Психологический тренинг для классных руководителей «Умеем ли мы общаться?»

Это психологический тренинг  "Умеем ли мы общаться?".  Цель тренинга: создать доверительную обстановку во время групповой работы;  познакомить с понятием “общение”, с представлениями о способах самоанализа и самокоррекции; формировать навыки телесного контакта, невербальной коммуникации и координации совместных действий;  способствовать овладению правил и приемов ведения беседы и дискуссии.  Так же в рамках тренинга проводится психодиагностика стилей общения педагогов с детьми.  Тренинг предназн...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Психологический тренинг для классных руководителей

«Умеем ли мы общаться?»



Цель тренинга:

  • создать доверительную обстановку во время групповой работы;

  • познакомить с понятием "общение", с представлениями о способах самоанализа и самокоррекции;

  • формировать навыки телесного контакта, невербальной коммуникации и координации совместных действий;

  • способствовать овладению правил и приемов ведения беседы и дискуссии.

План занятия:

  1. Знакомство

Здравствуйте, позвольте вас поздравить с началом нового учебного года, я желаю вам всем здоровья, успехов в работе и семье и очень хороших учеников.

Мы - группа. Нам предстоит работать вме­сте, поэтому очень важно познакомиться, узнать имя друг друга. У каждого из вас есть сильные стороны, то что вы цените, принимаете и любите в себе, что даёт вам чувство уверенности в собственных силах, что помогает выстоять в трудную минуту.

Приятно, когда тебя называют по имени. Значит, тебя ценят, уважают, любят. У меня в руках сердце. В сердце человека заключено тепло, любовь, дружба. Я предлагаю его вам...

Меня зовут Раушания, я работаю психологом в гимназии № 1, люблю справедливость (психолог передает мягкое сердечко самому ближнему участнику группы, который называет свое имя и пере­дает сердечко другому).

Сердечко вернулось ко мне. Я уверена, что наше занятие будет очень полезным и интересным. Эпиграфом к занятию я выбрала отрывок из стиха Булата Окуджава « Давайте понимать друг друга с полуслова, чтоб , ошибившись раз, не ошибиться снова». Лучше его никто не скажет цель нашего мероприятия.

Для того, чтобы всем было комфортно работать в группе, необходимо принять некоторые правила.

Нужно:

-Смотреть на того, к кому ты обращаешься.

- Выражать свое мнение, начинать речь словом «я»: я считаю, я чувствую, я думаю.

- Внимательно слушать, когда говорят другие.

- Уважать чужое мнение.

- Говорить искренне.

- Шутить и улыбаться.

- Говорить по одному.

Нельзя:

- Угрожать, драться, обзываться, передразнивать, гримасничать.

- Сплетничать (рассказывать о чувствах другого человека или о его проступках за пределами группы).

- Шуметь, когда кто-то говорить.

- Врать.

- «Ставить» другим оценки, давать определения и критиковать.

- Перебивать.

  1. А теперь, давайте поздороваемся!

Упражнение «Здравствуй, друг!»

Все участники делятся на пары. Одна пара образует внутренний круг, другая внешний. Пары стоят лицом друг к другу и повторяют следующие слова и выражения, сопровождая всё это жестами:

  • Здравствуй, друг! - жмут друг другу руки

  • Как ты тут? - правой рукой хлопают по плечу

  • Где ты был? - треплет ухо

  • Я скучал! - складывают руки на груди

  • Ты пришёл? - разводят руками в стороны

  • Хорошо! - обнимаются

Затем, стоящие во внешнем кругу делают шаг в сторону, тем самым производят замену партнёра и игра повторяется.

  1. Беседа

Психолог: Тема нашего занятия: «Умеем ли мы общаться». «Единственная настоящая роскошь в мире - это роскошь человеческого общения»- так писал Антуан де Сент-Экзюпери.

Человек существует и развивается в обществе, в окружающей его группе людей, в соответствии с её требованиями изменяет свои мысли и поведение, переживает какие-либо чувства под влиянием взаимодействия с другими участниками группы. Однако всё это происходит благодаря тому, что обмениваясь информацией и переживаниями с другими людьми, лучше узнавая их, каждый из нас так или иначе участвует в общении.

Если бы не было общения, мы не стали бы теми, кто мы есть. Только в общении с другими людьми происходит развитие личности. Можно утверждать: «Скажи, с кем ты общаешься, и я скажу, кто ты». Основные свои черты каждый из нас приобретает через личный опыт общения, через непосредственные контакты в семье, школе, на улице.

Скажите, с чего начинается общение? Возможно, с умения человека приветствовать другого так, чтобы тому захотелось общаться с ним.

Мы сейчас разделимся на 2 группы. За 1 минуту вы должны будите придумать приветствие противоположной группе. Но условие: приветствие должно быть безмолвным, при помощи мимики и жестов.

  1. Беседа

- Вы умеете общаться? А вы? А вы? (Конечно)

- Я тоже вроде бы умею. Все умеют.

- Тогда почему люди ходят на какие-то курсы общения, коммуникативные тренинги?

(Им не достаточно своих умений. Хотят общаться лучше)

- А что значит общаться хорошо или, как говорят, эффективно?

- Оказывается, есть какие-то правила эффективного общения, приёмы эффективного общения, принципы общения. Одни из них мы стихийно соблюдаем. Другим нужно учиться. Некоторые соблюдать очень даже непросто. Есть истинные мастера общения. Каждый контакт с такими людьми - событие, развитие, радость, - что и нужно нашим детям. И нам, если хотим сохранить контакт с ними.

Общение - наш основной инструмент. От его совершенства зависит судьба всех нас.

Каковы же секреты успешного общения?

Правила эффективного общения по Д. Карнеги:

• Искренне интересуйтесь другими людьми.

• Улыбайтесь.

• Помните, что имя человека - это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке.

• Будьте хорошим слушателем; поощряйте других говорить о самих себе.

• Говорите о том, что интересует вашего собеседника.

• Начинайте разговор с похвалы и искреннего признания достоинств собеседника.

• Создавайте людям хорошую репутацию, которую они будут стараться оправдать.

• Указывайте на ошибки другого не прямо, а косвенно.

• Сначала поговорите о собственных ошибках, а затем уж критикуйте своего собеседника,

• Задавайте собеседнику вопросы, вместо того, чтобы приказывать.

• Единственный способ одержать верх в споре - это уклониться от него.

5. Упражнение в парах «Слушаю - не слушаю».

Название упражнения не объявляется. Участники рассаживаются попарно лицом друг к другу на всём игровом пространстве. В парах - первые и вторые номера. Ведущий собирает в стороне вторые номера и даёт им тайную инструкцию: активно слушать собеседника (кивать поддакивать, улыбаться, открыто смотреть в глаза, уточнять непонятое и т.п.) - до сигнала ведущего (хлопок в ладоши или на секунду - громкая музыка), и игнорировать собеседника после сигнала. Изображать скуку равнодушие, отвлекаться, зевать, отворачиваться, встревать невпопад и т.п.

Вторые номера рассаживаются по местам, ведущий даёт задание: «Первые номера в течение 4-х минут рассказывают вторым, как бы они провели идеальный отпуск. Приготовились! Начали!

Через 2 минуты ведущий подаёт условный сигнал.

Через 4-5 минут разворачивает участников для общего разговора.

Первые номера рассказывают, эффективно ли было их общение. Что они чувствовали до сигнала и после сигнала.

Итоговый вопрос: Так с чего же начинается эффективное общение? (С внимания к собеседнику).

Ты не слушаешь меня - значит, не уважаешь, не любишь, я тебе не нужен.

  1. Упражнение «Фруктовый Салат»

7. Интонация в общении

А) Вы помните выражение, что часто бывает важным не то, что сказано, а то, как сказано. То есть, надо уметь владеть интонацией. Сейчас проверим, насколько развито это умение у вас. Каждый получает карточку, на которой надо будет его сказать.

ПТИЧКИ ПОЮТ.

  • ласково

  • с угрозой

  • ехидно

  • радостно

  • с завистью

  • с грустью

А все остальные должны назвать произнесённую интонацию.

Б). Группы - команды получают ещё по одной карточке с общим для всех выражением и заданием произнести его.

СКОРО В ШКОЛУ

  • как сказку

  • как секрет

  • как весёлую историю

  • как рекламу или агитацию

  • как странную историю

  • как приговор



  1. Стили в общении

А как вы общаетесь со своими учениками?

Различают несколько стилей общения педагогов с детьми

1. "Монблан"- дикторская. Монблан это самая высокая гора в Альпах. Педагог на голову выше учеников, обладает хорошими знаниями. Но он как бы отстранен от обучаемых, он парит над ними, находясь в царстве знаний. Никакого личностного взаимодействия. Педагогические функции сведены к информационному сообщению.

Следствие: отсутствие психологического контакта, безынициативность и пассивность обучаемых.

  1. "Китайская стена"- неконтактная. Очень близка по своему содержанию к первой. Разница в том, что между педагогом и обучаемым существует слабая обратная связь ввиду произвольно и непреднамеренно возведенного барьера общения. В роли такого барьера могут выступать отсутствие желания к сотрудничеству с какой- либо стороны, информационный, а не диалоговый характер занятий, непроизвольное подчеркивание педагогом своего статуса, снисходительное отношение к обучаемым.

Следствие: слабое взаимодействие с обучаемыми, а с их стороны - равнодушное отношение к педагогу.

3. "Локатор"- модель дифференцированного внимания, основана на избирательных отношениях с обучаемыми. Педагог ориентирован не на весь состав аудитории, а лишь на часть, допустим на талантливых, слабых. В общении педагог концентрирует на них свое внимание.

Следствие: нарушается целостность акта взаимодействия в системе "педагог-коллектив", она подменяется фрагментарностью ситуативных контактов.

  1. "Тетерев"- модель гипорефлексивная. Заключается в том, что педагог в общении как бы замкнут в себе: его речь большей частью монологична. Он слышит только самого себя и никак не реагирует на слушателей. Такой педагог проявляет эмоциональную глухоту к окружающим.

Следствие: практически отсутствует взаимодействие между обучаемым и обучающим, а вокруг последнего образуется поле психологического вакуума. Стороны процесса общения существуют изолированно друг от друга, учебно-воспитательное взаимодействие поставлено формально.

  1. "Гамлет"- модель гиперрефлексивная противоположна по психологической канве предыдущей. Педагог не уверен в себе, постоянно сомневается, волнуется, озабочен не столько содержательной стороной взаимодействия, сколько тем, как он воспринимается окружающими. Такой педагог подобен обнаженному нерву.

Следствие: обостренная социально-психологическая чувствительность педагога, приводящая его к неадекватным реакциям на реплики и действия аудитории. В такой модели бразды правления могут оказаться в руках обучаемых, а педагог займет ведомую позицию.

  1. "Робот" - модель негибкого реагирования Взаимоотношения педагога с обучаемыми строятся по жесткой программе, где четко выдерживаются цели и задачи занятия, дидактически оправданы методические приемы, имеют место безупречная логика изложения и аргументация фактов, но педагог не обладает чувством постоянно меняющейся ситуации общения. Им не учитываются педагогическая действительность, состав и психологическое состояние обучаемых, их возрастные и этнические особенности.

Следствие: низкий эффект социального взаимодействия.

  1. "Я - сам" или «Пиночет» модель авторитарная. Учебный процесс целиком фокусируется на педагоге. Он - главное и единственное действующее лицо. От него исходят вопросы и ответы, суждения и аргументы. Практически отсутствует творческое взаимодействие между ним и аудиторией. Личная инициатива со стороны обучаемых подавляется.

Следствие: воспитывается безынициативность, теряется творческий характер обучения, искажается мотивационная сфера познавательной активности.

  1. "Союз"- модель активного взаимодействия. Педагог постоянно находится в диалоге с обучаемыми, держит их в мажорном настроении, поощряет инициативу, легко схватывает изменения в психологическом климате коллектива и гибко реагирует на них. Преобладает стиль дружеского взаимодействия с сохранением ролевой дистанции. Возникающие учебные, организационные, этические и др. проблемы творчески решаются совместными усилиями. Такая модель наиболее продуктивна.

  2. Диагностика «стилей педагогического общения»

Просматривая каждый из вопросов теста, отмечайте знаком "+", если согласны с ним, и символом "-", если даете отрицательный ответ. От степени объективности ответов зависит и степень достоверности результатов тестирования.

Тестовый материал
  1. Нуждаетесь ли вы в тщательной подготовке урока даже по неоднократно пройденной теме?

  2. Предпочитаете ли вы логику изложения эмоциональному рассказу?

  3. Волнуетесь ли вы перед тем, как оказаться лицом к лицу с классом?

  4. Предпочитаете ли вы во время объяснения учебного материала находиться за учительским столом (на кафедре) ?

  5. Часто ли вы используете методические приемы, которые успешно применялись вами ранее и давали положительные результаты?

  6. Придерживаетесь ли вы заранее спланированной схемы урока?

  7. Часто ли вы по ходу урока включаете в него только что пришедшие в голову примеры, иллюстрируете сказанное свежим случаем, свидетелем которого были сами?

  8. Вовлекаете ли вы в обсуждение темы урока учащихся?

  9. Стремитесь ли вы рассказать как можно больше по теме, невзирая на лица слушателей?

  10. Часто ли вам удается удачно пошутить в ходе урока?

  11. Предпочитаете ли вы вести объяснение учебного материала, не отрываясь от своих записей (конспектов)?

  12. Выводит ли вас из равновесия непредвиденная реакция аудитории (шум, гул, оживление и т. п.) среди учащихся?

  13. Нуждаетесь ли вы в достаточно длительном времени (5-8 мин), чтобы установить нарушенный контакт и вновь привлечь к себе внимание учащихся?

  14. Повышаете ли вы голос, делаете ли паузу, если почувствуете невнимание к себе со стороны учащихся во время урока?

  15. Стремитесь ли вы, задав полемический вопрос, самостоятельно на него ответить?

  16. Предпочитаете ли вы, чтобы учащиеся задавали вам вопросы по ходу объяснения учебного материала?

  17. Забываете ли вы во время урока о том, кто вас слушает?

  18. Есть ли у вас привычка выбирать среди учащихся в классе два-три лица и следить за их эмоциональными реакциями?

  19. Выбивают ли вас из колеи скептические ухмылки учащихся?

  20. Замечаете ли вы во время урока изменения в настроении учащихся?

  21. Поощряете ли вы учащихся вступать в диалог с вами во время объяснения темы урока?

  22. Отвечаете ли вы сразу же на реплики учащихся?

  23. Используете ли вы одни и те же жесты для подкрепления своих фраз независимо от ситуации?

  24. Увлекаетесь ли вы монологом настолько, что вам не хватает отведенного по плану урока времени?

  25. Чувствуете ли вы себя после уроков уставшими настолько, что не в состоянии повторить их в этот же день еще раз (во вторую смену)?

Обработка и интерпретация результатов теста

Подсчитайте число совпадений плюсов и минусов в соответствии с приведенным ниже ключом и определите свою тенденцию. Если общая сумма совпадений составит 80% от всех пунктов по одной модели общения, можете считать выявленную склонность стойкой.

Ключ к тесту

Модели общения

№ вопросов

Да "+"

Нет "-"

Диктаторская "Монблан"

4, 6, 11, 15, 17, 23

1, 7, 8, 9, 12, 13, 14, 16, 18, 19, 20, 21, 22, 24

Неконтактная "Китайская стена"

9, 11, 13, 14, 15

1, 7, 8, 12, 16, 18, 19, 20, 21.

Дифференцированное внимание "Локатор "

10, 14, 18, 20, 21

2, 4, 6, 13, 15, 17, 23

Гипорефлексивная "Тетерев"

9, 11, 15, 17, 23, 24

8, 12, 16, 19, 20, 21, 22

Гиперрефлексивная "Гамлет»

3,12,14,18,19,20,22,25

2, 5, 6, 11, 13, 23

Негибкого реагирования "Робот"

1, 2, 5, 6, 13, 15, 23

7, 8, 9, 11, 16, 21, 24

Авторитарная "Я сам(а)"

5, 10, 14, 15, 18, 24

2, 8, 16, 21

Активного взаимодействия «Союз»

7, 8, 10, 16, 20, 21, 22

1, 2, 4, 5, 6, 11, 13, 15, 17, 23.



  1. Упражнение «Сбор по голосам»

Цель: Тренировка внимательности, избирательности социального восприятия.

Описание упражнения: ведущий раздает участникам заранее подготовленные карточки, на которых написаны названия животных, способных издавать характерные звуки (собака, кошка, корова, петух и т.п.) - по 2-3 карточки на группу с названием каждого животного. Участники, никому не показывая свои карточки, читают про себя, какое животное им досталось, после чего убирают карточки и закрывают глаза. Ведущий дает задание: «Не открывая глаз, собраться семьями. Разговаривать нельзя, можно пользоваться только звуками, характерными для ваших животных»



  1. Упражнение «Я беру с собой...»

Цель: развитие внимания, эмоциональная разгрузка.

Ведущий. Каждый из вас, собираясь в школу, совершает какие-то действия (умывается, завтракает, со­бирает рюкзак) и берет с собой какие-то вещи. Я буду предлагать вам варианты таких вещей, а вы, если согласны, - поднимайте вверх левую руку, если нет - пра­вую руку. Будьте внимательны: у вас может появиться возможность принести в школу ненужные вещи. Итак, когда я собираюсь в школу я беру с собой...

  • портфель, сумку - кровать - тетради

  • диванную подушку

  • сменную обувь - топор

  • краски, кисти и костюм маляра,

  • воздушный шар.

  • ручки и карандаши, дневник и учебник.

  • самовар,

  • двойки,

-косметичку,

- бутерброды,

- телевизор.
Спасибо.

12. Заключение. Наше занятие подходит к концу. Я буду очень рада , если вы что-то получили от занятий для себя и эти знания используете в своей работе.

Закончить занятие, я хочу песней. Как сказал Кот Леопольд: Ребята, давайте дружить, ведь только в дружбе проявляется общение! Спасибо за внимание!









© 2010-2022