- Преподавателю
- Школьному психологу
- Программа здоровьесбережения В школу за здоровьем!
Программа здоровьесбережения В школу за здоровьем!
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кулакова Н.А. |
Дата | 29.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Программа здоровьесбережения
«В школу за здоровьем»
МБОУ СОШ № 2
на 20015 / 2018 учебные годы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В соответствии с законом РФ "Об образовании'' здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Программа по здоровьесбережению составлена на основании следующих нормативных документов: Конституции РФ; Конвенции о правах ребенка: закона РФ "Об основных гарантиях прав ребенка"; письма Минобразования РФ от 26.06.2003 г. № 23-51 -513/16 "Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования": письма Минобразования РФ от 28.04.2003 № 13-51-86/13 Об увеличении двигательной активности обучающихся ОУ, ''Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждениях, СанПиН 2.4.2.1178-02" .
Разработчики программы:
Педагог - психолог Кулакова Н.А.
Введение
Концепция модернизации Российского образования определила важнейшую задачу деятельности педагогических коллективов: достижение современного качества образования. Неотъемлемой частью этого процесса является и сохранение здоровья участников образовательного сообщества. Проблема сохранения здоровья обучающихся и привития навыков здорового образа жизни очень актуальны сегодня. Данные многочисленных научных исследований и официальной статистики свидетельствуют о неблагоприятной динамике основных показателей здоровья детей по мере школьного обучения. Наблюдения за состоянием здоровья обучающихся, подкреплённые ежегодными показаниями медицинских осмотров, свидетельствуют о том, что количество абсолютно здоровых детей и подростков идёт на спад.
Самое ценное, что есть у человека, - это жизнь, а самое ценное в его жизни - здоровье, за которое бороться всеми силами становится просто необходимо. Условия, когда болеть было выгоднее, чем работать, ушли в прошлое. Невежество в вопросах здорового образа жизни будет дорого обходиться тем, кто своевременно не позаботится о своем здоровье, о здоровье своих детей и близких.
Занятия физическими упражнениями, многостороннее воздействие которых по своей силе превышает эффективность других средств оздоровления, - это наиболее рациональный способ подготовить себя к разным видам деятельности. Особенностью подбора средств на занятиях физическими упражнениями является насыщенность конкретным материалом, который позволяет влиять на те системы организма, которые в большей мере ослаблены у учащегося. Навыки, приобретенные на занятиях, дают возможность обучающимся самостоятельно подбирать и использовать необходимые упражнения.
Психологическое здоровье - необходимое условие полноценного развития ребенка. «Портрет» психологически здорового ребенка выглядит следующим образом: это, прежде всего, спонтанный и творческий, жизнерадостный, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Такой ребенок берет на себя ответственность и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом, он находится в постоянном развитии и, конечно, способствует развитию других детей. У психологически здорового ученика прослеживается гармония между эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими аспектами, между ним и окружающими детьми. Главным качеством психологически здорового ребенка является саморегулируемость, т.е. возможность адекватного приспособления как к благоприятным, так и к неблагоприятным условиям и воздействиям.
Анализ состояния здоровья обучающихся и возможных причин, влияющих на его уровень, показал необходимость создания программы «В школу за здоровьем». Программа разработана на основе принципов научной обоснованности, последовательности, возрастной и социокультурной адекватности, информационной безопасности и практической целесообразности.
Цель программы: формирование знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию обучающихся.
Задачи программы:
-
формирование представления об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
-
организация системы профилактической работы по формированию ЗОЖ с учителями, обучающимися и их родителями;
-
формирование у обучающихся потребности ЗОЖ через урочную и внеурочную деятельность;
-
введение в повседневную практику педагогов здоровьесберегающих технологий обучения и методов коррекции и укрепления здоровья обучающихся;
-
использование оптимальных двигательных режимов для обучающихся с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;
-
формирование мотивации на сохранение и укрепление здоровья.
Участники программы:
-
учащиеся
-
педагоги
-
родители.
Сроки и этапы реализации программы:
І этап - Подготовительный (сентябрь - декабрь 2015 год)
ІІ этап - Практический (январь 2016 - декабрь 2017 гг.)
ІІІ этап - Обобщение и оценка результатов (январь - май 2018 г.)
Предполагаемые результаты программы:
-
повышение функциональных возможностей организма обучающихся, развитие физического потенциала школьников;
-
рост уровня физического развития и физической подготовленности школьников;
-
повышение приоритета здорового образа жизни;
-
повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни;
-
повышение уровня самостоятельности и активности школьников;
-
повышение профессиональной компетенции и заинтересованности
педагогов в сохранении и укреплении как здоровья школьников, так и своего здоровья.
Основные направления деятельности программы:
Просветительское направление предполагает:
-
организацию деятельности с учащимися по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;
-
проведение родительских лекториев по проблемам адаптации обучающихся на разных возрастных этапах;
-
представление на школьном сайте рекомендаций для родителей по сохранению детского здоровья;
-
проведение семинаров для педагогов по проблемам здоровья и развития обучающихся;
-
пропаганда здорового образа жизни (тематические классные часы, беседы, познавательные игры);
Психолого-педагогическое направление предполагает:
-
использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов организации учебной деятельности;
-
формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни;
-
обеспечение адаптации на разных этапах обучения;
-
развитие познавательной и учебной мотивации;
-
формирование навыков саморегуляции и здорового жизненного стиля;
-
совершенствование деятельности психолого - педагогической
службы школы для своевременной профилактики психологического и физиологического состояния обучающихся;
-
организация психолого-педагогической и коррекционной помощи
обучающимся.
Спортивно-оздоровительное направление предполагает:
-
организацию и проведение спортивных мероприятий с целью профилактики заболеваний и приобщение к здоровому досугу;
-
эффективная работа с обучающимися на уроках физкультуры;
-
использование динамических пауз на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
-
привлечение обучающихся, родителей к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы;
-
проведение спортивно - оздоровительных мероприятий (дней здоровья, соревнований);
-
привлечение системы кружковой, внеклассной и внеурочной работы к формированию здорового образа жизни учащихся.
Диагностическое направление предполагает:
-
изучить представления обучающихся о здоровом образе жизни;
-
изучить особенности ценностного отношения обучающихся к своему здоровью и мотивации здорового образа жизни;
-
изучить внешкольную занятость дополнительными занятиями.
Реализация основных направлений программы:
-
Соблюдение режима труда и отдыха обучающихся.
-
Проведение динамических пауз и подвижных игр во время учебного дня.
-
Посильные домашние задания, которые должны составлять не более одной трети выполняемой работы в классе.
-
Контроль над сменой видов деятельности школьников в течение дня, чему способствует удобное расписание уроков.
-
Проведение психологической диагностики, направленной на изучение ценностного отношения к своему здоровью обучающихся.
-
Привлечение обучающихся к занятиям во внеурочное время в спортивных секциях, действующих в школе и вне её.
-
В рамках обучения детей правильному отношению к собственному здоровью проведение бесед, тематических классных часов с учётом возрастных особенностей детей с привлечением медицинских работников, родителей.
-
Проведение семинаров для педагогов по проблеме ЗОЖ.
-
Создание комфортной атмосферы в школе и классных коллективах, толерантных отношений всех участников образовательного процесса.
Данная программа направлена на выработку ценностей, связанных с формированием здорового образа жизни, физическим совершенствованием тела, на овладение школьниками основами личной физической культуры, под которой понимается органическое единство знаний, потребностей и мотивов, оптимальный уровень психологического и физического здоровья.