например, ребёнку, воспитывающемуся в условиях повышенной моральной ответственности и строгости, целесообразно дать посильное общественное поручение, публично поощрять его успехи, стимулировать развитие у него уверенности в своих силах, инициативности и решительности.

Напротив, в отношении ребёнка с повышенной и необоснованной «жаждой признания», целесообразно повысить требовательность и контроль над качеством и способами осуществления тех или иных поручений, сдерживать гипертрофированное стремление выделиться среди других детей и добиться признания. В особенно осторожном педагогическом подходе нуждаются дети с теми или иными отклонениями в психическом развитии.

Тактика педагога в этих случаях должна определяться знанием особенностей семейного воспитания ребёнка.

Важная роль при этом принадлежит школьному врачу, который может помочь педагогу выбрать более рациональный метод воспитательного воздействия для педагогической коррекции имеющихся психических нарушений Слайд 14 (например, представление дополнительного отдыха ребёнку с проявлениями физического и умственного переутомления; поощрение и акцент на положительных сторонах личности детей с отклонениями в поведении; предупреждение неправильной ответной реакции сверстников и т.д.)

Слайд 15 К наиболее частым педагогическим ошибкам можно отнести подчёркивание (особенно публичное) психологических недостатков ребёнка, его школьных неудач, оскорбительный тон замечаний, угрозы. Совершенно недопустимы насмешки над детьми с физическими дефектами и нарушениями речи.

Необходимость смены сложившегося учебного стереотипа и трудности приспособления к новым преподавателям ведут в ряде случаев, к явлениям школьной дезадаптации, проявляющейся в снижении успеваемости, отказах от ответов, нежелании посещать школу или уроки отдельных преподавателей, прогулах и т.п. особенно подвержены подобному срыву дети с последствиями внутриутробной патологи, родовых травм, ранних мозговых инфекций и травм, дети с патологическими чертами характера, соматически ослабленные, склонные к невротическим реакциям.

Важная роль в предупреждении дезадаптации при переходе к предметному преподаванию принадлежит классному руководителю, который, выяснив от преподавателя начальных классов индивидуальные особенности детей, может индивидуализировать подход к тем детям, которые труднее приспосабливаются к новым условиям жизнедеятельности, а также провести в этом направлении соответствующую работу с другими педагогами.

В старших классах школы важную роль играет выверенное отношение педагогов к подростку, построенное с учётом особенностей психологии данного возраста. Имеется в виду болезненное самолюбие, скептицизм к авторитетам, сочетание ранимости и сентиментальности с холодностью, а также обостренное восприятие малейшей несправедливости.

Игнорирование этих психологических особенностей подростка, недостаток педагогического такта по отношению к нему, а тем более ущемление ещё незрелого, но обостренного чувства собственного достоинства подростка каким-либо непродуманным действием или обидным замечанием могут не только нарушить контакт между педагогом и школьником, но и привести к прогулам, нарушениям школьной дисциплины и отказу от посещений школы, что иногда становится отправным моментом формирования педагогической и социальной запущенности подростка.

Определённое психологическое значение принадлежит также соответствующей организации внешней среды в школе. При этом имеются в виду не только соответствие классных и других помещений, мебели гигиеническим нормам, но и общая психологическая и воспитательная атмосфера школы, т. е. взаимоотношение преподавателей, отношения между ними и администрацией, общие мероприятия, согласованность действий педагогов, общественных организаций, школьного медицинского персонала и другие моменты жизни колы.

Слайд 16 При этом важно не только найти правильное соотношение времени, выделяемого на приготовление домашнего задания, на активный отдых на воздухе, чтение художественной литературы, но и рекомендовать формы проведения досуга (кружки, секции, студии и др.). Важная роль принадлежит и координации действий школьного психолога и детского психиатра с педагогами учебного учреждения. Эта работа может проводиться в форме чтения лекций, разбора случаев отклонений в поведении подростков, а также в случае систематической неуспеваемости или трудностей поведения.

Наиболее успешно воспитательный процесс реализуется в рамках психолого-педагогического сопровождения, которое требует от педагогов учёта следующих принципов: Слайд 17

  • Безусловное принятие ребёнка

  • Понимание своеобразия психического развития подростка и его самочувствия

  • Видение реальных возможностей каждого подростка, а не предъявление ему завышенных требований

  • Проявление гибкости в воспитательной тактике, которая должна быть подчинена индивидуальным особенностям ребёнка, а не личным воззрениям, привычкам и настроениям

  • Уважение к личности подростка

  • Готовность к «диалогу на равных».

Уважение к личности включает в себя не только отказ от оскорблений и пренебрежительного отношения, но и от заискивания, приспособления под его систему ценностей. Искреннее уважительное отношение к личности, умение увидеть в другом человеке качества, за которые его можно ценить и уважать, помогают не только найти контакт с подростком, но и помочь ему подняться в «собственных глазах», увидеть свои достоинства, научиться действенному самоуважению.

Педагогу необходимы: Слайд 18

  • Эмпатическое понимание - способность становиться на точку зрения другого человека и видеть ситуацию его глазами, что даёт возможность иначе взглянуть на особенности поведения подростка и, следовательно, помочь ему разобраться в себе и своих проблемах, найти способ с ними справиться.

  • Открытость и доброжелательность педагога - его способность быть естественным в любой педагогической ситуации, всегда оставаться самим собой, не отступая от своих принципов и проявлять искреннее, доброжелательное отношение к людям

  • Стремление показать подростку, что он не безразличен другим, что его поступки и личностные качества замечают, что позитивные изменения радуют, а срывы огорчают

  • Демонстрация оптимистического взгляда на подростка и его будущее

  • Вера в положительные изменения в его поведении, судьбе

  • Понимание сложности воспитательной задачи

  • Осознание того, что в данной работе не может быть быстрых положительных результатов, что срывы возможны, но «дорогу осилит идущий».

Таким образом, при организации педагогического процесса, направленного на профилактику и коррекцию отклоняющегося поведения, необходимо помнить, что различные техники, методы и приёмы воспитательного воздействия работают только если педагог смог сформировать у себя самого правильное психолого-педагогическое отношение к подростку и своей роли в воспитательном воздействии на него.

© 2010-2022