- Преподавателю
- Школьному психологу
- Конспект урока по психологии Темперамент
Конспект урока по психологии Темперамент
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Чепкасова Е.Г. |
Дата | 15.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Тема: Темперамент.
Цель: повышение психологической грамотности учащихся.
Задачи:
-
познакомить учащихся с понятием «темперамент»
-
научить учащихся определять тип темперамента
-
воспитывать толерантное отношение к людям разных типов темперамента
Форма работы: фронтальная, индивидуальная, коллективная.
Оборудование: ноутбук, проектор, текст.
Ход урока.
-
Приветствие учителя.
-
Актуализация знаний учащихся.
Вопрос учителя - «Знакомы ли вы с понятием «темперамент», что вам известно об этом?»
-
Предоставление нового материала.
Индивидуально - своеобразная, природно - обусловленная совокупность динамических проявлений психики называется темпераментом.
Темперамент - это врожденное свойство личности.
Одно из объяснений темперамента даёт Иван Петрович Павлов, основываясь на свойствах нервной системы.
Павлов выделил три свойства:
- Динамичность (подвижность), т.е. скорость смены процессов возбуждения и торможения
- Сила, как способность нервной системы выдерживать сильные раздражители
- Уравновешенность, как равные положения двух составляющих вегетативной нервной системы парасимпатического отдела (успокаивает, тормозит) и симпатического отдела (активирует, возбуждает)
В зависимости от соотношения этих свойств нервной системы Павлов выделяет 4 типа темперамента.
Типы темперамента:
Холерик - быстрый, энергичный, открытый, целеустремленный, порывистый, неуравновешанный, с бурными эмоциональными вспышками, с резкими сменами настроения, со стремительными движениями.
Сангвиник - сильный, быстрый, уравновешанный, открытый, подвижный, легко переживает неудачи, частая смена впечатлений, выразительность мимики и движений.
Флегматик - медлительный, уравновешанный, закрытый, невозмутимый, устойчивый в стремлениях и настроении, постоянство и глубина чувств, равномерность действий и речи, слабое внешнее выражение душевных состояний.
Меланхолик - слабый, медленный, неуравновешанный, закрытый, чувствительный, впечатлительный, склонный к глубоким переживаниям, легко ранимый, движения сдержанные, речь приглушенная.
Диагностика типа темперамента (по Айзенку).
Обсуждение результатов диагностики.
Рассмотрим на конкретных примерах разницу в поведении людей.
-
Женская ситуация: она вяжет, а нитки запутались. Как вы думаете, как будут действовать женщины разных типов темперамента?
Холерик: разрубает узлы как Александр Македонский.
Сангвиник: попробует распутать их, и может быть распутает.
Меланхолик: плачет, опускает руки.
Флегматик: безразличен, может просидеть так целый день.
-
Мужская ситуация: на ваш новый красивый костюм что-то пролили. Предположите дальнейшие действия мужчин разных типов темперамента.
Меланхолик: рыдает, осматривая костюм.
Сангвиник: хохочет.
Холерик: ругается и стучит ногами.
Флегматик: невозмутимо шагает дальше.
Попробуйте определить темперамент у Буратино, Артемона, Пьеро.
Многие исследователи часто задавались вопросом: какой же темперамент лучше?
Ответы давались разные, но все ученые приходили к мнению, что люди выдающихся способностей могут обладать различными типами темперамента. Суворов, Наполеон и Герцен были сангвиниками. Петр первый и Пушкин - холериками, Крылов и Кутузов - флегматиками, Чайковский и Гоголь - меланхоликами. Значит, уровень способностей не зависит от темперамента.
Обсуждение образов темпераментов:
Холерик - танк, пороховая бочка, девиз «Вперед любой ценой», весна.
Сангвиник - артист, «мой веселый звонкий мяч, ты куда помчался вскачь», лето
Флегматик - камень, скала, правило: «старый друг лучше новых двух», бухгалтер, программист, осень.
Меланхолик - орешек, свеча, жемчужина в раковине, художник, писатель, зима.
Разыгрывание ситуаций.
Для холерика - ждет человека перед театром, чтобы пойти на спектакль, а тот опаздывает.
Для сангвиника - стоит в длинной очереди в магазине.
Для флегматика - проходит мимо дома и на него выливают ведро воды.
Для меланхолика - перед экзаменом в коридоре.
4 .Рефлексия.
- что было интересно на занятии?
- что понравилось?
- что не понравилось?
- ваше настроение.