Семья и ценности современного воспитания личности детей

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Семья и ценности современного воспитания личности детей

Утегенова Татьяна Николаевна педагог-психолог ГУ «Талдыкольская ош Отдела Образования акимата Камыстинского района»

Семья является самой древней и наиболее широко распространенной социальной группой. Чтобы лучше ориентироваться в решении многих семейных проблем, необходимо наличие системы знаний о видах, формах, типах семей и особенностях отношений внутри каждой модели брачного союза. Особую актуальность семейная проблематика приобретает в настоящее время, в условиях глобализации, ведущей к размыванию идентификационных общностей, каковыми всегда были семья, Родина, общество, культура в целом. На сегодня рельефно проступает точка зрения, которая связывает глобальные социальные изменения прошедшего века (индустриализация, рост мобильности населения, урбанизация и т. д.) с «расшатыванием» семейных устоев, а именно таких как: моногамность и верность партнеров, физическая безопасность индивида, эмоционально положительный домашний фон, взаимосвязь с родственниками, ответственное отношение к воспитанию детей и др.

Родители - значимые для ребенка люди

  • Источник эмоционального тепла, благодаря которому ребенок чувствует себя защищенным и активным;

  • Директивная инстанция, распорядители жизненных благ, наказаний и поощрений;

  • Пример для подражания, воплощение личностных качеств, модель взаимоотношений с другими людьми;

  • Источник знаний, жизненного опыта, советчики в сложных ситуациях.

Функции семьи:

  • Репродуктивная, Воспитательная

  • Здоровье сберегающая

  • Хозяйственно-бытовая

  • Экономическая

  • Социально-статусная

  • Психотерапевтическая

  • Духовное общение

  • Досуговая

  • Сексуально-эротическая

Дисфункциональные семьи:

  • Негибкость ролей, функции ригидны

  • Правила негуманны, им невозможно следовать

  • Границы либо отсутствуют, либо ригидны

  • Коммуникации непрямые и скрытые

  • Чувства не ценятся

  • Запрет на выражение некоторых чувств

  • Поощряется либо бунтарство, либо зависимость и покорность

  • Члены семьи не способны различать и разрешать конфликты

  • Исход конфликтов - неприемлемый, деструктивный

Функциональные семьи:

  • Гибкость ролей, взаимозаменяемость функций

  • Правила гуманные, способствуют гармонии, поощряется честность

  • Границы признаются и уважаются

  • Коммуникации прямые

  • Чувства открыты

  • Свобода говорить

  • Поощряется рост и независимость

  • Члены семьи способны опознать конфликты

  • Исход конфликтов - приемлемый и конструктивный

Определение функциональной единицы

Решение проблемы

Способ функционирования

Эмоциональный климат

Семья функционирует удовлетворительно

Согласие на основе принятых правил

Роли согласованы

Открытость чувств

Функциональные и дисфункциональные семьи

Определение функциональной единицы

Решение проблемы

Способ функционирования

Эмоциональный климат

Семья, в которой трудности не всегда разрешаются

Боль и конфликт,

но установленный порядок не нарушается

Решения не всегда принимаются компетентно

Теплота и забота, некоторая эмоциональная зажатость

Определение функциональной единицы

Решение проблемы

Способ функционирования

Эмоциональный климат

Семья функционирует иногда удовлетворительно, но в основном дисгармония

Частые неразрешенные, иногда разрушительные конфликты

Иногда принимаются эффективные решения

Эмоциональная дисгармония

Определение функциональной единицы

Решение проблемы

Способ функционирования

Эмоциональный климат

В семье очевидная дисгармония

Установленный порядок не отвечает потребностям членов семьи

Принятие неэффективных решений

Отдаленность и враждебность. Мало развлечений

Определение функциональной единицы

Решение проблемы

Способ функционирования

Эмоциональный климат

Беда!!

В семье полная дисгармония

Практически нет отношений

Границы трудно различимы

Отчаяние и цинизм

Первое, к чему стоит стремиться:

  • Сделать свою семью функциональной!

  • Спецификой семейного воспитания является «многомерность» жизни семьи, широта и многогранность влияний, условий, которые будучи созданы осмысленно и целенаправленно, могут и должны стать основой всестороннего развития личности

  • В жизнедеятельности современной семьи первостепенное значение приобретают функции, связанные с общением, взаимопомощью, эмоциональными отношениями супругов, родителей и детей

  • Подумайте о долгосрочной перспективе семьи!

  • Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности,

  • Об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям

Стиль воспитательных отношений: Демократический

Девиз воспитания: «Вместе»

Роль ребенка в семье: равноправный член коллектива

Особенности воспитания:

  • учет возрастных особенностей, потребностей, нужд, интересов и желаний ребенка;

  • равноправие;

  • взаимная забота и ответственность;

  • поддержка, помощь и т.п.

Формирующиеся черты характера:

доброжелательность, открытость, инициативность, воля, заботливость, ответственность, самостоятельность, уверенность, трудолюбие и т.п.

Приложение №1

Стиль воспитательных отношений: Авторитарный

Девиз воспитания: «Делай, как сказано»

Роль ребенка в семье: ужасный ребенок, мучитель, козел отпущения, забитый, Золушка, паинька.

Особенности воспитания:

  • ограничение самостоятельности

  • игнорирование нужд, желаний, потребностей,

  • высокие требования;

  • много обязанностей;

  • отсутствие поддержки;

  • жесткая система запретов, санкций, наказаний;

  • жесткое обращение;

  • деспотизм, тирания;

  • эмоциональное отвержение.

Формирующиеся черты характера:

  • чувство тревоги, одиночества, комплексы,

  • неполноценности, вины за что-то, лживость, подобострастие, угодничество, забитость, пессимизм, демонстративность, бунтарство, мстительность, агрессивность, обида, нерешительность, озлобленность, безынициативность, недоверчивость, неуверенность, формирование невротических расстройств у подростков.

Приложение №2

Стиль воспитательных отношений: Гиперопёка

Девиз воспитания: «Вместо»

Роль ребенка: кумир, сокровище, маменькин сынок, болезненный, маленький.

Особенности воспитания:

  • удовлетворение прихотей

  • покровительство

  • освобождение ребенка от трудностей и неприятных обязанностей

  • преувеличение его талантов и способностей

  • слабо или совсем не регламентируется поведение

Формируются черты характера:

  • эгоцентризм, иждивенчество, тунеядство,

  • потребительство, требовательность,

  • капризность, зависимость, хамство, нерешительность, безынициативность, склонность к непослушанию, буйство, агрессивность, жесткость, на людях ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе.

  • В некоторых случаях дети становятся активными, решительными и творческими людьми.

Приложение №3

Стиль воспитательных отношений: Гипоопёка

(равнодушие, безнадзорность)

Девиз воспитания: «Живи, как хочешь»

Роль ребенка:козел отпущения, путающийся под ногами, мальчик для битья

Особенности воспитания:

  • отсутствие заботы о здоровье, нуждах, внешнем облике, успешности;

  • игнорирование потребностей, желаний, интересов, нужд;

  • эмоциональное равнодушие, холодность, отвержение;

  • попустительство в сфере контроля за поведением;

  • вседозволенность;

  • жесткие требования; деспотизм, тирания;

  • упреки во всех своих бедах.

Формирующиеся черты характера: самостоятельность, склонность к асоциальным формам поведения: воровство, праздность, бродяжничество, поиск удовольствий (токсины, алкоголь, наркотики, секс), грубость, гневность, раздражительность, агрессивность, мстительность, задиристость, озлобление, демонстративность (как попытка привлечь к себе внимание), жестокость, бесстрашие, отсутствие стыда, чувства вины, эгоизм, лживость, манипулирование (вызывает жалость, дает обещания, прикидывается дурачком или обворожительным, красноречиво раскаивается) и т.д.

Приложение №4

Второе, к чему стоит стремиться родителю:

Осознавайте свои особенности как воспитателя: Какой из стилей воспитания сложился в Вашей семье? Создавайте гармоничный авторитетный стиль семейного воспитания!!

  • Взаимное эмоциональное принятие

  • Удовлетворение потребностей всех членов семьи, включая детей

  • Поощрение автономии и самостоятельности детей

  • Отказ от манипулятивных стратегий воспитания

  • Требования разумны и адекватны возрасту ребенка

  • Систематический контроль с переходом к самоконтролю

  • Разумная система санкций и поощрений

  • Устойчивость, непротиворечивость воспитания

Причины возникновения конфликтов в семье

1. Тип семейных отношений

2. Деструктивность семейного воспитания

3. Возрастные кризисы детей

4. Личностные особенности родителей и детей

Вред от семейных конфликтов

  • От конфликтов страдает достоинство человека;

  • На каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний, когда и работа не ладится, и все валится из рук;

  • Страдает физическое здоровье - поражаются нервы, сердце, сосуды.

Третье, к чему стоит стремиться родителям: направления профилактики конфликтов:

1. Повышение педагогической культуры родителей, позволяющей учитывать возрастные психологические особенности детей, их эмоциональные состояния.

2. Организация семьи на коллективных началах. Общие перспективы, определенные трудовые обязанности, традиции взаимопомощи, совместные увлечения служат основой выявления и разрешения возникающих противоречий.

3. Подкрепление словесных требований обстоятельствами воспитательного процесса.

4. Интерес к внутреннему миру детей, их заботам и увлечениям.

Гармоничное воспитание ребенка в семье

  • Родители предпочитают бесконфликтное общение

  • Доверяют и умеют сочувствовать друг другу

  • Понимают друг друга

  • Супруги любят и уважают друг друга

  • Дом-место, где можно отдохнуть и быть самим собой

  • Родители умеют сами и учат детей управлять своими эмоциями

  • Профилактическое пространство семьи как многоуровневое, многогранное психолого-социальное явление формируется за счет становления устойчивого развития семьи

Утегенова Т.Н. «ГУ Талдыкольская основная школа

отдела образования

акимата Камыстинского района»





















Литература

  • Дружинин В.Н. Психологические типы семьи. Москва, 1995.

  • Э. Эйдемиллер, В. Юстицкис. Психология и психотерапия семьи.М.2002

  • Витек К.Проблемы супружеского благополучия. М.,1988.

  • Материалы социального педагога Т.Н. Лысенко

  • Концепция патологизирующего семейного наследования (школа Э.Г. Эйдемиллера);

  • Типы родительского отношения и место ребенка в семье (А.С. Спиваковская, С.В. Ковалев, А.И. Захаров, И.С. Кон и др.);

  • 7. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков О.А. Карабановой;

  • Интегративный подход в семейной психотерапии А.Черникова.



© 2010-2022