- Преподавателю
- Школьному психологу
- Психологическое здоровье и способы его сохранения. Семинар-практикум для педагогов
Психологическое здоровье и способы его сохранения. Семинар-практикум для педагогов
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Корепова Г.А. |
Дата | 02.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Общеобразовательная школа №8
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ
И СПОСОБЫ ЕГО СОХРАНЕНИЯ.
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ
для педагогов
ПОДГОТОВИЛА
ПРАКТИЧЕСКИЙ ПСИХОЛОГ:
Корепова Г. А.
г. Снежное
Цель:
психологическое просвещение по вопросам формирования здорового способа жизни.;
содействие формированию навыков сохранения психического здоровья;
развитие навыков совместной работы, сотрудничества;
улучшить эмоциональное состояние педагогов и уч-ся.
Ход занятия:
-
Вступление.
Притча.
Бог создал человека из глины, и остался у него небольшой неиспользованный кусочек . «Что бы еще вылепить?»,- спросил Бог. «Вылепи мне счастья!»,- попросил человек! Ничего не ответил Бог. И только положил в руку человека кусочек неиспользованной глины.
-
Основная часть.
-
Понятие и определение здоровья.
По определению Всемирной организации охраны здоровья , «Здоровье- это состояние полного физического, психического, духовного благополучие, а не только отсутствие болезней.
От чего зависит здоровье человека? По расчетам ученых. На 20% здоровье зависит от наследственных факторов., на 20% от состояния окружающей среды, на 10% от медицины, на 50% от способа жизни человека. То е6сть можно сказать. Что здоровье человека- в его руках.
Здоровье - понятие многоплановое. Это и высокий уровень приспособленности к условиям жизни, высокая работоспособность. Комфортное психологическое самочувствие, толерантные социальные условия.
На сегодняшний день выделяют такие составляющие здоровья человека:
- физическое здоровье- индивидуальные особенности организма человека , красота, сила, выдержка, генетическая наследственность, уровень физического развития органов и функциональных систем, отсутствие или наличие телесных отклонений или болезней.
- интеллектуальное здоровье- способность находить необходимую информацию, усваивать новые знания, использовать их, принимать важные решения.
- эмоциональное здоровье-умение адекватно переживать то, что с ним происходит, понимать эмоции и чувства других, управлять своими эмоциями, быть эмоционально уравновешенными.
- психическое здоровье- умение приспосабливаться в любых изменчивых условиях жизни, развиваться и совершенствоваться.
-социальное здоровье- способность строить и поддерживать позитивные отношения с окружающими людьми.
-духовное здоровье- ценности, принципы, идеалы, мировоззрение, убеждения, которые нужно не только осознавать ,провозглашать, но и активно внедрять в жизнь.
-
Психическое здоровье и его критерии.
Психическое здоровье- наличие у в психике человека активных и пассивных стержней , которые постоянно генерируют позитивный психоэнергетический потенциал, который обеспечивает осознанное позитивное восприятие окружающего мира, гармонию с ним и самим собой, личностный оптимизм и удовольствие от жизни.
По мнению С.Максименко, психич. здоровье нужно понимать как аспект здоровья в целом, который характеризуется душевным комфортом, отсутствием патологических психологических проявлений и способностью к эффективной деятельности и саморегуляции относительно собственных целей и интересов человека.
М.Джехода выделяет 6 аспектов психического здоровья:
1) позитивное отношение к себе;
2) оптимальное развитие, рост и самоактуализация личности;
3) психическая интеграция;
4) реалистическое восприятие окружения;
5) умение адекватно влиять на окружение;
6) личностная автономия.
Когда идет речь о психическом здоровье, то имеют ввиду тех людей, у которых нет патологий, а психические отклоненияили отсутствуют, что является идеальным, или имеют ненормативный, но не аномальный характер. Поэтому психическое здоровье человека может бать отличным, хорошим, удовлетворительным и плохим.
Критериями психического здоровья человека являются:
-
Адекватный возрасту уровень зрелости познавательной, эмоционально- чувственной и волевой сфер личности.
-
Способность управлять своим поведением.
-
Способность выбирать жизненные цели и разумно планировать их достижение.
-
Личностный и социальный оптимизм.
-
Удовольствие от деятельности, личной и общественной жизни, общения, созерцания картин природы.
-
Понимание прекрасного, комического и трагического.
-
Стабильный позитивный настрой.
-
Адаптированность в микросоциальных отношениях.
-
Ощущение счастья.
3 .Негативные факторы психического здоровья.
На нарушение психич. здоровья влияют ряд факторов. Среди них- длительное действие негативных эмоций, которые генерируют негативную психоэнергию.
К главным общественным показателям, определяющим психическое здоровье человека относятся:
-
Социальный и политический конфликты и нестабильность.
-
Наличие работы или ее отсутствие.
-
Позиция и содержательная направленность средств массовой информации.
-
Социальная бедность.
-
Духовная, социальная, эмоциональная и физическая депривация.
-
Социальная справедливость или несправедливость.
-
Правовая защищенность или незащищенность.
-
Социальный оптимизм.
-
Соотношение материальных и духовных ценностей.
-
Религия.
-
Социальная депривация.
К числу патогенных факторов современной школы относятся:
-
Школьный стресс: физиологический, информационный, комуникативный, психологический (эмоциональный).
-
Неудовлетворительное физическое развитие и хроническая гиподинамия.
-
Кислородное и «солнечное»голодание.
-
Другие «профессинальные» заболевания школьников: понижение зрения, сколиоз, частые простудные заболевания.
-
Дидактогения.
Неправильно организованный режим дня и плохое питание.
Решение проблемы здоровья заложено в самом человеке. Всех нас привлекает красота окружающего мира, природы, искусства, которые дарят наслаждение и радость. Особенно влияет на человека музыка, причем она может и лечить.
-
Еще в Древней Греции Платон выделял два метода воспитания: гимнастику - для воспитания тела и музыку- для воспитания души.
Например, «Лунная соната» Бетховена чудесно снимает нервозность, напряжение, служит для человека немедикаментозным транквилизатором. (звучит «Лунная соната»).
4 .Здоровье человека с позиции гуманистической психологии.
Известный психолог А.Маслоу психическое здоровье рассматривает как следствие полной удовлетворенности . Согласно его мнению, здоровый человек- это счастливый человек, который живет в гармонии с самим собой, не ощущает внутреннего дискомфорта.
Психически здоровым людям, по мнению А.Маслоу, присуще :
-
Любить и быть любимыми.
-
Отсутствие подозрительности.
-
Доверие в отношениях.
-
Взаимная забота и ответственность.
-
Внутренняя гармония.
-
Жизнерадостность.
5. Стресс.
Эмоциональное напряжение и страхи, сопровождающие человека в современной повседневной жизни , часто провоцируют состояние стресса.
Итак, признаки стрессового состояния ( по Шафферу):
-
Невозможность сосредоточиться на чем- либо.
-
Слишком частые ошибки в работе.
-
Ухудшение памяти.
-
Чувство усталости, которое возникает очень часто.
-
Очень быстрая речь, мысли, которые часто «выветриваются».
-
Частые боли, без физических недомоганий.
-
Повышенная возбудимость.
-
Работа не приносит радости.
-
Утрата чувства юмора.
-
Резкое возрастание количества выкуренных сигарет(если человек курит).
-
Пристрастие к спиртному.
-
Постоянное ощущение голода или же отсутствие аппетита или вкуса к пище.
-
Невозможность своевременно закончить работу.
С точки зрения физиологии, стресс-общая реакция организма на неблагоприятные условия жизни. Реакция стресса возникла в процессе эволюции как важнейший механизм приспосабливания. Для наших предков стрессорами были нападения хищников или врагов, преодоление реки или охота на зверя. В такую минуту нужно было собрать все силы, всю волю, чтобы остаться живыми и невредимыми. Для этого в организме как будто провозглашается боевая тревога - режим атаки или бегства.
Чтобы обеспечить этот режим, в первую очередь перераспределяется кровообращение. Поднимается артериальное давление, кровь заполняет сосуды больших мышц, отливая от пальцев, лица и внутренних органов. Параллельно выделяются гормоны- адреналин и кортизон, под действием которых распадаются запасы жира и гликогена, чтобы кровь насытилась жирными кислотами и глюкозой. А для успешного управления процессом резко активизируются анализаторы и весь мозг.
Переход организма в режим атаки или избегания, бегства обеспечивал выживание нашим предкам в первобытную эпоху. Но в современной жизни это приносит человеку скорее вред, чем пользу. Представим, что человек начинает злиться, оказавшись в дорожной пробке, или впадает в отчаянье от критики начальства. Автоматически организм отзывается симптоматической реакцией - непосредственно перед стрессом . Быстрее! Нужно что-то делать, бороться, убегать! Но много ли возможностей у современного цивилизованного человека удовлетворить эти потребности? Поэтому «пар», который некуда выпустить, ударит по собственному организму. Высокое давление еще длительное время будет разрушать кровеносные сосуды. Мобилизованные жиры откладываются на поверхность артерий в виде бляшек, чем больше таких переживаний, тем сильнее загрязняются артерии, ускоряя приближение сердечного приступа.
Но это еще не все: режим атаки или бегства временно отключает пищеварительную, иммунную и репродуктивную системы. Поэтому хронический стресс приводит к бесплодию, ослаблению иммунитета, нарушению работы желудочно-кишечного тракта.
Когда действие стрессора проходит, организм пытается наладить работу выключенных систем. Но хорошо ли это отразится на нем? Нет! Расшатанность иммунитета ведет к развитию аллергии или, напртив, к иммунодефициту, что мешает справится с клетками опухолей. В желудке выделяется лишний выброс желудочных соков, что ведет к язве.
Но больше всего удар получает нервная система. Гормоны стресса мобилизуют нейроны, но интенсивная работа использует и уничтожает их. Особенно страдают структуры, отвечающие за эмоции. Результат- депрессия. Вот вам и все «болезни от нервов»- основные болезни современности: атеросклероз, невроз, ожирение, язва желудка, ослабление иммунитета.
Упражнения для улучшения работы головного мозга и снятия умственного напряжения:
-
Стоя или сидя, ноги вместе, руки опущены, спина прямая. Свободно поднять руки вверх, потянуться всем телом, внимание сосредоточить на позвоночнике. Потягиваясь, представьте могучее дерево, корни которого крепко вросли в землю, а ствол тянется к солнцу. Ваш организм, как дерево ,наполняется силой, здоровьем. Бодростью. Удерживайте эту позу 20- 30 секунд. Потом руки медленно опустите, расслабьтесь.
-
Стоя или сидя, ноги на ширине плеч, руки опущены, голова и туловище -на одной прямой линии. Завести руки за спину, сложить ладони вместе. Потом перевернуть сложенные руки пальцами вверх так, чтобы мизинцы касались позвоночника. Локти подняты, спину выровнять. Удерживайте эту позу 20- 30 секунд.
-
Туловище прямое, голова прямо .Ладони положить на затылок, руки - в «замок». Дыхание медленное. Надавливаем ладонями на затылок, а потом на ладони 3-5 сек., 1-2 сек. Отдыхаем. Повторить 3-5 раз.
-
Стоя или сидя, спина прямо, руки вдоль тела. Дыхание медленное. Вдох, выдох- плечи максимально завести вперед. Вдох- исходное положение. Выдох- максимально свести лопатки. Вдох- исходное положение.( 3 раза). Вдох- поднять правое плечо вверх. Выдох- исходное положение. Вдох- поднять левое плечо вверх. Выдох- исходное положение. Вдох- поднять плечи вверх. Выдох- исходное положение.
-
Сидя, спина прямо, руки в удобном положении. Тело расслаблено. Написать в воздухе носом цифры от 1 до 10. Или буквы- свое имя.
-
Стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль тела. Вдох- руки вверх, немного выгнуться назад. Во время выдоха- резкий наклон вперед -вниз со звуком «ха!», задержаться в таком положении на 5-10 сек., повернуться в исходное положение.
Способы сохранения психического здоровья
-
Смехотерапия.
Исследования показали, что смех может вылечить от всех болезней- причем не только психологических проблем или неврозов. Смех снижает выработку стрессовых гормонов, нормализует давление, повышает иммунитет. Последние исследования показали, что смех резко активизирует мозговую деятельность и является надежным обезболивающим способом. Когда человек смеется, работают приблизительно 80 мышц тела. Одна минута смеха равна 45 минутам выполнения физич. упр. и продолжает жизнь на время ( по разным данным) от 15 до 60 минут.
-
Упражнение «Релаксация».( ароматерапия, музыкальное сопровождение, арт- терапия). Одним из способов снятия эмоционального и умственного напряжения является ароматерапия ( аромомасла, сухая фитоингаляция в форме подушечек- саше) и артотерапия ( для демонстрации используем аромолампу с лавандовым маслом). Можно использовать имбирь аптечный, лимонник китайский, мелису, мяту, розмарин и др.
Советы на каждый день.
-
Люби жизнь- она прекрасна.
-
Цени правду- она бесценна .
-
Цени время- его не вернешь.
-
Будь всегда самим собой- простота всегда является признаком великого разума.
-
Думай, что говоришь, и говори, думая. Слово- великое оружие, если уметь его правильно использовать.
-
Умей слушать- в речи отражается душа человека.
-
Смотри сердцем- только сердце способно чувствовать истину.
-
Умей быть благодарным- это дорога к сердцу человека.
-
Не спеши с выводами. В народе говорят: «Поспешишь- людей насмешишь».
-
Прислушайся к советам мудрецов- это неисчерпаемый источник духовных сокровищ.
-
Не смотри вслед злу- оно заразное. Совесть не принимает компромиссов.
-
Люби людей- ты один из них.
-
Чаще улыбайся- это солнечное сияние для твоего окружения.
-
Цени свое доброе имя- это твоя надежная защита.