Занятие для младших подростков Общение в жизни человека

Занятие предназначено для подростков 12-15 лет. Основная цель занятия - формирование представления о значении общения в жизни людей. В задачи занятия входит создание благоприятной обстановки для личностного самораскрытия подростков; развитие адекватного восприятия установок, переживания, состояния, чувств и настроения окружающих; формирование согласованности действий при совместной деятельности. При составлении конспекта занятия использовались модифицированные психотехники и методы ведущих психо...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тренинговое занятие «Общение в жизни человека»


Цель: формирование представления о значении общения в жизни человека.

Задачи: 1) Создать благоприятную обстановку для личностного самораскрытия подростков.

2) Развивать адекватное восприятие установок, переживания, состояния, чувств и

настроения окружающих.

3) Формировать согласованность действий при совместной деятельности.

Время проведения: 3 часа.

Участники: подростки в возрасте 12-15 лет (10-14 человек).

Комментарии: При составлении сценария тренингового занятия использовались модифицированные психотехники и методы, представленные Г.Макартычевой, В.Ромек, Н.Слободяник.


Сценарий занятия


Этап занятия

Время

(на каждый этап)

Задачи,

решаемые на каждом этапе занятия

Методы (упражнения, психотехники)

Комментарии

Вопросы для обсуждения

Организационный момент

1) Ритуал приветствия


2) Разминочное упражнение

35 мин


15 мин









20 мин

1) Психологический разогрев


2) Создать предпосылки для эмоционального раскрепощения.

1) Упражнение «Приветствие» (см.приложение)


2) Упражнение-активатор «Представь своё имя»

1) Часто обсуждение приводит к тому, что участники отмечают контакты, в которых говорилось что-либо о них лично; в которых содержались комплименты; в которых партнёр с улыбкой смотрел в глаза.

2) В группе обычно есть стеснительные ребята, опасающиеся негативной оценки со стороны других подростков. В этом случае им нужно оказать помощь в представлении себя, - например, ведущий может в паре с подростком представить его.

1) - Как вы чувствовали себя во время упражнения?

- Контакт с кем из членов группы вам запомнился? Что, по вашему мнению, к этому привело?

2) - Что вы почувствовали, когда представляли себя группе?

- Легко ли было без слов «изобразить» себя?

Основная

часть

1) Настрой как подготовка к восприятию нового материала


2) Введение нового содержания

2 ч


20 мин









1 ч 40 мин

1) Выработать правила, по которым будет проходить занятие.


2) Развивать умение обращаться к незнакомому человеку.



3) Развивать умение заявлять о себе.




4) Учить обнаруживать зависимость физического состояния от эмоционального настроя.


5) Развивать ответственность за других членов группы.





6) Повышать самооценку, обучать подростков умению находить в других людях положительные качества.

1) Принятие правил групповой работы.


2) Упражнение «Сбор фраз для контакта».



3) Упражнение «Объявление об объявлении».




4) Упражнение «Сколько ты весишь?»



5) Упражнение «Остров».






6) Упражнение «Ладошка».

1) Необходимо, чтобы подростки сами предлагали большинство пунктов правил. Это мотивирует их на выполнение: «Меня не заставляют, а я сам так решил».

2) Ведущему лучше воздержаться от подсказок. В каждой возрастной (или культурной) группе существуют свои собственные нормы обращения к незнакомому человеку. (В случае затруднения всё же необходимо иметь примеры фраз, с которыми можно обратиться к незнакомому).

3) Нужно напомнить ребятам о правилах: в объявлении не должно содержаться информации аморального или жестокого характера. Некоторые подростки, бравируя, предлагают в объявлении далеко не безобидные услуги. Застенчивым ребятам нужно помочь, т.к. зачастую из-за заниженной самооценки. Они не могут найти в себе чего-то положительного, что могло бы заинтересовать других людей.

4) Упражнение предлагает диагностический параметр для оценки в последующей работе ощущений и впечатлений от отдельного упражнения или полного занятия каждым участником. Можно сделать табличку, в которой в конце каждого занятия можно было бы отмечать «вес» каждого подростка.

5) В группе может оказаться изгой, которого ребята будут специально выталкивать с «острова». В этом случае следует, не останавливая игру, бросить ему «спасательный круг» - подстелить кусок газеты.




6) Если в группе уже выявлены изгои, то их «ладошки» могут оказаться пустыми или с оскорблениями. Чтобы предотвратить это, нужно объявить всем, что если они не могут найти положительное в других, значит, они ненаблюдательны, ведь не бывает такого, чтобы в человеке не было ничего хорошего.



1) - Как мы будем поступать, если в группе возникнут разногласия и конфликты?

- Какие штрафные санкции мы будем применять к нарушителям правил?

2) - Всякое ли обращение уместно в определённой ситуации?

- Что вы чувствовали, когда к вам обратились невпопад в конкретной ситуации?


3) - Какие цели преследовал каждый из вас «давая» объявление?

- Что является основным фактором в группе: желание помочь кому-то, получить что-то или заявить о своих способностях?


4) - Каковы ваши внутренние ощущения собственного веса в случае различных переживаний?


5) - Чего хотелось больше: самим удержаться на «острове» или удержаться вместе? (Вопрос уместен, если в группе выявлен изгой).

- Почему не спасали того или иного участника, а специально выбросили его с острова?

- Если бы ситуация была не игровая, а настоящая, вы поступили бы так же? (Этот вопрос должен «повиснуть в воздухе», не стоит ждать ответа, поскольку, скорее всего, он будет неискренним. Пусть ребята окажутся наедине с этим вопросом).

6) - Что вы почувствовали, когда получили свою «ладошку» с записями других ребят о вас?

- Соответствует ли написанное вашим реальным качествам?

- Легко ли было писать комплимент другому?

Рефлексия


20 мин

Получение обратной связи

Обсуждение по кругу

Мнение высказывает каждый. Если кто-то отказывается от выступления, не следует обязывать его это делать

- Как вы себя чувствовали на занятии?

- Что понравилось, что нет?

Ритуал прощания

5 мин

Закрепление положительного настроя и эмоциональная поддержка друг друга

Упражнение «Импульс»






Литература:

1. Макартычева Г.И. Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения. - СПб.: Речь, 2006.

2. Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. - СПб.: Речь, 2005.

3. Слободяник Н. Уроки общения для младших подростков // Школьный психолог. № 17. 2003.













Приложение


Упражнение «Приветствие»


Инструкция: «Одна из универсальных фраз для установления контакта - это приветствие. Иногда просто достаточно сказать «Здравствуйте!», чтобы человек обратил на вас внимание. Если этого не происходит, можно добавить «Рад вас здесь видеть». Если партнёр по контакту сам заинтересован в новых знакомствах, то это наверняка поможет ему задать вопрос, который у него вертится на языке.

Сейчас наша задача будет состоять в том, чтобы поприветствовать в течение минуты как можно большее количество членов группы. Можно приветствовать одного участника несколько раз. Я буду следить за временем».


Упражнение-активатор «Представь своё имя»


Содержание: Ведущий предлагает участникам представиться как актёру немого кино с помощью мимики и жестов. Можно представить не только своё имя, но и свою внешность, манеру одеваться, вести себя. Главное, чтобы это было узнаваемым.

«Принятие правил групповой работы»


Содержание: Ведущий рассказывает участникам, что несколько человек, которые объединяются в группу для реализации какой-либо деятельности, всегда действуют по правилам. Если эти правила предварительно не обсуждаются и не принимаются, в группе могут возникать разногласия и конфликты. Чтобы их не было в данной группе, ведущий предлагает принять правила. Они записываются на листе ватмана и оставляются на видном месте до окончания всех занятий.

Ведущий озвучивает основные пункты, к которым участники делают дополнения:

1. То, что происходит в группе, не должно негативно влиять на взаимоотношения.

2. Нельзя унижать и оскорблять.

3. Нельзя употреблять нецензурные выражения.

4. Обращаться друг к другу только по имени.

5. Говорить по одному, при желании высказаться, необходимо поднять руку.

6. Указания ведущего не обсуждаются.

7. Нельзя выходить из группы без разрешения ведущего.

Кроме того, определяются штрафные санкции для нарушителей. Самым оптимальным наказанием за нарушение правил является лишение права голоса на одно упражнение. Обычно подростки достаточно тяжело переживают, что им не разрешают высказать своё мнение, и этот фактор позволяет поддерживать дисциплину в группе.

Упражнение «Сбор фраз для контакта»


Инструкция: «Конечно, для знакомства иногда бывает недостаточно просто появляться в местах скопления интересных людей (хотя и это часто помогает справиться с одиночеством). Обнаружив интересного для вас человека, имеет смысл к нему обратиться, используя приветствие, нейтральные вопросы, просьбу или констатацию очевидного факта.

На имеющихся у вас бланках я прошу записать минимум 10 фраз, с которыми мы можем обратиться к незнакомому человеку. Если это общение уместно только в определённой ситуации, то отметьте, пожалуйста, что это должна быть за ситуация в специальной графе».

Упражнение «Объявление об объявлении»


Содержание: Ведущий предлагает участникам дать объявление о себе в газету. Объявления должны быть короткими, но нести максимум информации об авторе. Затем объявления зачитываются, и проводится обсуждение, что является основным в них

Ведущему важно подчеркнуть, что совершенно не важно, хотел ли подросток похвалиться своими способностями или объявить о своём стремлении помогать другим, главное - он о себе заявляет.

Упражнение «Сколько ты весишь?»


Содержание: Участникам предлагается походить по комнате, представляя себя в следующих ситуациях, каждый раз стараясь погрузиться в соответствующее состояние: получил плохую оценку, учитель похвалил за хорошую работу, родители вручили подарок, поругался с другом, подружка наконец-то приехала из отпуска, родители не пускают гулять. После этого обсуждается внутреннее ощущение собственного веса в случае различных переживаний: неудача, плохое самочувствие, испорченное настроение наполняют человека тяжестью - он с трудом передвигает ноги, руки не поднимаются, голова не держится, всё тело налито свинцом. Радость, влюблённость, счастье дают ощущение полёта, невесомости. Ведущий договаривается с ребятами, что они в процессе занятия могут говорить о своём самочувствии в килограммах или тоннах.

Упражнение «Остров»


Содержание: На полу из старых газет выкладывается маленький остров. Ведущий объявляет, что группа, попавшая на этот островок, должна дождаться спасателей. Все участники встают на «остров», передвигаются по нему. Начинается «прилив» (ведущий убирает часть газет), «остров» уменьшается, подростки уже не могут двигаться, а только стоят на «острове». Затем убирается ещё часть газет, «остров» становится совсем маленьким. Ведущий уменьшает «остров», насколько это возможно. Наконец, прибывают спасатели и оставшиеся в «живых» и «утонувшие» переправляются на материк - рассаживаются на стульях.

В последующем обсуждении ребята высказываются, чего им хотелось больше, самим удержаться на «острове» или удержаться вместе. И то и другое правильно. В первом случае работает инстинкт самосохранения, заложенный в нас природой. Но ведь в некоторых случаях человек не может выжить один, даже среди людей. Поэтому нужно почаще заботиться не только о себе любимом, но и о тех, кто находится рядом.

Упражнение «Ладошка»


Содержание: На листе бумаги каждый участник обводит ладошку и внутри контура пишет качество, которое нравится в самом себе. Листки передаются по кругу, а остальные участники дописывают те качества, которые нравятся в хозяине ладошки. Листки необходимо подписать. Когда «ладошки» вернутся к своему хозяину, все ребята благодарят друг друга.

Обязательно необходимо зафиксировать внимание участников на том, что пишутся только положительные качества.






© 2010-2022