Рекомендации родителям Как помочь школьнику адаптироваться после каникул

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

федеральное государственное казённое общеобразовательное учреждение


Средняя общеобразовательная школа №155


г. Белгорода-22







Как помочь школьнику адаптироваться после каникул

(рекомендации родителям)


Рекомендации родителям Как помочь школьнику адаптироваться после каникул




Подготовила педагог-психолог Степанова В.Н




2015-2016 учебный год

Так быстро пролетает лето! Осень не за горами. И совсем скоро календарь перелистнет последнюю страничку лета, чтобы начать отсчет нового учебного года. А для родителей и детей приход осени это, прежде всего, начало учебного года. Перед началом нового учебного года перед учениками и их родителями всегда стоит большое количество задач: купить все самое необходимое для учебного процесса, новую форму, портфель, а главное настроить ребенка на рабочий лад.

Первые школьные месяцы - это действительно не просто. И родителям и, тем более, ребятам.

Причем, трудно всем: и первоклашкам, и выпускникам. Малышам, безусловно, сложнее - много что у них изменится теперь в жизни, а ребята, идущие во второй, третий и другие классы уже знают, что их ожидает и не всегда этому рады. Это нам, взрослым, к концу августа кажется, что, мол, сколько можно бездельничать и спать, пора бы уже за дела приниматься. А они еще не догуляли, не наотдыхались, не довысыпались.

Таблицу умножения забыли, читать стали явно хуже, с примерами так же не слишком бодро

Но унывать не стоит. В последние дни лета начинайте вспоминать математику, почаще читать книжки, разговаривать о школе, об одноклассниках, о любимых предметах…

Первые недели учебного года самое трудное время для школьников. Примерно до середины октября они адаптируются к школе, к её порядкам и требованиям, к новому режиму дня и нагрузкам.

Адаптация к нагрузкам после длительного отдыха - закономерный процесс, и у каждого ребенка он проходит по-своему. Так первоклассникам необходимо от 1,5 до 3-х месяцев, чтобы полноценно включиться в школьную жизнь, пятикласснику достаточно одного месяца, а старшеклассники преодолевают этот этап за 2 - 3 недели.

Чтобы понять и прочувствовать это стоит вспомнить себя после хорошо проведенного отпуска. Как трудно собраться с мыслями, сконцентрироваться, хочется ещё отдохнуть, побродить по интернету, рабочие задачи видятся чрезмерно трудными или надуманными, тянет пораньше уйти домой…

Так же и у детей, только их отпуска, как правило, дольше наших и, стало быть, переходный период должен быть длиннее. Им тяжело даётся перестройка режима, сил, состояния. Школьные психологи и педагоги отмечают у ребят в сентябре-октябре снижение внимания и способность к концентрации на 20% и называют сентябрь самым кризисным месяцем для школьников. Несмотря на то, что все лето дети отдыхали и набирались сил, недомогание, усталость и угнетенное состояние - нередкие спутники начала учебного года. При этом родители порою даже не догадываются о такой особенности психики ребенка, и недоумевают, что после 3-х месяцев каникул, он сетует на быструю утомляемость, и расценивают подобные жалобы, как лень и нежелание учиться.

Признаки, которые могут помочь родителям распознать трудности в адаптации к школе?

 нарушение сна - трудно ложиться и еще трудней вставать;

 нарушение аппетита - это люблю, а это ни за что не буду, школьная еда не по вкусу, завтракать не хочу;

 неадекватные реакции - капризы, обидчивость без причин, повышенная тревожность плохих отметок, того, что не найдёт друзей, страх перед новыми учителями;

 жалобы на усталость, головную боль, тошноту и т. п.;

 страхи, навязчивые движения (подергивание век, мышц лица, шеи, покашливание, обкусывание ногтей, карандашей и ручек и т. п.);

 нарушение темпа речи (запинки).



Как помочь ребёнку в начале учебного года

Организуйте распорядок дня: стабильный режим дня; полноценный сон; прогулки на воздухе.

Избегайте чрезмерных требований. Поощряйте успехи («Ты сможешь, ты способен»), не акцентировать внимание на неудачах при обучении

 Предоставляйте право на ошибку. Не требуйте любой ценой только высоких результатов и оценок.


  • Не пропустите первые трудности и обратитесь к специалистам, посоветуйтесь с учителем, психологом, врачом.

Объясните, как важно получать новые знания и развивать свои способности.

 Следить, чтобы пробуждение ребенка было плавным (он должен полежать в кровати не менее 10 минут; ставить будильник у изголовья детской кровати противопоказано).

Будите ребёнка спокойно, проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дёргайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если "вчера предупреждали".

Ни в коем случае не прощайтесь "предупреждая": "Смотри, не балуйся! Чтобы сегодня не было плохих отметок!" Пожелайте ему удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов - у него впереди трудный день.

Забудьте фразу "Что ты сегодня получил?" Встречайте ребёнка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться

Компьютер, телевизор и любые занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день - так считают врачи-офтальмологи и невропатологи во всех странах мира.

Обратите внимание на то, что в течение года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. Это первые 4-6 недель для первоклассников, конец второй четверти, первая неделя после зимних каникул, середина третьей четверти. В эти периоды следует быть особенно внимательными к состоянию ребёнка.

Помните, что даже "совсем большие дети" (мы часто говорим 7-8 летнему ребёнку) очень любят сказку перед сном, песенку и ласковые поглаживания. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношения, не обсуждать предстоящую контрольную.

Избегайте пессимистичных оценок ситуаций. Не говорите: «Так не получится!» Скажите: «Давай попробуем!» Не внушайте: «Сам ты этого не сделаешь...» Предложите: «Давай я тебе помогу».

По возможности радуйтесь жизни. Замечайте красивый закат, хорошую песню, услышанную по радио, смешную передачу по телевизору, вкусный обед. Делитесь с детьми своей радостью.



И, какими бы ни оказались успехи вашего ребенка, старайтесь создавать здоровый настрой перед школой, при котором он бы стремился к знаниям, не боялся плохих отметок и был уверен в том, что, отличник или двоечник, он все равно для вас самый любимый!


Успехов Вам и Вашим детям!



© 2010-2022