Рекомендации для родителей Обучение детей способам выражения гнева в приемлемой форме

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СПОСОБАМ ВЫРАЖЕНИЯ ГНЕВА В ПРИЕМЛЕМОЙ ФОРМЕ.

Что такое гнев? Это чувство сильного негодования, которое сопровождается потерей контроля над собой. Позднее у слова «гнев» появился синоним «ярость».

По мнению Вирджинии Н. Квинн существует четыре основных способа выражения гнева:

1. Прямо (вербально или невербально) заявить о своих чувствах, при этом давая выход отрицательных эмоциям.

2. Выразить гнев в косвенной форме, вымещая его на человеке или предмете, который представляется разгневанному неопасным. Не отреагировав сразу, человек рано или поздно может почувствовать необходимость выплеснуть гнев из себя. Но не на того, кто вызвал это чувство, а на того, кто «подвернется» под руку, кто слабее и не может дать отпор. Такое выражение гнева получило название переноса.

3. Сдерживать свой гнев, «загоняя» его внутрь. В этом случае постепенно накапливающиеся отрицательные чувства будут способствовать возникновению стресса. Клинические данные свидетельствуют о том, что если человек постоянно подавляет свой гнев, он более подвержен риску психосоматических расстройств.

4. Задерживать негативную эмоцию до момента ее наступления, не давая ей возможности развиться, при этом человек пытается выяснить причину гнева и устранить ее в кратчайший срок.

Обучать агрессивных детей конструктивным способам выражения гнева рекомендуют в двух направлениях: учим детей прямо заявлять о своих чувствах и выражать гнев в косвенной форме, с помощью игровых приемов.

Многие авторы считают, что одним из лучших способов выражения гнева является прямое высказывание своих чувств человеку, который стал источником гнева. Р. Кэмпбелл советует выражать гнев прямо, словесно и в вежливой форме. Если же это невозможно, то лучше все же достигнуть примирения и взаимопонимания с партнером по общению. А чтобы гнев или обида не остались неотреагированными, взрослые могут поделиться своими чувствами с друзьями, родственниками, а дети - с родителями.

Для того чтобы помочь ребенку необходимо научить его выражать или выплескивать свой гнев. «…Чем больше гнева выплеснется в словах, тем меньше его останется, чтобы проявиться потом через ложь, воровство, наркотики и все другие образцы столь распространенного сегодня пассивно-агрессивного поведения».

Когда ребенок выражается в грубой форме, используя ругательства и подобные способы следует установить с ним зрительный контакт, спокойно посмотреть на него и дать ему выговориться. После этого надо рассказать ему, как можно выразить гнев по-другому - в позитивной форме.

К позитивным способам выражения гнева относятся:

* Умение направить гнев на объект. При этом выражается основная жалоба, без уклонений в сторону.

* Вежливость в обращении.

* Стремление найти конструктивное решение.

Для того чтобы добиться результатов взрослый должен сам подавать положительный пример и демонстрировать образцы зрелого поведения.

В приложении 1 представлена лестница гнева Р. Кэмпбелла. Вся лестница состоит из 15 ступеней: нижние 4 ступеньки (А) символизируют негативные способы выражения гнева, следующие 5 ступенек (В) - в основном, тоже негативные способы, причем, словесные оскорбления, бросание предметов и другие деструктивные паттерны предыдущих ступеней еще имеют место, но их выраженность при подъеме вверх по лестнице значительно ослабевает. Следующие четыре ступени (С) представляют собой сочетание негативных и позитивных образцов и, наконец, две последние ступени (Д и Е) - это тот идеал, к которому должны стремиться взрослые. Чем выше ребенок поднимается по ступенькам, тем ярче в его поведении выражены позитивные способы управления гневом. Таким образом, постепенно, шаг за шагом можно продвинуться от пассивно-агрессивного к зрелым формам поведения.

Другой способ выражения гнева, описанный В. Квинном - перенос чувств на неодушевленные предметы, предназначен для маленьких детей, которые не могут выразить свои мысли. Для работы с такими детьми можно использовать резиновые игрушки, шарики, которые можно бросать в ванну, наполненную водой, подушки, поролоновые мячи, мишень с дротиком, «стаканчик для крика», спортивный инвентарь. Все эти предметы нужны для того, чтобы ребенок не направлял гнев на людей, а на предметы в игровой форме.

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ПРИЕМАМ САМОРЕГУЛЯЦИИ, САМООБЛАДАНИЯ

Агрессивным детям зачастую свойственны мышечные зажимы, особенно в области лица и кистей рук. Поэтому для данной категории детей будут полезны любые релаксационные упражнения. Некоторые из них описаны в приложении 2. В процессе коррекционной работы можно говорить с ребенком о том, что такое гнев и каковы его разрушительные действия, можно объяснить ребенку, каким злым и некрасивым становится человек в порыве гнева. Поэтому важно работать над собой, управлять и владеть своими эмоциями.

М. Мак-Кей рекомендует следующий прием обретения самоконтроля. В карман одежды можно положить нарисованный от руки дорожный знак «Стоп». Как только агрессивного ребенка начнут одолевать незваные мысли и желания, он может достать из кармана картинку и мысленно или шепотом произнести: «Стоп». Для того чтобы данный прием начал работать, необходима многодневная тренировка.

ОТРАБОТКА НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ

Агрессивные дети иногда проявляют агрессию лишь потому, что не знают других способов выражения своих чувств. Задача взрослого - научить их выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами. С этой целью можно в группе (или с ребенком дома) обсудить наиболее часто встречающиеся конфликтные ситуации. Например, как поступить, если ребенку нужна игрушка, в которую кто-то уже играет. Такие беседы помогут ребенку расширить поведенческий репертуар - набор способов реагирования на определенные события. Иногда дети поступают так или иначе не потому, что им это нравится, а из-за того, что не знают, как можно сделать по-другому. Один из приемов - ролевая игра. Иногда дети предлагают агрессивные способы выхода из ситуации (закричать на друга, ударить, отобрать игрушку, припугнуть). В этом случае взрослый не должен критиковать и давать оценку предложению ребенка. В процессе обсуждения ребенок сам убедится в неэффективности такого подхода к проблеме.

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ

(эмпатии, доверия к людям, доброты и т.д.)

ЭМПАТИЯ - это «нерациональное познание человеком внутреннего мира других людей …сопереживая, человек испытывает чувства, идентичные наблюдаемым».

Считается, что развивать эмпатию и формировать другие качества личности можно во время совместного чтения взрослого и ребенка. Обсуждая прочитанное, взрослый поощряет выражение ребенком своих чувств. Кроме этого, очень полезно сочинять с ребенком сказки, истории. Можно самим составить рассказ и на основании его составить свой эмоциональный словарь.

Добрый - когда все добрые ко мне

Расслабленный - когда сделал все задания

Довольный - когда тебе разрешили пойти погулять

Самодовольный - когда твоя шутка понравилась собеседнику и т.д.

© 2010-2022