Статья Ребенок в системе семейных отношений

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РЕБЕНОК В СИСТЕМЕ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Асалханова Оксана Львовна, учитель начальных классов,

п. Бохан, МБОУ «Боханская средняя общеобразовательная школа №1»

Надо, чтобы семья была хорошей школой,

а школа - хорошей семьей. Т. Бер.

Семья для ребенка - это место его рождения и становления, именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей - продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю свою жизнь. Семья - это определенный морально-психологический климат, это школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, долга, дружбы, ответственности, справедливости…

Семья - сложная, многофункциональная система. Она выполняет целый ряд функций: а) экономическую; б) хозяйственно-бытовую; в) психологическую; г) репродуктивную; д) воспитательную.

Именно семья формирует черты характера, убеждения, взгляды, мировоззрение. Поэтому выделение воспитательной функции как основной имеет большой общественный смысл.

Семья - довольно замкнутое объединение людей, ревностно защищающая свой внутренний мир, свои тайны и секреты, противостоящее внешним признакам. В семью проникают проблемы общества, которые позволяют удовлетворить личные потребности в общении с другими людьми, обеспечивает чувство безопасности и защищенности. Первый опыт социальных отношений и связей приобретает ребенок в семье: родители, родственники, соседи, т.д., а также дети, играющие во дворе - это первый микросоциум, где формируется социальный опыт. Приобретенное в семье физическое и духовное развитие становятся залогом его школьных первых успехов.

Если в семье нет должной гармонии чувств, если ребенок подвержен влиянию безнравственной атмосферы, буйных, а нередко низменных страстей, эмоционально отрицательных проявлений в отношении к нему самому, то нередко в таких семьях семейное воспитание становится неблагоприятным фактором формирования личности.

Однако семья таит в себе и определенные сложности, противоречия и недостатки воспитательного воздействия. Так, наиболее распространенными негативными факторами семейного воспитания следует считать такие, как:

  • неадекватное воздействие факторов материального порядка: избыток или недостаток вещей, приоритет материального благополучия над духовными потребностями растущего человека, избалованность, безнравственность;

  • бездуховность родителей, отсутствия стремления к духовному развитию детей;

  • авторитаризм либо крайний либерализм, безнаказанность и всепрощенчество;

  • наличие аморального стиля и тона отношений в семье;

  • отсутствия нормального психологического климата в семье;

  • противоправное поведение самих взрослых и т.д.

Поэтому в последнее время все чаще и чаще появляется термин «кризис семьи». Следствием этого стали:

  • резкое снижение уровня малообеспеченных семей и повышение комфортности обеспеченных семей, что порождает неприязненные взаимоотношения между детьми, возникновения ссор, драк, затаенной зависти;

  • расширение безнадзорности и появление беспризорности;

  • рост детской и подростковой преступности;

  • приобщение детей к употреблению алкоголя, табакокурению, наркомании и токсикомании;

  • появление феномена бродяжничества детей и подростков;

  • рост факторов подросткового и юношеского суицида;

  • резкое падение авторитета родителей и педагогов, рост конфликтности детей со школой, родителей с детьми.

Самое печальное то, что семья по разным причинам стала все больше отстраняться от воспитания детей. Забывается та истина, что родитель - педагогическая профессия.

У педагогики свой, самостоятельный аспект изучения семьи. Она подходит к семье как к субъекту воспитательной деятельности и сосредоточена на роли семьи в формировании личности, на ее воспитательном потенциале и образовательных потребностях, на содержании и формах взаимодействия семьи и школы в образовательном процессе. Именно семья является важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания, отвечающим не только за социальное воспроизводство населения, но и за воссоздание определенного образа жизни членов общества. Сотрудничество школы и семьи - это результат целенаправленной и длительной работы, которая прежде всего предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, особенностей и условий семейного воспитания ребенка

Информация о семье необходима школе для решения оперативных педагогических задач: для точного целеполагания, адекватного образовательным потребностям семьи; для понимания истоков и причин сценария развития личности учащихся, в том числе и отклоняющегося развития; для выработки индивидуальной тактики взаимодействия с родителями.

Основанием для выявления принципов взаимодействия школы и семьи является забота о счастье ребенка. В партнерском союзе школы-семьи ведущая роль принадлежит педагогическому коллективу, носителю профессионализма в области становления и развития личности. Выдвинув принцип и осмыслив содержание, педагоги продумывают и определяют основные педагогические и родительские функции.

Литература:

  1. Андрияхина Н.В., Миронова Г.И. Работа педагогов по профилактике правонарушений: три занятия для системы повышения квалификации // Классный руководитель. Научно-методический журнал. - 2006. - № 5. - С. 17-37.

  2. Гончар Э.В. Памятка для начинающего классного руководителя: содержание и направления деятельности // Классный руководитель. Научно-методический журнал. - 2006. - № 5. - С. 108-111.

  3. Караковский В. Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса // Воспитание школьников. Теоретический и научно-методический журнал. - 1993. - № 3. - С. 2-6.

  4. Карпова Г.А. Педагогическое изучение семьи // Классный руководитель. Научно-методический журнал. - 2005. - № 5. - С.87-99.

  5. Строганова Л. Помнить о последствиях «свободного» воспитания // Воспитание школьников. Теоретический и научно-методический журнал. - 2006. - № 7. - С. 58-62.

  6. Щуркова Н.Е. Школа и семья: конфронтация или нежный союз? // Классный руководитель. Научно-методический журнал. - 2004. - № 7. - С 8-18.

© 2010-2022