Психологическая игра «Путник»

Для использования в работе школьными психологами или педагогами-психологами учреждений дополнительного образования я предлагаю психологическую игру «Путник». Она направлена на развитие у подростков способности прислушиваться к своим потребностям, определять свои цели на ближайшее будущее, определять свой жизненный путь. Игра ориентирована на подростков 12-15 лет. В ходе игры используются различные методы и приемы: игра по кругу, упражнения «Стрела жизни», «Линия жизни», «Мой жизненный путь», «До...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Психологическая игра «Путник»


Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы» г. Поворино
















Психологическая игра











Подготовила:

Педагог-психолог МКОУ ДОД «ЦВР» г. Поворино

Мария Олеговна Деева



Цель игры. Помочь детям осознать временные участки своей жизни. Создать условия для проживания своего прошлого, настоящего и будущего. Развивать способность прислушиваться к своим потребностям, определять свои цели и свой жизненный путь.

Участники игры. Дети в возрасте 12 - 15 лет. Количество участников: 6 - 8 человек и ведущий.

Время проведения. 1 час 30 минут.

Материалы. Бумага, образцы стрелок, цветные карандаши, листы бумаги, разделенные пополам пунктиром, бланки, мяч.

План игры

I этап. Вводный. 10 - 15 минут.

Задача: создать условия для совместного и в то же время индивидуального существования в игре.

II этап. Чувство времени. 25 - 30 минут.

Задача: развивать представление детей о времени, о своём прошлом, настоящем и будущем.

III этап. Достижение цели. 30 - 35 минут.

Задача: развивать способность самостоятельно определять цели своей жизни, способность к проекции себя в будущее.

IV этап. Завершение игры. 10 - 15 минут.

Ход занятия.

I этап.

Ведущий. Сегодня у нас проводится большая психологическая игра. Мы встретились, чтобы подружиться, определить свою жизненную линию и не затеряться в лабиринтах времени.

Сейчас я попрошу вас сесть в круг. Руки положите на колени соседей. Один из вас «отправляет посылку», легко хлопнув по ноге одного из соседей. Сигнал должен быть передан как можно быстрее, и вернуться по кругу к своему автору.

Теперь встаньте и возьмитесь сзади за руки. Один из вас, легко сжимая руку соседа, посылает сигнал в виде последовательности быстрых или более длинных сжатий. Сигнал передаётся по кругу, пока не вернётся к автору.

II этап.

Звучит тихая спокойная музыка.

Ведущий. Представьте себе, что вы путник на большой дороге жизни. Жизнь - это время, которое даётся человеку от рождения до смерти. Закройте глаза и представьте себя на своей дороге жизни. Мысленно проследите свой жизненный путь от рождения до настоящего времени, а затем побывайте в будущем.

Если ваше путешествие закончено, молча поднимите руку и откройте глаза. Продолжайте сидеть молча до тех пор, пока все не откроют глаза.

Упражнение «Стрела жизни»

Ведущий. На листах бумаги нарисованы различные варианты стрелок: прямые, круговые, зигзагообразные, витиеватые. Предлагаю вам выбрать тот рисунок, который соответствует вашему жизненному циклу.

Можно предложить нарисовать стрелки тем, кому не подошла ни одна из предложенных стрелок.

Обсуждение

Почему вы выбрали эту форму стрелки? Где вы сейчас находитесь на этой стрелке?

Упражнение «Линия жизни»

Ведущий. Проведите линию своей жизни на листе, который разделен пунктиром на верхнюю и нижнюю половины. Линия, заходящая на верхнюю половину, соответствует позитивным событиям жизни, с её успехами и радостями. Линия, которая будет находиться ниже пунктира, будет отображать неудачи, горе, негативный опыт. Нарисуйте линию своей жизни, включая всё прошлое, от рождения до настоящего, и будущее, как вы представляете его себе, а также отметьте точку сегодняшнего дня.

Обсуждение

Обращается внимание, на что ориентирован ребёнок, в какой части листа находится его линия жизни, много ли перепадов этой линии. Объяснить детям, что диапазон отклонений от «горизонта» - это трудности и радости, но это и богатый опыт, который нужно учесть, чтобы двигаться более прямо и «высоко»

III Этап.

Упражнение «Мой жизненный путь»

Ведущий. Путник идёт по дороге, которая называется «Жизнь». Дорога привела его к перекрёстку. Путник остановился, осмотрелся и задумался. По какому пути идти дальше?

Представьте себя на месте этого путника. О чём вы думаете, что вы чувствуете?

Перед вами чисты лист бумаги. Возьмите карандаш и изобразите на листе свою прошлую историю, своё положение в настоящий момент и варианты своей будущей жизни. Используйте свои воспоминания, переживания, фантазии и мечты.

Куда вы хотите прийти? Что возьмёте с собой в дорогу? С чем встретитесь на своём пути? Чему вам придётся научиться?

Обсуждение

Какие пути получились?

В какой части своего пути путник наиболее счастлив, переживает радость?

Что этому способствует? (Важно обратить внимание на связность прошлого и настоящего, настоящего и будущего.)

Чем отличается прошлый путь от настоящего и будущего? Что общего между ними?

Какова цель этого пути?

Как вы узнаете, что ваша цель достигнута?

Что вам необходимо для того, чтобы достичь поставленной цели? Какие условия, средства, возможности?

Упражнение «Достижение цели»

Ведущий. Вы путник (выбирается доброволец), предлагаю представить какую-то свою цель и шаги, которые необходимо сделать, чтобы её достичь. Например, путник хочет пойти в гости к другу. Что нужно сделать? Отпроситься у родителей, привести себя в порядок, может, купить подарок и т.д.

Ведущий на каждый шаг выбирает участника, который символизирует этот шаг. Когда путь делает шаг, то есть преодолевает первое препятствие, то этот «шаг» становится уже его помощником. И если дальше путник встретит препятствие, то помощники могут посоветовать, что делать.

После выполнения упражнения путник рассказывает о своём впечатлении, своих чувствах, переживаниях, что ему помогло, что для него было сложным и как он себя чувствует в момент, когда достиг своей цели.

Ведущий. У каждого из вас бланк, в котором необходимо заполнить графы:

  1. Что делать (цель)

  2. Когда (сроки)

  3. Что нужно (средства, действия).

Например, получить хорошую работу в будущем помогут образование, контакты с биржей труда, знакомыми, реальный опыт работы.

Упражнение «Мои достижения»

Ведущий. Все мы путники на своей дороге жизни. Прожив какую-то часть своей жизни, вы добились определённых достижений. Тот из вас, кто поймает мой мяч, должен рассказать, чего он достиг в жизни, что ему лучше всего удаётся.

IV Этап.

Завершение игры

Ведущий. Вот и подошла к концу наша игра. Я хотела бы узнать, получили ли вы опыт, который поможет вам выбрать свою жизненную линию? Сможете ли вы ставить в жизни позитивные цели, планировать свою жизнь, опираясь на положительный опыт?

Ответы детей.

Упражнение «Пожелание»

Каждый участник пишет на листе бумаги какое-либо пожелание, сворачивает листок и кладёт его в центр комнаты. Когда все участники напишут свои пожелания, они встают в круг и любуются пожеланиями в центре. Затем каждый вынимает по одному пожеланию, и таким образом получается, что все участники группы обменялись пожеланиями.


© 2010-2022