Конспект группового коррекционно-развивающего занятия Тема: «Что такое одиночество?»

Форма организации занятия: групповая. Имя и возраст / класс: подростки 13 – 14 лет (8 класс)           Цель: повышение уровня жизненного оптимизма, осознание своей уникальности и неповторимости, снижение уровня фрустрации, знакомство со способами преодоления одиночества. Задачи: 1)    создать позитивное настроение, развить чувство доверия участников друг к другу, формировать в группе атмосферу взаимной поддержки. 2)    развивать умение принимать на себя ответственность, заботу о других. 3)    да...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект группового коррекционно-развивающего занятия

Тема: «Что такое одиночество?»


Дата и время:.

Форма организации занятия: групповая.

Имя и возраст / класс: подростки 13 - 14 лет (8 класс)

Цель: повышение уровня жизненного оптимизма, осознание своей уникальности и неповторимости, снижение уровня фрустрации, знакомство со способами преодоления одиночества.

Задачи:

  1. создать позитивное настроение, развить чувство доверия участников друг к другу, формировать в группе атмосферу взаимной поддержки.

  2. развивать умение принимать на себя ответственность, заботу о других.

  3. дать возможность выразить свою любовь, поддержку, принять ребенка, ощутить тактильный контакт.

  4. дать для домашней работы вопросы, призванные принести ощущение свободы, большого счастья.

Оборудование: клубок ниток; ватман или доска; маркер; карточки, на которых написаны следующие фразы: 1) очень одиноко мне было, когда...2) В последний раз я почувствовал (а) себя одиноко... 3) самое сильное чувство одиночества было вызвано разлукой с ...; магнитофон; релаксационная музыка.




Ход занятия:

Этап

занятия

Содержательные компоненты занятия

(игры / упражнения)

Цель задания

Выполнения задания детьми

Характер помощи в ситуациях затруднения

Организационная часть

5 мин.

Психолог рассказывает подросткам с ЗПР, чем им предстоит заниматься:

1.Играми и упражнениями. Они помогут нам лучше узнать себя, других и многому научиться.

2.Беседами на разные и интересные для нас темы, которые помогут нам узнать много нового и необходимого. Это пригодиться нам в жизни.

3. Изучением наших качеств и обсуждением полученных результатов.

4.Наконец, мы просто хорошо и весело проведем время!

Настроить подростков на занятие.

Дать установку на сотрудничество

Практическая часть

30 мин.

Упражнение 1. «Паутина»

Психолог предлагает следующее задание: Сядьте в круг. У каждого из вас сейчас есть возможность назвать свое имя и что-нибудь рассказать о себе, например, чем ты любишь заниматься или какая твоя любимая игрушка или еда. Подумайте, что вы хотите рассказать о себе.

Если хочешь, ты можешь назвать нам свое имя и что-нибудь рассказать о себе. Если ты ничего не хочешь говорить, то можешь просто взять нить в руку, а клубок перебросить следующему».

Затем психолог задает следующие вопросы:

- Как вы думаете, почему мы составили такую паутину?

- Что нам помогло создать такую мощную паутину?

Затем снова идет обсуждение:

- Все ли высказались?

- Что почувствовали?

- Чьи рассказы заинтересовали?

- Трудно ли было говорить о себе?

- Кто в группе вызвал любопытство?

Развитие сплоченности группы

Игру начинает психолог. Он берет клубок ниток и, сказав что-то о себе, зажимает свободный конец нити в руке и кидает клубок ребенку, сидящему напротив.

Таким образом, все дети оказываются в «паутине». Психолог говорит с подростками на разные темы, которые могут способствовать групповой сплоченности.

После обсуждения паутина распутывается. Каждый участник возвращает клубок предыдущему, называя его по имени, пока клубок не вернется к психологу.

Оборудование: клубок ниток.



В процессе распутывания нить может запутаться. Такую ситуацию можно прокомментировать с юмором, сказав, например, что члены группы уже тесно связаны между собой.

Упражнение 2. «Анализ состояния одиночества»

Психолог начинает упражнение, с того, что зачитывает следующие строки: «Я вам скажу... На свете одиночеств гораздо больше, чем имен и отчеств, я вам скажу... А если вдруг захочется измерить, сколько в мире одиночества, и сколько еще будет одиночек, - пожалуйте ко мне на огонечек, я вам скажу...»

Далее психолог проводит беседу: «Одиночество. Что же это такое?..

Одиночество - страна, полная противоречий, страна призраков, где все сложно и непонятно.

Если у тебя нет девушки или парня, мужа или жены, это еще не обязательно Одиночество, а если есть - совсем не гарантия от него. Если нет родителей, братьев-сестер, если детей нет или есть - то же самое. Когда ты сидишь один в комнате, ты одинок? А когда идешь по улице, среди сотен людей ты одинок? Когда можно почувствовать себя одиноким? Так что же такое одиночество?»

Знакомство с понятием «одиночество»

Каждый участник дает свое определение одиночества в рабочей тетради, потом зачитывает его в слух. Психолог вместе с подростками ищут общее в этих определениях и на доске или ватмане записывают единое определение

«Одиночество - это эмоциональное состояние, возникающее в результате болезненного осознания внутренней отделенности от значимых людей в социальной среде».

Оборудование: доска или ватман, маркер

Упражнение 3. «Одиночество»

Психолог: Вспомните те моменты вашей жизни, когда вы чувствовали себя очень одиноко, когда разлука с близкими людьми или жизненные изменения вызывали у вас сильное чувство одиночества. Пожалуйста, закончите фразы, которые записаны на ваших карточках одним-двумя предложениями.

Вопросы, которые помогают это сделать: Наверно ты особенно скучал(а) по какому-то конкретному человеку... Вероятно, что-то предшествовало этому... Конечно, была какая-то причина, которая вызвала одиночество.

Развитие самоанализа

Обсуждение: каждый участник группы читает записанные им фразы. Желательно, чтобы в процессе обсуждения были найдены конкретные люди и события, которые спровоцировали одиночество.

Оборудование: карточки, на которых написаны следующие фразы: 1) очень одиноко мне было, когда...2) В последний раз я почувствовал (а) себя одиноко... 3) самое сильное чувство одиночества было вызвано разлукой с ...

Приложение 8

Упражнение 4. «Сказка про звездочку»

Знаете ли вы историю, в которой кто-то был одинок? Чувствовали ли вы себя одиноко? Что вам хотелось, когда вам было одиноко? Я хочу рассказать вам историю про маленькую одинокую звезду...

В давние-предавние времена небо по ночам было совсем темным. На нем совершенно не было звезд, кроме одной крошечной звездочки. Она жила высоко в небе и, когда оглядывалась вокруг, то замечала, что она совершенно одна. И от этого ей становилось грустно. Ей очень хотелось видеть на небе другие звезды, чтобы ловить их лучи и дарить им собственный свет. Однажды отправилась звездочка на землю к одному старому мудрому человеку, жившему на высокой горе. И когда она его нашла, то спросила: "Можешь ли ты мне помочь? Мне так одиноко на небе. Мне не с кем поговорить, некому подарить свой свет. Иногда я даже плачу - настолько мне одиноко". Старый человек знал, каково это - чувствовать себя одиноким. Он знал, что тогда пропадает желание играть, еда становится невкусной и не поются веселые песни... Ему понравилась маленькая звездочка. А так как он был очень-очень мудрым, он пообещал, что поможет ей. Сначала старик пошел в свою хи­жину и взял блестящий черный волшебный мешок. Он открыл его, запустил туда руку и достал множество сверкающих звезд. Один взмах руки - и по всему ночному небу засияли тысячи ярких звезд. "Смотри-ка, - сказал старик, - Это ли не прекрасно? Теперь на небе много звезд, это твои братья и сестры. Ты можешь с ними беседовать, ты можешь дарить им свой собственный свет и ловить лучи от них. Но поскольку ты так долго была одинока, я хочу сделать для тебя еще кое-что. Я хочу, чтобы память о тебе навсегда осталась здесь, на земле. Я создам на чем-то необыкновенном твое изображение". Он щелкнул пальцами, и изображение маленькой звездочки раз и навсегда запечатлелось на земле. И здесь заканчивается эта история.

Кто догадался, как мудрый старик сохранил изображение звездочки?

Развитие эмпатии

Подростки отвечают на вопросы:

- Почему мудрый старик помог звездочке?

- Можешь ли ты описать, что почувствовала маленькая звезда, когда нашла на небе так много братьев и сестер?

- С кем ты разговариваешь, когда тебе одиноко?

- Ты замечаешь, когда кому-нибудь из детей класса одиноко?

- Знаешь ли ты других людей, которым иногда бывает одиноко?

- Что ты чувствуешь, когда сделал для кого-нибудь что-то хорошее?

Оборудование: магнитофон, релаксационная музыка

Заключительная часть

10 мин

Упражнение 6. «Спасибо за приятное занятие»

Психолог дает следующую инструкцию: «Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу.

Повышение настроения, развитие сплоченности между подростками.

Игра проходит следующим образом: один становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: "Спасибо за приятное занятие!" оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: "Спасибо за приятное занятие!" Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук.

Приложение 1

Занятие: «Что такое одиночество?»

Одиночество - это______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________

Карточки с вопросами



- Очень одиноко мне было, когда...

- В последний раз я почувствовал (а) себя одиноко...

- Самое сильное чувство одиночества было вызвано разлукой с ...



© 2010-2022