• Преподавателю
  • Школьному психологу
  • Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 38. 02. 01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) среднего профессионального образования

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 38. 02. 01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) среднего профессионального образования

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности

38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

среднего профессионального образования

Организация-разработчик: Сургутский нефтяной техникум - филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Югорский государственный университет»


Разработчик: Мансурова С.А., педагог-психолог, преподаватель психологии

Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО).

Заключение Экспертного совета № ____________ от «____»__________ 20___ г.

номер


© СНТ - филиал ГОУ ВПО «ЮГУ»

© Мансурова С.А.


СОДЕРЖАНИЕ




1. ПАСПОРТ пРОГРАММЫ учебной дисциплины

стр.


4

2. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание учебной дисциплины

7

3. условия реализации учебной дисциплины

11

4 Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

13



1. паспорт ПРОГРАММЫ

учебной дисциплины


социальная психология


1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью примерной программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании, повышении квалификации и переподготовке работников нефтяной и газовой промышленности всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории РФ при наличии основного общего, среднего (полного общего образования, профессионального образования).

1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:

Дисциплина принадлежит к циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • характеризовать основные социально-психологические понятия, выделяя их существенные признаки, закономерности и механизмы развития, функциональные особенности;

  • анализировать социально-психологическую проблематику в профессиональных ситуациях и процессах, социально-психологическую феноменологию на макро- и микро- уровне;

  • объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социально-психологических объектов (включая взаимодействия личности и социума, социальных объединений, внутригрупповые и межгрупповые отношения);

  • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социальных и психологических наук;

  • осуществлять поиск социально-психологической информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудивизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (социально-психологических, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социально-психологическую информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения морально-психологических норм;

  • формулировать на основе приобретенных социально-психологических знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

  • подготавливать устное выступление, исследовательскую работу по социально-психологической проблематике;

  • применять социальные и психологические знания в процессе решения познавательных задач по актуальных социально-психологическим проблемам;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявления к ней устойчивого интереса;

  • организации собственной деятельности, выбора типовых методов и способов выполнения профессиональных задач, оценивания их эффективности и качества;

  • принятия решения в стандартных и нестандартных ситуациях и умения брать за них ответственность;

  • осуществления поиска и использования информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

  • использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности

  • работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

  • Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий

  • Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

  • Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • Основные проблемы и методы социальной психологии; закономерности общественно-социальной жизни людей; содержание понятия «социально-психологическая компетентность специалиста»;

  • Социально-психологические закономерности общения и взаимодействия людей, приемы и техники убеждающего воздействия на партнера в процессе общения, психологические основы деловой беседы и деловых переговоров, технологию формирования имиджа делового человека;

  • Типы социальных объединений, проблемы человеческих сообществ, психологические характеристики малой группы и положения индивида в группе, внутригрупповые и межгрупповые отношения, динамические процессы в малой социальной группе и способы управления ими, методы и методики исследования, коррекции и развития социально-психологических явлений и процессов в группе;

  • Социальную психологию личности, основные стадии, механизмы и институты социализации, содержание понятия «социальная установка личности», а также психологические условия формирования и изменения социальных установок личности;

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:

максимальной учебной нагрузки обучающегося - 48 часов, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 32 часов;

самостоятельной работы обучающегося - 16 часов.


























2. СТРУКТУРА и содержание учебной дисциплины

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

48

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

32

в том числе:


практические занятия

16

контрольные работы


Самостоятельная работа обучающегося (всего)

16

в том числе:


Реферат

Творческая работа

Проектная деятельность

Подготовка к семинарскому занятию

2

4

6

4

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета




2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Социальная психология

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2


4

Введение




1


Раздел 1. Теоретико-методологические основы социальной психологии



Тема 1.1. Объект, предмет и задачи социальной психологии

Содержание учебного материала

2

1.

Определение социальной психологии. Место социальной психологии в системе научного знания.



2.

Особый статус социальной психологии, ее отношения с социологией и психологией. Связь социальной психологии с общественными и гуманитарными науками.


3.

Основные предметные зоны социальной психологии, методология, задачи и объект исследования. Основные направления и отрасли социальной психологии.


Практические занятия.

Семинарское занятие по теме «Объект, предмет и задачи социальной психологии».

2

3

Самостоятельная работа обучающихся.

Написание рефератов. Творческая работа.

2

3

Раздел 2. Социальная психология личности


Тема 2.1. Проблема личности в социальной психологии

Содержание учебного материала

2

1


1.

Индивид, человек, личность. Проблема биологического и социального. Определение личности. Феноменология, структура и динамика личности.


2.

Структура личности С.Л. Рубинштейн. Структура личности З.Фрейда.


3.

Введение понятий направленность, мотивация, потребность.


Практические занятия

«Социально-психологический портрет личности. Этапы социализации. Социальная роль. Социальный статус»

2

2

Самостоятельная работа обучающихся.

Написание рефератов. Творческая работа.

2

3



Тема 2.2 Личность в группе

Содержание учебного материала

2

1

1.

Социальная установка. Явление конформизма в группе.


2.

Понятие социализации как «двустороннего процесса, включающего, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду».


3.

Социально-психологические механизмы социализации. Адаптация как составная часть социализации.


Практические занятия.

Семинарское занятие по теме «Личность в группе».

2

3

Самостоятельная работа обучающихся.

Написание рефератов. Творческая работа.

2

3

Раздел 3. Социальная психология общения и взаимодействия людей.




Тема 3.1. Социальная психология общения. Содержание, функции и виды общения.

Содержание учебного материала

2

1

1.

Определение понятия общения. Основные классификации общения по степени взаимодействия.



2.

Определение межличностного общения. Типы межличностного общения.



3

3.

Прагматическая и формирующая функция общения. Коммуникативная сторона общения.

Практические занятия.

Семинарское занятие по теме «Социальная психология общения. Содержание, функции и виды общения».

2

Самостоятельная работа обучающихся.

Написание рефератов. Творческая работа.

2

3


1

Тема 3.2. Социальная психология общения. Содержание, функции и виды общения.

Содержание учебного материала

2


1.

Общение как обмен информацией.


2.

3.

Коммуникативные барьеры, социальные и психологические причины их возникновения.

Интерактивная сторона общения



4.

Общение как организация взаимодействия между обучающимися индивидами.


5.

Виды социальных взаимодействий: сотрудничество, конкуренция, конфликт.


6.

Перцептивная сторона общения.


7.

Общение как восприятие друг друга партнерами по общению.


8.

Средства общения: вербальные и невербальные.


9.

Невербальное поведение человека и невербальные средства общения

Практические занятия.

Социально-психологический тренинг, коммуникативные игры и упражнения, направленные на отработку навыков ведения переговоров. Установление контакта, отработка способов вербального и невербального общения.

2





2

2





3

Самостоятельная работа обучающихся.

Написание рефератов. Творческая работа.

Раздел 4. Психология социальных сообществ.



1

Тема 4.1. Психология малых групп. Феноменология малых групп.

Содержание учебного материала

2

1.

Определение малой группы.


2.

Возникновение и развитие группы.



3.

Принципы классификации и виды групп.



4.

Общие проблемы малой группы в социальной психологии.


5.

Динамические процессы в малой группе.



6.

Феномен группового давления.


7.

Явление конформизма в группе.

8.

Групповая сплоченность, социально-психологические аспекты развития группы.


9.

Группа как социально-психологический феномен.


10.

Роль социальной группы в воздействии общества на личность.


11.

Психологические характеристики группы, групповые интересы, потребности, нормы, ценности, цели.


12.

Социально-психологические характеристики положения индивида в группе: статус, позиция, роль, система связей и отношений, групповые ожидания.


Практические занятия.

Семинарское занятие по теме «Психология малых групп. Феноменология малых групп».

2

3

Самостоятельная работа обучающихся.

Написание рефератов. Творческая работа.

4

3



Раздел 5. Прикладные отрасли социальной психологии

Тема 5.1. Социальная психология конфликта

Содержание учебного материала

2

1





1.

Функция и динамика конфликта. Основные элементы структуры конфликта: стороны конфликта, предмет, условия протекания, образы конфликтной ситуации, мотивы участников, их действия, исход конфликтной ситуации.


2.

Типология конфликтов. Социально-психологическая характеристика основных видов конфликта.


3.

Профилактика, урегулирование и разрешение конфликтов. Стратегии конфликтного взаимодействия. Кодекс конструктивного поведения в конфликте и табу в конфликтной ситуации.


Практические занятия.

Управление конфликтами. Диагностика стратегии конфликтного поведения по методике Томаса.

2

2





1

Тема 5.2. Социальная психология агрессии

Содержание учебного материала

2

1.

Понятие агрессии, агрессивного поведения. Явление агрессии как приобретенного социального навыка. Техники снятия напряжения и агрессии.

2.

Агрессивное поведение как способ привлечения внимания окружающих. Методики измерения уровня агрессивности.


Практические занятия.

Семинарское занятие по теме «Социальная психология агрессии».

2

3

Самостоятельная работа обучающихся.

Написание рефератов. Творческая работа.

2

3

Итого:

48



3. условия реализации учебной дисциплины


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы учебной дисциплины предполагает наличие учебного кабинета «Социальной психологии».

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета «Социальной психологии»:

- рабочее место преподавателя;

- посадочные места студентов;

- дидактический и раздаточный материал;

- комплект бланков психологической документации;

- комплект учебно-методической документации;

- наглядные пособия (плакаты).


3.2 Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Литература:

Аминов Н.А. Психологическая культура современного специалиста. Новосибирск,2009.

Борисова О.М. Индивидуальность и профессия.- Москва, 2007

Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - М.: Инфра-М, 2010.

Годфруа Ж. Что такое психология. Т.1 - Москва, 2006.

Кон И.С. Социология личности. - М.: Высш. шк., 2008.

Киршева Н.В. Психология личности. - М.: Высш. шк., 2009.

Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-н/Д., 2009.

2.Справочники:

Конюхов Н.И. Словарь-справочник практического психолога - Л.: Лениздат, 2002.

Прихожан А. Психологический справочник. - М., 2004.

Дополнительные источники:

  1. Учебники и учебные пособия:

Анастази А. Психологическое тестирование. - М.: Высш. школа, 2000.

Найк Анита Практическая психология. - М., 2007.

Леви В. Искусство быть собой. - М., 2001.

Платонов К.К. Занимательная психология. - М., 2004.

  1. Отечественные журналы:

«Мир психологии»

«Психология в образовании»

«Психологический вестник»


Интернет-ресурсы:

1.altshuller.ru/

2.lib.ru/

3.azps.ru/

4. psylist.net/











  1. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Должен уметь:

  • характеризовать основные социально-психологические понятия, выделяя их существенные признаки, закономерности и механизмы развития, функциональные особенности;

  • анализировать социально-психологическую проблематику в профессиональных ситуациях и процессах, социально-психологическую феноменологию на макро- и микро- уровне;

  • объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социально-психологических объектов (включая взаимодействия личности и социума, социальных объединений, внутригрупповые и межгрупповые отношения);

  • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социальных и психологических наук;

  • осуществлять поиск социально-психологической информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудивизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (социально-психологических, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социально-психологическую информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения морально-психологических норм;

  • формулировать на основе приобретенных социально-психологических знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

  • подготавливать устное выступление, исследовательскую работу по социально-психологической проблематике;

  • применять социальные и психологические знания в процессе решения познавательных задач по актуальных социально-психологическим проблемам;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявления к ней устойчивого интереса;

  • организации собственной деятельности, выбора типовых методов и способов выполнения профессиональных задач, оценивания их эффективности и качества;

  • принятия решения в стандартных и нестандартных ситуациях и умения брать за них ответственность;

  • осуществления поиска и использования информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

  • использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности

  • работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

  • Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий

  • Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

  • Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

Должен знать:

  • Основные проблемы и методы социальной психологии; закономерности общественно-социальной жизни людей; содержание понятия «социально-психологическая компетентность специалиста»;

  • Социально-психологические закономерности общения и взаимодействия людей, приемы и техники убеждающего воздействия на партнера в процессе общения, психологические основы деловой беседы и деловых переговоров, технологию формирования имиджа делового человека;

  • Типы социальных объединений, проблемы человеческих сообществ, психологические характеристики малой группы и положения индивида в группе, внутригрупповые и межгрупповые отношения, динамические процессы в малой социальной группе и способы управления ими, методы и методики исследования, коррекции и развития социально-психологических явлений и процессов в группе;

  • Социальную психологию личности, основные стадии, механизмы и институты социализации, содержание понятия «социальная установка личности», а также психологические условия формирования и изменения социальных установок личности;



Фронтальный опрос, дифференцированные задания





Семинарское занятие на тему:

Социально-психологические характеристики положения индивида в группе: статус, позиция, роль, система связей и отношений, групповые ожидания.

Практическая работа:

Установление контакта, отработка способов вербального и невербального общения



Текущий контроль, оценочный



Бинарная лекция:

«Теоретико-методологические основы социальной психологии»












Практическое занятие:

Социально-психологические механизмы социализации.



Написание творческих работ по индивидуальным темам



Семинарское занятие на тему: «Социальная психология общения»



Социально-психологический тренинг








Написание рефератов по психологии профессиональной деятельности



Дифференцированные задания




Практическая работа: Групповая сплоченность, социально-психологические аспекты развития группы.






Написание творческих рефератов



Практическое занятие:

Управление конфликтами. Диагностика стратегии конфликтного поведения по методике Томаса.





Самостоятельная работа: проектирование профессионального жизненного пути студента






Семинарское занятие по теме «Объект, предмет и задачи социальной психологии».





Практические занятия:

Социально-психологический тренинг, коммуникативные игры и упражнения, направленные на отработку навыков ведения переговоров.





Семинарское занятие по теме «Психология малых групп. Феноменология малых групп».









Практические занятия

«Социально-психологический портрет личности. Этапы социализации. Социальная роль. Социальный статус»







2


© 2010-2022