Рабочая программа ДО Школа молодого лидера

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Лидерство - это загадочное, ускользающее качество.
Существование его легко признать, трудно описать, еще труднее использовать
на практике и уже невозможно создать это качество в других.
Д. Кэмбелл


Юность - время активного социального «развертывания» растущего человека и освоения им социокультурных достижений и ценностей, период пробы и самоопределения в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах.

Инициатива (франц. initiative, от лат. initium - начало) - почин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности; руководящая роль в каких-либо действиях; предприимчивость, способность к самостоятельным активным действиям. Инициатива представляет собой разновидность социальной активности, социального творчества, предпринимаемого лицом или группой. В моральном смысле инициатива характеризуется тем, что человек берет на себя большую меру ответственности, чем этого требует простое соблюдение общепринятых норм.

Одной из основных предпосылок создания программы лидерской направленности является создание условий для развития инициативы и лидерских способностей подростков, а также реализации их посредством участия в конкретных и важных для их возраста видах деятельности. Процесс воспитания активности, подготовки лидеров должен строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей.

Изучение вопроса о сущности лидерства в подростковой среде привело к необходимости рассмотрения социальной активности как фактора развития ребенка.

Социальная активность - интегративное понятие. Она проявляется как состояние деятельности, актуальная потребность, преобразующая способность и качество личности. Как особое состояние деятельности социальная активность характеризуется позитивно выраженной субъективностью; как актуальная потребность она реализуется в системе целевых установок, мотивов, определяющих интересы личности, ее включение в деятельность. В качестве преобразующей способности социальная активность проявляется в специальных знаниях, умениях и навыках и как устойчивое качество личности - в целеустремленности, самостоятельности и других соответствующих качествах.

Социальная инициатива является формой проявления социальной активности субъектов социальных отношений в интересах и на благо личности, общества и государства, направленной на конструирование новой социальной реальности.

Способность личности к инициативе, самостоятельным общественным начинаниям, активности, предприимчивости образует личностное качество - инициативность.

В подростковом возрасте инициативность как личностное качество развивается в большей степени. С подросткового возраста ребенок, по законодательству Российской Федерации (Федеральный закон «Об общественных объединениях»), может «самостоятельно принимать решение о вхождении в инициативную группу (общественное объединение)».

Социальная инициатива иногда рассматривается, как устойчивое свойство личности, отражающее отношение человека к труду, обществу, общественно-полезной деятельности. Чаще всего социальная инициатива определяется как двигатель, побудитель деятельности, как потребность, желание, обращающее энергию личности на общественно-значимые, активные действия.

Таким образом, социальная инициатива - это инициатива решения некой социально значимой проблемы. Но следует отдавать отчет в том, что чисто детских социальных инициатив быть не может. На самом деле детская социальная инициатива - это всегда инициатива взрослых, поддержанная ребятами, увлекшая ребят. И ничего, что бы умаляло значение и роль детской социальной активности, в этом тезисе нет. Благодаря помощи и руководству взрослых дети взрослеют. Именно помощь, а не тотальная опека, поддерживает собственную активность тех, кому предназначена, и расширяет сферу этой собственной активности; опека, наоборот, подменяет и подавляет, отменяет, делает просто ненужной собственную активность опекаемых.

Главными и наиболее важными качествами человека в современном мире становится мобильность, конкурентноспособность. Особенно сложно самоопределиться подростку, для которого именно это время является определяющим в его становлении и развитии. Очень важно, чтобы подросток научился правильно оценивать окружающий мир и позиционировать себя в нём. Для собственной успешности в социуме необходимы определённые знания и умения, с помощью которых можно определять собственную жизненную позицию и активно реализовывать её в рамках определённой деятельности.

Предлагаемые обучающие занятия создадут благоприятные условия для социализации подростка. Ориентированный на выявление и реализацию лидерского потенциала подростка курс занятий сможет помочь ему более полно и объективно осознать свой лидерский потенциал и пути его развития в рамках лично - и общественно полезной деятельности.

Цель: развитие социальной активности старшеклассников, развитие лидерских качеств, формирование знаний, умений по самоорганизации и организации других.

Задачи:

1. Провести подготовку группы подростков - лидеров, способных реализовывать программу развития сотрудничества в разных возрастных группах.

2. Формировать у старшеклассников знаний, умений, навыков управленческой культуры и потребности быть лидером.

3. Организовать занятия по овладению подростком специфическими знаниями, методиками и формами развития собственного и организаторского потенциала.

4. Развитие организаторских коммуникативных способностей в информационной и коммуникативной сферах.

5. Развивать у учащихся стремление к участию в общественной деятельности.

6. Создать условия для самореализации подростков и повышения их социальной активности.

7. Развитие жизненного целеполагания в условиях социально-значимой деятельности.

8. Развитие самоконтроля.

Возраст участников: старший школьный возраст(14-16 лет).

Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

Логика подачи материала в программе курса основана на принципе «от теории - к практике». Это связано с тем, что теоретические знания, полученные на лекционных занятиях, необходимо обязательно применить в практической деятельности для закрепления навыков организаторской деятельности, именно это умение - применить теорию к практике, станет критерием успешности прохождения данного курса.

Ожидаемые результаты:

Подросток умеет грамотно и объективно оценивать и позиционировать себя в определённом социуме.

Имеет чёткую позицию в вопросе лидерства.

Владеет базовыми знаниями по имиджу лидера и типологии лидерства.

Знает формы работы в коллективе и основы формирования команды.

Владеет алгоритмами основных досуговых форм, методикой коллективно- творческой деятельности.

Особенность данной программы в том, что она индивидуальна. Она адресована каждому ребёнку лично или первичному коллективу персонально, призвана помочь побудить их к активным действиям, самосовершенствованию, программированию своего будущего.

Программа кружка предполагает разнообразные формы проведения занятий: лекции, беседы, дискуссии, тестирование, решение кейсов, практикумы, театрализацию и др.



Учебно-тематический план занятий кружка
«Школа молодого лидера»

№ п/п

Название занятия

Количество часов

Раздел 1. Кто такой лидер?(5 часов)

1

«Школа юного лидера»: вводное занятие. Понятия «лидер», «организатор», «руководитель».

1

2

Представление о себе, как о лидере. Тест «Я - лидер».

1

3

Практикум по итогам теста.

2

4

Кто такой лидер? Их роли. Специфические и общие качества лидера.

1

Раздел 2. Организаторская техника лидера (11часов)

5

Я и команда. Готовность стать лидером.

2

6

Правила руководства.

2

7

Принципы организаторской деятельности.

2

8

Понятие «Стиль работы лидера», его виды

2

9

Практикум «Чемодан лидер»".

3

Раздел 3. Умения и навыки лидера (18часов)

10

Я и мой внутренний мир

3

11

Как научиться снимать стресс, вызванный агрессивным поведением.

2

12

Знакомство с невербальным языком тела. Основы социальной перцепции

1

13

Как правильно вести беседу?

1

14

Навыки ораторского искусства.

1

15

Умение управлять людьми

1

16

Творческий подход к решению проблем

2

17

Игра «Поспорим с «Великим».

2

18

Лидер - это человек воспитанный.

1

19

Практикум «Узелки на память».

2

20

Азы самопрезентации

2

Итого

34 часа

Содержание деятельности


Раздел 1. Кто такой лидер? (5 часов)

«Школа юного лидера»: вводное занятие. Понятия «лидер», «организатор», «руководитель». Определение понятийного аппарата лидера.

Представление о себе, как о лидере. Тест «Я - лидер» Самооценка лидерских качеств. Лидер - ориентир.

Практикум по итогам теста. Работа с результатами теста, определение индивидуального маршрута развития каждого лидера по результатам теста.

Кто такой лидер? Их роли. Общие и специфические качества лидера. Лидер - созидатель, лидер - разрушитель, лидер - инициатор, лидер - умелец, деловой лидер, лидеры - генераторы эмоционального настроя.


Раздел 2. Организаторская техника лидера. (11 часов)

Я и команда. Готовность стать лидером. Правила работы с командой. Элементы организационной работы. Хочу стать лидером. Могу стать лидером. Не могу стать лидером. Буду лидером. С чего начну свою деятельность в качестве лидера. Что не буду делать в качестве лидера. Как буду удерживать престиж лидера. На кого буду опираться. С кем буду советоваться. Будут ли у меня секреты? Чем буду обогащать и подпитывать мой опыт лидера. Как буду готовить других лидеров.

Правила руководства. Правила наименьшего действия, заинтересованности исполнителя, двойного контроля, необходимой квалификации, реальных возможностей, руководства с отклонениями, использования автономии.

Принципы организаторской деятельности. Составляющие мастерства лидера. Организаторская техника как форма организации поведения лидера, средство его успешной деятельности, совокупность способов достижения цели. Организаторские знания, умение владеть собой, управлять своим эмоциональным состоянием, техника речи, умение сотрудничать с коллективом и каждым его членом.

Понятие «Стиль работы лидера», его виды. Типы лидеров - регламинтатор, коллегиал, объективист, волокитчик, максималист, хлопотун, спринтер. Сильные и слабые стороны типов лидеров. Определение эффективного стиля.

Практикум «Чемодан лидера». Комплекс ролевых упражнений по развитию мимики, жестов, техники речи, зрительной памяти, наблюдательности - «На что похоже», «Что нового?», «Биография по взглядам», «Живые вещи», «Зондирование души объекта».


Раздел 3. Умения и навыки лидера. (18 часов)

Я и мой внутренний мир. Я - как я себя вижу и я глазами других. Какой Я. Юноши и девушки. Изучаем себя.

Как научиться снимать стресс, вызванный агрессивным поведением. Причины агрессивности. Виды агрессии. Способы снятия и ослабления стресса.

Знакомство с невербальным языком тела. Основы социальной перцепции. Освобождение от мышечных зажимов. Проработка невербальных средств общения

Как правильно вести беседу? Возможность общения с людьми. Значимость беседы. Структура беседы. Управление беседой. Практические советы по ведению беседы. Умение анализировать проведённую беседу.

Навыки ораторского искусства. Типы выступлений: информационное, агитационное, развлекательное. Что значит правильное выступление. Советы выступающему.

Умение управлять людьми. Знакомство с методикой микроигр по определению структуры межличностных отношений в организации или в коллективе, выявление лидеров и выборы актива на основе состязательности - «День рождения», «Киностудия».

Творческий подход к решению проблем. Использование метафор в общении.

Игра «Поспорим с «Великим». Подготовка лидера как оратора. Умение анализировать и высказывать своё мнение. По поводу - реплики - цитаты известных писателей, политических деятелей, учёных. Театрализованный спор.

Лидер - это человек воспитанный. Правила поведения в общественных местах, в гостях, за столом. «Золотые» правила этикета лидера.

Практикум «Узелки на память». Практические советы лидеру - Как говорить, как слушать. Анализ своего поведения, поступков, взгляд на себя со стороны. Что мешает в работе лидеру?

Азы самопрезентации. Понятие самопрезентации, правила и виды самопрезентации. Обучение способам создания презентации.















Список использованной литературы:

1. Алиева М.А., Гришанович Т.В., Лобанова Л.В., Травникова Н.Г., Трошихина Е.Г. Я сам строю свою жизнь / Под ред. Е.Г. Трошихиной. - СПб.: Речь, 2003.

2. Искусство вести за собой…Тренинги и занятия по формированию у юношества социальной инициативности и лидерских качеств /Под ред. д.п.н. С.В. Тетерского. - М.: АРКТИ, 2007.

3. Личностное портфолио старшеклассников: учеб.-метод. пособие/ З.М. Молчанова, А.А. Тимченко, В.Т. Черникова, - 3-е изд., стереотипное, М.: Глобус, 2008.

4. Малкина-Пых И.Г. Кризисы подросткового возраста. - М.: ЭКСМО, 2004.

5. Микляева А. «Я - подросток. Встречи с самим собой», ч.1-3. - СПб.: Речь, 2003.

6. Орлова И.В. Тренинг профессионального самопознания: теория, диагностика и практика педагогической рефлексии. - СПб.: Речь, 2006.

7. Психодиагностика эмоциональной сферы личности: Практическое пособие/ Авт.-сост. Г.А. Шалимова. - М.: АРКТИ, 2006.

8. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: учебное пособие: в 2 кн. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС. 2001.

9. Рязанова Д.В., Тренинг с подростками. С чего начать? - М.: Генезис, 2003.

10. Сальникова Н. Работа с детьми: школа доверия. - СПб,: Питер, 2003.

11. Самоукина Н. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. М.: ИНТОР, 1997.

12. Смирнова Е.Е. Познаю себя и учусь управлять собой. - СПб.: Речь, 2007.

13. Смит М. Тренинг уверенности в себе. СПб.: ИК «Комплект», 1997.

14. Туник Е.Е., Опутникова В.П. Оценка способностей и личностных качеств школьников и дошкольников.- СПб.: Речь, 2005.

15. Федосеенко Е.В. Помощь подростку. Полное практическое руководство для психологов, педагогов и родителей. - СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009.

16. Шалагинова Л.В. Психология лидерства. - СПб.: Речь, 2007.

17. Шевченко М.Ф. Как стать успешным? Программа занятий для старшеклассников. - СПб.: Речь, 2007.

18. Шевченко М.Ф. Тренинг «Профориентация для старшеклассников». - СПб.: Речь, 2007.

19. Шурухт С.М. Подростковый возраст. СПб.: Речь, 2006.


© 2010-2022