Психологическое здоровье и способы его сохранения. Семинар-практикум для педагогов

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Общеобразовательная школа №8









ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ

И СПОСОБЫ ЕГО СОХРАНЕНИЯ.

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ

для педагогов



















ПОДГОТОВИЛА

ПРАКТИЧЕСКИЙ ПСИХОЛОГ:

Корепова Г. А.



г. Снежное







Цель:

психологическое просвещение по вопросам формирования здорового способа жизни.;

содействие формированию навыков сохранения психического здоровья;

развитие навыков совместной работы, сотрудничества;

улучшить эмоциональное состояние педагогов и уч-ся.

Ход занятия:

  1. Вступление.

Притча.

Бог создал человека из глины, и остался у него небольшой неиспользованный кусочек . «Что бы еще вылепить?»,- спросил Бог. «Вылепи мне счастья!»,- попросил человек! Ничего не ответил Бог. И только положил в руку человека кусочек неиспользованной глины.



  1. Основная часть.

  1. Понятие и определение здоровья.

По определению Всемирной организации охраны здоровья , «Здоровье- это состояние полного физического, психического, духовного благополучие, а не только отсутствие болезней.

От чего зависит здоровье человека? По расчетам ученых. На 20% здоровье зависит от наследственных факторов., на 20% от состояния окружающей среды, на 10% от медицины, на 50% от способа жизни человека. То е6сть можно сказать. Что здоровье человека- в его руках.

Здоровье - понятие многоплановое. Это и высокий уровень приспособленности к условиям жизни, высокая работоспособность. Комфортное психологическое самочувствие, толерантные социальные условия.

На сегодняшний день выделяют такие составляющие здоровья человека:

- физическое здоровье- индивидуальные особенности организма человека , красота, сила, выдержка, генетическая наследственность, уровень физического развития органов и функциональных систем, отсутствие или наличие телесных отклонений или болезней.

- интеллектуальное здоровье- способность находить необходимую информацию, усваивать новые знания, использовать их, принимать важные решения.

- эмоциональное здоровье-умение адекватно переживать то, что с ним происходит, понимать эмоции и чувства других, управлять своими эмоциями, быть эмоционально уравновешенными.

- психическое здоровье- умение приспосабливаться в любых изменчивых условиях жизни, развиваться и совершенствоваться.

-социальное здоровье- способность строить и поддерживать позитивные отношения с окружающими людьми.

-духовное здоровье- ценности, принципы, идеалы, мировоззрение, убеждения, которые нужно не только осознавать ,провозглашать, но и активно внедрять в жизнь.

  1. Психическое здоровье и его критерии.

Психическое здоровье- наличие у в психике человека активных и пассивных стержней , которые постоянно генерируют позитивный психоэнергетический потенциал, который обеспечивает осознанное позитивное восприятие окружающего мира, гармонию с ним и самим собой, личностный оптимизм и удовольствие от жизни.

По мнению С.Максименко, психич. здоровье нужно понимать как аспект здоровья в целом, который характеризуется душевным комфортом, отсутствием патологических психологических проявлений и способностью к эффективной деятельности и саморегуляции относительно собственных целей и интересов человека.

М.Джехода выделяет 6 аспектов психического здоровья:

1) позитивное отношение к себе;

2) оптимальное развитие, рост и самоактуализация личности;

3) психическая интеграция;

4) реалистическое восприятие окружения;

5) умение адекватно влиять на окружение;

6) личностная автономия.

Когда идет речь о психическом здоровье, то имеют ввиду тех людей, у которых нет патологий, а психические отклоненияили отсутствуют, что является идеальным, или имеют ненормативный, но не аномальный характер. Поэтому психическое здоровье человека может бать отличным, хорошим, удовлетворительным и плохим.

Критериями психического здоровья человека являются:

  • Адекватный возрасту уровень зрелости познавательной, эмоционально- чувственной и волевой сфер личности.

  • Способность управлять своим поведением.

  • Способность выбирать жизненные цели и разумно планировать их достижение.

  • Личностный и социальный оптимизм.

  • Удовольствие от деятельности, личной и общественной жизни, общения, созерцания картин природы.

  • Понимание прекрасного, комического и трагического.

  • Стабильный позитивный настрой.

  • Адаптированность в микросоциальных отношениях.

  • Ощущение счастья.

3 .Негативные факторы психического здоровья.

На нарушение психич. здоровья влияют ряд факторов. Среди них- длительное действие негативных эмоций, которые генерируют негативную психоэнергию.

К главным общественным показателям, определяющим психическое здоровье человека относятся:

  • Социальный и политический конфликты и нестабильность.

  • Наличие работы или ее отсутствие.

  • Позиция и содержательная направленность средств массовой информации.

  • Социальная бедность.

  • Духовная, социальная, эмоциональная и физическая депривация.

  • Социальная справедливость или несправедливость.

  • Правовая защищенность или незащищенность.

  • Социальный оптимизм.

  • Соотношение материальных и духовных ценностей.

  • Религия.

  • Социальная депривация.

К числу патогенных факторов современной школы относятся:

  • Школьный стресс: физиологический, информационный, комуникативный, психологический (эмоциональный).

  • Неудовлетворительное физическое развитие и хроническая гиподинамия.

  • Кислородное и «солнечное»голодание.

  • Другие «профессинальные» заболевания школьников: понижение зрения, сколиоз, частые простудные заболевания.

  • Дидактогения.

Неправильно организованный режим дня и плохое питание.

Решение проблемы здоровья заложено в самом человеке. Всех нас привлекает красота окружающего мира, природы, искусства, которые дарят наслаждение и радость. Особенно влияет на человека музыка, причем она может и лечить.


  • Еще в Древней Греции Платон выделял два метода воспитания: гимнастику - для воспитания тела и музыку- для воспитания души.

Например, «Лунная соната» Бетховена чудесно снимает нервозность, напряжение, служит для человека немедикаментозным транквилизатором. (звучит «Лунная соната»).

4 .Здоровье человека с позиции гуманистической психологии.

Известный психолог А.Маслоу психическое здоровье рассматривает как следствие полной удовлетворенности . Согласно его мнению, здоровый человек- это счастливый человек, который живет в гармонии с самим собой, не ощущает внутреннего дискомфорта.

Психически здоровым людям, по мнению А.Маслоу, присуще :

  • Любить и быть любимыми.

  • Отсутствие подозрительности.

  • Доверие в отношениях.

  • Взаимная забота и ответственность.

  • Внутренняя гармония.

  • Жизнерадостность.

5. Стресс.

Эмоциональное напряжение и страхи, сопровождающие человека в современной повседневной жизни , часто провоцируют состояние стресса.

Итак, признаки стрессового состояния ( по Шафферу):

  • Невозможность сосредоточиться на чем- либо.

  • Слишком частые ошибки в работе.

  • Ухудшение памяти.

  • Чувство усталости, которое возникает очень часто.

  • Очень быстрая речь, мысли, которые часто «выветриваются».

  • Частые боли, без физических недомоганий.

  • Повышенная возбудимость.

  • Работа не приносит радости.

  • Утрата чувства юмора.

  • Резкое возрастание количества выкуренных сигарет(если человек курит).

  • Пристрастие к спиртному.

  • Постоянное ощущение голода или же отсутствие аппетита или вкуса к пище.

  • Невозможность своевременно закончить работу.

С точки зрения физиологии, стресс-общая реакция организма на неблагоприятные условия жизни. Реакция стресса возникла в процессе эволюции как важнейший механизм приспосабливания. Для наших предков стрессорами были нападения хищников или врагов, преодоление реки или охота на зверя. В такую минуту нужно было собрать все силы, всю волю, чтобы остаться живыми и невредимыми. Для этого в организме как будто провозглашается боевая тревога - режим атаки или бегства.

Чтобы обеспечить этот режим, в первую очередь перераспределяется кровообращение. Поднимается артериальное давление, кровь заполняет сосуды больших мышц, отливая от пальцев, лица и внутренних органов. Параллельно выделяются гормоны- адреналин и кортизон, под действием которых распадаются запасы жира и гликогена, чтобы кровь насытилась жирными кислотами и глюкозой. А для успешного управления процессом резко активизируются анализаторы и весь мозг.

Переход организма в режим атаки или избегания, бегства обеспечивал выживание нашим предкам в первобытную эпоху. Но в современной жизни это приносит человеку скорее вред, чем пользу. Представим, что человек начинает злиться, оказавшись в дорожной пробке, или впадает в отчаянье от критики начальства. Автоматически организм отзывается симптоматической реакцией - непосредственно перед стрессом . Быстрее! Нужно что-то делать, бороться, убегать! Но много ли возможностей у современного цивилизованного человека удовлетворить эти потребности? Поэтому «пар», который некуда выпустить, ударит по собственному организму. Высокое давление еще длительное время будет разрушать кровеносные сосуды. Мобилизованные жиры откладываются на поверхность артерий в виде бляшек, чем больше таких переживаний, тем сильнее загрязняются артерии, ускоряя приближение сердечного приступа.

Но это еще не все: режим атаки или бегства временно отключает пищеварительную, иммунную и репродуктивную системы. Поэтому хронический стресс приводит к бесплодию, ослаблению иммунитета, нарушению работы желудочно-кишечного тракта.

Когда действие стрессора проходит, организм пытается наладить работу выключенных систем. Но хорошо ли это отразится на нем? Нет! Расшатанность иммунитета ведет к развитию аллергии или, напртив, к иммунодефициту, что мешает справится с клетками опухолей. В желудке выделяется лишний выброс желудочных соков, что ведет к язве.

Но больше всего удар получает нервная система. Гормоны стресса мобилизуют нейроны, но интенсивная работа использует и уничтожает их. Особенно страдают структуры, отвечающие за эмоции. Результат- депрессия. Вот вам и все «болезни от нервов»- основные болезни современности: атеросклероз, невроз, ожирение, язва желудка, ослабление иммунитета.

Упражнения для улучшения работы головного мозга и снятия умственного напряжения:


  • Стоя или сидя, ноги вместе, руки опущены, спина прямая. Свободно поднять руки вверх, потянуться всем телом, внимание сосредоточить на позвоночнике. Потягиваясь, представьте могучее дерево, корни которого крепко вросли в землю, а ствол тянется к солнцу. Ваш организм, как дерево ,наполняется силой, здоровьем. Бодростью. Удерживайте эту позу 20- 30 секунд. Потом руки медленно опустите, расслабьтесь.

  • Стоя или сидя, ноги на ширине плеч, руки опущены, голова и туловище -на одной прямой линии. Завести руки за спину, сложить ладони вместе. Потом перевернуть сложенные руки пальцами вверх так, чтобы мизинцы касались позвоночника. Локти подняты, спину выровнять. Удерживайте эту позу 20- 30 секунд.

  • Туловище прямое, голова прямо .Ладони положить на затылок, руки - в «замок». Дыхание медленное. Надавливаем ладонями на затылок, а потом на ладони 3-5 сек., 1-2 сек. Отдыхаем. Повторить 3-5 раз.

  • Стоя или сидя, спина прямо, руки вдоль тела. Дыхание медленное. Вдох, выдох- плечи максимально завести вперед. Вдох- исходное положение. Выдох- максимально свести лопатки. Вдох- исходное положение.( 3 раза). Вдох- поднять правое плечо вверх. Выдох- исходное положение. Вдох- поднять левое плечо вверх. Выдох- исходное положение. Вдох- поднять плечи вверх. Выдох- исходное положение.

  • Сидя, спина прямо, руки в удобном положении. Тело расслаблено. Написать в воздухе носом цифры от 1 до 10. Или буквы- свое имя.

  • Стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль тела. Вдох- руки вверх, немного выгнуться назад. Во время выдоха- резкий наклон вперед -вниз со звуком «ха!», задержаться в таком положении на 5-10 сек., повернуться в исходное положение.

Способы сохранения психического здоровья


  • Смехотерапия.

Исследования показали, что смех может вылечить от всех болезней- причем не только психологических проблем или неврозов. Смех снижает выработку стрессовых гормонов, нормализует давление, повышает иммунитет. Последние исследования показали, что смех резко активизирует мозговую деятельность и является надежным обезболивающим способом. Когда человек смеется, работают приблизительно 80 мышц тела. Одна минута смеха равна 45 минутам выполнения физич. упр. и продолжает жизнь на время ( по разным данным) от 15 до 60 минут.


  • Упражнение «Релаксация».( ароматерапия, музыкальное сопровождение, арт- терапия). Одним из способов снятия эмоционального и умственного напряжения является ароматерапия ( аромомасла, сухая фитоингаляция в форме подушечек- саше) и артотерапия ( для демонстрации используем аромолампу с лавандовым маслом). Можно использовать имбирь аптечный, лимонник китайский, мелису, мяту, розмарин и др.


Советы на каждый день.

  • Люби жизнь- она прекрасна.

  • Цени правду- она бесценна .

  • Цени время- его не вернешь.

  • Будь всегда самим собой- простота всегда является признаком великого разума.

  • Думай, что говоришь, и говори, думая. Слово- великое оружие, если уметь его правильно использовать.

  • Умей слушать- в речи отражается душа человека.

  • Смотри сердцем- только сердце способно чувствовать истину.

  • Умей быть благодарным- это дорога к сердцу человека.

  • Не спеши с выводами. В народе говорят: «Поспешишь- людей насмешишь».

  • Прислушайся к советам мудрецов- это неисчерпаемый источник духовных сокровищ.

  • Не смотри вслед злу- оно заразное. Совесть не принимает компромиссов.

  • Люби людей- ты один из них.

  • Чаще улыбайся- это солнечное сияние для твоего окружения.

  • Цени свое доброе имя- это твоя надежная защита.



© 2010-2022