Программа здоровьесбережения В школу за здоровьем!

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа здоровьесбережения
«В школу за здоровьем»
МБОУ СОШ № 2
на 20015 / 2018 учебные годы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В соответствии с законом РФ "Об образовании'' здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Программа по здоровьесбережению составлена на основании следующих нормативных документов: Конституции РФ; Конвенции о правах ребенка: закона РФ "Об основных гарантиях прав ребенка"; письма Минобразования РФ от 26.06.2003 г. № 23-51 -513/16 "Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования": письма Минобразования РФ от 28.04.2003 № 13-51-86/13 Об увеличении двигательной активности обучающихся ОУ, ''Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждениях, СанПиН 2.4.2.1178-02" .

Разработчики программы:

Педагог - психолог Кулакова Н.А.



Введение


Концепция модернизации Российского образования определила важнейшую задачу деятельности педагогических коллективов: достижение современного качества образования. Неотъемлемой частью этого процесса является и сохранение здоровья участников образовательного сообщества. Проблема сохранения здоровья обучающихся и привития навыков здорового образа жизни очень актуальны сегодня. Данные многочисленных научных исследований и официальной статистики свидетельствуют о неблагоприятной динамике основных показателей здоровья детей по мере школьного обучения. Наблюдения за состоянием здоровья обучающихся, подкреплённые ежегодными показаниями медицинских осмотров, свидетельствуют о том, что количество абсолютно здоровых детей и подростков идёт на спад.

Самое ценное, что есть у человека, - это жизнь, а са­мое ценное в его жизни - здоровье, за которое бороть­ся всеми силами становится просто необходимо. Условия, когда болеть было выгоднее, чем работать, ушли в прошлое. Невежество в вопросах здорового образа жизни будет дорого обхо­диться тем, кто своевременно не позаботится о своем здоровье, о здоровье своих детей и близких.

Занятия физическими упражнениями, многосторон­нее воздействие которых по своей силе превышает эффективность других средств оздоровления, - это наиболее рациональный способ подготовить себя к разным видам деятельности. Особенностью подбора средств на занятиях физичес­кими упражнениями является насыщенность конкрет­ным материалом, который позволяет влиять на те сис­темы организма, которые в большей мере ослаблены у учащегося. Навыки, приобретенные на занятиях, да­ют возможность обучающимся самостоятельно под­бирать и использовать необходимые упражнения.

Психологическое здоровье - необходимое условие полноценного развития ребенка. «Портрет» психологически здорового ребенка выглядит следующим образом: это, прежде всего, спонтанный и творческий, жизнерадостный, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Такой ребенок берет на себя ответственность и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом, он находится в постоянном развитии и, конечно, способствует развитию других детей. У психологически здорового ученика прослеживается гармония между эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими аспектами, между ним и окружающими детьми. Главным качеством психологически здорового ребенка является саморегулируемость, т.е. возможность адекватного приспособления как к благоприятным, так и к неблагоприятным условиям и воздействиям.

Анализ состояния здоровья обучающихся и возможных причин, влияющих на его уровень, показал необходимость создания программы «В школу за здоровьем». Программа разработана на основе принципов научной обоснованности, последовательности, возрастной и социокультурной адекватности, информационной безопасности и практической целесообразности.

Цель программы: формирование знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию обучающихся.





Задачи программы:



  • формирование представления об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;

  • организация системы профилактической работы по формированию ЗОЖ с учителями, обучающимися и их родителями;

  • формирование у обучающихся потребности ЗОЖ через урочную и внеурочную деятельность;

  • введение в повседневную практику педагогов здоровьесберегающих технологий обучения и методов коррекции и укрепления здоровья обучающихся;

  • использование оптимальных двигательных режимов для обучающихся с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;

  • формирование мотивации на сохранение и укрепление здоровья.





Участники программы:

  • учащиеся

  • педагоги

  • родители.

Сроки и этапы реализации программы:

І этап - Подготовительный (сентябрь - декабрь 2015 год)

ІІ этап - Практический (январь 2016 - декабрь 2017 гг.)

ІІІ этап - Обобщение и оценка результатов (январь - май 2018 г.)





Предполагаемые результаты программы:

  • повышение функциональных возможностей организма обучающихся, развитие физического потенциала школьников;

  • рост уровня физического развития и физической подготовленности школьников;

  • повышение приоритета здорового образа жизни;

  • повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни;

  • повышение уровня самостоятельности и активности школьников;

  • повышение профессиональной компетенции и заинтересованности

педагогов в сохранении и укреплении как здоровья школьников, так и своего здоровья.







Основные направления деятельности программы:

Просветительское направление предполагает:


  • организацию деятельности с учащимися по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;

  • проведение родительских лекториев по проблемам адаптации обучающихся на разных возрастных этапах;

  • представление на школьном сайте рекомендаций для родителей по сохранению детского здоровья;

  • проведение семинаров для педагогов по проблемам здоровья и развития обучающихся;

  • пропаганда здорового образа жизни (тематические классные часы, беседы, познавательные игры);

Психолого-педагогическое направление предполагает:

  • использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов организации учебной деятельности;

  • формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни;

  • обеспечение адаптации на разных этапах обучения;

  • развитие познавательной и учебной мотивации;

  • формирование навыков саморегуляции и здорового жизненного стиля;

  • совершенствование деятельности психолого - педагогической

службы школы для своевременной профилак­тики психологического и физиологического состояния обучающихся;

  • организация психолого-педагогической и коррекционной помощи

обучающимся.

Спортивно-оздоровительное направление предполагает:

  • организацию и проведение спортивных мероприятий с целью профилактики заболеваний и приобщение к здоровому досугу;

  • эффективная работа с обучающимися на уроках физкультуры;

  • использование динамических пауз на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;

  • привлечение обучающихся, родителей к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы;

  • проведение спортивно - оздоровительных мероприятий (дней здоровья, соревнований);

  • привлечение системы кружковой, внеклассной и внеурочной работы к формированию здорового образа жизни учащихся.

Диагностическое направление предполагает:


  • изучить представления обучающихся о здоровом образе жизни;

  • изучить особенности ценностного отношения обучающихся к своему здоровью и мотивации здорового образа жизни;

  • изучить внешкольную занятость дополнительными занятиями.



Реализация основных направлений программы:

  1. Соблюдение режима труда и отдыха обучающихся.

  2. Проведение динамических пауз и подвижных игр во время учебного дня.

  3. Посильные домашние задания, которые должны составлять не более одной трети выполняемой работы в классе.

  4. Контроль над сменой видов деятельности школьников в течение дня, чему способствует удобное расписание уроков.

  5. Проведение психологической диагностики, направленной на изучение ценностного отношения к своему здоровью обучающихся.

  6. Привлечение обучающихся к занятиям во внеурочное время в спортивных секциях, действующих в школе и вне её.

  7. В рамках обучения детей правильному отношению к собственному здоровью проведение бесед, тематических классных часов с учётом возрастных особенностей детей с привлечением медицинских работников, родителей.

  8. Проведение семинаров для педагогов по проблеме ЗОЖ.

  9. Создание комфортной атмосферы в школе и классных коллективах, толерантных отношений всех участников образовательного процесса.

Данная программа направлена на выработку ценностей, связанных с формированием здорового образа жизни, физическим совершенствованием тела, на овладение школьниками основами личной физической культуры, под которой понимается органическое единство знаний, потребностей и мотивов, оптимальный уровень психологического и физического здоровья.








© 2010-2022