Система работы школьного психолога

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Система работы школьного психологаСистема работы школьного психологаКГУ «Убинская общеобразовательная средняя школа»

Система работы школьного психолога




Педагога-психолога

Подгорновой О.В.

В последнее десятилетие в системе образования Казахстана усилиями ученых и практиков складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе - психолого-педагогическое сопровождение. Разрабатываются вариативные модели сопровождения, формируется его инфраструктура (психолого-педагогические и медико-социальные центры, школьные службы сопровождения).

Главной целью 12-летнего образования является подготовка конкурентоспособной личности, готовой к эффективному участию в социальной, экономической и политической жизни РК. Решение этой цели предполагается на основе компетентностного подхода, который в настоящее время является ведущей парадигмой в определении цели содержания, результатов образования.

Для работы в условиях обновления образования и перехода на 12-летнее обучение, я определилась в принципах организации образовательного процесса (гуманизация, гуманитаризация, информатизация, демократизация, открытость, педагогическая поддержка, вариативность) и приоритетных подходах (личностно ориентированный, деятельностный, компетентностный, валеологический, мотивационный, системный, рефлексивный, ресурсный). Особенностью моей системы работы, как педагога-психолога, на современном этапе развития образования является необходимость решения задач сопровождения ребенка в условиях модернизации образования, изменениях в его структуре и содержании.

Считаю, что целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте).

Задачами психолого-педагогического сопровождения является:

  • предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

  • помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;

  • психологическое обеспечение образовательных программ;

  • развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.

Показателями продуктивности образовательного процесса, на которые я ориентируюсь в своей деятельности является понятие «качество жизни», раскрывающимся через такие категории как «здоровье», «социальное благополучие», «самореализация», «защищенность». Соответственно сфера ответственности системы психолого-педагогического сопровождения не может быть ограничена рамками задач преодоления трудностей в обучении, а включает в себя задачи обеспечения успешной социализации, сохранения и укрепления здоровья, защиты прав детей и подростков. Для достижения указанных выше результатов необходимым условием является изучение и использование достижений психолого-педагогической науки и практики, новых идей, решения новых педагогических задач. На данный учебный год в моем плане профессионального развития (план прилагается) запланированы следующие направления самообразования: создание здоровьесберегающей предметно-пространственной среды, изучение индивидуального стиля учебной деятельности ученика, приемы психологической поддержки ребенка, осуществление личностно ориентированной работы с детьми, формирование и развитие информационной культуры, освоение информационных технологий и др.

В настоящее время свою деятельность строю по следующим направлениям:

  • Профилактика.

  • Диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг).

  • Консультирование (индивидуальное и групповое).

  • Развивающая работа (индивидуальная и групповая).

  • Коррекционная работа (индивидуальная и групповая).

  • Психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей.

  • Профориентация

Все разработанные мною материалы и достижения накапливаются в методическом портфеле (портфолио). Результаты своей работы освещаю в выступлениях на заседаниях педагогических советов, методических совещаниях, заседаниях РМО педагогов-психологов, во взаимодействии с коллегами.

Конечно, в моей профессии, как впрочем, и во многих других, есть свои сложности. Школьному психологу постоянно приходится отстаивать своё «место под солнцем», доказывая необходимость своего вмешательства в решение реальных проблем образования, решать задачи далёкие от его профессиональной направленности. Часто я, участвуя в различного рода семинарах и конференциях, где встречаются психолог и учитель, слышу доводы учителей о том, что педагоги - психологи «лишние специалисты», и задачи решаемые ими в рамках школьного процесса, не несут такой важности и значимости как учительский труд. Хочется верить в то, что со временем наша система образования поймёт уникальность и незаменимость школьного психолога как специалиста занимающегося именно своим делом.

Главная моя цель, чтобы дети смотрели на жизнь без боязни и без злобы. Осознали, что перед ними чудо, разгадку которого они в один прекрасный день отыщут!

Я разделяю точку зрения В.А. Сухомлинского, который писал: «Самой главной чертой педагогической культуры должно быть чувствование духовного мира каждого ребёнка, способность уделить каждому столько внимания, сколько необходимо для того, чтобы ребёнок почувствовал, что о нём не забывают, его горе, его обиды и страдания разделяют»




© 2010-2022