Эссе. «Я и моя профессия»

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Акмолинская область. Целиноградский район.

Средняя школа № 32, с.Новоишимка.

Билоус Оксана Нурулловна.

Эссе.

«Я и моя профессия»

Я, педагог - психолог Билоус Оксана Нурулловна на протяжении 20 лет работаю с детьми, считаю свою работу призванием. Каждый мой новый день в школе начинается, как и у миллионов учителей, с улыбки, приветствия коллег и детей. Для чего и, главное, для кого каждый учитель начинает свой рабочий день? Что ожидает каждого учителя на уроке? Каким он ему видится? Чего он ждёт от него, от детей? Чего ждут дети от нас - педагогов?

Оглядываясь назад, я понимаю, что именно эти вопросы и рассуждения стали ключевым моментом для меня при выборе профессии. Искренний интерес к детской психике, любовь, принятие каждой личности, а главное высокое чувство ответственности перед каждым маленьким человечком мне удалось пронести через года, думаю, это уже стало моей визитной карточкой.

Любовь к ребёнку - это плоть и кровь педагога как силы, способной влиять на духовный мир другого человека. Педагог без любви к ребёнку - всё равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета.

В чём же смысл педагогической любви к детям? Можно ли научиться любить детей?

Трудно однозначно ответить на эти вопросы. Для меня педагогическая любовь - это, прежде всего уважение к личному достоинству ребёнка, постоянная забота о нём, это сложный процесс понимания, изучения ребёнка, открытия в нём человеческой красоты, на основе которой происходит формирование личности. Школа должна любить ребёнка, тогда и он обязательно полюбит школу.

Жизнь современной школы носит бурный, интенсивный характер. Меняется содержание образования, растет объем учебной нагрузки. В связи с преобразованиями в системе образования огромный поток информации получают взрослые и дети. Введено ЕНТ, ВОУД.

Идет апробация новых учебников и программ. Все это определенным образом отражается на деятельности школы.

С одной стороны - это дает сильный тол­чок развитию познавательной сферы, выяв­лению детской одаренности, росту оператив­ности познавательных процессов. Быстрой ориентации в нововведениях, осмыслений информации и т.д.

С другой стороны - рождает новые про­блемы, связанные с психическим здоровьем человека. Наблюдается у отдельных детей утрата интереса к учебной деятельности, чрезмерная утомляемость, импульсивность, агрессия, торможение психических процес­сов, снижение памяти, внимания, отсутствие логики мышления. К сожалению, в последнее время увеличилось число детей с проблемами в развитии речи, с нарушениями зрения, с синдромом дефицита внимания. Чаше стали сталкиваться с детскими правонарушениями, сменились приоритеты детей.

В этих условиях учителю приходится не­легко. Планка требований растет чрезмерно стремительно. Деятельность педагога - психолога связана с большими психоэмоциональными затратами. Работа с большим количеством людей требует постоянного напряжения, от­ветственности, отсутствия «права на ошибку», собранности. Все это ведет к внутреннему хроническому напряжению, порождающему рад различных заболеваний. Готовы ли мы сами помочь себе?

Однозначно деятельность современной школы немыслима без знания психологом, без осознания потребности быть здоровым и при­нятия конкретных действий, без психологического сопровождения. Работа психологической службы, деятельность администрации школ должна быть, прежде всего, ориентирована на сохранение и укрепление психического здо­ровья детей и взрослых, личностное развитие субъектов образовательного процесса, считаю, что это есть мои первоочередные задачи.

Основные цели моей психологической де­ятельности: создание благоприятного пси­хологического климата в коллективе, раз­витие индивидуальных особенностей детей, реализация возможностей и резервов развития каждого возраста, оказание своевременной психологической помощи и поддержки взрос­лым и детям.

В процессе деятельности я руковод­ствуюсь следующими принципами: изучаю мотивацию деятельности, учитываю возраст­ные и индивидуальные особенности, влияние социума, содействую толерантности в отношении друг к другу, конфиденциальности, научности, преемственности.

Направления моей деятельности, психо­логическое просвещение, диагностика пси­хического развития, психологическое кон­сультирование, психологическая коррекция, организационно-методическая и экспертная работа.

Исследовательская работа строится на основе методов психологии: наблюдения, экс­периментов, бесед, анкетирования, анализа продуктов деятельности, тестирования.

Реализацию намеченных мероприятий в сокращенном варианте можно представить как комплекс мероприятий. С целью повышения психо­логической культуры педагогов и родителей я провожу различные формы работы - лек­ции, беседы, семинары, интерактивные уроки, показ и обсуждение видеофильмов, выставку психологической литературы, практикумы, тренинги, индивидуальные встречи, тематические дни, общественные акции, общешкольные акции, круглые столы. Всего и не перечислить!

Тематика мероприятий определяется по социальному запросу и исходя из общих за­дач школы.

Примеры некоторых мероприятий:

  1. Тренинг для родителей первокласс­ников - «Мой ученик».

  2. «Внимание! Дети!» - областная родительская конференция.

  3. Обучающий семинар для специалистов психологов района - «Специфика

работы психологической службы в направлении превенции аутоагрессии».

  1. «Дети против насилия!» - семейно - педагогическая гостиная.

  2. «День опекуна»- областной тематический день

  3. Встречи учащихся со специалистами из других школ, лицеев, колледжей,

образовательных центров, профориентационная деятельность.

  1. «Особенности работы с детьми, находящимися под опекой и попечением.

Возрастные особенности ребенка» - встреча с опекунами.

  1. «Инклюзивное образование» - сообщения для педагогов


Окончив курсы Института Семейного воспитания по программе «Счастливая семья», мною введены в практику и успешно выполняются такие формы работы с родительской общественностью, как «Родительский час» - ежедневные утренние встречи и «Час семьи» - посещение квартир учащихся. Психологическое консультирование направлено на оказание конкретной помощи взрослым и детям в осознании природы их затруднении, в анализе и решении психологических про­блем. Психологическое консультирование носит групповой и индивидуальный характер.
Строится консультирование на основе соци­ального запроса и тематических предложений психолога. Тематика консультаций:

  1. «Как предупредить стресс?».

2. «Самоорганизация, самоподготовка».

3. «Методы и приемы снятия нервно-пси­хического напряжения».

4. «Учите детей строить отношения с дру­гими».

6. «Подготовка к ЕНТ, ВОУД, экзаменам».

7. « Конфликт. Пути разрешения конфлик­тов».

8.«По каким признакам можно опреде­лить, что ребенок употребляет наркотики?».

9. «Как учить ребенка готовить домашнее задание?».

10.«Учитесь позитивно мыслить».

Психологическая диагностика направлена на изучение индивидуальных особенностей ученика, выявление проблем обучения, разви­тия, раскрытие возможностей познавательных и профессиональных интересов. В ходе работы используются основные и вспомогательные методы психологии. Психологическая диа­гностика ведется по следующим аспектам:

  1. Диагностика готовности детей к об­учению в школе.

  2. Адаптация первоклассников к условиям обучения в школе.

  3. Профессиональной направленности личности.

  4. Диагностика мотивации обучения.

  5. Изучение внимания, памяти, мышле­ния.

  6. Экспресс диагностика школьной тре­вожности.

  7. Диагностика родительских отношений к школе.

  8. Самооценка. «Какой Я?» с использова­нием различных методик.

  9. Диагностика межличностных отноше­ний.

По материалам диагностик проходят пе­дагогические консилиумы, индивидуальные встречи. Разрабатываются мною конкретные рекомендации. С целью оказания помощи в сохранении и укреплении здоровья детей совместно с мед­сестрой, социальным педагогом, классными руководителями изучается состояние здоровья детей на момент поступления в школу и в период перехода в среднее звено. Необходимо отметить, что вся деятельность школы носит комплексный характер и связана в основе с вопросами сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов.

Мощным стимулом к написанию авторских работ для меня стал Международный научно - практический семинар, организованный Республиканским центром «Дарын», «Выявление и сопровождение одаренности дошкольников и младших школьников», с приглашением ведущих российских психологов из Москвы. Созданная атмосфера творчества «зарядила» и активизировала личностный потенциал каждого участника этого масштабного мероприятия! Мною разработана и апробируется авторская программа для учащихся 3 - 11 классов «Развитие одаренности»

На данный момент в работе есть успехи, радующие, есть проблемы, ориентирующие на поиск. Очень важно, чтобы значимость всего, что делается в отношении здоровья, понимал и принимал коллектив школы, администрация, социаль­ная служба. Здоровье бес­ценный дар! Всё утратит смысл, если мы не сбережем свое здоровье и здоровье наших детей. Здоровый ребенок - здоровое будущее нашей страны!

На меня, как психолога школы, несомненно, возложена ответственная миссия, но, полагаясь на накопленный опыт, анализируя наработки, учитывая, перспективы развития системы образования, я с оптимизмом смотрю в будущее, знаю, что все получится «отлично», по-другому просто нельзя!

© 2010-2022