Программа работы кружка психологической разгрузки и коррекции развития Радуга детства для обучающихся 1 класса

Раздел Школьному психологу
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рассмотрена и рекомендована Утверждаю

на педагогическом совете

Зам. директора по воспитательной работе Директор МБОУ

__________________/_________ / ___________/_____________/

Введено приказом №1


Программа работы
кружка «Радуга детства»

психологической разгрузки и коррекции развития

на 2011-2012уч.год

(срок реализации программы - 1 год

возраст детей 6-8 лет)










Принято педагогическим советом

Протокол №

от


Неретина Н.В.

педагог-психолог


2011г

Программа работы кружка психологической разгрузки и коррекции развития Радуга детства для обучающихся 1 класса







Программа работы кружка психологической разгрузки и коррекции развития Радуга детства для обучающихся 1 класса



Пояснительная записка

Актуальность

Возраст 6-7 лет- переломный момент в жизни ребенка. С поступлением в школу, резко изменяется весь его уклад жизни, его социальное положение, положение в коллективе, семье. Основной его деятельностью отныне становится учение, важнейшей общественной обязанностью - обязанность учиться, приобретать знания. А учение - это серьезный труд, требующий известной организованности, дисциплины, немалых волевых усилий со стороны ребенка. Все чаще и больше приходится делать то, что надо, а не то, что хочется. Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить, учиться, развиваться и взрослеть. С первых дней обучения в школе возникает основное противоречие, которое является движущей силой развития в младшем школьном возрасте. Это противоречие между постоянно растущими требованиями, которые предъявляют учебная работа, коллектив к личности ребенка, к его вниманию, памяти, мышлению, и наличным уровнем психического развития, развития качеств личности.

Данный период очень непростой в жизни первоклассника. Ему необходима помощь и поддержка. Кружок психологической разгрузки и коррекции «Радуга детства» создается для помощи детям в приспособлении к новым для них условиям жизни.

Курс рассчитан на детей 1 класса, 1 час в неделю, итого на 34 недели.

Цели и задачи курса:

  • Помощь в адаптации детей к образовательному учреждению

  • Сплочение детского коллектива

  • Снижение уровня тревожности

  • Помощь в преодолении детской застенчивости в общении со сверстниками и взрослыми

  • Снижения агрессии у младших школьников

  • Творческое развитие ребенка

  • Эмоциональная разгрузка и положительный настрой

  • Повышение учебной мотивации путем создания благоприятного отношения к школе.

  • Диагностика уровня адаптации, школьной мотивации, тревожности, агрессивности, застенчивости, развития мышления, памяти, воображения.

  • Проведение тренингов, коррекционных игр, игровых и развивающих занятий, релаксационных мероприятий для достижения результатов, намеченных после диагностирования.

  • Проведение повторных диагностик для получения подтверждения эффективности или неэффективности проведенной работы.

Курс кружковой деятельности включает в себя следующие виды деятельности:

  • Проведение диагностик

  • Тренинги

  • Развивающие игры

  • Релаксационные игры

  • Адаптационные игры

  • Сказкатерапия

  • Игровые и развивающие занятия.

Курс рассчитан на 4 блока по четвертям.

1 блок:

Цели и задачи:

  • Знакомство с детским коллективом, привлечение внимания к деятельности в кружке.

  • Проведения первичных диагностик на выявления уровня школьной дезадаптации, уровня учебной мотивации.

  • Преодоление детской застенчивости в общении со взрослыми и детьми.

  • Помощь в адаптационный период путем создания положительного отношения к школе, благоприятных взаимоотношений в коллективе

  • Эмоциональная разгрузка.

Рассчитан на 9 часов.

2 блок:

Цели и задачи:

  • Творческое развитие детей как предпосылки успешного обучения

  • Развитие мышления, памяти, воображения.

  • Формирование умения работать в группе.

Рассчитан на 9ч.

3 блок:

Цели и задачи:

  • Снижение уровня детской агрессивности и жестокости;

  • Развитее доброжелательности, вежливости, дружелюбия в отношении с окружающими людьми.

  • Развития умения общаться, работать в коллективе, уважительно относится к мнению других и правильно отстаивать свою точку зрения.

  • Развитие умения работать в коллективе, болеть за общее дело.

  • Снижение детской тревожности.

  • Осознание учеником своей личностной значимости, развитие умения отстаивать свою позицию, повышение самооценки.

Рассчитан на 10 ч.

4 блок:

Цели и задачи:

  • Творческое развитие детей как предпосылки успешного обучения

  • Развитие мышления, памяти, воображения.

  • Повторная диагностика(проводится, как в свободное время от кружка, так и в оставшееся время от занятия)

  • усиление способности родителей к пониманию и вчувствованию в эмоциональный мир своего ребенка, через установление визуального контакта, физического контакта, наблюдение и совместную деятельность

Рассчитан на 8 часов.


Тематическое планирование.

1 блок

Название занятия

Основные цели и задачи Методика.

Оборудование и материалы.

1.

«Начало пути»

  • Знакомство с учениками класса;

  • установление контакта;

  • освоение нового социального статуса;

  • знакомство со школой и школьными правилами.

Презентация, музыкальное сопровождение.

С.12-20

2.

«Школа - это хорошо!»

  • изучение сформированности мотивации к обучению, эмоциональное отношение к школе.

  • Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики» ( методической основой является цветоассоциативный эксперимент, известный по тесту отношений А. Эткинда. Тест разработан О.А. Ореховой)

  • Ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йирасека

Шесть вариантов карточек по количеству детей.

с. 20-24

3.

«Я-ученик»

  • Формирование положительной мотивации к обучению в школе.

  • Уточнить знания детей о школьных принадлежностях. воспитывать желание учиться , собранность, аккуратность.

  • Проведение методики «общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний»(для 1 класса)

Портфель и несколько школьных принадлежностей. Презентация, музыка.

с. 24-28

4.

«Речное путешествие»

  • Определение уровня сформированности произвольности действий

  • Развитие произвольности

  • Развитие мелкой моторики руки.

  • Методика «мышление и речь»

Презентация путешествия.

с.28-32

5.

«Наш класс - единая команда.»

  • Развитие навыков общения

  • Положительный эмоциональный настрой и атмосфера принятия каждого.

  • Способствовать сплочению детского коллектива,

  • учить детей понимать чувства других,

  • оказывать поддержку и сопереживать.

  • Развивать навыки сотрудничества

  • Научить детей доверять друг другу.

  • Методика «вербальная фантазия»

Развивающая игра, релаксационная игра.

с. 56-58.

6.






«Волшебная поляна»







  • Предоставление детям опыта межличностного взаимодействия

  • Налаживание отношений и построение личностного пространства.

  • Наблюдение за поведением детей, выявление ребят, испытывающих трудности в общении со сверстниками, не умеющих свободно играть в заданном пространстве, готовых и неготовых к внутригрупповому взаимодействию, выявить лидеров и идущих за ними детей.

  • Методика «скульптура»


Несколько листов ватмана, цветные карандаши, колокольчик, музыкальное сопровождение.

с. 58-63.





7.



«Что такое дружба, или учимся дружить»


  • Создание положительного дружественного настроения в классе.

  • Способствовать сплочению детского коллектива.

Методика изучения памяти.

Методика изучения уровня внимания.

Таблицы, бумага,

Магнитофон, музыка.

с. 64-65


8.




«Учимся общаться»

  • Развитие коммуникативных навыков.

  • Установление и поддержка контакта

  • Снятие скованности и замкнутости.

  • Развитие связной речи.

  • Формирование у детей самоконтроля за речью

  • Привитие навыка общения со сверстниками и взрослыми людьми.

  • Проведение методики

« Какой я?»

С.65-69.

9.

«Объединяемся играя»

  • Сплочение класса

  • Снятие напряжения

  • Установление доверительных дружеских взаимоотношений в классе.

  • Методика «многофакторный личностный опросник Кеттела»

С.75-77

2 блок

Название занятия

Основные цели и задачи Методика.

Оборудование и материалы.

1.

«Путешествие с Чебурашкой»

  • Развитие воображения

  • Развитие восприятия

  • Развитие умения видеть характерные признаки предметов, сравнивать их.

  • Изучение самооценки личности.

Рабочие тетради, карточки.

С.37-40

2.

«День рождения ослика Иа»

  • Развитие различных аспектов логического мышления.

Книга А.Милн «Винни-Пух и все, все, все…», картинки с шариками, тетрадь, ручка, цветные карандаши, фломастеры.

с. 41-43

3.

«Дорогами сказок»

  • Развитие образного мышления, памяти, речи,

  • Расширение знаний о богатстве устного народного творчества.

Красные и синие жетончики. Аудиокассета с разными звуками: шуршание бумаги,звон колокольчика, треск костра, журчание воды, звон стекла, скрип двери, 2-3 куклы-герои из сказок.

с.43-48

4.

«В гостях у сказок»

  • Развитие внимания, памяти, образного мышления через сказкотерапию

Иллюстрации различных сказок, карточки с названиями персонажей сказок, детские рисунки, сказочные предметы (цветок, яйцо, зеркало, яблоко, клубок, игла), звукопись сказок, сундук.

С. 49-53

5.

«Учимся играя»

  • Развитие логического мышления и сообразительности

  • Развитие зрительного внимания и произвольности

С.53-54

6.

«В гостях у Робинзона»

  • Развитие творческого нестандартного мышления, фантазии, воображения, способности передавать штампы и стереотипы,

  • Формирование умения работать в группе.

Разноцветные фишки, задания в бутылках, ватман, фломастеры. Соленое тесто, аудиокассета или диск с приятной музыкой, награды-подарки.

с. 89-92.

3 блок

Название занятия

Основные цели и задачи Методика.

Оборудование и материалы.

1.

«Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!» или «Сказка лечит, сказка греет, сказка учит жить»

  • Использование сказки в преодолении негативных поведенческих реакций детей

  • Снижения уровня агрессивности в классе, коррекция эмоциональных нарушений

  • Развитие эмоциональной саморегуляции и позитивных взаимоотношений со сверстниками и педагогом.

Сказка М.Пляцковского «Ежик»

Презентация по сказке.

с. 70-73

2.

«Лесной охотник»

  • Через сказкотерапию культивировать сплочение коллектива

  • Развивать чувство коллективизма

  • Развивать умение управлять своим поведением.

  • Также имеет диагностическое значение по методике Т.А. Кириленко.

Музыка Чайковского, краски, бумага, карта-маршрут, материалы к играм.

с.79-83

3.

«Почему люди ссорятся»

  • Познакомить с понятием конфликт

  • Определить особенности поведения в конфликтной ситуации

  • Обучение способам выхода из конфликтной ситуации

Мяч, плакат с правилами.

с.84-86.

4.

«Учимся дружить»

  • Способствовать формированию навыков конструктивного взаимодействия в группе.

  • Способствовать преодолению барьеров в общении

  • Совершенствовать навыки общения,

  • Повысит самооценку детей

  • Осознание школьниками значимости и важности дружеских взаимоотношений

  • Помочь детям осознать , какие качества важны в дружбе.

  • Предоставление учащимся рекомендации для установления , сохранения и поддержания дружеских взаимоотношений.

Поговорки и пословицы о дружбе, листы бумаги. Мяч или игрушка, ручки или карандаши, материалы к упражнению.

с.92-97.

5.

«Планеты-это мы»

  • Развивать навыки сотрудничества и умения соревноваться со сверстниками

  • Правильно воспринимать и сравнивать свои достижения с успехами других.

4листа ватмана, 4 бланка с изображением дерева,ластики для дерева по количеству участников, цветные карандаши, фломастеры, цв.бумага,

ручки, клей,

листочки бумаги 10на15 по количеству участников.

С.97-100

6.

«Добро и доброта. Добрый ли ты?»

  • Формирование умения правильно оценивать себя и других

  • Учить видеть положительные качества у себя, окружающих, сказочных героев

  • Сформировать у детей представление о добре, доброте, о хороших, добрых поступках

  • Воспитывать у детей такие качества, как доброта, щедрость, отзывчивость.

Альбомные листы, карандаши, раздаточный материал, таблица пословиц. Муз. Запись «Если добрый ты…»

С. 101-109.

7.

«Какой я? Какой ты?»

  • Формирование положительного отношения учащихся к себе, друзьям, одноклассникам

  • Воспитание гуманистических черт характера.

Карточки, чистые листы, цв. Бумага.с. 109-110.

8.

«Красота природы, красота души»

  • Развитие самопознания через отождествление себя с природой - дать представление о том, что человек-часть природы, природа и человек имеют внутреннюю и внешнюю гармонию

  • Познакомить детей с элементами аутотренинга.

Презентации, звуки природы, раздаточный материал, цв.бумага, клей, карандаши.с. 115-120.

9.

«Мой мир»

  • Развитие самопознания

  • Умение выражать свое эмоциональное состояние, эмоциональное сознание своего поведения

  • Снижение напряжения

  • Преодоление неуверенности

  • Внутренний контроль.

Карточки, бумага, цв.карандаши. с. 120-122.

10.

«Мое заветное желание»

  • Обратить внимание детей на то, что им нравится делать в своей жизни.

  • Показать, как важно заботиться о том, что тебе нравится

  • Дать возможности осознать главные критерии толерантного отношения к другим людям.

Рабочие тетради, изображения, карандаши, ручки, фломастеры

.с.122-124.

4 блок.

Название занятия

Основные цели и задачи . Методика.

Оборудование и материалы.

1.

«Новые сказки кота Потряскина»

  • Развивать внимание, воображение, умение выделять главное и скрытую информацию

  • Способствовать формированию волевых качеств личности: целеустремленности, настойчивости, упорства, умения доводить начатое дело до конца.

  • Развитие творческого мышления детей через создание благоприятной психологической атмосферы.

Иллюстрации, стимульный материал, комплект орденов для награждения с. 145-150.

2.

«Развитие воображения»

  • Тренировка способности фантазировать, творческих способностей

  • Развитие внимания, самоконтроля, памяти развитие речи.

Тетради, ручки, карандаши, одинаковые фигурки.с. 151-152.

3.

«Путешествие с Микки-Маусом»

  • Развивать речь,

  • Научить находить признаки предметов, времен года

  • Развивать мыслительные операции.

Тетрадь, ручка, карточки с заданиями. С. 152-158.

4.

«Развитие памяти и внимания»

  • Развитие произвольной памяти и внимания

  • Показать детям значение хорошей памяти и внимания,

  • Диагностика уровня зрительной и слуховой памяти, внимания учащихся.

Предметные картинки, печатные таблицы.с.158-161.

5.

«Наш класс-единая команда»

  • Способствовать сплочению детского коллектива,

  • Открытие новых положительных качеств у себя и у окружающих.

  • Развитие взаимоуважения и уважения к себе.

С.186-188

6.

«Эмоции и чувства»

  • Выяснить как ребята объясняют свои и чужие поступки, умеют ли давать качественную оценку.

С.188-193

7.

Констатирующие диагностики

8.

Тренинг взаимодействия родителей и детей «Учимся понимать друг друга»

  • усиление способности родителей к пониманию и вчувствованию в эмоциональный мир своего ребенка, через установление визуального контакта, физического контакта, наблюдение и совместную деятельность;

  • изменение неадекватных родительских позиций;

  • оптимизация форм родительского взаимодействия в процессе воспитания детей.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.


Данный курс поможет детям быстрее адаптироваться к новым условиям жизни и новым требования, благодаря выстроенным упражнениям и тренингам на сплочение коллектива, на формирование положительного отношения к школе, формирование учебной мотивации.

Развитие памяти, мышления, речи, воображения, самооценки поможет улучшить показатели успеваемости. А курс по межличностным отношениям скорректирует агрессивное поведение детей, поможет застенчивым детям в преодолении трудностей в общении. В целом создаст благоприятное отношение к школе, доброжелательное отношение к окружающим, повысит собственную самооценку, веру в себя и свои силы.

ЛИТЕРАТУРА.


  1. Железнова Е. «Топ-топ, хлоп-хлоп»: подвижные игры (для занятий в д-р группах), М., 2006г. Аудиозапись.


  1. Косякова О.О. «Логопсихология», Р-на-Д., «Феникс», 2007г


  1. Кряжева Н. Л. «Радуемся вместе»: развитие эмоционального мира детей, серия: «Практикум», Екатеринбург, 2006г.


  1. Марковская И.М. «Тренинг взаимодействия родителей с детьми»: цели, задачи и основные принципы, С.-П., 2005г.


  1. Сакович Н.А. «Практика сказкотерапии»: сборник сказок, игр и терапевтических программ, С.-П.,2005г.


  1. Чернецкая Л.В. «Психологические игры и тренинги в детском саду», серия: «Сердце отдаю детям», Р-на-Д.,2005 г.


  1. Черняева С.А. «Психотерапевтические сказки и игры». Серия: «Арт-терапия», С.-П.,2004г.


  1. Классные часы с психологом. 1-4 классы/авт.-сост.: Ю.В.Груздева, Н.А.Богачкина. М.: Издательство «Глобус», 2009.-232с.



© 2010-2022