Профилактика агрессивного поведения у детей

Агрессия – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевлённым и неодушевлённым), приносящее физический ущерб людям, или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряжённости, страха, подавленности и т.п.). Существует несколько видов агрессии: - Физическая (нападение) -Вербальная (ссора, крик, визг)  Вербальные реакции (угроза, проклятье, ругань и т.д.) -Прямая агрессия (непосредственно направленная против какого-либо объекта, субъекта) -Косвенная агрессия (злобные сплетни, шутки) -Враждебная агрессия (действия причиняющие вред) -Аутоагрессия (самообвинение, самоунижение, нанесение себе телесных повреждений, самоубийство)
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Профилактика

агрессивного поведения у детей.




Материал подготовила

педагог-психолог МДОУ №168

Г.Г. Нехорошева



Агрессия - мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевлённым и неодушевлённым), приносящее физический ущерб людям, или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряжённости, страха, подавленности и т.п.).

Существует несколько видов агрессии:

- Физическая (нападение)

-Вербальная (ссора, крик, визг)

Вербальные реакции (угроза, проклятье, ругань и т.д.)

-Прямая агрессия (непосредственно направленная против какого-либо объекта, субъекта)

-Косвенная агрессия (злобные сплетни, шутки)

-Враждебная агрессия (действия причиняющие вред)

-Аутоагрессия (самообвинение, самоунижение, нанесение себе телесных повреждений, самоубийство)

Агрессивное поведение является одной из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию, и другие состояния.

Психологически агрессивное поведение выступает одним из основных способов решения проблем, связанных с сохранением индивидуальности и тождественности, с защитой и ростом чувства собственной ценности, самооценки, уровня притязаний, а также сохранением и усилением контроля над существенным для человека окружением.

Агрессивные действия выступают в качестве:


  1. средства достижения какой - либо значимой цели

  2. способа психологической разрядки

  3. способа удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении

Взрослый, наблюдая за агрессивным поведением ребёнка в разных видах его деятельности, проводит беседы и выявляет основные потребности ребёнка.

Потребности могут быть следующими:

ПОТРЕБНОСТИ в безопасности:

-открытие ребёнка к миру и получение удовлетворения от общения с ним

-потребность в позитивном самовосприятии и самоутверждении

-потребность быть личностью

ПОТРЕБНОСТЬ в эмоциональном общении:

-потребность в эмоциональном насыщении

-потребность в общении

-нравственные потребности

ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ (исследовательская):

-потребность в свободе

-потребность в познании

-потребность в осмысливании смысла жизни

ПОТРЕБНОСТЬ В ПОСЛЕДОВАТЕЛЬСНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

-потребность в восстановлении энергии

-потребность в самореализации

-потребность в преодолении возникающих трудностей

Возможные оценки взаимоотношений детей:

-оценки - правила (девочкам надо уступать)

-оценки личностных свойств сверстника (он всегда всем помогает, нужно и ему помочь)

-оценки - состояния (ей обидно, что всех угостили конфетами, а её нет)

-оценки-предвосхищения (надо помочь ему одеться, а то он заплачет, думая, что у него ничего не получается)

-оценка свойств ребёнка (ему «авансом» приписываются положительные качества или подчёркивается малейшее проявление доброжелательности к сверстнику)

Психологическая профилактика.

Она направлена на осуществление «вправления» того «социального вывиха»(по словам Выготского А.С.), который произошёл у ребёнка. Психокоррекция направлена на изменение его социальных позиций в семье, в группе сверстников и установление такого поведения, которое бы предупреждало возникновение конфликтных ситуаций.

Игры на выражение агрессивности, гнева:

(для детей 4-6 лет)


  1. «Король Боровик не в духе».

Ведущий читает стих, а дети действуют согласно тексту, выразительно имитирую гнев и агрессию короля.

Шёл король Боровик

Через лес - напрямик,

Он грозил кулаком,

И стучал каблуком.

Был король Боровик не в духе:

Короля покусали мухи.

(В.Приходько)


  1. «Два сердитых мальчика».

Мальчики поссорились. Они очень сердиты, сдвинули брови, размахивают руками, наступают друг на друга, вот - вот подерутся….

Этюд выполняется под музыку Е. Ботлярова «Драчун».

3. «Упрямый мальчик»

« Уже вечер. Пора идти ужинать и ложиться спать. Мама взяла мальчика за руку, чтобы отвести его домой, а он упирается, вырывается да ещё топает ногой: «Не хочу! Не пойду!»

Этюд идёт в музыкальном сопровождении: Р. Леднёв. «Упрямец»

Игры для детей 6-7 лет

4. « Хмурый орёл».

Звучит музыкальная картинка Р. Габичвадзе «Орёл».

Ведущий читает стих В.Викторова

Вот за решёткой, хмур и зол,

Сидит орёл.

Могучих крыльев гордый взмах

Внушает страх.

Давно ль громады грозных скал

Он облетал.

И камнем падал свысока

На врага.

Он был свободный властелин

Седых вершин.

Теперь в неволе, хмур и зол,

Сидит орёл.

Затем дети изображают орла, который медленно взмахивая крыльями, взбирается на камень (стул) и хмуро разглядывает детей из-за решётки (cоставленной из стульев).


5. «Карабас - барабас»

Ребёнок изображает Карабаса - Барабаса.

Он сидит на стуле и, пока звучит музыка (А.Лепин «Карабас» отрывок), зловеще смотрит на Буратино, которого вот-вот бросит в огнь.

Выразительные движения: сидеть на стуле, широко расставив ноги, одной ногой можно притопывать, не отрывая носка от пола, корпус тела наклонен вперёд, руками (кулаками) упирается в бёдра, брови сдвинуты.


  1. «Уходи!»

Ведущий предлагает «отыграть» своё плохое настроение.

-Дети, покажите своё плохое настроение в игре «Уходи!». Для этого встречайтесь парами и, соединив ладошки и нахмурив брови, сердито скажите друг другу: «Уходи!». Затем идите к другому мальчику или девочке.

Заключительная игра


  1. «Иди ко мне!»

Ведущий: А теперь ходите по комнате и время от времени, встречаясь с кем-нибудь, говорите «Иди ко мне!». При этом вы можете улыбаться своему товарищу и звать его, показывая руками. Подойдя друг к другу, обнимитесь и постойте так.



  1. «Доброе тепло».

Ведущий: Это упражнение называется «Доброе тепло». Встаньте в круг и нежно возьмитесь за руки. От меня вправо пойдёт «тепло», то есть я легонько пожму своему соседу справа руку, он - следующему, и так по кругу. Давайте попробуем.

А теперь тоже самое, но с закрытыми глазами. Посмотрим, как группа сработает.





Профилактика агрессивного поведения у детей




© 2010-2022