Задания для школьного этапа олимпиады по психологии (10-11 класс)

Раздел Школьному психологу
Класс 11 класс
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Олимпиада по психологии. Школьный этап. 10-11 класс


1. Как дословно переводится термин «психология»?

а) наука о психически больных людях;

б) наука о душе;

в) наука о психических расстройствах;

г) наука о человеке.

2..К какой отрасли психологии относится данное определение: Раздел психологии, посвященный поведению человека в группе, тому, как человек воспринимает других, общается и влияет на других.

а) общая психология;

б) социальная психология;

в) клиническая психология;

г) психологическое консультирование.

3. самая мощная эмоциональная реакция называется:

а) апатия;

б) агрессия;

в) аффект;

г) стыд;

д) радость;

е) все ответы верные.

4. Какой из нижеперечисленных методов не используется в психологии?

а) тестирование

б) метод фитотерапии

в) беседа

г) экспериментальный метод

д) все ответы верны.

5. Стресс связан:

а) с прогрессирующим истощением ресурсов организма;

б) с неожиданной и острой ситуацией;

в) со способностью каждого идти на риск;

г) все ответы верны

____________________________________________Ключ_______________________________

1. б)

2. б)

3. в)

4. б)

5. а)

6. «Золотой фонд психологии»

Установите взаимосвязь:

1. Автор метода «классических условных рефлексов».

А) Гиппократ

2. Организатор первой экспериментальной психологической лаборатории.

Б) Ч. Дарвин

3. Автор теории эволюции.

В) И. П. Павлов

4. Отец психоанализа.

Г) В. Вундт

5. Создатель учения о темпераментах.

Д) З. Фрейд

_____________________________________________Ключ_______________________________

1. В

2. Г

3. Б

4. Д

5. А


7. Определите, что из перечисленного списка можно отнести к способностям, а что нельзя и почему:

- способность к прямохождению;
- способность представлять свои мысли и чувства в наглядных образах;
- способность к распознанию запахов;

- способность к волевой регуляции проведения;
- способность к точному восприятию цветовых оттенков;
- способность к говорению;
- способность к игре на органе;
- способность к быстрому счету в уме;
- способность к языкам; способность к стихосложению;
- ораторские способности;
- педагогические способности;
- способность к кулинарии;
- способность к синтезу образного материала;
- способность к труду; способность к рефлексии;
- способность к общению с помощью языка;
- способность к саморазвитию.
_____________________________________________Ключ_______________________________
способность к распознаванию запахов, способность к точному восприятию цветовых оттенков, способность к игре на органе, способность к языкам, способность к стихосложению, ораторские способности, педагогические способности.

8. Выберите из перечисленного списка характеристик те, что делают группу группой и объясните почему:

доверие, территориальность, взаимная симпатия, принятие, внутригрупповой конфликт, власть лидера, чувство «мы», жажда безопасности, комплекс неполноценности, эмпатия, общая цель, общение, совместная деятельность, групповое мышление, избегание одиночества, совместная деятельность, общее помещение, страх, общая мотивация, зависимость, переживание принадлежности к группе, тенденция к подчинению, общие нравственные ценности.
_____________________________________________Ключ_______________________________

Критерии оценки задания 82. Задание оценивается по пятибалльной системе:

- 4 балла - 11 верных ответов;

- 3 балла - 9 верных ответов;

- 2 балла - 6 верных ответов;

- 1 балл - 3 верных ответов;

- 0 баллов - задание не выполнено.


Верные ответы: доверие, территориальность, принятие, чувство «Мы», эмпатия, общая цель, совместная деятельность, групповое мышление, общая мотивация, переживание принадлежности к группе, общие нравственные ценности.

9. Ниже приведены выражения народной мудрости, отображающие некоторые факты, явления душевной (психологической) жизни людей. Постарайтесь разделить их на следующие группы:

- о познании и уме;
- о чувствах;
- о произвольной саморегуляции;
- о самопознании;
- о построении межличностных отношений.

Семеро одного не ждут; один в поле не воин; не узнав горя, не узнаешь и радости; не смейся чужой беде, своя на гряде; яблоко от яблони недалеко падает; у страха глаза велики; любишь кататься, люби и саночки возить; в чужом глазу соринку видишь, а в своем и бревна не замечаешь; не ищи в селе, а ищи в себе; не спеши языком, торопись делом; где любовь да совет, там и горя нет; у всякого своя правда.

_____________________________________________Ключ_______________________________

Задание оценивается по пятибалльной системе:

0 баллов - задание не выполнено;

1 балл - 3 пословицы упорядочены верно;

2 балла - 6 пословиц упорядочено верно;

3 балла - 9 пословиц упорядочено верно;

4 балла -12 пословиц упорядочено верно.

Верные ответы:

- о познании и уме - у всякого своя правда;

- чувствах - у страха глаза велики; не смейся чужой беде, своя на гряде; не узнав горя, не узнаешь и радости;

- о произвольной саморегуляции - не спеши языком, спеши делом; любишь кататься, люби и саночки возить;

- о самопознании - не ищи в селе, а ищи в себе; в чужом глазу соринку видишь, а в своем и бревна не замечаешь; яблоко от яблони не далеко падает;

- о построении межличностных отношений - где любовь да совет, там и горе нет; семеро одного не ждут; один в поле не воин

10. Теоретическая информация. В психологии традиционно выделяют четыре типа темперамента человека. Ниже приведены описания этих типов:

Холерик. Характеризуется высоким уровнем психической активности, энергичностью действий, резкостью, стремительностью, силой движений, их быстрым темпом, порывистостью. Холерик склонен к резким сменам настроения, вспыльчив, нетерпелив, подвержен эмоциональным срывам. Конфликтен.

Сангвиник. Характеризуется высокой психической активностью, работоспособностью, стремительностью и живостью движений, разнообразием и богатством мимики, быстрой речью. Сангвиники стремятся к частой смене впечатлений, легко и быстро отзываются на окружающие события, общительны. Эмоции - преимущественно положительные - быстро возникают и быстро сменяются.

Флегматик. Тип темперамента, характеризующийся низким уровнем психической активности, медлительностью, невыразительностью мимики. Он нелегко переключается с одного вида деятельности на другой и трудно приспосабливается к новой обстановке. У флегматика преобладает спокойное ровное настроение. Чувства и настроения обычно отличаются постоянством.

Меланхолик. Характеризуется низким уровнем психической активности, замедленностью движений, сдержанностью мимики и речи, быстрой утомляемостью. Его отличают высокая эмоциональная чувствительность к происходящим с ним событиям, обычно сопровождающаяся повышенной тревожностью, глубина и устойчивость эмоций при слабом их внешнем проявлении, причем преобладают отрицательные эмоции.

Вопрос: Какими типами темперамента обладают следующие известные персонажи: Вини - Пух, ослик Иа, Сова?

_________________________________________Ключ_____________________________________

А) Вини - пух____сангвиник

Б) Ослик Иа______меланхолик

В) Сова__________флегматик


  1. Эксперимент «Отсроченная реакция»

Считается, что одним из источников, создающих существенные условия для формирования интеллектуального поведения у животных, являются возрастающая сложность восприятия и большая прочность памяти. Этот факт был детально прослежен в экспериментах с так называемыми отсроченными реакциями. Животное помещалось на привязь, и на его глазах в ящик клали приманку. Через некоторое время животное отпускали: если след в его памяти сохранился, оно бежало к ящику, если нет, не следовало никаких действий.

Вопрос: Какая длительность сохранения следов образной памяти соответствует каждому из перечисленных животных?

1) обезьяна а) до 10 минут

2) крыса б) до 10 - 20 секунд

3) собака в) до 16 - 48 часов

_______________________________________Ключ_________________________

1)___ в) до 16 - 48 часов _ ____

2)___ б) до 10 - 20 секунд ____

3)____а) до 10 минут_____


  1. Эксперимент «Потерянное письмо»

Первая часть. Исследователь роняет письмо в разных районах города. На письме указан адрес и наклеена марка.

Вопрос: Какая реакция была у большинства проходящих по улице людей?

а) отправили письмо по почте;

б) уничтожили письмо;

в) проигнорировали письмо;

г) все ответы неверны.

Вторая часть. Исследователи оставляли письмо с почтовым адресом и маркой на полу в подъезде.

Вопрос: Какая реакция была у большинства людей?

а) отправили письмо по почте;

б) уничтожили письмо;

в) проигнорировали письмо;

г) положили письмо в почтовый ящик адресата;

д) все ответы неверны.

_____________________________________ключ_________________________

Первая часть правильный ответ________в)

Вторая часть правильный ответ________г)

  1. Эксперимент: « Гражданская ответственность».

В Нью - Йорке проводился эксперимент: из - под двери здания просачивался дым.

Вопрос: В каком случае Процент звонков в пожарную службу по этому поводу был самым высоким 75%?

а) когда проходил один человек;

б) когда дым видели 3 человека;

в) когда дым замечала маленькая группа до 8 человек;

г) когда дым замечали более 8 человек.

_____________________________________ключ_________________________

Правильный ответ - а


  1. «Психологическая полемика».

В предложенном ниже задании вам представлена знаменитая научная концепция. Вам нужно дать ей оценку. Свою точку зрения нужно аргументировать.

Ученый Абрахаам Маслоу перечислил основные потребности человека в определенной иерархии. Была создана «Пирамида Маслоу».

Пирамида Маслоу - это закономерности потребностей человека, которые в самом общем виде выглядят так:

  • Фундаментом иерархии являются физиологические потребности: голод, жажда, потребность во сне и другие (fhisiological needs).

  • Следующая ступень иерархии - (need for safety) потребность безопасности, защищенности.

  • Третья ступень (need for group) - потребность в хорошем отношении, быть любимым, принадлежать к группе.

  • Последняя ступень (respect) - потребность в уважении, одобрении.

Потребности удовлетворяются в том порядке, в котором они представлены в пирамиде - от низших к высшим. Потребности более высшего порядка не могут проявиться, пока не удовлетворены низшие. Удовлетворение всех потребностей приводит человека на вершину пирамиды - полную самореализацию.

Задание: Согласны ли вы с американским ученым? В чем, на ваш взгляд, главный недостаток теории Маслоу?


  1. Прокомментируйте следующее суждение о психологии. Можно ли с ним согласиться

и почему?

Единственный источник познания психических процессов есть самонаблюдение.

16. Прокомментируйте приведенные строки. Какой метафорический образ, на ваш взгляд, более соответствует кредо профессионального психолога и почему?

1. Чужую беду руками разведу (русская пословица).

2. Власть без злоупотребления ею теряет свою привлекательность (П.Валери)

3. Сумей поймать за хвост бесенка, и он откроет тебе, где прячется дьявол (китайская пословица).
4. Познав себя, никто уже не останется тем, кто он есть (Т.Манн)


  1. Завершите старинную притчу. Дайте объяснение описанному явлению.

«Куда ты идешь?» - спросил странник, повстречавшись с Чумой. «Иду в Багдад. Мне нужно уморить там пять тысяч человек». Через несколько дней тот же человек снова встретил Чуму. «Ты сказала, что уморишь пять тысяч, а уморила пятьдесят»,- упрекнул он ее. «Нет,- возразила Чума, - я погубила только пять. Остальные умерли от .....»


  1. Представьте себе следующую ситуацию: в Ваш адрес (в адрес вашего коллектива или близкого вам человека) прозвучали порочащие Вас замечания, не соответствующие действительности. Сформулируйте несколько вариантов опровержения, различающихся степенью категоричности и аргументированности, и расположите их по возрастанию жесткости.


  1. Когда мы в жизни можем сказать: «Я понимаю этого человека»? Что есть «понимание» другого? Как оно проявляется? Приведите примеры Ваших отношений с родителями (или близкими друзьями) с точки зрения «понимания - непонимания».

__________________________________ключ_________________________

Критерии оценки заданий 14-19

Каждое задание оценивается по пятибалльной системе:

- 0 баллов - нет ответа;

- 1 балл - схематичное, поверхностное изложение ответа;

- 2 балла - неполное выполнение задания, допущены значительные неточности в выполнении задания;

- 3 балла - ответ основан на знании житейской психологии, недостаточно аргументирован, имеются некоторые неточности в выполнении задания;

- 4 балла - правильное раскрытие содержания вопроса, творческий подход к выполнению задания, осознанное использование психолого-педагогических терминов и понятий, опора на знания школьных дисциплин, ответ научно аргументирован, логичен.


© 2010-2022