План-конспект тренингового занятия Путешествие на остров «Дружба»

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект тренингового занятия "Путешествие на остров «Дружба»"

педагога-психолога МБОУ ООШ №5 г.Новошахтинска.


Пояснительная записка

Цель и задачи: создать условия для взаимодействия детей друг с другом, способствующие формированию навыка сотрудничества, положительного отношения друг к другу, предоставить возможность проявления взаимовыручки, дружеских отношений между детьми.

Описание проблем и задач развития, на решение которых направлено данное занятие:

Очень часто в период адаптации детей к школе встречается проблема, когда дети не могут наладить дружеские отношения, каждый претендует на лидерство, не считается с мнением другого. Дети часто ссорятся, ябедничают, не могут работать все вместе и в парах. Налаживание взаимоотношений между детьми сложный и кропотливый процесс.

Предполагаемый психологический результат:

  • Данное психологическое занятие должно способствовать формированию сотрудничества, дать возможность детям увидеть друг друга в необычных ситуациях и осуществить перенос возникших отношений за пределы занятия, в повседневную жизнь.

Описание сюжетной канвы, игровой результат, тип сюжета:

  • Данное занятие представляет собой игровую оболочку, на фоне которой решаются развивающие и коррекционные психологические задачи.

Сюжет: Участникам тренинга предлагается возможность отправиться в интересное путешествие на остров "Дружба". Но по мере движения к этому острову, дети встречаются с различными препятствиями. Преодолеть их они смогут, лишь выполняя различные задания, работая все вместе и в парах. Перед детьми возникают следующие ситуации:

  • Объяснить лесным жителям, что такое дружба, кого можно назвать своим другом и для чего необходимо дружить.

  • С помощью рук построить мостик, чтобы переправиться через реку.

  • На отдыхе похвалить друг друга, сказать хорошие слова.

  • Подарить подарок тому, кто тебе нравится, при этом говоря слова, за что тебе нравится этот человек.

Участники:

- Возраст участников: 6,5 - 7,5 лет; учащиеся 1 класса.

Размер группы: 10-12 чел-к.

Ведущим является один взрослый, психолог.

Участие педагога в данной игре не предусмотрено. Но если такое желание возникнет, то он может присутствовать на занятии в качестве наблюдателя или участника.

Возможное продолжение тренингового занятия в деятельности психолога и педагогов:

- Педагогу можно использовать в виде групповой работы на уроке или работы в парах сюжет данной игры или идею отдельных упражнений. Но в качестве психологической игры проведение эффективно на уроках с тренером.

Подробный сценарий игры с указание задач каждого этапа.

Этап I. Введение в игру.

Задачи: способствовать созданию игровой атмосферы, познакомить учащихся с правилами тренингового занятия, настроить на высокую работоспособность.

Этап II. Совместная работа участников игры.

Задачи: способствовать созданию позитивного эмоционального единства группы; поощрение совместного переживания, связанного с выполнением общей задачи.

Этап III. Работа участников в парах.

Задачи: развивать отношения партнерства, умение работать в парах, стремиться к устранению психологических барьеров, ограничивающих эффективность общения.

Этап IV. Игры на создание у детей положительного отношения друг к другу.

Задачи: обратить внимание участников группы друг на друга, на их непохожесть и неповторимость каждого, способствовать осознанию собственной уникальности и значимости.

Этап V. Рефлексия.

Задачи: поддержание хорошего настроения по результатам выполненной работы; переключение с игровой деятельности в реальную обстановку, перенос усвоенных навыков взаимодействия.

Формы обсуждения занятия:

В завершении тренинга, обсуждаем вместе с детьми то, что делали, как играли. Спрашиваю мнение участников о путешествии, и обязательно обсуждаем вопрос чему научились, что взяли для себя новое, что будете использовать в повседневной жизни. Делюсь также с детьми своим мнением, высказываю слова поддержки каждому участнику, благодарю за работу. А вместе с учителем обсуждаем материалы, собранные о детях во время игры, перспективы дальнейшей работы.





План-конспект тренингового занятия "Путешествие на остров «Дружба»"

Этап I. Введение в игру.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. А путешествовать мы будем на остров под названием "Дружба". Собираясь в любое путешествие, люди берут с собой все свои знания, старательность, наблюдательность, хорошие отношения. Не забудьте и вы все это взять с собой, тогда наше путешествие будет удачным. Но в путешествии нас ожидает много препятствий, которые нужно будет преодолеть. Если мы с ними справимся, сможем помогать друг другу, выручать, значит, волшебный остров ждет нас. Итак, в добрый путь! И для начала, давайте познакомимся. Вы все знакомы друг с другом? Хорошо. Тогда давайте назовем свои имена и прикоснемся ладошками друг с другом.

Чтобы работа в нашей группе была плодотворной и принесла пользу, необходимо соблюдать правила.

Правила группы: Я буду называть правило, а вы, если согласны, то говорите «да-да-да» и хлопаете в ладоши. Если не согласны, то говорите «нет-нет-нет» и топаете ногами.

- внимательно слушать, когда говорят другие? - ДА

- драться? - НЕТ

- уважать чужое мнение - ДА

- драться? - НЕТ

- шутить и улыбаться - ДА

- дуться и быть букой - НЕТ

- говорить по одному - ДА

- перебивать друг друга и смеяться над говорящим? - НЕТ

Правила группы в напечатанном виде можно развесить на видном месте, например на доске.

Этап II. Совместная работа участников игры.

Необходимые материалы: изображения деревьев (береза, ель, рябина), грибов, животных (заяц, лиса, медведь, волк), карта путешествия.

А вот и первое препятствие. Узнать, куда мы попали, вы сможете, ответив на мои загадки. (По ходу того, как дети справляются с загадками, на доске появляются изображения деревьев, животных).

На лесной опушке

Стоят подружки.
Платьица белены,

Шапочки зелены. (березы)

Зимой и летом

Одним цветом. (ель, сосна)

- Что же у нас получилось, ребята? (лес).

- А какие животные живут в лесу?

Маленький, беленький,

По лесочку прыг-прыг,
По снежочку тык-тык. (заяц)

Хитрая плутовка, Рыжая головка,
Хвост пушистый, краса,

А зовут ее: (лиса) Корова безрога,
Лоб широк, глаза узеньки.
В стаде не пасется,
И в руки не дается. (медведь)

Серовато, зубовато,
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет. (волк)

- Молодцы, ребята, все загадки отгадали.

Ну, вот и попали мы в сказочный лес,
Лес этот полон прекрасных чудес.
Здесь звери не только умеют играть,
Они ведь и дружными все хотят стать.
А учит зверюшек медведь косолапый,
Указку держа своей лапой косматой
Давайте поможем зверятам мы всем
И дружбы урок подадим поскорей.

- Ребята, давайте мы с вами расскажем лесным жителям, что такое дружба.

- Кого можно назвать своим другом? - Для чего нужно уметь дружить?

- Хорошо, ребята, я думаю, что лесные жители поняли, что такое дружба и зачем она всем нужна. А теперь мы с вами отправляемся дальше:

Этап III. Работа участников в парах.

Необходимые материалы: большой рисунок реки, гор; музыка: шум реки, свист ветра; Звучит музыка: шум реки.

Но вот на пути вновь преграда встает.
И волны бушуют и ветер ревет.
Река разлилась у нас на пути,
Дорогу на остров никак не найти.
Но чтобы нам цели скорее достичь,
Должны мы подняться по мостику ввысь.

А давайте мы с вами сейчас сами построим мостик, мостик дружбы. Упражнение "Мостик дружбы". Психолог просит детей по желанию образовать пары, придумать и показать мостик при помощи рук. Психолог сам включается в работу. В конце упражнения все берутся за руки, делают круг и поднимают руки вверх, изображая " мостик дружбы".

- Вот и река позади, но она не так страшна, когда друг рядом, и может протянуть тебе руку помощи. И мы отправляемся дальше в поход.

Звучит музыка: свист ветра.

И мы отправляемся дальше в поход.

Река позади, а дорога зовет.

Но что за беда? Как же дальше идти?

Ведь горы теперь у нас на пути.

Как это препятствие нам одолеть,

В холодных горах, ведь, легко заболеть.

Там снег на вершинах лежит, посмотри.

И солнца не видно, и холод внутри.

- Ребята, как же нам подняться вверх, в горы, ведь там холодно, снег лежит. Но я думаю, что нам станет теплее, если мы с вами приготовим себе теплые варежки. В горах они нас согреют.

Упражнение "Разноцветные варежки" .

- Я прошу объединиться в пары соседей по парте. Возьмите на двоих одну пачку цветных карандашей. Перед вами лежит рисунок варежки. Посмотрите, какие они бесцветные, без узоров. В каждой паре договоритесь друг с другом, как вы будете украшать эти варежки. Каждый из вас будет разукрашивать свою варежку, но узоры у вас должны быть одинаковые и красивые. Вам понятно задание? Тогда начинаем работать.

(После выполнения задания психолог просит каждую пару показать свои варежки, а все смотрят и определяют, у кого получились особенно похожие и красивые варежки).

Красивые варежки нам помогли,

Согрели нас в холод, от стужи спасли.

Дорогою длинною долго мы шли,

Устали, конечно, за время пути.

Давайте устроим привал на пути,

Чтоб с новыми силами дальше идти.

Этап IV. Игры на создание у детей положительного отношения друг к другу. Время выполнения:

Необходимые материалы: изображение болота, коробочка с вырезанными цветами и листочками для подарков друг другу.

Хорошее другу сказать так приятно,
Услышать такое же хотим мы в ответ.
Мы с другом шагаем, усталость не ощущаем,
И к острову дружбы мы цель выбираем.
Ну что за беда опять на пути,
Болото большое, никак не пройти.

- Посмотрите, ребята, какое впереди болото. Как его преодолеть? Я предлагаю вам выполнить упражнение "Подари букет". А дарить мы будем цветы. Вы должны взять из коробки по одному цветку и подарить их тому, кто сидит от вас по правую сторону со словами "Я дарю тебе этот цветок, потому что ты самый: (сказать о том, что тебе нравится в этом человеке).

Если кому-то не подарили подарок, это делает психолог и обязательно отмечает лучшие качества этого человека.

- Молодцы, ребята, все получили подарки. Теперь на месте нашего болота будут расти красивые цветы, и мы сможем идти вперед.

Болото цветами теперь зарастет,
И ветер преграду с собой унесет.
И солнышко светит теперь на пути,
И тучки пропали. Легко так идти!
Заветная цель видна впереди
Мы острова "Дружбы" достигли в пути!

Этап V. Рефлексия.:

Вот, ребята, мы с вами и попали на остров "Дружба".

Во время этой работы звучит песня о дружбе.

Вот и закончилось наше путешествие. Вы все молодцы. Справились со всеми препятствиями, добрались до цели.

- Что же вам больше всего понравилось в нашем путешествии?

- Что вам дало это путешествие?

- Чему научились во время игры?

- Как элементы игры использовать в повседневной жизни?

- На этом наше занятие закончено, до свидания, ребята! До новых встреч!

© 2010-2022