- Преподавателю
- Школьному психологу
- Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 38. 02. 01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) среднего профессионального образования
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 38. 02. 01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) среднего профессионального образования
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Мансурова С.А. |
Дата | 15.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
среднего профессионального образования
Организация-разработчик: Сургутский нефтяной техникум - филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Югорский государственный университет»
Разработчик: Мансурова С.А., педагог-психолог, преподаватель психологии
Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО).
Заключение Экспертного совета № ____________ от «____»__________ 20___ г.
номер
© СНТ - филиал ГОУ ВПО «ЮГУ»
© Мансурова С.А.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ пРОГРАММЫ учебной дисциплины
стр.
4
2. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание учебной дисциплины
7
3. условия реализации учебной дисциплины
11
4 Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
13
1. паспорт ПРОГРАММЫ
учебной дисциплины
социальная психология
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью примерной программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании, повышении квалификации и переподготовке работников нефтяной и газовой промышленности всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории РФ при наличии основного общего, среднего (полного общего образования, профессионального образования).
1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:
Дисциплина принадлежит к циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
-
характеризовать основные социально-психологические понятия, выделяя их существенные признаки, закономерности и механизмы развития, функциональные особенности;
-
анализировать социально-психологическую проблематику в профессиональных ситуациях и процессах, социально-психологическую феноменологию на макро- и микро- уровне;
-
объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социально-психологических объектов (включая взаимодействия личности и социума, социальных объединений, внутригрупповые и межгрупповые отношения);
-
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социальных и психологических наук;
-
осуществлять поиск социально-психологической информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудивизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (социально-психологических, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социально-психологическую информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
-
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения морально-психологических норм;
-
формулировать на основе приобретенных социально-психологических знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
-
подготавливать устное выступление, исследовательскую работу по социально-психологической проблематике;
-
применять социальные и психологические знания в процессе решения познавательных задач по актуальных социально-психологическим проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявления к ней устойчивого интереса;
-
организации собственной деятельности, выбора типовых методов и способов выполнения профессиональных задач, оценивания их эффективности и качества;
-
принятия решения в стандартных и нестандартных ситуациях и умения брать за них ответственность;
-
осуществления поиска и использования информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
-
использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности
-
работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
-
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий
-
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
-
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
-
Основные проблемы и методы социальной психологии; закономерности общественно-социальной жизни людей; содержание понятия «социально-психологическая компетентность специалиста»;
-
Социально-психологические закономерности общения и взаимодействия людей, приемы и техники убеждающего воздействия на партнера в процессе общения, психологические основы деловой беседы и деловых переговоров, технологию формирования имиджа делового человека;
-
Типы социальных объединений, проблемы человеческих сообществ, психологические характеристики малой группы и положения индивида в группе, внутригрупповые и межгрупповые отношения, динамические процессы в малой социальной группе и способы управления ими, методы и методики исследования, коррекции и развития социально-психологических явлений и процессов в группе;
-
Социальную психологию личности, основные стадии, механизмы и институты социализации, содержание понятия «социальная установка личности», а также психологические условия формирования и изменения социальных установок личности;
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 48 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 32 часов;
самостоятельной работы обучающегося - 16 часов.
2. СТРУКТУРА и содержание учебной дисциплины
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
48
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
32
в том числе:
практические занятия
16
контрольные работы
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
16
в том числе:
Реферат
Творческая работа
Проектная деятельность
Подготовка к семинарскому занятию
2
4
6
4
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Социальная психология
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
4
Введение
1
Раздел 1. Теоретико-методологические основы социальной психологии
Тема 1.1. Объект, предмет и задачи социальной психологии
Содержание учебного материала
2
1.
Определение социальной психологии. Место социальной психологии в системе научного знания.
2.
Особый статус социальной психологии, ее отношения с социологией и психологией. Связь социальной психологии с общественными и гуманитарными науками.
3.
Основные предметные зоны социальной психологии, методология, задачи и объект исследования. Основные направления и отрасли социальной психологии.
Практические занятия.
Семинарское занятие по теме «Объект, предмет и задачи социальной психологии».
2
3
Самостоятельная работа обучающихся.
Написание рефератов. Творческая работа.
2
3
Раздел 2. Социальная психология личности
Тема 2.1. Проблема личности в социальной психологии
Содержание учебного материала
2
1
1.
Индивид, человек, личность. Проблема биологического и социального. Определение личности. Феноменология, структура и динамика личности.
2.
Структура личности С.Л. Рубинштейн. Структура личности З.Фрейда.
3.
Введение понятий направленность, мотивация, потребность.
Практические занятия
«Социально-психологический портрет личности. Этапы социализации. Социальная роль. Социальный статус»
2
2
Самостоятельная работа обучающихся.
Написание рефератов. Творческая работа.
2
3
Тема 2.2 Личность в группе
Содержание учебного материала
2
1
1.
Социальная установка. Явление конформизма в группе.
2.
Понятие социализации как «двустороннего процесса, включающего, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду».
3.
Социально-психологические механизмы социализации. Адаптация как составная часть социализации.
Практические занятия.
Семинарское занятие по теме «Личность в группе».
2
3
Самостоятельная работа обучающихся.
Написание рефератов. Творческая работа.
2
3
Раздел 3. Социальная психология общения и взаимодействия людей.
Тема 3.1. Социальная психология общения. Содержание, функции и виды общения.
Содержание учебного материала
2
1
1.
Определение понятия общения. Основные классификации общения по степени взаимодействия.
2.
Определение межличностного общения. Типы межличностного общения.
3
3.
Прагматическая и формирующая функция общения. Коммуникативная сторона общения.
Практические занятия.
Семинарское занятие по теме «Социальная психология общения. Содержание, функции и виды общения».
2
Самостоятельная работа обучающихся.
Написание рефератов. Творческая работа.
2
3
1
Тема 3.2. Социальная психология общения. Содержание, функции и виды общения.
Содержание учебного материала
2
1.
Общение как обмен информацией.
2.
3.
Коммуникативные барьеры, социальные и психологические причины их возникновения.
Интерактивная сторона общения
4.
Общение как организация взаимодействия между обучающимися индивидами.
5.
Виды социальных взаимодействий: сотрудничество, конкуренция, конфликт.
6.
Перцептивная сторона общения.
7.
Общение как восприятие друг друга партнерами по общению.
8.
Средства общения: вербальные и невербальные.
9.
Невербальное поведение человека и невербальные средства общения
Практические занятия.
Социально-психологический тренинг, коммуникативные игры и упражнения, направленные на отработку навыков ведения переговоров. Установление контакта, отработка способов вербального и невербального общения.
2
2
2
3
Самостоятельная работа обучающихся.
Написание рефератов. Творческая работа.
Раздел 4. Психология социальных сообществ.
1
Тема 4.1. Психология малых групп. Феноменология малых групп.
Содержание учебного материала
2
1.
Определение малой группы.
2.
Возникновение и развитие группы.
3.
Принципы классификации и виды групп.
4.
Общие проблемы малой группы в социальной психологии.
5.
Динамические процессы в малой группе.
6.
Феномен группового давления.
7.
Явление конформизма в группе.
8.
Групповая сплоченность, социально-психологические аспекты развития группы.
9.
Группа как социально-психологический феномен.
10.
Роль социальной группы в воздействии общества на личность.
11.
Психологические характеристики группы, групповые интересы, потребности, нормы, ценности, цели.
12.
Социально-психологические характеристики положения индивида в группе: статус, позиция, роль, система связей и отношений, групповые ожидания.
Практические занятия.
Семинарское занятие по теме «Психология малых групп. Феноменология малых групп».
2
3
Самостоятельная работа обучающихся.
Написание рефератов. Творческая работа.
4
3
Раздел 5. Прикладные отрасли социальной психологии
Тема 5.1. Социальная психология конфликта
Содержание учебного материала
2
1
1.
Функция и динамика конфликта. Основные элементы структуры конфликта: стороны конфликта, предмет, условия протекания, образы конфликтной ситуации, мотивы участников, их действия, исход конфликтной ситуации.
2.
Типология конфликтов. Социально-психологическая характеристика основных видов конфликта.
3.
Профилактика, урегулирование и разрешение конфликтов. Стратегии конфликтного взаимодействия. Кодекс конструктивного поведения в конфликте и табу в конфликтной ситуации.
Практические занятия.
Управление конфликтами. Диагностика стратегии конфликтного поведения по методике Томаса.
2
2
1
Тема 5.2. Социальная психология агрессии
Содержание учебного материала
2
1.
Понятие агрессии, агрессивного поведения. Явление агрессии как приобретенного социального навыка. Техники снятия напряжения и агрессии.
2.
Агрессивное поведение как способ привлечения внимания окружающих. Методики измерения уровня агрессивности.
Практические занятия.
Семинарское занятие по теме «Социальная психология агрессии».
2
3
Самостоятельная работа обучающихся.
Написание рефератов. Творческая работа.
2
3
Итого:
48
3. условия реализации учебной дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины предполагает наличие учебного кабинета «Социальной психологии».
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета «Социальной психологии»:
- рабочее место преподавателя;
- посадочные места студентов;
- дидактический и раздаточный материал;
- комплект бланков психологической документации;
- комплект учебно-методической документации;
- наглядные пособия (плакаты).
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Литература:
Аминов Н.А. Психологическая культура современного специалиста. Новосибирск,2009.
Борисова О.М. Индивидуальность и профессия.- Москва, 2007
Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - М.: Инфра-М, 2010.
Годфруа Ж. Что такое психология. Т.1 - Москва, 2006.
Кон И.С. Социология личности. - М.: Высш. шк., 2008.
Киршева Н.В. Психология личности. - М.: Высш. шк., 2009.
Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-н/Д., 2009.
2.Справочники:
Конюхов Н.И. Словарь-справочник практического психолога - Л.: Лениздат, 2002.
Прихожан А. Психологический справочник. - М., 2004.
Дополнительные источники:
-
Учебники и учебные пособия:
Анастази А. Психологическое тестирование. - М.: Высш. школа, 2000.
Найк Анита Практическая психология. - М., 2007.
Леви В. Искусство быть собой. - М., 2001.
Платонов К.К. Занимательная психология. - М., 2004.
-
Отечественные журналы:
«Мир психологии»
«Психология в образовании»
«Психологический вестник»
Интернет-ресурсы:
1.altshuller.ru/
2.lib.ru/
3.azps.ru/
4. psylist.net/
-
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Должен уметь:
-
характеризовать основные социально-психологические понятия, выделяя их существенные признаки, закономерности и механизмы развития, функциональные особенности;
-
анализировать социально-психологическую проблематику в профессиональных ситуациях и процессах, социально-психологическую феноменологию на макро- и микро- уровне;
-
объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социально-психологических объектов (включая взаимодействия личности и социума, социальных объединений, внутригрупповые и межгрупповые отношения);
-
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социальных и психологических наук;
-
осуществлять поиск социально-психологической информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудивизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (социально-психологических, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социально-психологическую информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
-
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения морально-психологических норм;
-
формулировать на основе приобретенных социально-психологических знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
-
подготавливать устное выступление, исследовательскую работу по социально-психологической проблематике;
-
применять социальные и психологические знания в процессе решения познавательных задач по актуальных социально-психологическим проблемам;
-
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявления к ней устойчивого интереса;
-
организации собственной деятельности, выбора типовых методов и способов выполнения профессиональных задач, оценивания их эффективности и качества;
-
принятия решения в стандартных и нестандартных ситуациях и умения брать за них ответственность;
-
осуществления поиска и использования информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
-
использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности
-
работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
-
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий
-
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
-
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности
Должен знать:
-
Основные проблемы и методы социальной психологии; закономерности общественно-социальной жизни людей; содержание понятия «социально-психологическая компетентность специалиста»;
-
Социально-психологические закономерности общения и взаимодействия людей, приемы и техники убеждающего воздействия на партнера в процессе общения, психологические основы деловой беседы и деловых переговоров, технологию формирования имиджа делового человека;
-
Типы социальных объединений, проблемы человеческих сообществ, психологические характеристики малой группы и положения индивида в группе, внутригрупповые и межгрупповые отношения, динамические процессы в малой социальной группе и способы управления ими, методы и методики исследования, коррекции и развития социально-психологических явлений и процессов в группе;
-
Социальную психологию личности, основные стадии, механизмы и институты социализации, содержание понятия «социальная установка личности», а также психологические условия формирования и изменения социальных установок личности;
Фронтальный опрос, дифференцированные задания
Семинарское занятие на тему:
Социально-психологические характеристики положения индивида в группе: статус, позиция, роль, система связей и отношений, групповые ожидания.
Практическая работа:
Установление контакта, отработка способов вербального и невербального общения
Текущий контроль, оценочный
Бинарная лекция:
«Теоретико-методологические основы социальной психологии»
Практическое занятие:
Социально-психологические механизмы социализации.
Написание творческих работ по индивидуальным темам
Семинарское занятие на тему: «Социальная психология общения»
Социально-психологический тренинг
Написание рефератов по психологии профессиональной деятельности
Дифференцированные задания
Практическая работа: Групповая сплоченность, социально-психологические аспекты развития группы.
Написание творческих рефератов
Практическое занятие:
Управление конфликтами. Диагностика стратегии конфликтного поведения по методике Томаса.
Самостоятельная работа: проектирование профессионального жизненного пути студента
Семинарское занятие по теме «Объект, предмет и задачи социальной психологии».
Практические занятия:
Социально-психологический тренинг, коммуникативные игры и упражнения, направленные на отработку навыков ведения переговоров.
Семинарское занятие по теме «Психология малых групп. Феноменология малых групп».
Практические занятия
«Социально-психологический портрет личности. Этапы социализации. Социальная роль. Социальный статус»
2