- Преподавателю
- Школьному психологу
- Творческий проект Психологическая служба школы
Творческий проект Психологическая служба школы
Раздел | Школьному психологу |
Класс | 10 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Орлова Е.В. |
Дата | 27.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ГКОУ СО «Асбестовская школа-интернат»
ВНЕКЛАССНОЕ ЗАНЯТИЕ
ПО ПСИХОЛОГИИ
Творческий проект: «Психологическая служба школы»
Дата проведения: 16.02.2016г.
Место проведения: кабинет психологии
Класс: 10-11
Ответственный: Орлова Е.В.,
педагог-психолог ВКК.
Февраль, 2016г.
ВНЕКЛАССНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ПСИХОЛОГИИ
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ: ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ШКОЛЫ
Класс: 10-11
Цель
Задачи
Планируемый результат
Коррекционно-обучающая
Коррекционно-обучающие
Коррекционно-обучающий
Обобщение представлений обучающихся об истории психологической службы в школе.
Учить собирать, анализировать, обобщать и представлять нужную информацию через исследовательскую деятельность.
Формирующиеся представления обучающихся о истории психологической службы в школе.
Коррекционно-развивающая
Коррекционно-развивающие
Коррекционно-развивающий
Развитие исследовательских и творческих способностей учащихся, самопознания.
- Развивать практические навыки исследовательской деятельности через работу с различными источниками информации.
- Способствовать самопознанию и рефлексии обучающихся, формировать представления о себе через психологические упражнения.
Развивающиеся практические навыки исследовательской деятельности, самопозннания.
Коррекционно-воспитательные
Коррекционно-воспитательные
Коррекционно-воспитательный
Формирование интереса и уважения к истории школы.
Вызывать интерес к истории школы и формировать уважительное отношение к педагогам через выполнение творческого проекта.
Формирующийся интерес и уважительное отношение к истории и педагогам школы.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Этап
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1. Оргмомент
Актуализация проблемы.
Приветствие.
Психолог напоминает, что к 50-летию школы педагоги и учащиеся создают летопись, где будут отражены основные события школьной жизни и те педагоги, которые работают не только сейчас, но и работали раньше. Важно никого не забыть и восстановить хронологию событий достоверно. Мы взяли на себя ответственность отразить работу психологической службы.
Слушают. Включаются в работу на уроке.
2. Актуализация знаний по проблеме.
Обобщает результаты проделанной работы по сбору информации о педагогах-психологах, работавших в школе.
Учитель с помощью наводящих вопросов напоминает правила сбора достоверной информации.
Слушают. Активно отвечают на вопросы, участвуют в диалоге с учителем.
4.Завершение совместного исследования.
Работа с текстом. Учитель предлагает прочитать третью часть статьи (см. приложение) доктора педагогических наук, кандидата психологических наук Ольги Владимировны Хухлаевой о работе психолога в школе и сделать краткие выводы в виде тезисов.
Тезисы записывает на доске, затем переносит в электронный вариант и распечатывает.
С помощью учителя выделяют главную информацию о том, что делает психолог в школе, выводы формулируют в виде тезисов.
5. Представление результатов исследования, выводов.
Совместно с обучающимися выводы, фото, заголовки стенгазеты, информацию о педагогах-психологах распечатывает и раскладывает на лист ватмана А3.
Представление результатов исследования, моделирование и оформление стенгазеты.
6. Практическое упражнение «Горячий стул»
Психолог подводит ребят к мысли о том, что каждый из них в какой-то мере психолог. Есть психологи профессиональные, а есть житейские. Это люди, которые хорошо разбираются в людях, понимают их переживания, причины поступков. Эти знания помогают в жизни, в отношениях, в создании семьи. Далее, психолог предлагает выполнить упражнение «Какой я» и определить насколько каждый из ребят уже стал психологом.
Самоанализ «Какой я»
Учащиеся письменно заканчивают следующие предложения, подбирая от 3 до 5 определений из списка слов (см. ниже), который вывешивает на магнитную доску.
- Я думаю, что я …
- Другие считают, что я …
- Мне хочется быть …
Список слов: СИМПАТИЧНЫЙ, СЛАБЫЙ, ПРИЯТНЫЙ, ГРУБЫЙ, ИНТЕРЕСНЫЙ, ХВАСТЛИВЫЙ, ТРУДОЛЮБИВЫЙ, СКУЧНЫЙ, СМЕЛЫЙ, ЖАДНЫЙ, ХИТРЫЙ, СООБРАЗИТЕЛЬНЫЙ, ЗАДУМЧИВЫЙ, ХОРОШИЙ, ВЕЖЛИВЫЙ, ЧЕСТНЫЙ, ГЛУПЫЙ, ОДИНОКИЙ, ЗАДИРИСТЫЙ, ВЕСЁЛЫЙ, РЕЗКИЙ, СПОКОЙНЫЙ ).
Упражнение «Горячий стул»
Психолог предлагает проверить, совпадают ли представления ребят о себе с тем, что о них думают одноклассники.
Каждый (по очереди) садится на стул в центре, и участники отвечают на вопрос: «Какой он?», подбирая одно или несколько определений из того же списка слов (см. выше). Сидящий в центре, отмечает в своём списке слова, которые совпадают с его определением под заголовком 1 «Я думаю, что я….». Количество совпадений подсчитывается. Психолог делает вывод о том, что чем больше совпадений, тем лучше человек знает себя.
Слушают, включаются в упражнение на самоанализ.
Заканчивают предложения, дописывая недостающие определения.
Принимают активное участие в психологической игре «Горячий стул», подсчитывают количество совпадений.
7. Подведение итогов, самооценка и рефлексия выполненного подпроекта.
Психолог предлагает сделать письменный отчёт о проделанной работе методом незаконченных предложений.
- Закончив свой проект, я могу сказать, что все/ не все из того, что было задумано, получилось.
- Это произошло, потому что ……………......
-
- Работа над проектом показала мне, что ……………… …………………………………
-
- Самый интересный этап исследования.........
-
- Какие задачи реализовали? (устно)
-
- Что не получилось? Почему? (устно).
Заканчивают предложения, один из учащихся записывает.
Приложение 1
Что делает психолог в школе и кому он нужен
(упрощённая в соответствии с возможностями обучающихся)
Ольга Владимировна Хухлаева, доктор педагогических наук, кандидат психологических наук
Психолог работает с учеником
Ученик разговаривает с психологом на перемене или после уроков о том, что его волнует и беспокоит. Психолог выслушивает его. И уже только от ощущения того, что его поняли, ученику становится спокойнее и легче на душе. И после этого ребенок на урок идет с мыслями об учебе, а не о том, что, к примеру, он поссорился с другом. И внимание его не рассеивается, и замечаний от учителя он не получает. Получается, что психолог помогает ученику стать спокойнее.
Но если ученику недостаточно только того, что его поняли, если ему требуется совет: как помириться после ссоры, как не потерять подругу, то психолог встречается с ним после уроков - разбирает ситуацию, помогает осознать причины конфликта, учит мириться. Получается, что психолог учит правильно общаться.
Во всех школах есть дети, которые имеют проблемы в учёбе. Психолог помогает ребёнку преодолеть эти проблемы. Развивает его внимание, память, мышление, для того, чтобы дети лучше учились.
Особую роль приобретает психолог для подростка, Подростку необходим диалог, партнер по диалогу, с которым можно поделиться, которому интересно слушать, который не осудит.
Например, подростку кажется, что он некрасив, непривлекателен или он переживает от того, что не может поговорить с девочкой, которая нравится. А часто подросток сам не понимает, что с ним происходит, не знает какой он, как выглядит, не знает что в нём хорошо, а что плохо. Ему кажется, что такое переживает только он, и от этого ему делается тревожно, и даже страшно. С такими проблемами подросток приходит к психологу. А психолог помогает подростку в период кризиса не потерять дорогу, не споткнуться на алкоголе, сигаретах. Рассказывает о сильных сторонах характера подростка, о том как ими пользоваться. Получается, что психолог помогает подростку узнать о своих сильных сторонах и пользоваться ими .
Получается, что психолог работает с учеником, чтобы
- он стал спокойнее
- правильно общался
- лучше учился
- знал свои сильные стороны и пользовался ими.