Собрание для родителей будущих первоклассников Скоро в школу

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Собрание для родителей будущих первоклассников

«Скоро в школу»

Здравствуйте, уважаемые родители, я искренне рада видеть Вас. Зовут меня Марина Александровна, я - школьный психолог.

Сегодняшняя наша встреча обусловлена событием, которое скоро произойдет в вашей семье - это поступление ребенка в школу. И наверняка, сейчас Вас волнуют такие вопросы: А готов ли мой ребенок к школе? Как будет учиться? Как ему помочь, если он встретит первые школьные трудности?

Следует отметить, что, пожалуй, в жизни ребенка нет больше ни одного момента, когда бы так резко и координально менялась его жизнь, как при поступлении его в школу. Между дошкольным детством и началом школьной жизни пролегает гигантская пропасть, и в один миг ее не одолеть, даже если малыш посещал детский сад, подготовительные курсы. Начало школьной жизни - серьезное испытание для детей, так как оно связано с резким изменением всего образа жизни ребенка. Он должен привыкнуть

к новому взрослому коллективу;

к новым требованиям;

к повседневным обязанностям.

И каждый без исключения ребенок проживает процесс приспособления к школе (процесс адаптации). И естественно, чем больше у ребенка есть нужных умений, качеств, тем быстрее и безболезненно он сумеет адаптироваться.

Но для некоторых детей оказываются школьные требования слишком трудны, а распорядок слишком строг. Для них период адаптации к школе может быть травмирующим. С какими же проблемами сталкиваются в это время первоклассники? Откуда берутся эти трудности? И можно ли их избежать? Многих трудностей можно избежать, если вовремя обратить на них внимание.

Большинство истоков возможных школьных сложностей и неприятностей нередко скрываются в дошкольном детстве. Родители ребенка до 6 -7 - летнего возраста не так часто обращают внимание на развитие малыша ("да успеет еще научиться, для этого школа есть!"), не уделяют внимание особенностям его общения с окружающими взрослыми и сверстниками ("со временем пройдет…"), на наличие или отсутствие желания учиться ("втянется, повзрослеет, глядишь, и всё пройдет), не обучают ребенка управлять своими эмоциями, поступками, подчиняться требованиям с первого раза. В результате чего у детей оказываются не сформированы важные компоненты школьной готовности.

Сейчас мне бы хотелось остановиться на критериях готовности детей к школе, т.е. рассмотреть, что должно быть свойственно ребенку, чтобы он оказался готовым к школе.

Пока я буду раскрывать содержание каждого компонента готовности к школе, вы, пожалуйста, постарайтесь их "примерить" к своему ребенку и решить, на что вам надо уже сегодня обратить внимание, чтобы ваш ребенок был успешен в школе.


Готовность- это не только набор определенных умений и навыков, которые должны быть сформированы у ребенка к 6-7 годам жизни.

Готовность к школе включает в себя несколько компонентов

Психологическая готовность

Интеллектуальная, мотивационная, волевая, коммуникативная

Физическая готовность

Здоровье, моторика рук, движения, возраст


Специальная готовность

Чтение, счет, учебные умения


Психологическая готовность

Необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

Один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства.

Залог быстрой и безболезненной адаптации в начале учебного года.

Успешное усвоение школьного материала.

Интеллектуальная готовность

Ориентировка ребенка в окружающем.

Запас знаний, усвоенных в системе.

Желание узнавать новое, любознательность.

Развитие образных представлений.

Развитие речи и мышления в соответствии с возрастной нормой.

Смысловое запоминание.

Высокая мотивационная готовность

Наличие у ребенка познавательных интересов:

любит книги;

любит решать задачки и кроссворды и др. интеллектуальные задания;

любознателен;

задает много вопросов.

Признаки познавательной активности

Ребенок занимается умственной деятельностью.

Предпочитает сам найти ответ на загадку, вопрос.

Просит почитать книги, дослушивает до конца.

Положительно относится к занятиям, связанными с умственным напряжением.

Часто задает вопросы, в т.ч. вопросы-цепочки.

Дожидается ответа на поставленный вопрос.

Сформированность «социальной позиции школьника»:

Понимание необходимости учения и того, что учеба отличается от игры, она требует ответственности и серьезности.

Эмоционально -благополучное отношение к школе.

Личностно и социально-психологическая готовность

Принятие позиции школьника .

Потребность в общении.

Умение подчиняться правилам и интересам группы.

Способность устанавливать отношения с другими детьми.

Способность действовать совместно с другими детьми.

Волевая готовность- умение сдерживать и контролировать поведение

Умение сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия.

Умение ориентироваться на заданную систему требований.

Умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания.

Эмоционально-волевая готовность

Способность управлять своими эмоциями и поведением.

Умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок в нем.

Стремление преодолевать трудности.

Стремление к достижению результата своей деятельности.

Коммуникативная готовность

Это умение ребенка строить свои взаимоотношение с другими людьми:

играть и общаться с другими ребятами;

быть включенным в детский коллектив и уметь жить по его законам;

общаться со взрослыми людьми, соблюдая правила культурного обращения;

доброжелательность и отсутствие агрессивности.

Состояние здоровья.

Физическая готовность

Физическое развитие.

Развитие анализаторных систем.

Развитие мелких групп мышц.

Координация движений в соответствии с возрастной нормой

Готовность организма ребенка к физическим нагрузкам.

Возраст поступления в школу

В настоящее время в 1 класс поступают дети, достигшие 6 лет и 6 месяцев.

Главное отличие - у шестилетнего ребенка переход от игровой деятельности к учебной идет медленнее.

Адаптация ребенка к школе

Меняется социальная позиция ребенка: он становится учеником.

Происходит смена ведущей деятельности.

Меняется его социальное окружение. Успешность зависит от позиции среди сверстников.

Проблема сдерживания двигательной активности.

Возникновение специфических реакций: страхи, срывы, повышенная слезливость, заторможенность.

Схема благополучной адаптации:

Усвоение школьных норм поведения

Коммуникативная успешность

Эмоциональное благополучие

Успешность в учебной деятельности


Готовы ли родители к школе?

Сдерживать свои эмоции.

Жертвовать своим личным временем и некоторыми привычками.

Не кричать, не унижать и не обижать.

Не сравнивать своего ребенка с другими детьми.

Не наказывать ребенка без причины.

Всегда встречать ребенка из школы с улыбкой.

Быть щедрым на похвалу за достигнутые результаты.

Общая осведомленность ребенка

Я» (имя, фамилия, пол, возраст, место проживания)

Моя семья (Ф. И. О. родителей, состав семьи, профессии).

Окружающий мир (животные и растения, времена года и явления природы, люди и техника и т. д.)

Математические представления

Числовая последовательность в пределах 20.

Сложение и вычитание в пределах 10.

Понятие «больше - меньше».

Основные геометрические фигуры.

Ориентировка в пространстве.

Измерение предметов при помощи линейки.

Цвета и их оттенки.

Развитие речи

Умение составлять рассказ по картинке.

Пересказывать содержание известной сказки.

Рассказывать связные истории из своей жизни.

Рассуждать.

Память, внимание, мышление

Все интеллектуальные функции (внимание, память и мышление) должны достичь определенного уровня развития - стать произвольными, т. е. сознательно управляемыми.

Будущему школьнику необходимо уметь определенное время работать, сосредоточившись на задании.

Мелкая моторика

Ребенку важно научиться владеть собственными пальчиками - ведь теперь он будет учиться писать.

Поэтому ему нужно уметь:

правильно держать ручку;

пользоваться ножницами;

рисовать и лепить;

обводить контуры и заштриховывать фигуры.

Что же должна включать подготовка ребенка к школе?

Желание учиться, идти в школу.

Стремление узнавать новое.

Закрепляйте положительное отношение ребенка к школе.

Никогда не запугивайте ребенка, рассказывая о школе.

Умение слушать и слышать учителя, выполнять его требования, действия по образцу

Играя с ребенком, используйте игры с правилами (домино, лото, шашки, подвижные игры и т. д.).

Следите за тем, чтобы ребенок выполнял правила игры.

Умение думать

Учите ребенка устанавливать причинно-следственные связи.

Решайте вместе с ним логические задачи: загадки, ребусы, кроссворды.

Умение считать

Закрепляйте с ребенком состав числа (8 - это 4 +4, 3+5, 2+6 и т.д.);

умение ориентироваться в числовом ряду ( «соседи» числа 5 - это 4 и 6);

Совершенствование пространственно-временных представлений (верх-низ, раньше-позже, право-лево).

Умение общаться со сверстниками

При общении с ребенком называйте его друзей по имени.

Не критикуйте сверстников ребенка!

Если возникнет необходимость, лучше проанализировать сложную (иногда конфликтную) ситуацию вместе с ребенком.

Приглашайте друзей ребенка в гости, участвуйте в играх.

Умение общаться со взрослыми

Организовывайте с ребенком совместную деятельность.

Не обсуждайте при нем взрослых.

Объясняйте ему правила общения с учителем и другими взрослыми людьми.


Хорошее физическое развитие

Не забывайте о физических упражнениях.

Утренняя гимнастика должна стать привычной.

Включайте музыку, под которую приятно потанцевать и порезвиться.

Игры на свежем воздухе, плаванье, лыжи, коньки, велосипед помогут будущему ученику окрепнуть и разовьют координацию движений.

Таким образом, за основу готовности к школе принимается некоторый необходимый уровень развития ребенка, без которого он вообще не может успешно учиться в школе.

Любой ли ребенок может пойти в школу и успешно в ней учиться? Очевидно, что это не так. Дело в том, что путь развития каждого ребенка индивидуален. Кто-то начинает раньше других ходить, но затем долго не говорит, кто-то, наоборот, не умеет улыбаться, но зато начинает говорить целыми фразами, да еще и запоминает буквы. Поэтому к школьному возрасту дети приходят с разным багажом опыта - знаниями, умениями, навыками, привычками. Впоследствии каждый из них научится читать и считать и, может быть, даже станет грамотным, но к моменту поступления в школу важнее иметь не конкретные сформированные навыки, а способность воспринимать и усваивать новый материал, то есть способность ребенка к обучению.

Итак, поскольку школьная зрелость, как и вообще все развитие ребенка, подчиняется закону неравномерности психического развития, каждый ребенок имеет свои сильные стороны и зоны наибольшей уязвимости. Для того чтобы вы могли сами оценить подготовленность ребенка, предлагаем вам короткий тест. Готов ли ребенок к школе?

Тест для родителей

  1. Хочет ли ваш ребенок идти в школу?

  2. Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что он там много узнает и в ней будет интересно учиться?

  3. Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор)?

  4. Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?

  5. Умеет ли ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче чем из пяти предложений?

  6. Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?

  7. Умеет ли он изменять существительные по числам?

  8. Умеет ли ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами?

  9. Умеет ли ваш ребенок считать до 10 и обратно?

  10. Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?

  11. Верно ли, что ваш ребенок имеет твердую руку?

  12. Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?

  13. Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?

  14. Может ли он собрать разрезную картинку из пяти частей за одну минуту?

  15. Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?

  16. Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом «овощи» помидоры, морковь, лук)?

  17. Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно - рисовать, собирать мозаику и т.д.?

  18. Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?

Возможные результаты тестирования зависят от количества утвердительных ответов на вопросы теста. Если оно составляет:

15-18 баллов - можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимы;

10-14 баллов - вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий;

9 и меньше - почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет.

Результаты могут вас разочаровать. Но помните, что все мы - ученики в школе жизни. Ребенок не рождается первоклассником, готовность к школе - это комплекс способностей, поддающихся упражнению. Упражнения, задания, игры, выбранные вами для развития ребенка, легко и весело можно выполнять с мамой, папой, бабушкой, старшим братом - со всеми, кто располагает свободным временем и желанием заниматься. При подборе заданий обратите внимание на слабые места своего ребенка. Полезно, чтобы он все-таки умел читать и немного писать, считать - если ребенок опережает требования программы, он будет лучше себя чувствовать в школе.

Быть родителем - особое искусство. Хочется пожелать родителям будущих первоклассников терпения, сил, радостных минут гордости за успехи и достижения своих детей. Запомните: родители лучше всех знают своего ребенка, а значит скорее могут прийти на помощь, если у него возникнут проблемы в учебе. Родители постоянно должны совершенствовать свои знания о своем ребенке. Это залог успеха! Удачи Вам!


© 2010-2022