• Преподавателю
  • Школьному психологу
  • Статья Создание психологически комфортной образовательной среды посредством интеграции общего и музыкального образования, как условие развития индивидуальных творческих способностей детей и подростков

Статья Создание психологически комфортной образовательной среды посредством интеграции общего и музыкального образования, как условие развития индивидуальных творческих способностей детей и подростков

В статье рассматриваются психологические особенности детей и подростков, обладающих яркими музыкальными способностями, подчеркивается необходимость индивидуального подхода к обучению таких детей и подростков, даются рекомендации по созданию комфоортной образовательной среды для музыкально одаренных детей и подростков. Особое внимание уделено характеристике школы с углубленным изучением предметов музыкального цикла, как особой модели образовательной среды, позволяющей оптимизировать процесс адапт...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СОЗДАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ-КОМФОРТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕГРАЦИИ ОБЩЕГО И МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.


Г.Ю.Троицкая, педагог-психолог, учитель географии ГБОУ школа с углубленным изучением предметов музыкального цикла «Тутти», Санкт-Петербург.


Введение новых Федеральных государственных образовательных стандартов предполагает модернизацию системы управления школой, при которой важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды, как необходимого условия для реализации способностей, формирования и развития познавательной и творческой активности.

Особенно актуальна такая модернизация, когда мы имеем дело с обучением детей и подростков, обладающих яркими музыкальными способностями, поскольку они зачастую оказываются неприспособленными к «обыкновенной» школьной жизни: испытывают трудности в оценке поступков и поведения других людей, оказываются наивными, зависимыми и неподготовленными к трудностям повседневного бытия [1].

Музыкальные способности проявляются значительно раньше других видов способностей, в дошкольном и младшем школьном возрасте. Их развитие проходит несколько этапов. Раньше всего обнаруживается техническая способность, виртуозность, на более высокой ступени развития способность к интерпретации, и только затем - творческая одаренность [2]. Наиболее интенсивное развитие музыкальных способностей приходится на время обучения в начальной и средней школе. Именно поэтому так важно помочь юным дарованиям благополучно пройти процесс школьной адаптации, поскольку школьные трудности отрицательно сказываются и на качестве музыкальных занятий.

Наблюдение за музыкально одаренными детьми в процессе адаптации к школьному обучению, позволило заключить, что такие дети демонстрируют более высокий уровень школьной тревожности, чем их менее талантливые сверстники.

Среди причин повышения школьной тревожности детей, обладающих яркими музыкальными способностями, можно выделить следующие:

  • учебные перегрузки, вызванные необходимостью многочасовых регулярных занятий на музыкальном инструменте, а также необходимостью посещать, кроме общеобразовательной, и музыкальную школу.

  • неадекватные ожидания со стороны родителей, которые зачастую чрезмерно ориентированы на достижение ребенком высоких результатов во всех областях его деятельности, не считаясь с его индивидуальными особенностями, склонностями и физиологическими возможностями его организма.

  • неблагоприятные отношения с педагогами, вызванные, прежде всего тем, что талантливый ребенок, зачастую является «неудобным» для педагога, проявляя свою повышенную эмоциональность, рассеянность и мечтательность.

  • трудности в отношениях с одноклассниками, вследствие погруженности музыкантов в себя и некоторой обособленности от сверстников.

Многолетние наблюдения за юными дарованиями во время обучения в младшей и средней школе показали, что при отсутствии профессиональной психолого-педагогической поддержки, в условиях повышенной тревожности, постоянного эмоционального напряжения, неадекватной учебной нагрузки, неконструктивного стиля родительского воспитания, наступает частичная или полная дезадаптация, ведущая, в свою очередь, к депрессии, эмоциональному истощению, повышенной агрессивности, отказу идти в школу, уходу в аддиктивное поведение. Особенно трудно такому ребенку адаптироваться в условиях массовой школы.

В связи со всем, изложенным выше, возникает вопрос - каким образом можно создать такую образовательную среду, в которой ребенок с особыми музыкальными способностями будет чувствовать себя комфортно, которая не будет тормозить развитие его таланта, а, напротив, будет способствовать этому развитию.

Одной из весьма эффективных моделей такой образовательной среды является общеобразовательная школа, в которой музыкальные предметы гармонично включены в структуру образовательного процесса, то есть имеет место интеграция общего и дополнительного образования. Именно в такой школе при тесном сотрудничестве педагога-психолога с педагогами общеобразовательного и музыкального цикла, становится возможной реализация принципов обучения, соответствующих новым федеральным государственным стандартам. В такой школе, при условии небольшой наполняемости классов (12-14 человек) возможно осуществить индивидуальный подход к каждому учащемуся, а также обеспечить своевременную психолого-педагогическую поддержку способных и талантливых детей.

Основные принципы, которых следует придерживаться при формировании психологически-комфортной образовательной среды для поддержки и развития юных дарований состоят в следующем:

  • индивидуальный подход к каждому ребенку, корректировка учебной нагрузки с учетом психологических и физиологических особенностей, создание условий для гармоничного развития личности;

  • повышение психологической компетентности педагогов общеобразовательного цикла по вопросам взаимодействия с музыкально одаренными детьми;

  • тесное сотрудничество педагога-психолога с педагогами-музыкантами, осуществляющими индивидуальные занятия с детьми;

  • использование потенциала семьи для создания благоприятных условий развития талантов, повышение психологической компетентности родителей музыкально-одаренных детей;

Список литературы:

  1. Платонов К.К. Проблемы способностей. - М.: Наука, 1972. - 312 стр.

  2. Ревеш Г. Раннее проявление одаренности и ее узнавание. - М., 1924.


© 2010-2022