• Преподавателю
  • Школьному психологу
  • Творческий проект по теме: Развитие внимания младших школьников с задержкой психического развития (руководитель Озерова Лидия Викторовна)

Творческий проект по теме: Развитие внимания младших школьников с задержкой психического развития (руководитель Озерова Лидия Викторовна)

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Орловской области

«МЕЗЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»



КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ










РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ





ПРОЕКТ







Выполнил: Болдёнков Дмитрий Сергеевич

студент 2 курса специальности 44.02.05

Коррекционная педагогика в начальном

образовании

Руководитель: Озерова Лидия Викторовна









с. Плещеево

2016

ОГЛАВЛЕНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3-4

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

  1. Характеристика внимания как познавательного процесса у младших школьников…………………………………………………………………….5-9

1.2 Особенности развития свойств внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития…………………………..10-13

ГЛАВА II. ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

2.1 Результаты изучения уровня развития произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития……14-15

2.2 Методы развития произвольного внимания у младших школьников с задержкой психического развития на уроке в начальной школе………...16-21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………..............……..……….22

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..............……………......……..23













ВВЕДЕНИЕ

Специальные комплексные исследования по проблеме школьной неуспеваемости проводились с начала 60-х гг. дефектологами и физиологами совместно с психологами и клиницистами. Т. А. Власова, Т. В. Егорова, М. С. Певзнер, К. С. Лебединская, В. И. Лубовский, Н. А. Никашина выявили среди неуспевающих школьников, особенности развития и трудности, испытываемые ими при усвоении программ, позволили выделить особую категорию учеников - детей с временной задержкой психического развития (ЗПР).

Большое количество детей испытывающих трудности в обучении составляет группа детей с ЗПР. Мамайчук И.И. отмечает, что переход детей с ЗПР от условий воспитания в семье или в дошкольных учреждениях в атмосферу школьного обучения предъявляет более сложные требования к их интеллектуальным возможностям. У подавляющего большинства детей с ЗПР уже в первые недели обучения наблюдается выраженная школьная дезадаптация, которая находит отражение в следующих явлениях: в трудностях усвоения ребенком школьной программы; в эмоционально-личностных проблемах ребенка; в нарушениях поведения.

Проблема изучения особенностей развития внимания учащихся с задержкой психического развития является одной из актуальных в коррекционной педагогике и специальной психологии.

Проблемой изучения внимания детей младшего школьного возраста занимались: П.Я. Гальперин, Н.Ф. Добрынин, В.А. Крутецкий, С.Л. Рубинштейн, К.Д.Ушинский и другие.

Актуальность и значимость проблемы обусловили выбор темы исследования «Развитие свойств внимания у младших школьников с задержкой психического развития».

Цель исследования: изучение особенностей развития внимания у младших школьников с ЗПР.

Задачи исследования:

1) изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;

2) дать характеристику внимания как познавательного процесса у младших школьников;

3) выделить особенности развития свойств внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития;

4) описать результаты изучения уровня развития произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития;

5) выделить методы развития произвольного внимания у младших школьников с задержкой психического развития.

Объект исследования: развитие произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

Предмет исследования: методы развития произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития на уроке в начальной школе.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, обобщение, синтез, тестирование.




ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

  1. Характеристика внимания как познавательного процесса

у младших школьников

В результате изучения внимания психологами было установлено, что внимание является одним из важнейших компонентов познавательной деятельности человека, так как оно, возникая на основе познавательных процессов, организует и регулирует их функционирование.

Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания, которые предполагают повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.

Благодаря вниманию человек отбирает нужную информацию, обеспечивает избирательность различных программ своей деятельности, сохраняет должный контроль над своим поведением.

Внимание имеет основные функции:

- Активизация нужных и торможение ненужных в данный момент психологических и физиологических процессов.

- Способствование организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями.

- Обеспечение избирательной и длительной сосредоточенности психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.

Внимание характеризуется такими свойствами, как объем, переключение, распределение, концентрация, устойчивость и избирательность. [7, с.99]

Развитие внимания у детей младшего школьного возраста с ЗПР связано с появлением новых интересов, расширением кругозора, овладением новыми видами деятельности. Ребёнок все больше обращает внимание на те стороны действительности, которые раньше оставались вне его внимания.

Развитие внимания в онтогенезе анализировал Л.С. Выготский. Он писал, что "культура развития внимания заключается в том, что при помощи взрослого ребенок усваивает ряд искусственных стимулов - знаков, посредством которых он дальше направляет свое собственное поведение и внимание". [4, с.18]

На протяжении младшего школьного возраста внимание ребенка с ЗПР становится не только устойчивее, шире по объему, но и эффективнее. Особенно это ярко проявляется в формировании у ребенка произвольного действия.

Произвольное внимание тесно связано с речью. В 6-7 летнем возрасте произвольное внимание формируется в связи с общим возрастанием роли речи в регуляции поведения ребенка. Чем лучше развита речь у ребенка, тем выше уровень развития восприятия и тем раньше формируется произвольное внимание.

Внимание в детстве носит преимущественно непроизвольный характер. Ряд отечественных психологов (Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.Ф. Добрынин и др.) связывают преобладание непроизвольного внимания с возрастными психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Непроизвольное внимание развивается в течение всего дошкольного детства. Н.Ф. Добрынин, А.М. Бардин и Н.В. Лаврова отмечают, что дальнейшее развитие непроизвольного внимания связано с обогащением интересов. По мере того, как расширяются интересы ребенка, его внимание приковывается к более широкому кругу предметов и явлений.

Объем внимания в значительной степени зависит от прошлого опыта и развития ребенка. Младший школьник с ЗПР способен удерживать в поле зрения небольшое количество предметов или явлений. [6, с.66]

Исследования психологов показывают, что развитие произвольного внимания в случае грамотного управления этим процессом в течение первого года обучения может происходить довольно интенсивно. Большое значение имеет развитие у детей умения работать целенаправленно. Первоначально цель перед ребенком ставит взрослый, оказывая помощь в ее достижении. Развитие произвольного внимания у детей идет в направлении от выполнения целей, поставленных взрослым, к целям, которые ребенок сам ставит и контролирует их достижение.

Физиологической основой непроизвольного внимания является ориентировочный рефлекс. Данная форма внимания преобладает у дошкольников и встречается у младших школьников в начале обучения. Ребенок еще не может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Внимание ребёнка тесно связано с мышлением. Дети не могут сосредоточить свое внимание на неясном, непонятном, они быстро отвлекаются и начинают заниматься другими делами.

Даже при сосредоточении внимания дети не в состоянии заметить главного, существенного. Это объясняется особенностями их мышления: наглядно-образный характер мыслительной деятельности приводит к тому, что дети все свое внимание направляют на отдельные предметы или их признаки. [8, с.87]

Ребенку недостаточно понимать, что он должен быть внимательным, необходимо научить его этому. Основные механизмы произвольного внимания закладываются в дошкольном детстве и развиваются в начальной школе.

Развитие произвольного внимания в период начального обучения предполагает формирование трех умений:

  • принятие постепенно усложняющихся инструкций;

  • удержание инструкций во внимании на протяжении всего занятия;

  • развитие навыков самоконтроля.

Одна из задач развития внимания - формирование контрольной функции, т.е. способности контролировать свои действия и поступки, проверять результаты своей деятельности.

Организация материалов в коррекционно-развивающем занятии позволяет:

  • планировать действия контроля;

  • действовать в соответствии с намеченным планом;

  • постоянно производить операцию сличения с имеющимся образцом.

Такое построение работы дает возможность индивидуализировать деятельность каждого ребенка соответственно его оптимальному темпу и степени активности. [9, с.57]

Универсальным средством организации внимания является речь. Первоначально взрослые организуют внимание ребенка при помощи словесных указаний. В дальнейшем ребенок начинает сам обозначать словами те предметы и явления, на которые необходимо обратить внимание для достижения результата. По мере развития планирующих функций речи ребенок становится способным заранее организовывать свое внимание на предстоящей деятельности, формулировать словесные инструкции для выполнения действия.

На протяжении младшего школьного возраста использование речи для организации собственного внимания резко возрастает. Таким образом, произвольное внимание формируется в связи с возрастным развитием речи и ее роли в регуляции поведения ребенка с ЗПР.

Для поддержания устойчивого произвольного внимания необходимы следующие условия:

  • отчетливое понимание ребенком конкретной задачи выполняемой деятельности;

  • привычные условия работы;

  • возникновение косвенных интересов;

  • создание благоприятных условий для деятельности;

  • тренировка произвольного внимания. [6, с.54]

Для детей с ЗПР характерно отсутствие предварительной готовности к активной работе на занятии. Они постоянно отвлекаются от основного вида деятельности. Мимика и поза очень ярко свидетельствуют об их невнимательности. Главным показателем невнимательности являются низкая продуктивность и большое количество ошибок в выполняемой работе.

Распределение внимания у младших школьников развито недостаточно. Если ребенок находит ответ на заданный вопрос, он уже не в состоянии следить за своим поведением: вскакивает с места, забывая, что этого не следует делать во время школьных занятий. Ребенку трудно сидеть неподвижно и при письме, рисовании, лепке, ведь при этом надо быть внимательным к процессу написания слов, изображения рисунка, к содержанию работы, к тому, как расположены карандаш и бумага, а также к своей позе. Поэтому взрослому необходимо тратить немало сил и времени для формирования правильной позы у детей при письме и чтении.[4, с.11]

Таким образом, под вниманием принято понимать процесс упорядочивания поступающей извне информации в аспекте приоритетности стоящих перед субъектом задач.







1.2 Особенности развития свойств внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Особенности развития внимания младших школьников задержкой психического развития освещены в психологической литературе достаточно широко.

При изучении причин неуспеваемости младших школьников было выявлено, что дети с ЗПР составляют не менее 50% от числа детей испытывающих трудности в обучении. При этом на первом месте стоит проблема нарушения целенаправленного внимания у детей. Эти исследования проводились известными дефектологами Т. А. Власовой, М.С.Певзнер, К.В.Демьяновым, Л.И. Переслени, Л.Ф. Чупровым и др.

Так, Т.А. Власова и М.С. Певзнер отмечают, что основным признаком ЗПР является незрелость эмоционально-волевой сферы. Одно из проявлений этой незрелости - неумение сосредоточиться на выполнении учебных заданий.

ЗПР относится к разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимает промежуточное место между нормой и патологией. Основные трудности, которые они испытывают, связаны прежде всего с социальной адаптацией и обучением.

Наиболее ярким признаком ЗПР исследователи называют незрелость эмоционально-волевой сферы; иначе говоря, такому ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. А отсюда неизбежно появляются нарушения внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью. [8, с.23]

Термин "задержка психического развития" был предложен Г. Е. Сухаревой еще в 1959 г. Под задержкой психического развития понимают замедление нормального темпа психического созревания по сравнению с принятыми возрастными нормами. Наиболее часто встречающиеся формы задержки психического развития - это инфантилизм и астения.

Инфантилизм - это нарушение развития психических процессов, связанное с медленным созреванием мозговых систем.

Астения - это ослабленность соматического и неврологического характера, которая вызывается нарушением центральной нервной системы. Задержку психического развития принято делить на четыре типа. Каждый из этих типов обусловлен определенными причинами, имеет свои особенности эмоциональной незрелости и нарушений познавательной деятельности.

Дети с ЗПР на уроках крайне рассеяны, часто отвлекаются, не способны сосредоточенно слушать или работать более 5-10 минут.

Частые переходы от состояния активности внимания к полной пассивности, смена рабочих и нерабочих настроений тесно связаны с нервно-психическим состоянием детей и возникают порой без видимых причин. Но и внешние обстоятельства могут выводить школьника из равновесия, заставляют нервничать, снижают концентрацию внимания.

Для большинства детей с ЗПР характерно ослабленное внимание к вербальной (словесной) информации. Даже во время увлекательного, интересного, эмоционального рассказа такие дети начинают зевать, отвлекаться на посторонние дела. Особенно ярко проявляются эти особенности, когда в окружающей среде присутствуют отвлекающие факторы.

Усвоение учащимися школьных знаний предполагает некоторую cформированность произвольного внимания. У младших школьников с задержкой психического развития оно характеризуется целым рядом нарушений: небольшим объемом, слабой устойчивостью и переключаемостью, малой произвольностью и др. [8, с.47]

В своих психолого-педагогических исследованиях Л. И. Переслени, 3. Тржесоглава, Г. И. Жаренкова, В. А. Пермякова, С. А. Домишкевич и др. изучали особенности внимания детей с ЗПР:

1. Неустойчивость внимания, которая ведёт к снижению продуктивности, обуславливает трудности выполнения заданий, требующих постоянного контроля, свидетельствует о незрелости нервной системы.

2. Сниженная концентрация выражается в трудностях сосредоточения на объекте деятельности и программе её выполнения, быстрой утомляемости. Указывает на наличие органических факторов соматического или церебрально-органического генеза.

3. Снижение объёма внимания. Ребёнок удерживает одновременно меньший объём информации, чем тот, на основе которого можно эффективно решать игровые, учебные и жизненные задачи.

4. Сниженная избирательность внимания. Ребёнок как бы окутан раздражителями, что затрудняет выделение цели деятельности и условий её реализации среди несущественных деталей.

5. Сниженное распределение внимания. Ребёнок не может одновременно выполнять несколько действий, особенно если все они нуждаются в сознательном контроле, т.е. находятся в стадии усвоения.

6. Рассеянность внимания - это неспособность сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени. Рассеянность может проявляться в неспособности к сосредоточению и в чрезмерной концентрации на одном объекте деятельности.

Причин подлинно рассеянного внимания много. Наиболее распространенными являются следующие:

· общее ослабление нервной системы (неврастения);

· ухудшение состояния здоровья;

· физическое и умственное переутомление;

· наличие тяжелых переживаний, травм;

· нарушения режима труда и отдыха;

· чрезмерная подвижность.

Несмотря на описанные выше общие недостатки внимания, у детей с задержкой психического развития наблюдается большой индивидуальный разброс показателей, характеризующих их деятельность.

Исследование влияния посторонних воздействий (шума, речевых помех и т.д.) на деятельность детей с задержкой психического развития в сравнении с нормально развивающимися сверстниками показало выраженное негативное влияние на деятельность детей с задержкой психического развития любых посторонних раздражителей. [8, с.93]

Таким образом, учитывая особенности внимания детей с задержкой психического развития, нужно отметить, что под руководством педагога коррекционная работа по развитию внимания может быть достаточно эффективна.









ГЛАВА II. ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

2.1. Результаты изучения уровня развития произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития


Нами было проведено исследование уровня произвольного внимания младших школьников с ЗПР, обучающихся в школе №19 г. Орел.

В марте нами была проведена методика «Запомни и расставь точки»

на 10 младших школьниках 2 Б класса КРО VII вида.

С помощью данной методики мы оценивали объем произвольного внимания ребенка. Для этого нами применялся стимульный материал. Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратиков, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а вниз - квадрат с девятью точками(все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек).

Перед началом проведения методики ребенок получал следующую инструкцию: «Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе по одному за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех самых местах, где ты видел эти точки на карточках».

Далее ребенку последовательно, на 1-2 сек. показывалась каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очереди карточки предлагалось воспроизвести увиденные точки в пустой карточке. За 15 сек. Это время давалось ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить из в пустой карточке.

Оценка результатов: объемом внимания ребенка считается максимальное число точек, которое ребенок смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается та из карточек, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое количество точек).

Результаты оценивались в баллах.

Рассмотрим полученные результаты в таблице.


Ф.И. школьника

балл

Уровень развития внимания

1.

А.О.

5

низкий

2.

Б.С.

6

средний

3.

Б.О.

5

низкий

4.

Д.А.

7

средний

5.

К.А.

4

низкий

6.

М.П.

5

низкий

7.

Р.Ю.

6

средний

8.

С.Г.

5

низкий

9.

С.И.

3

очень низкий

10.

Ш.Л.

6

средний

Таким образом, из таблицы видно, что большинство младших школьников с ЗПР обладают низким уровнем развития произвольного внимания (5 детей). 4 школьника имеют средний уровень развития произвольного внимания, а 1 ребенок - очень низкий уровень развития произвольного внимания.

В связи с этим, 5 младших школьников данного класса нуждаются в коррекции произвольного внимания.

Для этого необходимо выделить методы развития произвольного внимания у младших школьников с задержкой психического развития.





2.2. Методы развития произвольного внимания у младших школьников с задержкой психического развития на уроке в начальной школе

Рассмотрим условия поддержания внимания у младших школьников:

  1. Осознание долга и обязанности в выполнении данной деятельности. Осознание учеником долга хорошо учиться вызывает у него преднамеренное внимание к учебной работе в тех случаях, когда что-то отвлекает его от учения. Большое значение имеет осознание важности, общественной значимости цели деятельности.

  2. Отчетливое понимание конкретной задачи выполняемой деятельности. Одно дело, если учитель ставит перед учеником самую общую и неопределенную задачу - слушать ответ вызванного к доске товарища. Совсем другое дело, если учитель ставит конкретную задачу - следить, как отвечает урок вызванный ученик, фиксировать его ошибки и готовиться исправить их. В этом случае школьник внимательно относится к ответу товарища, необходимость быть внимательным вполне осознана.

Устойчивость произвольного внимания школьника зависит от того, насколько четко учитель ставит цели и задачи учебных действий

  1. Привычные условия работы.

Если школьник готовит уроки в строго определенное время и на постоянном, привычном месте, если его рабочее место и учебные принадлежности содержатся в порядке, а сам процесс работы хорошо организован, то уже одно это создает установку на произвольное внимание.

4. Возникновение косвенных интересов.

Сама деятельность, которую выполняет ученик, может и не вызывать у него непосредственного интереса, но у школьника существует устойчивый интерес к результату деятельности. На этой основе возникает косвенный интерес к деятельности как средству достижения желаемой цели.

5. Создание благоприятных условий для деятельности, т. е. исключение отрицательно действующих посторонних раздражителей (громкая музыка, шум). Многие учащиеся вообще могут поддерживать произвольное внимание только в спокойной обстановке, тишине.

Но если даже ученик и привык работать в неблагоприятной обстановке, при наличии помех, то, как показывают специально организованные опыты, он при этом гораздо быстрее утомляется, затрачивает гораздо больше сил и времени, значительно снижается качество и количество учебной работы учащегося.

Наблюдения и специальные исследования убеждают, что слабые побочные раздражители не снижают эффективности работы, а улучшают ее. Легкий шум, который доносится в комнату, шорохи листьев, тиканье часов и другие слабые звуки не только не разрушают внимания, но иногда даже усиливают его.

6. Воспитанию привычки быть внимательным способствует четкая организация урока.

Рабочий ритм урока, динамическое ведение занятий, яркость и новизна изложения, образная, выразительная речь учителя, сочетание эмоциональности и логичности изложения создают у учащихся установку быть внимательными.

Особенно важно найти оптимальный темп ведения урока, не поспешно-торопливый, но и не нарочито замедленный, так как торопливость в работе учащихся приводит к их невнимательности и ошибкам, а замедленный, вялый темп работы способствует отвлечению внимания.

7. Необходимо создавать условия для активной, самостоятельной и творческой работы учащихся.

Наблюдения показывают, что прямые словесно выраженные требования учителя к школьникам быть внимательными, не отвлекаться часто не приводят к цели.

Особенно важно, чтобы и при опросе отдельных учеников активно работал весь класс, ведь многим просто надоедает слушать ответы товарищей (особенно слабых). «Дополни ответ»; «Поправь товарища»; «Кто скажет короче и точнее?»; «Приведи пример» - таким образом, учитель включает в опрос весь класс.

8. Одна из задач учителя - сделать урок интересным для учащихся. Но это не значит, что урок всегда должен быть занимательным.

Педагог К. Д. Ушинский по этому поводу писал: «Конечно, сделав занимательным свой урок, вы можете не бояться наскучить детям, но помните, что не все может быть занимательным в ученье, а непременно есть и скучные вещи, и должны быть. Приучите же ребенка делать не только то, что его занимает, но и то, что не занимает - делать ради удовольствия исполнить свою обязанность».

Подлинный интерес ученика к учебному предмету должен обусловливаться не внешней занимательностью. Подлинный интерес зависит от содержания учебного материала, когда ученики сознают, что знания, которые им сообщает учитель, пусть и лишены внешней занимательности, но имеют большое познавательное и практическое значение.

9. Важно упражнять произвольное внимание школьников, воспитывая их наблюдательность. Учить школьников наблюдать на уроке, дома в природе. Учить ребенка ориентироваться на улице соблюдая правила уличного движения.

10. Большое значение имеет общественное мнение класса. Коллектив должен быть организован так, чтобы весь класс работал внимательно, осуждал тех, кто отвлекается, работает невнимательно и мешает работать другим.

11. Учитель должен обращать внимание на психическое состояние ребенка. Утомленному ребенку очень трудно сосредоточиться.

Наблюдения и опыты показывают, что к концу учебного дня увеличивается количество ошибок при выполнении работы, а также субъективно переживается состояние усталости: трудно сосредоточить внимание.

Эмоциональное возбуждение, вызванное причинами, посторонними для выполняемой работы, значительно ослабляет произвольное внимание человека.

12. Удержать произвольное внимание в течение урока ребенку трудно, поэтому постоянно привлекаются элементы непроизвольного внимания, используя наглядность, выделение нужных деталей ярким цветом, меняя интонацию и темп голоса, меняя формы работы и методические приемы, создавая игровые и соревновательные моменты.

13. Произвольное внимание выступает элементом самоконтроля. Этому способствует четкий порядок действий контроля, требование следовать этому порядку в школе и дома.

14. В развитии произвольного внимания ребенку помогают рассуждения вслух. Если школьника просить постоянно называть вслух то, что он должен держать в сфере своего внимания, то ребенок будет вполне в состоянии произвольно и в течение достаточно длительного времени удерживать свое внимание на тех или иных объектах или их деталях.

15. Большое влияние на внимание оказывают интересы и потребности учащихся. То, что их увлекает, связано с их интересами и потребностями, как бы само собой приковывает их внимание. В физиологическом плане это объясняется влиянием доминирующего очага возбуждения.

У младших школьников с ЗПР игра является ведущей деятельностью. К моменту обучения в 1 классе у них не развивается мотивация к обучению.

Поэтому одним из эффективных методов развития внимания, на наш взгляд, является игра. [9, с.69]

Рассмотрим игры, направленные на развитие произвольного внимания у младших школьников с ЗПР.

1 Игра «Найди отличия»

Оборудование: рисунок с изображением двух картинок, имеющих различия.

Ребёнку предлагается серия картинок, по две картинки на каждой карточке; в каждой картинке нужно найти пять отличий.

Инструкция: «Посмотри внимательно на эту карточку. На ней изображены две картинки, которые отличаются друг от друга различными деталями. Необходимо быстро найти все имеющиеся отличия».

2 Игра «Счёт с помехой»

Ребенок называет цифры от 1 до 20, одновременно записывая их на листе бумаги или доске в обратном порядке: произносит 1, пишет 20, произносит 2, пишет 19 и т.д. Подсчитывают время выполнения задания и число ошибок.

3 Игра «Всё помню»

Эту веселую игру можно провести вдвоем, втроем и даже вчетвером, состязаясь в умении запоминать слова в заданном порядке. За соблюдением этого условия следит судья, который по ходу игры ведет контрольный листок, записывая названные игроками слова. Слова подбираются на определенную тему, как, например, названия городов, названия растений или животных. Допустим, что тема игры - названия городов. Конечно, города лучше называть общеизвестные, их легче запомнить. Второй игрок, повторяя названный город, добавляет к нему название другого города: (Тула, Полтава)

4 Игра «Что изменилось?»

Играть лучше всего с несколькими детьми. Все становятся в одну шеренгу. Ведущий вызывает одного ребенка и предлагает запомнить внешний вид каждого участника игры. На это дается 2-3 минуты. После этого ребенок отворачивается или выходит за дверь. Оставшиеся участники игры вносят мелкие изменения в костюм или прическу: можно расстегнуть или застегнуть пуговицу, поменяться друг с другом местами, изменить прическу и т. д. Затем запоминавший должен назвать те изменения в костюмах товарищей, которые ему удалось заметить.

5 Игра «Ищем буквы»

Описание: Для проведения потребуются любые печатные тексты (книги, газеты), карандаши, ручки. Для достижения успеха это задание следует проводить по 5 минут в день.
Инструкция: В течении 5 минут нужно найти и зачеркнуть все встретившиеся буквы "А" (указывать можно любую букву): и маленькие и заглавные, и в названии текста, и в фамилии автора.
По мере овладения игрой правила усложняются: меняются отыскиваемые буквы, по-разному зачеркиваются и так далее; одновременно отыскиваются две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается; на одной строке буквы обводятся кружком, на другой отмечаются галочкой.
По итогам работы подсчитывается число пропусков и неправильно зачеркнутых букв. Показатель нормальной концентрации внимания - 4 и меньше пропусков. Больше 4 пропусков - слабая концентрация. [1, с.52]





















ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведённой работы мы добились поставленной цели: рассмотрели особенности развития внимания у младших школьников с ЗПР.

Решили поставленные задачи:

1) изучили психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;

2) дали характеристику внимания как познавательного процесса у младших школьников;

3) выделили особенности развития свойств внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития;

4) описали результаты изучения уровня развития произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития;

5) выделили методы развития произвольного внимания у младших школьников с задержкой психического развития.

Проведение диагностической работы в школе показало, что уровень развития произвольного внимания у большинства младших школьников с ЗПР достаточно низкий. В связи с этим только целенаправленная работа с ними повлияет на динамику развития их произвольного внимания. Для этого учитель начальных классов должен учитывать условия поддержания внимания у младших школьников и может использовать предложенные нами игры.













СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития : учеб. пособие. - М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2003.

2. Власова Т.А., Певзнер М.С.О детях с отклонениями в развитии. М., 1973

3. Дети с временной задержкой психического развития / Под ред.Т.А. Власовой, М.С. Певзнер.- М.: Педагогика,1971

4. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Г.А. Власовой В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной.- М.,1984

5. Лурия А.Р. Внимание и память. - М.,1975

6. Немов Р.С. Психология: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн./Р.С. Немов. - 4-е издание - М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2005.

7. Немов Р.С. Психология: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн./Р.С.Немов. - 5-е издание - М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2005.

8. Основы специальной психологии: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/ Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М.: «Академия»,2003.

9. Специальная педагогика: учеб. Пособие для студ.высш. учеб. заведений / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; Под ред. Н.М. Назаровой. - 4-е изд., стер. - М.: «Академия», 2005.


© 2010-2022