Личность и смысл жизни

Методическая разработка предназначена для проведения занятий с подростками. Разработка включает материалы для развития личностных качеств школьника; диагностическую методику, позволяющую  определить морально – этические ориентации участников занятия, а также рекомендации по развитию навыков быстрой адаптации к психотравмирующим ситуациям. Данная методическая разработка рекомендована педагогам-психологам, классным руководителям для проведения занятия с подростками. В настоящее время сохраняет сво...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Личность и смысл жизниЛичность и смысл жизниЛичность и смысл жизниЛичность и смысл жизниЛичность и смысл жизниЛичность и смысл жизниТема: Личность и смысл жизни

Пояснительная записка

Методическая разработка предназначена для проведения занятий с подростками. Разработка включает материалы для развития личностных качеств школьника; диагностическую методику, позволяющую определить морально - этические ориентации участников занятия, а также рекомендации по развитию навыков быстрой адаптации к психотравмирующим ситуациям.

Данная методическая разработка рекомендована педагогам-психологам, классным руководителям для проведения занятия с подростками.

Актуальность

В настоящее время сохраняет свою актуальность проблема эмоциональных нагрузок в школе, семье, нарушения межличностных отношений, что зачастую выступает причиной аутоагрессии подростков.

Предлагаемая методическая разработка ориентирована на выявление проблемы школьников на пути к личностному росту и их собственные противоречия; на развитие навыков быстрой адаптации к психотравмирующим ситуациям. Важно научить ребенка ориентироваться в современном динамичном мире, формировать собственное эмоциональное отношение к тому, что его окружает. Не менее важным является формирование целостного, системного восприятия окружающего мира, необходимого человеку для обнаружения и решения возникающих перед ним проблем.

Теоретический и практический материал данной разработки поможет педагогам-психологам, классным руководителям в формировании нравственных представлений подростков о личности и ее проявлениях и побуждение к осмыслению своих личностных качеств; вселять подросткам уверенность в свои силы и возможности.

Цель: формирование нравственных представлений подростков о личности и ее проявлениях и побуждение к осмыслению своих личностных качеств

Задачи:

  1. Уяснить сущность понятия «личность» и стороны ее проявлений.

  2. Выявить проблемы школьников на пути к личностному росту и их собственные противоречия.

  3. Смоделировать действия школьников по формированию собственной личности

Наглядный и раздаточный материал: презентация, карточки с ситуациями, тетрадь, ручка

Форма проведения: проблемный семинар

Участники мероприятия: обучающиеся 8-9-х классов

Продолжительность мероприятия: 50 минут

Подготовительный этап

1. Написать на классной доске цитату: «Каждый выбирает ту крепость, которую хочет взять» (Чабуа Амирэджиби, грузинский писатель)

2.Подготовка текстов заданий для выполнения упражнения «Ситуация » и «Самооценка»

Этап проведения

«Каждый выбирает ту крепость, которую хочет взять»

Чабуа Амирэджиби(грузинский писатель)

Ход занятия

Психолог: Добрый день! Здравствуйте! Сегодня мы с вами поговорим о том, что значит быть личностью, о самооценке, о добре и зле, об отношении к жизни, смысле жизни.

В мире ежеминутно происходит множество событий. С людьми случается что-то нежелательное, страшное, радостное, хорошее. Всех событий знать мы не можем. Мы знаем то, что происходит с нами, вокруг нас, или то, о чем мы узнаем из газет, радио, ТВ. Подумайте и обсудите в группах, какие бывают события.

(каждая группа обсуждает и сообщает, сколько всего перечисленных значений набралось и каких больше.)

У нас получилось, что больше всего бывает… (страшного, тяжелого, радостного, хорошего) и меньше… А теперь поднимите руки, кто хочет быть радостным и хорошим. А кто хочет, чтобы в его жизни были трудности?

Сегодня мы убедились, что при радостном состоянии, устойчивее стоять на ногах. И весь организм ощущается устойчивым. Страх, наоборот, расшатывает, разъединяет и значит - делает нас слабыми, неустойчивыми. Вот каждый стоит на двух ногах - это радость, это хорошо. А вот страх одну ногу подкосит. Встаньте из-за парты на одну ногу. Посмотрим, кто дольше простоит?

(Упражнение на устойчивость выполняется в группе).

Психолог: Человек - существо социальное и в процессе жизни вступает в различные контакты с людьми. При этом может проявлять себя доброжелательным или жестоким, бескорыстным или эгоистичным, правдивым или лживым. Давайте попробуем выявить признаки того или иного отношения к окружающим людям (Схема на слайде)

Отношение к членам семьи

Способность к милосердным, бескорыстным поступкам

Отношение к людям

Отношение к посторонним людям

Отношение с товарищами, положение в коллективе

Обсуждение схемы с обучающимися

Психолог: Мы часто рассуждаем о том, как жестоки люди, что они ведут войны, убивают детей, затевают страшные конфликты. А каковы мы сами?

А как мы относимся друг к другу? Порой мы раним других своей бестактностью, прямолинейностью, а иногда и откровенным хамством. В чем это выражается? Например: «Ой, смотри, как засмущалась!», «Он у нас такой робкий…», «Похоже, ты в него влюбилась» или заявляет однокласснику, которому тяжело дается математика «Да это же элементарно! Я за пять минут решил». Подумайте, хорошо ли чувствует себя тот человек, которого вы «задеваете» словом? Если человек - личность, он всегда великодушен и тактичен, он готов простить и понять.

А как вы относитесь к членам своей семьи? Как ведете себя с ними? Все ли у вас хорошо? Способны ли мы к бескорыстным поступкам? (ответы детей)

Можно ли человека, который не любит, не почитает своих родителей, назвать личностью? Например: если внук ходит за лекарствами для престарелого деда только из-за денег, то достоин ли он уважения? Это низкий, безнравственный человек, хотя тоже считается личностью.

Насколько мы добры к окружающим людям, иногда и посторонним?

Психолог: Обратимся с этой точкой зрения к себе. Сейчас я раздам вам тексты. Попробуйте в них подчеркнуть одной чертой то, что пока вам не удается, а то, что вы способны проявить - двумя. (Содержание текста показано также на слайде)

Упражнение «Ситуации»

Когда я вижу, что человеку неловко, то стараюсь изменить ситуацию в удобном для него направлении.

Если я чувствую, что человек застенчив, пытаюсь в общении с ним большую часть беседы взять на себя

Когда человек говорит неправду, а я чувствую это, то стремлюсь не показать неловкости.

Если кто-то расстроен, то не спешу его расспрашивать, а стараюсь отвлечь или просто успокоить.

Подумайте над результатом, сделайте выводы для себя.

Психолог: Познание себя - естественная потребность каждого человека. От того, насколько правильно он оценивает свою личность, зависит очень многое: характер, чувства, отношения с окружающими. Каждый отвечает себе на вопрос «Кто Я?», «Какой Я?», т.е. производит самооценку. Степень правильности образа «Я» выясняется при изучении одного из важнейших его аспектов - самооценки личности, т. е. оценки личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Самооценка - непременный спутник нашего «Я». Она проявляется не столько в том, что человек думает или говорит о себе, сколько в его отношении к достижениям других. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности. Самооценка бывает заниженной, адекватной и завышенной.

Низкая самооценка - психологический комплекс неудачника. Первая фраза по поводу неудачи у людей с низкой самооценкой - «Ну, что я могу поделать?». Но и в завышенной самооценке нет ничего хорошего. Падая с «пьедестала», человек может сильно разочароваться в себе и обидеться на весь мир.

А теперь попытаемся выяснить причины низкой самооценки, что очень типично для подростков. Объединитесь парами и поработайте с таблицей

(на каждый стол раздаются карточки с таблицами, в них заполнена только левая графа, в приведенной таблице один из вариантов заполнения правой графы обучающимися). Вам предстоит заполнить правую графу таблицы.

Типичные причины низкой самооценки, выявленные психологами

Что следует делать для повышения самооценки

Отсутствие позитивного мышления

(мир жесток, я никому не нужен, завтра будет еще хуже, нет выхода, все плохо и др.)

Думать о хорошем, посещать кружки по интересам, общаться

Отрицательные мысли о себе (я недостаточно хорош, я ничего не достигну в жизни, я неспособный, я некрасивый, меня никто не любит и др.)

Верить в свои способности, не обращать внимания на недоброжелательных людей

Отсутствие любви к себе

(постоянное неодобрение своих поступков, желание подстроиться под кого-то)

Любить себя. Если ты себя не любишь, как тебя могут полюбить другие?

Непризнание своих талантов. Пассивность, нежелание их проявлять (человек знает о своих способностях, но что-то мешает их продемонстрировать)

Искать в себе то, что может выделить тебя из толпы, во чтобы то ни стало заинтересовать окружающих.

Психолог: Обобщая ваши суждения, хочу подчеркнуть, что наши мысли и слова влияют на будущее. Если мы предпочитаем думать, что жизнь одинока и нас никто не любит, то именно это и получаем. Нытье и вечное недовольство могут погубить любой талант, любые способности. Подумайте, что следует изменить в себе, чтобы поверить в себя, повысить свою самооценку.

Психолог: А теперь поговорим о смысле жизни. Как вы думаете, для чего человек приходит в этот мир? (ответы учеников)

Существует высокое предназначение, которое непременно должно быть реализовано. Мир может показаться человеку либо враждебным и чужим, либо полным добра и надежд. Человек на протяжении жизни ищет смысл жизни.

Одни видят его в помощи ближним, другие в накопительстве материальных благ, третьи посвящают себя любимому делу. Грузинский писатель Амирэджиби так представлял поиск смысла жизни человеком: «И было человеку дано: Совесть, дабы он сам изобличал свои недостатки. Сила, дабы он мог преодолевать их. Ум и доброта на благо себе и другим, ибо только то благо, что идет на пользу другим». Хотелось бы услышать ваше мнение по поводу понимания вами смысла жизни. (Ответы детей)

Психолог: Ну, что ж настоящая личность приходит в этот мир творить, созидать, жить духовно и наполненно.

Подведение итогов

Итак, мы убедились, что если человек личность, он стремится самовыразиться, состояться, найти свое «Я», в любом деле, иногда сложном и опасном, а иногда простом, но кропотливом и продолжительном.

А теперь я хочу предложить вам анкету «Недописанные тезисы» (Приложение 1).

(Пояснения психологу, кл. руководителю)

Методика «Недописанный тезис» применяется для изучения морально-этических ориентаций подростков в отношении некоторых социально-значимых общественных норм

Критерии оценивания: индивидуализм - коллективизм, духовная - вещественно-предметная ориентация, агрессивность-доброжелательность, просоциальность-асоциальность, сформированность-несформированность самосознания, меркантилизм-экзистенционализм

Обсудим содержание сделанного вами в рамках следующей встречи.

Раздача памяток (Приложение 2).

И пусть на пути к вашим достижениям станут напутствием слова грузинского писателя Чабуа Амираджоби: «Каждый выбирает ту крепость, которую хочет взять. Для одного это соперник, наделенный дарованиями, большими чем он, и гонимый тщеславием, он тратит все свои духовные силы на то, чтобы побороть этого соперника, Но есть и другие - цвет человечества: они осаждают и штурмуют единственную крепость - собственную личность»

Рефлексия:

1. О чем мы с вами сегодня говорили?

2. Понравилась ли вам тема нашего занятия?


Список использованной литературы:

1. Литвак Е.М.. Как узнать и изменить свою судьбу. Ростов -на -Дону, «Феникс», 1997

2. Литвак Е.М.. Из ада в рай. Ростов -на -Дону, «Феникс», 1997

3. Саляхова Л.И.. Настольная книга классного руководителя. М.: Глобус, 2010

4. Рогов Е.И. Психология человека. М: ВЛАДОС, 2001

Приложение 2


Памятка для учащихся

Только от тебя зависит, найдешь ли ты свою цель и достигнешь ли ее.

  • Если твоя увлеченность, энтузиазм и непреодолимое желание достичь цели велики и сильны, ты сможешь заразить им окружающих и обретешь помощников и друзей.

  • Научись правильно оценивать свои возможности:

Запомни

  • Не надо постоянно со всем и каждым соглашаться! Не нужно все и всех отрицать

  • Не становись попутчиком. Будь самим собой!

  • Не скрывай свои таланты, развивай их!

  • Солнце существует даже тогда, когда небо затянуто тучами.






© 2010-2022